Презентация проектной деятельности в средней логопедической группе № 17 « Умелые пальчики».
проект по логопедии (средняя группа)

Муниципальное Бюджетное Дошкольное  Образовательное учреждение « Центр Развития ребенка – детский сад № 15 Семицветик»

 

 

Презентация проектной деятельности в средней логопедической  группе № 17 « Умелые пальчики».

 

Цель проекта: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики.

Использованая литература:

Список литературы

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению ФФН речи у детей.

2. Цвынтарный В. В. «Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем» М., 2004

3. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками: мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Генинг М. Г., Герман Н. А.Обучение дошкольников правильной речи: Пособие для воспитателей детских садов.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.

6. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед. – 2010. №1.

7. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.

8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф, 2005.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное  Учреждение «Центр Развития Ребенка
детский сад№15 Семицветик»

                           

                                Проект в средней логопедической группе

                                      по теме :    Умелые пальчики"

                                                        Подготовила: учитель-логопед Кочкина И.А.

                                    г.Озерск 2018

 Содержание:

1 Пояснительная записка. Актуальность...........................................3

2Цель......................................................................................................4

3 Продолжительность.........................................................................4

4 Состав участников проекта.............................................................4

5Продукт проекта.................................................................................4

6 проблемная ситуация..........................................................................5

7 Задачи проекта....................................................................................5

8Предпологаемый результат..................................................................6

9 Средства и оборудование:....................................................................6

10 Используемая литература...............................................................6

11 Этапы проекта....................................................................................7

12 Перспективный план по проекту.....................................................8

13 Выводы..............................................................................................10

14 Приложения......................................................................................10

Пояснительная записка. Актуальность 

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

     Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас  малыша.

    Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

    Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

      Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов  обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.

  Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

     Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

         На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

 

     Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

 

В последнее время отмечается тенденция на увеличение количества детей с речевыми нарушениями различной степени тяжести. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволяет улучшить и ускорить речевое развитие у детей дошкольного возраста, совершенствовать звуковую культуру речи, расширить словарный запас.

Совместная деятельность педагогов и родителей по развитию мелкой моторики детей будет более эффективна, если реализуются следующие условия:

- переход родителей от пассивных наблюдателей над работой к активному участию и сотрудничеству;

- правильное формирование педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики у детей;

- создание комфортной среды для развития ребёнка посредством совместной, согласованной работы между семьёй и ДОУ.

Цель проекта формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики.

Тип проекта: информационно-творческий

Продолжительность проекта:долгосрочный (3 месяца).

Состав участников проекта: дети средней логопедической группы (4–5 лет), воспитатели, родители, учитель-логопед, педагог психолог.

Продукт проекта: картотеки: пальчиковых игр, игр на развитие мелкой моторики, игр с использованием нестандартного оборудования; папка — передвижка «Какую роль играют пальцы рук в развитии речи детей»; выставка работ родителей «Веселые игры – для красивой речи», пособия для развитие мелкой моторики.

Проблема проекта: Дети очень любят играть. Но не все игры могут быть доступными и лёгкими. Когда в игру включаются пальчики, многие дети не могут выполнить элементарные движения. Отсюда и возникли вопросы: — Почему не попасть в дырочку у ботинка? — Почему у Вас получается «пришить» орешек к белочке, а у меня нет? — Как заплести косу у гусеницы? — Как завязать бантик на голове у гусеницы? Что же делать? Как развить у детей навыки ручной умелости? Для развития мелкой моторики необходимы игры, которые помогут стать детским пальчикам ловкими и умелыми.

Задачи проекта:

Коррекционно - образовательные задачи:

- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

- закрепление проговаривания стихов одновременно с движением пальцев рук;

- ознакомление родителей о пользе развития мелкой моторики рук и  артикуляционного аппарата в развитии речи;

Коррекционно – развивающие задачи:

- обогащать словарный запас, связную речь.

- развитие коррекционной и мелкой моторики;

- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения

- развитие тактильной чувствительности рук;

- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

- развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности;

- упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения рук пальцев;

- совершенствование двигательной памяти;

- развитие речемыслительной деятельности;

- развитие мимической мускулатуры;

- развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Коррекционно – воспитательные задачи:

- создание положительного эмоционального фона;

- воспитание усидчивости, доводить начатое дело до конца;

- формирование дружеских взаимоотношений;

- воспитание внимания к обращенной речи;

- развитие чувства уверенности в себе;

- формирование умения радоваться, достигая цели;

- формирование коммуникативных навыков;

- поддержание интереса у родителей к взаимодействию со специалистами и воспитателями в развитии и воспитании детей;

- формирование интереса у родителей к общению с детьми и созданию с ними тренажеров из подручных средств.

Образовательные области:все (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.)

Предполагаемые результаты:

общий:

- формирование дружеских взаимоотношений;

для детей:

- развитие индивидуальных особенностей и физической активности детей, через включение различных пальчиковых игр в повседневные занятия детей;

- развитие речи детей, обогащение словаря;

- повышение интереса к играм, направленным на развитие моторики;

- динамика развития мелкой моторики, психических процессов;

для родителей:

- активное участие родителей в совместной деятельности;

- повышение компетентности родителей в вопросах развития ребенка;

для педагогов:

- профессиональный рост педагогов;

- наработка опыта во взаимодействии воспитателей и специалистов;

- пополнение предметно-развивающей среды;

Интеграция образовательных областей ;познавательно – игровая, творческая.

Средства и оборудование:

технические:ноутбук, проектор.

методические: Наглядные пособия

организационные:столы, стулья,спортивные принадлежности, карандаши, яйца «Киндер-сюрприз», картон, бумага, клей, кисточки, ножницы, крупа, одноразовые тарелки, пластилин.

 Использованая литература:

Список литературы

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению ФФН речи у детей.

2. Цвынтарный В. В. «Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем» М., 2004

3. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками: мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Генинг М. Г., Герман Н. А.Обучение дошкольников правильной речи: Пособие для воспитателей детских садов.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.

6. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед. – 2010. №1.

7. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.

8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф, 2005.

