Развитие внимания, памяти
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

        Память в дошкольном возрасте непроизвольна. Это значит, что ребенок не ставит перед собой цель что-либо запомнить.      Запоминание происходит помимо его воли и сознания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pamyati_vnmaniya.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

            Консультация для воспитателей

«Развитие слухового, зрительного внимания и памяти»

(подготовила учитель – логопед Пономарева Ольга Николаевна)

Уважаемые коллеги, давайте вспомним, в чём основная особенность памяти дошкольников? Память в дошкольном возрасте непроизвольна. Это значит, что ребенок не ставит перед собой цель что-либо запомнить.      Запоминание происходит помимо его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок всегда лучше запомнит что-то яркое и необычное, привлекающее внимание; то, что произвело на него впечатление, что было интересно. Запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того.

Как же развивать память у детей?

Мы знаем, что развивать память у дошкольников можно с помощью разных методов и приемов. Но что именно создает мотивацию, что же такое делает ребенку запоминание близкой и понятной ребенку?

Давайте, прежде всего, вспомним те особенности дошкольников, на которые мы будем  опираться, развивая память и внимание. Особенности детей, которые нам помогут обеспечить процесс запоминания.

Особенности дошкольников, способствующие

развитию памяти и вниманию

1. Любознательность (удовлетворить детскую любознательность)

Как мы будем удовлетворять детскую любознательность? Вовлекать ребенка в активное освоение окружающего мира через игру, игровые упражнения.

«Всегда и везде вечная слава игре!» 

2. Эмоциональная память (эмоциональная вовлечённость)

Эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события. Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. Внимание ребенка будет сохраняться до тех пор, пока ребенка у ребенка будет интерес (эмоция) к воспринимаемому объекту.

Если на занятии для ребёнка интересны события, действия, образы. То это обязательно вызовет у него эмоциональный отклик. И вот тогда ребенок запомнит и словесный материал и его память запечатлит и определенные схемы, действия, правила.

И чем сильнее будет отклик, тем выше интерес к занятиям, тем лучше будет процесс запоминания.

3. Эмоциональное восприятие. Ребенок умеет сравнивать эмоциональные ощущения и умеет различать их, определять характер (приятно-неприяитно, спокойно, удивительно, грустно-весело, страшно).

4. Образ воспринимаемого материала опирается на жизненную, реальную ситуацию (если говорим о фруктах, ребенок скажет «Я люблю бананы, мама мне всегда покупает бананы»; если про обувь, то можем услышать «а я сегодня пришёл в новых ботинках».

Ребенок рассматривая картинку или предмет начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа.

Использование близкого окружения ребенка: кроме мамы и папы ещё любимые игрушки.

5. Интерес к рифме. Быстрое запоминание стихотворений (где звучность, ритмичность, совершенство форм), сказок, рассказов.

6. Личная рефлексия – ребенок осознает свои чувства, причины поведения, последствия поступков 

7.  Если это индивидуальная работа использовать интересы личности ребенка (лошадки, динозавры, насекомые).

При работе со звуками шипящими, свистящими.

Посмотри на летний луг, приглядись внимательно,

Ты поймешь, что жизнь вокруг очень занимательна.

И зеленая картинка сразу оживает:

Сел кузнечик на травинку, бабочка порхает,

Полосатый шмель гудит радостно и звучно…

Целый день здесь жизнь кипит, здесь совсем не скучно.

Вопросы ребенку:

Порхает кто? – бабочка, стрекочет кто? - кузнечик

Жалит кто? – пчелка, паутину кто плетет? – паучок

Кто ползет? – жучок

На процессы памяти очень влияет мотивация. Поэтому важно, то, какой мотив формируется у ребенка. Самым эффективным является мотив, связанный с внутренним желанием ребенка расти, развиваться, общаться, задавать вопросы и искать ответы, потому это очень интересно и приятно.     Если ребенок занимается, чтобы доставить удовольствие вам (не забывайте хвалить его и поддерживать), то постепенно он почувствует вкус таких занятий и будет стремиться к ним независимо от того, хвалят его или нет.