Этапы проекта " Умелые пальчики" в средней логопедической группе

I этап – организационно-подготовительный

Цель: разработка проекта и планирование необходимой работы.

Содержание:

-Постановка цели и задач проекта;

-Разработка плана проекта;

-Разработка диагностического инструментария;

-Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики рук детей;

-Подбор и изготовление оборудования для реализации проекта;

-Разработка конспектов мероприятий проекта;

-Изготовление папок-передвижек для родителей;

II этап –практический

Цель: проведение мероприятий по укреплению мелкой моторики рук дошкольников.

Содержание:

-Проведение групповых и подгрупповых мероприятий с детьми;

-Проведение консультаций для воспитателей по укреплению мелкой моторики рук детей;

- С родителями проведено родительское собрание, были рассказаны цели и задачи проекта, рассказано о взаимосвязи между мелкой моторикой и связной речью детей.

-была сделана и отправлена на конкурс коллективная открытка на тему «9 мая».

-Родители были активно включены в создание условий в  группе для развития мелкой моторики, изготовлены предметно- развивающие пособия.

III этап – заключительный

Цель: подведение итогов проекта и определение его результативности.

Содержание:

-Проведение диагностики развития мелкой моторики рук детей;

-Подведение итогов проекта и постановка выводов.

-Презентация проекта педагогическому коллективу ДОУ.

Перспективное планирование работы с родителями:

1 Мастер-класс «Развитие мелкой моторики с помощью нестандартного оборудования».

2 Консультация «Какую роль играют пальцы рук в развитии речи детей

3« Развиваем мелкую моторику

4Папки-передвижки

-«Учим ребенка завязывать шнурки»;

-«6 способов, как научить ребенка правильно держать ручку или карандаш»;

-«Ум на кончиках пальцев».

Перспективное планирование работы с воспитателями:

  1. Консультация «Развитие мелкой моторики у детей различными приемами»
  2. Картотека пальчиковых игр.
  3. Картотека игр с су-джок шариком и кольцами.
  4. Картотека кинезиологических упражнений

Перспективно-тематическое планирование работы с детьми:

Неделя

Тема

Задачи

Март 2018

«Забавные шнурочки»

Учить детей правильно держать кончики шнурков, продевать шнурки в отверстия, делать это быстро.

«Веселые бантики»

Учить детей крепко держать кончики шнурков, быстро шнуровать ботинки и завязывать узелок и бантик.

«Цветные картинки»

Закреплять у детей умение держать правильно карандаш, в заданном направлении раскрашивать рисунок.

Формировать у детей умение правильно держать карандаш.

«Неведомые дорожки»

Учить детей, правильно держа карандаш, рисовать графические дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.

Апрель  

тренажеры «Волшебные карандаши

Учить детей самомассажу нестандартным оборудованием

«Умелые ножнички»

Учить детей правильно, крепко держать ножницы, резать по прямой и извилистой линии, при этом быстро совершать движения пальцами.

«Сказочные коврики»

Совершенствовать умение детей правильно, крепко держать ножницы, резать по прямой и извилистой линии, при этом быстро совершать движения пальцами.

«Веселые человечки»

Совершенствовать умение детей правильно, крепко держать ножницы, резать по прямой и извилистой линии, при этом быстро совершать движения пальцами.

Выложи узор в тарелочке

Цель: научить составлять узор на круге, равномерно прикрепляя семена на пластилин.

 Тренажер для дыхательных упражнений "Живые рыбки"

Научить детей правильно дышать через нос, рот, и при дыхании выполнять различные упражнения.

Веселые дорожки

развитие координации движений кистей и пальцев рук

Выводы:

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результатом этой работы будет проявление интереса детей к различным видам деятельности.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».

Поэтому нужно стараться предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учить тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Приложения:  конспект Мастер -класса для родителей на тему " Развитие мелкой моторики с помощью нестандартного оборудования".

Картотека игр на развитие мелкой моторики рук.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка завязывать шнурки»

Консультация для родителей:

"6 способов, как научить ребёнка правильно держать карандаш"

Консультация для родителецй: "Ум на кончиках пальцев"



Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию мелкой моторики

Цели:

-стимулирование речевой активности детей, развитие речи;

-развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;

-развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;

-подготовка кисти руки к письму;

-развитие сенсомоторной координации рук;

-влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);

-формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)

-развитие        пространственного        ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

-развитие внимания, восприятия, мышления;

-развитие творческих способностей.

Игры с карандашом.

Оборудование: карандаш

  1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
  2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

Работа с резинкой

Оборудование: резинка, коробка

1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).

2. «Гусли». На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях».

Волшебный мешочек.

Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

Цель:        В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,

память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

Игры с шариками.

Оборудование: разнообразные шарики

1 .Попасть шариком в цель (в игрушку).

  1. Прокатить шарик по столу:        подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
  2. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.
  3. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

Игры с бусинками.

Оборудование: бусинки, ниточки

  1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
  2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.
  3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
  4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

Игры со шнурками.

  1. Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:
  • перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
  • «прошагать» по лесенке из шнурка;
  1. «Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.
  1. Различные шнуровки.
  1. Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».

Игры со счётными палочками.

Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

  1. Выкладывание геометрических фигур.
  2. Составление узоров.
  3. Выкладывание предметов.

Игры по развитию тактильной памяти.

Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.

Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью

Мех

Наждачная бумага

Байка (фланель)

Капли воска

Верёвка зигзагами

Целые палочки

Поломанные палочки

Бархат

Вельвет

Фольга

Целлофан

1 .«что на что похоже»

Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.

  1. « Кто какой на ощупь»

Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.

  1. «Улетай, горе»

Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.

Игры с прищепками.

Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.

Цель:   1.Развитие мелкой моторики.

  1. формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
  2. развитие чувства ритма;
  3. развитие конструктивного мышления;
  4. формирование положительного настроя на работу.

Работа с мозаикой

Оборудование: мозаика различных видов, образцы
выкладываемых фигур.

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

Макароны, горох, фасоль,
разные семечки.

  1. «Золушка»: насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Усложненный вариант:        попросите ребенка брать

горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

  1. Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.
  2. «Месим тесто». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.

4."Кто больше соберет фасоли?" — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.

  1. «Бусы для любимой бабушки.» Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок.
  2. «Покорми Куклу». Под пробкой-шапочкой нарисована

смешная рожица, а вместо рта - отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем). Предложите ребенку:        "Давай

покормим куклу макаронами!" Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.

Найди приз!

Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).

Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики.

Пуговицы

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

  1. «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.
  2. «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.
  1. Цель: Игра развивает внимание, восприятие.
  • Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
  • Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью
  1. Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.

 Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.

  1. Игра "Пуговица ".

Цель: развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Используемая литература:

 Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2010. - №8. - С. 62-65.

Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009. - 143 с.

Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 165 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение "Центр развития ребенка" детский сад № 15

Мастер-класс для родителей

«Использование нестандартного оборудования для  развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

                 

  Выполнил: учитель-логопед Кочкина И.А

Мастер-класс

Тема: «Использование нестандартного оборудования для развития  мелкой моторики детей дошкольного возраста»

Актуальность: В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Предлагаемое нестандартное оборудование способствует не только развитию мелкой моторики ребенка, но  образному мышлению, восприятию, координации движений в целом.

Участники: Мастер-класс для  родителей детей средней группы № 17

Цель мастер-класса: Расширение представлений участников мастер класса об использовании нестандартного оборудования для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Раскрыть актуальность темы.

2.  Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

3.  Поделиться с родителями  своими разработками по этой теме.

4. Развивать творческий потенциал участников мастер-класса.

Ход проведения мастер – класса:

Представление.

- Здравствуйте, уважаемые родители!

        Я хочу сегодня затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх.

        Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. 

        Учёные придают большое значение так называемым мышечным ощущениям руки и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Доказано, что тонкие движения пальцев рук стимулируют развитие речи малышей. Во время игры с пальчиками возникает доверительный и эмоционально тёплый контакт родителей и ребёнка.  

                Предлагаемое нестандартное оборудование способствует не только развитию мелкой моторики ребенка, но  образному мышлению, восприятию, координации движений в целом.

        С одним  оборудованием мы познакомимся теоретически, а с другим практически.

Одним из материалов, который я применяю в своей практике, это крупа.

Игра №1  Игры  с крупой

Цель: развитие мелкой моторики, чувственного восприятия, фантазии и воображения.

Оборудование: контейнер, крупа (рис, гречка, манка, пшеничка, пшёнка, ячневая крупа); бобовые (горох, фасоль); макароны; орехи; Ситечко для просеивания; мелкие игрушки, монетки, камешки, пуговицы, игрушки от киндер-сюрпризов; набор мерных ложечек.

Ищем клад

В большую емкость насыпаем крупу (манку, гречку, ячневую крупу, перловку, пшеничку и т.д.) и бросаем туда мелкие игрушки из киндер сюрпризов, пуговицы, монетки или любые другие мелкие предметы.

Далее просим ребенка отыскать клад и сложить его  в специальный сундук для сокровищ (любая коробочка или мисочка). Вначале стоит показать малышу, как это нужно делать, а потом отпустить в свободное плавание. При первом и последующих успехах ребенка обязательно его хвалить!

Искать клад можно и с помощью маленького ситечка, ложечки или пальчиками.

Сеем — посеем

Насыпаем в емкость манку и несколько (десять – двадцать крупинок) гречки, макарон или риса.

Просим малыша с помощью сита просеять всю манку и найти гречку.

Юный сортировщик

Сортируем макароны и фасоль.

Для этого насыпаем в большую емкость несколько видов макарон и бобовых, а затем просим малыша их отсортировать и разложить в отдельные коробочки.

Количество видов макарон и бобовых зависит от возраста ребенка. Для самых маленьких подойдут всего два вида: макароны и фасоль.

Сыпучее занятие

Пересыпать крупу из одной емкости в другую. Например, располагаем перед ребенком две емкости: одну полную гречки, а другую – пустую. Просим его с помощью ложечки пересыпать крупу из одной чашки в другую.

Массаж рук разными материалами, так же развивает мелкую моторику (бигуди, карандаш, ролик, палочки)

А вас я хочу поближе познакомить с техникой Су-Джок

Игра №2 "Массажные шарики - су джок"

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование: Су - Джок шарик - массажёр.

Ход игры: СКАЗКА «Ежик на прогулке»

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку(улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять, 

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец) 

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

Игра №3 "Игры с пинцетом"

Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.

Оборудование: пинцет, 4 тарелочки  желтого, красного, зелёного и синего цвета, кубики нарезанные из губки для мытья посуды 4-х цветов.

Ход игры: детям необходимо с помощью пинцета разложить кубики в соответствии с цветом тарелки.

Игра №4 "Термомозаика"

Цель: развитие мелкой моторики, аккуратности, усидчивости, точности движений, закрепить знание цветов.

Оборудование: термомозаика, пинцет, (утюг для воспитателя, калька)

Ход игры: Выложить рисунок на основе, с помощью пинцета. После чего воспитатель (родитель), проглаживает утюгом через кальку. Термомозаика - замечательное развлечение для детей и взрослых. Набирая из разноцветных маленьких фишек-бусинок яркие картинки, можно создать новые детские игрушки или затейливые украшения интерьера.

Игра №5 "Накорми животное"

Цель:  развитие мелкой моторики и точности движений.

Оборудование: картонная коробка с наклеенным рисунком кошки или собачки, около рта сделать небольшое отверстие; бумажные  рыбки, косточки.

Ход игры: Дети кормят животное бросая бумажные рыбки и косточки.

Игра № 6 "Сюрпризики"

Цель: развитие мелкой моторики.

Оборудование: мелкие игрушки, яйцо от киндер-сюрприза, разные фантики, бумага, пакетики.

Ход игры: Взрослый запаковывает игрушку в киндер-сюрприз,  фантики, различную бумагу, пакетики. Ребёнку необходимо самому всё открыть и получить долгожданный приз.

Игра №7 "Цветные камушки"

Цель: развивать точность движений, творческое воображение.

Оборудование: цветные камни, картон, схемы выкладывания.

Ход игры: Сначала предложить детям работать по простым схемам (выложить по прямой, по спирали и т.д), затем выложить рисунок по желанию.