Для повышения интереса к занятиям есть очень эффективный прием, когда взрослый уступает ребенку роль учителя. Это не только необычно, но и полезно. Объясняя «ученику» задание, ребенок сам начинает лучше понимать смысл того, что он делает. Формируется функция контроля и самоконтроля.

Игры на развитие слухового и зрительного внимания,

                  памяти и фонематических представлений

Сейчас я вам покажу некоторые игровые упражнения, которые я использую в своей работе для развития памяти и внимания.

  1. Игра «Новогодний подарок»

На развитие памяти, внимания.

На Новый год ждут подарки не только дети, но и взрослые.

Каждый участник называет желаемый подарок к Новому году.

Другие припоминают какие подарки были названы участниками.


  1. Игра  «Покупки»

(использование необычного, интересного момента)

Эмоцию всегда вызовет у ребенка что-то яркое и необычное, привлекающее внимание. И это тоже он лучше запомнит.

Дашина мама пошла в магазин и купила дочке игрушки: мячик, куклу, кубики и совушку (а не «сова»). Скажи, какие игрушки мама принесла дочке?

  1. Игра «Запомни и назови»

Ёлка, снеговик, Дед Мороз, сова, птица, снежинка, шарик. Представить ребенку предметы, потом убрать. Участник должен вспомнить все предметы.

  1. Игра «Скороговорки»

Давайте разомнем наш язычок. «Идёт с косой козёл с козой»

                                                      «Цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла».

  1. Игра «Делай как я»

Игровое упражнение на запоминание чистоговорок и автоматизацию звука.

  • Данная игра развивает двигательную, зрительную и образную память.

Приглашаю 4 х участников.

  1. Движения рук и ног:  Л – ла-ла- ла – вот лопата и пила.

                                               С – са – са – прилетела к нам оса.

  1. Вращательные движения рук «Веревочка»: Р – ра- ра –ра; ар – ар – ар.
  2. Со – со – у меня есть колесо.

В таких упражнениях  работают и двигательная, и эмоциональная (доставляет удовольствие), и образная и словесно-логическая память. Поэтому они очень эффективны.

          7. Игра «Угадай, чей голос?»

Проверим, у кого хорошо развит фонематический слух.

Эта игра проводится в группе нескольких детей. Выбирается участник, который подходит к ведущему, повернувшись спиной к другим.

 Ведущий указывает на любого человека и дает ему лист со стишком, а тот в свою очередь читает его. Выбранный участник на слух должен отгадать, кто прочитал.

                8. Игра «Узнай правильное слово»

(развитие фонематических представлений)

Очень интересна детям игра для развития слухового внимания и фонематических представлений «Узнай правильное слово».

Для этой игры приглашаю двух участников.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай правильное слово».

  • Слушай, слушай, не зевай!

Правильное слово узнавай

Я вам буду называть самые разные слова, а вы должны громко хлопнуть в ладоши, когда услышите правильное слово. А если слово я произнесу неправильно, то вы помотаете головой. Готовы?

Замолёт, салолёт, шамолет самолёт.

Драмвай, трамваль, транвай, трамвай

(игроки специально хлопают, когда услышат слово «транвай»).

      Панам, баман,  банам, ваван, даван, баван, ванан, банан.

                                  9. Игра «Умные мячики»

(развитие зрительной, слуховой, двигательной, ассоциативной памяти)

Для детей всегда интересны игры с мячом.

  • Ребята, мы вчера познакомились с твердым звуком С и мягким звуком Сь. Давайте припомним слова с  этими звуками. А помогут на «Умные мячики».

Итак,  игра «Умные мячики». Если к вам летит синий мяч вы называете слово с каким звуком? Правильно со звуком С. А если зеленый, то с мягким звуком Сь.

                               10. Игра «Эстафета»

(запоминание длинных и коротких слов)

Приглашаю 6 участников.

  • Две команды детей строятся в 2 шеренги.

Впередистоящие дети с флажками. Ведущий дает задание называть длинные слова. Первый ребенок называет длинное слово и передаёт флажок сзадистоящему ребенку.