Игра № 8"Цветные резиночки"

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление цветов. Учить работать по схеме.

Оборудование: небольшие цветные резинки для волос, схемы нанизывания резинок.

Ход игры: Для начала дети учатся одевать резинки на свои пальчики в произвольном расположении. Затем можно предложить работу по схеме.

Игра №9 "Гелиевые шарики"

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений.

Оборудование: гелиевые шарики, которые набухают в воде; ёмкость для шариков, мелкие предметы, ложка, тарелка.

Ход игры: Для того чтобы начать играть с гелиевыми шариками, их необходимо замочить в воде, для того, чтобы они набухли. Как только шарики увеличились в размере, можно поиграть в игру "Найди клад"(ребёнок ищет его руками), перекладывание шариков в другую ёмкость с помощью ложки. 

Спасибо за внимание, желаю вам творческих успехов!!!

Используемая литература:

1.Зажигина О. «Игры с использованием нестандартного оборудования» С.- Пб.,2012

2.Краузе Е. «Логопедия» С.- Пб.,2010

3.Новиковская О.А. «Академия развивающих игр» М.,С.- Пб.,2009

4.Филичева Т.Б «Основы дошкольной логопедии» М.,2015



Предварительный просмотр:

Конспект на тему :

 мастер – класса детей по изготовлению нестандартного оборудования «Веселые карандаши»

Цель: Развитие мелкой моторики нестандартным оборудованием. оборудования «Веселые карандаши».

Задачи:

- познакомить детей  с одним из способов изготовления нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук, массажа стоп, спины, для релаксации, активизировать познавательную деятельность участников мастер – класса через нетрадиционные формы работы;

- вызвать у детей интерес и желание использовать полученные в процессе мастер – класса знания и навыки

- обобщить знания о роли психического и физического здоровья в развитии ребенка.

Оборудование: карандаши, капсула от киндер-сюрприза, ножницы, гофрированная бумага зеленого и желтого цвета (15 см, обрезки бумаги самоклейки белого, синего и красного цвета.

Продолжительность: 40 минут.

Участники: дети, воспитатели, учитель-логопед

Форма проведения: мастер класс в форме круглого стола.

Продуктом мастер-класса можно будет считать изготовления оборудования «Веселый карандаш», а также обыгрывание изготовленного материала.

План проведения мастер-класса:

. Представление технологии воспитателем и инструктором по физической культуре.

Совместное изготовление пособия.

Практическое занятие с изготовленным пособием «Веселый карандаш» 5.     Заключительный этап, подведение итогов и чаяпитие.

Место проведения: группа.

Ход:

Логопед - Здравствуйте, ребята!

«Заходя в детский сад улыбнитесь!

Занесите искорку добра!

В мир фантазий детей окунитесь!

В нем так много уюта и тепла!»

- Наша встреча посвящена очень важной теме «Изготовление нестандартного оборудования из использованных вещей

Логопед Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Оно объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.

При изготовлении пособий необходимо соблюдать инструкцию:

1. пособие должно быть эстетичным;

2. не травмоопасным;

3. легко подвергаться санитарной обработке.

Сегодня я хочу вас познакомить с нестандартным оборудованием «Веселый карандаш».

- Спортивное оборудование, которое мы с вами сегодня изготовим, вы можете использовать, а так же воспитатель в детском саду использует, чтобы развивать у детей мелкую моторику рук, осуществлять массаж рук, стоп, спины, проводить пальчиковую, дыхательную гимнастику, утреннюю и бодрящую гимнастику, зрительную гимнастику, а так же для релаксации.

Содержание и оборудование: Для того, чтобы изготовить нам понадобиться: карандаши, капсула от киндер-сюрприза, ножницы, гофрированная бумага зеленого и желтого цвета (15 см, обрезки бумаги самоклейки белого, синего и красного цвета.

Процесс изготовления:

1. Сделать в киндер-сюрпризе ножницами отверстие сверху и снизу.

2. Нарезать гофрированную бумагу с одной стороны и свернуть ее метелочкой.

3. Вставить метелочку из гофрированной бумаги в одно из отверстий киндер-сюрприза.

4. Вырезать из бумаги самоклейки глаза и рот, приклеить их на капсулу киндер-сюрприза.

5. Вставить карандаш тупым концом в свободное отверстие капсулы киндер-сюрприза.

6. Показать готовое изделие «Веселый карандаш».

- С данным оборудованием, можно провести пальчиковую гимнастику, например, мы с вами попробуем:

1. «Веселый карандаш»

Карандаш в руках катаю,

между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

быть послушным научу.

2. 1 упражнение

Карандаш, в руках катаем и ладошки согреваем.

Зажать пособие между ладонями и прокатывать его между соединенными ладонями.

3. 2 упражнение

Карандаш я подержу, в гости к пальчику приду.

Передача пособия каждому пальчику поочередно из правой руки в левую.

Сжать пособие большим пальцем правой руки и передать большому пальцу левой руки и т. д.

Хочу отметить, что данные упражнения способствуют не только развитию мелкой мускулатуры рук, но и способствую развитию координации движений, развитию речи ребенка, т. к. на кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые мы с помощью данных упражнений.

Упражнения корригирующей гимнастики для глаз с использованием нестандартного оборудования «Веселый карандаш»:

1 упражнение И. п. - взять предмет правой рукой за низ карандаша и расположить на уровне глаз на расстоянии 45 см. Двигать пособие в медленном темпе вправо, влево и следить глазами за ним не поворачивая головы.

2 упражнение И. п. – то же самое. Двигать пособием в медленном темпе вверх, вниз и следить за ним глазами не поворачивая головы.

3 упражнение И. п. – то же самое. Двигать пособием в медленном темпе по кругу и следить за ним глазами не поворачивая головы.

4 упражнение И. п. – то же самое. В течение 3 секунд смотрите на пособие, а затем перенесите взгляд на любую точку в пространство за ним. Задержите там взгляд на 3 секунды и верните взгляд обратно на пособие. Сделайте это несколько раз.

Все сегодня очень старались, молодцы



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как научить ребёнка завязывать шнурки»

Дошкольников сложно научить завязывать шнурки. Особенно сложно научить тех детей, у которых слабо развита мелкая моторика рук. Но учить надо.

Сначала надо уделить внимание умению ребёнка различать, где левый ботинок, а где правый, использовать при этом приём «Ботинки поссорились. Ботинки помирились».

На первом этапе во время обучения завязыванию шнурков ребёнок может просто наблюдать за взрослым, как это делает он. Взрослый при этом может комментировать свои действия, продевать шнурки сквозь отверстия и завязывать их, не спеша.

На втором этапе обучении надо показывать ребёнку приёмы завязывания шнурков так, чтобы он сидел не напротив, а рядом и следил за вашими движениями. Так удобнее будет ему повторять действия по показу взрослого. Можно использовать при этом стихи, потешки, чтобы развивать у ребёнка желание обувать ноги, проявлять самостоятельность во время самообслуживания.

Во время обучения завязыванию шнурков лучше выбрать толстые шнурки, чтобы их было легче удерживать в руках. Шнурки также не должны быть длинными, чтобы не путались.

Во время обучения ребёнка завязывать шнурки можно использовать игры-шнуровки, которые помогут развить у ребёнка навык вдевания шнурков в отверстия, протягивания сквозь них, завязывания бантиков. Такие игры можно приобрести в магазине, а также сделать своими руками из подручных материалов.

Как правильно завязывать бантик можно показать ребёнку с помощью пояса. Пояс надо надеть на ребёнка и медленно показать способ завязывания. Затем предложить ребёнку повторить этот приём.

Во время обучения завязыванию бантика можно придумать какую-нибудь интересную историю.

Например:

Жил-был зайчик, у него было два длинных уха /при этом надо сделать две петли/

Зайчик сидел под деревом, вдруг увидел лису, он спрятался за дерево и притаился, ушки опустил /при этом наложить одну петлю на другую/

А затем юркнул в кусты /при этом надо обернуть петлю вокруг другой и потянуть/

Процесс обучения завязыванию шнурков очень сложный. Будьте спокойны, наберитесь терпения и ни в коем случае не кричите на ребёнка, если у него не сразу всё получится.

Терпение и труд всё перетрут.

Обязательно хвалите ребёнка за любые успехи, чтобы желание учиться завязывать шнурки у него не пропало

Используемая литература: 

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.

Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф, 2005.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

6 способов, как научить ребёнка правильно держать карандаш

Не все родители знают, какая методика является наиболее эффективной в деле обучения деток оптимальному захватыванию пишущих аксессуаров. Специалисты выделяют несколько простых способов, которые отличаются универсальностью (подходят для всех детей) и эффективностью (действуют практически в 100 % случаев).

Родителям осталось лишь выбрать самую подходящую методику и начать обучающий процесс.

Захват пинцетом

Чтобы приучить малыша правильно ухватывать пишущий предмет в руку, необходимо воспользоваться пинцетной «хваткой». Это один из самых несложных и наглядных методик удержания карандашей.

Гладкий предмет ставят грифельным концом вниз перпендикулярно столешнице. Ребёнок захватывает верхнюю часть тремя рабочими пальчиками, после чего двигает их книзу, пока они не примут оптимальную позицию, которая требуется при письме.

Салфеточный метод

Чтобы детские пальцы смогли принять правильное положение, необходимо заранее запастись половинкой салфетки и карандашом. Бумажный аксессуар нужно сложить в 4 раза, после чего малыш прижимает его к ладони мизинчиком и безымянным пальцем.

Работающие при письме пальцы ребёнок выпрямляет и берёт ими карандаш так, как было описано выше. «Лишние» пальчики теперь не помешают малышу правильно захватывать пишущий предмет.

Дартс

Ребёнку в 5 или 6 лет можно предложить метать дротики, чтобы обрести правильно поставленный захват. Оказывается, дартс не просто увлекательная игра, но и своеобразный тренажёр, помогающий понять принцип удерживания письменной принадлежности.

Трёхпальцевый метод держания дротиков аналогичен захвату карандаша или ручки. Поэтому всякий раз, когда ребёнок усаживается за пропись или тетрадку, напоминайте, что письменный предмет нужно брать, как игровую принадлежность.

Мелки

Предварительно пастель необходимо разломать на кусочки, длина которых не превышает трёх сантиметров.

Такие небольшие мелки дети не смогут спрятать в кулаке, поэтому им придётся удерживать пастель исключительно тремя пальцами.

Позанимавшись с мелом, ребёнок без проблем сможет перейти на более взрослые пишущие аксессуары.

Метка на пальчике

Если малыш всё равно не понимает, как правильно держать обычную ручку, следует воспользоваться простейшей методикой, которая предполагает рисование точки на том месте среднего пальца, где должен лежать карандаш.

Аналогичную пометку (или плюс, черту) необходимо поставить на письменной принадлежности, отступив полтора сантиметра от острия грифеля. Ребёнку объясняется, что эти две точки должны совпасть для получения идеального захвата.

«Баю-бай», ручка

Правильно удерживать карандаш или ручку совсем маленькому ребёнку поможет интересный игровой метод, при этом совсем неважно, правый или левый захват предпочитает малыш

Крохе рассказывают, что карандашик устал и хочет спать, ему нужно помочь лечь в «кровать». Под его голову кладут «подушку», а поверх накрывают «одеяльцем».

Поясняем: «кровать» – средний пальчик, «подушка» – указательный, «одеяльце» – большой. Можно даже сочинить сказочную историю про карандашик и пальцы.

Обучение с применением специальных средств

Обучить ребенка как держать ручку при письме возможно и с помощью некоторых подручных или специальных средств. К подручным средствам можно отнести бумажную салфетку, либо носовой платок. Данное простое приспособление необходимо сложить в несколько раз и прижать к ладони безымянным пальцем и мизинцем. Затем свободными тремя пальцами следует произвести обхват ручки. Пальцы без труда сделают это правильным образом.

Правильное расположение пальцев на ручке можно формировать и при игре в детский дартс с дротиками на липучках или с магнитным концом. Обхват дротика пальцами идентичен обхвату ручки, поэтому перед тем как практиковаться правильно держать ручку полезно будет поиграть с ребенком в эту интересную игру. Дартс, тем самым, выступает в роли обучающего упражнения.