Выигрывает та команда, которая не допустила ошибок и в которой первый ребенок оказывается опять впереди шеренги. Учитываются и названные самые длинные слова. То же с короткими словами.

                  11. Игра «Кто больше назовет слов»

          (усвоение твердого согласного звука П)

Ребята!

Мы найдем слова везде! И на небе, и в воде.

На полу, на потолке, на носу и на руке.

Давайте сначала подберем слова со звуком П «на полу»: палас, плинтус, паркет, половица. Теперь «на потолке»: лампа, паутина, побелка, плафон, плинтус, плита.

12. Игра «Подбери подходящее слово»

(развитие ассоциативной памяти)

  • Для хорошей памяти необходимо развивать ассоциативное мышление.

 А сейчас игра для вас, в ней проверим мы сейчас

 Ваше умение включить ассоциативное мышление.

Я буду называть слова, а вы должны подобрать другие, подходящие по смыслу слова. Зима – снегопад, школа – ученик, море – песок, праздник – подарок; детский сад, театр – зритель, цирк – клоун, шапка – шарф; музей – картина, ваза – цветок; пчела – мед; будка – собака; сковорода – блины.

              13. Игра «Новогодний подарок детям»

Следующую игру вы все хорошо знаете. Это своего рода тренировка, помогает развивать объем памяти.

  • А сейчас игра другая, подарки приготовим детям.

Это даже не упражнение, а, скорее, веселая игра на развитие слуховой памяти. Чем больше игроков захочет поучаствовать, тем лучше.

 «Я положила в подарок шоколад», «Я  положила в подарок шоколад, конфеты», «Я положила в подарок шоколад, конфеты, мандарины».

                                   


                              14. Игра «Угадай слово»

На развитие зрительной, слуховой памяти.

Я задумала слова, которые начинаются на слог ЛУ. Дети: Луша, лупа, лунка. Теперь на слог СА. Дети: санки, Саня, самокат, сайка, самолёт.

                                15. Игра «Киндер - сюрприз»

Данная игра очень эффективна. Развивает зрительную и образную память.

Ребенок вначале открывает яйца и вместе с педагогом изучает, что находится внутри яйца. Называет фигуру, цвет. После этого яйца опять закрываются. Ребенку дается задание: « Найди яйцо с фиолетовой звёздочкой».

                                16. Игра «Парные слова»

Я вам прочту парные слова, а вы внимательно прослушаете. Затем я буду называть первое существительное, а вы будете называть второе существительное.

Корабль – якорь

Машина – руль

Самолет – шасси

Вертолет – пропеллер

Велосипед – педали

Поезд – стоп кран

Трактор – борона

Ракета – иллюминатор

Мотоцикл – бензобак

Самосвал – фары

                         

                       17. Игра «Веселая стирка»

Развитие зрительной памяти.

Представьте, что хозяйка решила постирать белье. Нам нужно повесить его сушить (на наборном полотне выставляются карточки со схематическим изображением разного белья). Затем наборное полотно закрывается, а дети «снимают белье» только то, что запомнили.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры – помощники, для развития внимания, памяти, мышления.

В материале описаны виды памяти, их развитие и подборка игр....

Игры на развитие внимания, памяти, быстроты реакции.

На игровом поле (столе) разложены картинки с изображениями сказочных и мультипликационных героев знакомые детям.Рассматриваем героев, называем их и вспоминаем в каких сказках или мультфильмах они встр...

Использование метода мнемотехники для развития внимания, памяти и мышления у детей с ОНР

В последнее время все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта - общим недоразвитием речи на фоне дизартрии. Дизартрия связана с органическим поражением центральной и периферическо...

памятка для родителей "Развитие внимание, памяти, мышления посредством развивающих игр"

Пямятка для родителей содержит информационный материал о развитии познавательной сферы дошкольника, упражнения для занятий с детьми в домашних условиях, дан список настольных игр....

Упражнения для развития внимания, памяти и мышления ребенка

Материал содержит краткую информацию особенностей развития внимания, памяти и мышления детей, а так же ряд развивающих игр и упражнений....