Не лишним будет приобрести в магазине и ручку-самоучку. Данное устройство имеет специальные углубления, благодаря которым расположить пальцы неправильным образом будет попросту невозможно. В магазинах можно отыскать и особые трехгранные карандаши, которые также значительно облегчают процесс обучения.

Обучить ребенка правильно держать в руке карандаш можно с помощью мелков масляной пастели. Для этого необходимо взять мелок и аккуратно разломать его на части так, чтобы каждый кусок был размером не более 3 см. Мелок такой длины при рисовании просто невозможно держать в кулаке, поэтому ребенок будет вынужден брать его исключительно пальцами. Порисовав так несколько недель, обучаемый привыкнет держать рисовальные принадлежности соответствующим образом. Тогда уже можно будет мелок заменить карандашом.

Почему возникают ошибки

Ситуация, когда ребенок неправильно держит ручку, карандашики, фломастеры во время письменных работ, достаточно распространена. Откуда же берётся подобная проблема? Эта привычка формируется в самом раннем возрасте, ещё задолго до поступления в школу.

Всё может начаться с того периода, когда ребёнок заинтересуется погремушкой, удерживая её в ручке. Потом наступает очередь кисточек, мягких карандашей, которыми кроха изображает каракули на альбомных листочках.

Кроме того, навык удерживания письменных принадлежностей формируется за счёт работы с пластилином или специальным тестом.

Правильные щипки и лепка совершаются правой рукой, при этому используются большой, указательный и средний пальчики.

С 4-летнего возраста необходимо наблюдать за тем, как ребёнок рисует. Одни малыши удерживают карандаш в кулачке. Другие же с чрезмерной силой сдавливают письменную принадлежность.

Нельзя пускать процесс формирования захвата на самотёк. Если ребёнок будет держать фломастеры так, как ему хочется, то в школе его придётся переучивать. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче первоклассник сможет адаптироваться к школе.

На 6 году жизни дети уже должны уметь пользоваться карандашом, даже если это просто рисование узоров в прописях или вычерчивание печатных букв. Причём родителям нужно постоянно следить за правильностью письма, чтобы предупредить переучивание.

Как научить трехлетнего ребенка держать ручку и карандаш правильно: объясняем базовые принципы

Чтобы помочь дошкольнику правильно держать карандаши и ручки, необходимо показать ему их правильное положение – под углом. Верхний край предмета должен указывать на плечо. Покажите ребенку, какими пальцами он удерживается, назовите их.

Сначала ручку или карандаш ставят на средний палец, слегка придерживая их указательным и большим. Остальные 2 пальчика (безымянный и мизинчик) не участвуют, а сгибаются к ладони. Руку твердо ставят на стол. Она не должна висеть или ерзать. Следите, чтобы малыш не напрягал кисти, рисуя карандашом. Они должны оставаться в расслабленном состоянии.

Во время обучения ребенка правильно удерживать ручку, поможет нехитрое упражнение – «пинцетный захват». Необходимо, чтобы он поставил перо на бумагу в вертикальном положении, а затем ухватил его тремя пальцами за верх. Он должен постепенно опустить их вниз, пока пальчики не станут в правильное положение для работы. От пера до пальцев должно оставаться около 2 сантиметров.

Описанное упражнение хорошо подходит для освоения письменных навыков. Чтобы показать, как держать карандаш правильно, пригодится тот же подход. Однако желательно работать с более крупными принадлежностями для рисования. Малышу будет легче запомнить положение пальчиков. Допускается даже нарисовать отметки на карандаше в местах их расположения, чтобы малыш смог сначала сверять правильность техники.

Ручки для обучения дошкольников письму лучше брать стандартные. Допустимая длина – около 15 сантиметров, толщина – средняя, без граней (они могут давить на нежную кожу малыша). Не стоит покупать сувенирные канцелярские принадлежности или использовать предметы, изготовленные в рекламных целях. Это должна быть обычная ручка (карандаш), максимально комфортная для детской ладони.

Карандаши бывают разные

В любом специализированном магазине можно встретить яркие, красочные карандаши и ручки, которые, несомненно, понравятся ребёнку. Но среди имеющегося разнообразия следует выбрать те, которые смогут помочь малышу обеспечить правильный захват. Определите, соответствует ли карандаш следующим параметрам:

диаметр – не более 1 см;
длина – до 15 см;
ребристая поверхность (в идеале приобретите трёхгранные карандаши, гладкий может выскальзывать из пальчиков);
прочный мягкий грифель, который не крошится и не требует сильного нажима; хорошо, если грифель обладает ударопрочными свойствами;
яркий цвет – в основном дошкольники рисуют цветными карандашами, поэтому лучше подбирать сочные оттенки, которые понравятся малышу;
деревянный корпус – не обязательное условие, но желательное

Карандаш, выполненный из качественной древесины, не будет ломким, что важно, потому что малыши часто сжимают карандаши очень сильно.

Как с помощью игр научить правильно держать ручку при письме

Существует множество простых игр, обучающих держать канцелярские принадлежности правильно. Разберем самые распространенные из них:

  • «Кладем ручку спать». Сначала родитель показывает игру на своем примере. Средний пальчик – это воображаемая кровать. Верхняя фаланга указательного пальца служит подушкой. Ее кладут под верхнюю часть ручки, которую затем укрывают покрывалом, используя большой палец. Пусть малыш попробует писать ручкой или карандашом простые фигуры. Если не получилось, переходите к другому упражнению.
  • «Играем с салфеткой». Пригодится бумажная салфетка. Ее необходимо разрезать на две части, чтобы было удобней. Удерживаем салфетку между ладонью, мизинчиком и безымянным пальцем. Ребенок держит в пальчиках карандаш так, чтобы и он остался в ладони, и салфетка. Пока она находится между пальцами, малыш будет точно удерживать предмет. Повторяйте упражнение с карандашом чаще, чтобы ребенок запомнил положение руки.
  • «Рисуем мелом». Мелки – простой и понятный инструмент, с помощью которого малыш учится рисовать. Чтобы сделать эти занятия полезными, просто поломайте один брусок на небольшие куски (длиною не более 3 сантиметров). Короткий мел тяжелее удерживать всей ладонью. Автоматически малыш схватит его тремя пальцами. Позже это научит его держать ручку в нужном положении.
  • «Дартс». Метание дротиков также можно обернуть в полезную забаву. Когда малыш берет дротик, его пальцы принимают то же положение, что и при рисовании. Поменяйте дротик на письменный предмет. Пусть ребенок постепенно опустит карандаш к игровому полю – бумаге.
  • «Точка на пальце». Упражнение не игровое, но оно максимально простое, поэтому, если перечисленные выше способы не обучили ребенка правильному письму, можете смело использовать этот. Просто нарисуйте на пальце небольшую, но яркую точку. Расскажите ученику, что размещая в своей руке карандаш (ручку), нужно укладывать его именно на отмеченное место. Подобную пометку можно нарисовать и на ручке. Скажите, что палец не должен съезжать за пометку.

Простые способы научить ребенка правильно держать ручку

Существуют достаточно простые способы научить ребенка правильно держать ручку. Родителям остается только подобрать наиболее подходящий для их ребенка.

Но до начала обучения нужно обязательно научить малыша правильно сидеть за столом.

  • Необходимо использовать стол или парту, подобранный по росту ребенка.
  • Нельзя, чтобы ножки были на весу, они должны опираться на пол или подставку.
  • Локти ребенка должны лежать на столе.
  • Расстояние между краем стола и корпусом ребенка – примерно 2 см.
  • Лист бумаги (тетрадь) для письма нужно располагать под углом примерно 30 градусов. Левый уголок должен быть направлен в середину груди ребенка.

Начинать занятия лучше всего с игры. Очень полезным развлечением может стать игра в дартс. Чтобы удачно бросить дротик, его нужно взять тремя пальцами, примерно так же, как и карандаш или ручку. Играть в дартс можно с ребенком 5-6 лет.

С помощью резинки

Выработать правильный захват можно с помощью с резинки. Этот вариант позволяет добиться правильного наклона ручки. Резинка требуется тонкая, отлично подходит резинка для денег.

Резинку надевают на запястье, затем перекручивают на свободном конце и получившуюся петельку накидывают на верхний конец карандаша или ручки. Благодаря этому приему, письменная принадлежность будет иметь правильный наклон.

С помощью салфетки

Научиться правильно держать «не нужные» при письме мизинчик и безымянный палец можно с помощью салфетки. Метод очень прост, но эффективен. Для тренировки требуется обычная столовая бумажная салфетка или бумажный носовой платок. Салфетку складывают в несколько раз. Получившуюся «подушечку» кладут на ладонь, и ребенок прижимает салфетку к ладони при помощи четвертого и пятого пальца.

Три оставшиеся пальца выпрямляют и берут ими карандаш или ручку. В процессе письма или рисования необходимо удерживать салфетку. Это вырабатывает привычку держать пальцы правильно.

Метод пинцета

Очень простым способом обучения является метод пинцета. Для проведения урока потребуется единственный предмет – карандаш или ручка. Но вот выбирать письменную принадлежность нужно внимательно, это должен быть простой образец длиной около 15 см, среднего диаметра (около 7-8 мм).

Карандаш или ручку устанавливают вертикально стержнем (грифелем) вниз. За свободный кончик ребенок берется тремя пальчиками, задействованы большой, указательный и средний палец. Затем пальцы начинают скользить вниз, пока они не займут правильное положение.

Специальные насадки

Для обучения правильному захвату можно использовать специальные насадки. Изготавливается насадка из мягкой резины или силикона. Чаще всего, насадки имеют форму рыбки. На ней сделаны специальные выемки, в которые очень удобно укладываются пальчики.https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/1601215/rthe178cab8298c702f2431b3d6be39e9f9/max_g480_c12_r4x3_pd10

Ручку с насадкой просто неудобно держать в неправильном положении, поэтому у ребенка формируется привычка правильного захвата

Выпускаются насадки разных ярких оттенков, поэтому они привлекают внимание детей

С помощью мелков

Еще один простой способ научить ребенка правильному захвату карандаша – с помощью мелков. Потребуется купить художественные мелки, их нужно разломать на кусочки длиной около 3 см. Рисовать такими короткими кусочками мелков, держа их в кулачке, невозможно. Поэтому ребенку придется удерживать мелок тремя пальчиками.

Научившись рисовать мелками, ребенок сможет сразу правильно держать карандаш или ручку.

Ручки-тренажеры

Можно приобрести специальные ручки-тренажеры. Их отличием от обычной ручки является наличие резиновой насадки со специальными выемками, благодаря которым пальцы ребенка располагаются правильно.

Ручки имеют трехгранную форму корпуса. Корпус выполнен из мягкого пластика, вес ручки уменьшен по сравнению со стандартными моделями. А поскольку продукция предназначена для детей, то ручки выпускаются в ярких расцветках с забавными принтами.

Метка на пальчике

Еще один простой метод обучения – это метка на пальчике. Его нужно применять в том случае, если ребенок держит ручку слишком близко или слишком далеко от пишущего стержня.

Чтобы научить малыша держать ручку правильно, нужно ручкой или фломастером поставить метку на среднем пальчике. И именно на эту метку должен опираться карандаш или ручка. В процессе занятий нужно периодически контролировать правильность расположения письменного прибора.

Дополнительные помощники

Когда идёт речь о подготовке ребёнка к школе, то правильное положение ручки при письме могут обеспечить насадки и ручки-подсказки.

Специальные насадки для правильного расположения пальцев

С такой насадкой, выполненной в виде забавных зверушек, расположить пальцы неправильно на ручке попросту невозможно – в них сделаны специальные отверстия для пальчиков. Использовать такой тренажёр достаточно просто, нужно взять силиконового зверька (рыбка, дельфинчик и пр.) указательным и среднем пальчиками за ушки, а большой палец поместить в отверстие на пузе зверушки.

К тому же насадки выпускаются как для правшей, так и для левшей, остаётся лишь проследить, чтобы ребёнок не заворачивал к себе саму кисть руки при старательном выведении букв и цифр: рука будет очень быстро уставать, а впереди ещё так много занятий и так много «писанины»!

Такой тренажёр не предназначен для переучивания, если ребёнок уже освоился держать ручку неверно. Коррекции не получится. Можно лишь посоветовать приобрести его раньше, чем малыш начал писать.

Ручки-подсказки

По подобному принципу выпускаются не только съёмные тренажёры, но и ручки с «подсказкой» для пальчиков. Они так и называются – «обучающие ручки». Эти оригинальные трёхгранные «самописки» не только красочно сделаны, но и имеют облегчённый вес.

Как расположить карандаш

Как выглядит правильный захват? Пишущий инструмент располагается между большим, указательным и средним пальчиками руки малыша, причём большой и указательный пальцы плотно держат его, а средний выполняет роль опоры.

Но ребёнку такого объяснения не хватит. Поэтому базой обучения будут игры.

  • Скатываемся вниз. Расположите карандаш вертикально и поставьте грифелем на лист бумаги. Предложите ребёнку взяться за свободный кончик тремя пальцами и легко скользить вниз. В результате пальцы займут нужное положение сами собой.
  • Удержи салфетку. Расположите правильно карандаш в руке ребёнка и предложите ему рисовать так, чтобы одновременно он безымянным пальцем и мизинцем удерживал сложенную салфетку.
  • Метание дротиков. Игра в дартс поможет вашему ребёнку понять, как нужно держать ручку: ведь дротик невозможно метнуть, зажав в кулак.
  • Карандашик спит. Хорошая методика, позволяющая пробудить интерес ребёнка. Укладываем карандаш «спать»: на кроватку (средний палец), с одной стороны подушка (большой палец), а сверху одеяло (указательный).

Кроме игровых методик, можно использовать так называемые помощники правильного держания карандаша. Специализированные насадки на пишущие инструменты просто не позволят взять карандаш или ручку неправильно. Обычно они выполнены в виде ярких животных, рыбок, птичек и имеют выемки для пальцев. Можно приобрести разные по форме и цвету, чтобы менять в зависимости от настроения.

Ребёнку шести-семи лет приобретите специальную обучающую ручку, она трёхгранная с резиновой вставкой, в которой предусмотрены углубления для пальчиков, что значительно облегчит ребёнку задачу правильно её удерживать.

5 простых трюков

Казалось бы, что писать может каждый и держать ручку или карандаш это привычное дело. Но не так все просто для наших деток. Научиться правильно, держать карандаш, это не простая вещь, как может показаться на первый взгляд!

Если этого не сделать во время, то будет страдать почерк, он будет не разборчивый и неаккуратный. А рука ребенка будет быстро уставать. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше ему потребуется писать, и скорость письма будет увеличиваться. Если не правильно держать ручку, то скорость письма будет ограничена, из — за недостаточного контроля.

Поэтому на это стоит обратить внимание, и помочь ребенку.  Научить его держать ручку. Ниже представлены несколько хитрых, но простых трюков, которые помогут вашему малышу функционально держать ручку или карандаш

Подойдем к этому процессу творчески с фантазией!

Нам помогут обычные вещи, но их применение не обычное!

Первый трюк — Легкий трюк с прищепкой

Потребуется обычная бельевая прищепка, деревянная или пластиковая, не имеет значения.https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/2711488/rth36508eb48f2de53929b26f1ede4af9d2/max_g480_c12_r3x4_pd10

Когда дети держат ручку с прищепкой, то обеспечивается физическая подсказка, которая позволяет им сгибать или закрывать свой мизинец и безымянный палец вокруг прищепки. Это в свою очередь позволяет обеспечить поддержку в письменной форме.

Это значит что средний палец, указательный палец, и большой палец свободны, и могут с точностью двигать карандаш. Большой и указательный палец — держат карандаш и двигают им, а средний палец поддерживает карандаш.

Второй трюк — Трюк с резинкой

Здесь есть пара вариантов с резинкой.

1) Если проблемы с наклоном карандаша. ТО … Зацепите резинку вокруг карандаша, оставьте хвостик резинки

Попросите ребенка, что бы он просунул руку в резинку, так чтобы резинка оказалась на запястье.

В этом случае карандаш ребенок всегда будет держать под наклоном, как надо, так как, по- другому, резинка не даст поставить карандаш.

2) Если ручку держат более трех пальцев. В этом случае…

К концу резинки надо добавить, какой- либо элемент (брелок, бусина, пуговица и т.п), чтобы в процессе письма его зажимать мизинцем и безымянным пальцем.

Например: можно сделать такой тренажер из черной резинки для волос + синяя резинка + бусинка в виде звездочки.

Попросите ребенка, чтобы он просунул руку в черную резинку в большую дырочку, а в маленькую дырочку черной резинки вставьте карандаш.

Далее скажите ребенку, что надо зажать звездочку безымянным пальцем и мизинцем.

А большой и указательный пальцы будут управлять карандашом, а средний пальчик будет поддерживать карандаш.

Третий трюк — Трюк с салфеткой, или ватным шариком, или маленьким ластиком.

Этот вариант отлично подходит для тех деток, кто держит ручку более чем 3 пальцами.

Рассмотрим пример с салфеткой.

Возьмите салфетку, сложите ее 4 раза, положите на ладонь и зажмите ее безымянным пальцем и мизинцем. А большим, указательным и средним пальцем держите ручку.

Трюк четвертый — Трюк с носком или варежкой.

В этом варианте нам понадобится носок.

В носке делаем три маленькие прорези для пальчиков: большого, указательного и среднего. Если это варежка то, надо отрезать «большой пальчик», и сделать еще две небольшие дырочки.

Далее просим малыша засунуть руку в носок и вытащить три пальчика, которыми он и будет держать ручку. А безымянный палец и мизинец останутся в носке, чтобы не мешались. Носок по желанию можно украсить глазками и ушками.

Трюк пятый — Трюк с канцелярской скрепкойhttps://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/1375703/rth6362817b69678c67a5de6d544a6ad7f9/max_g480_c12_r4x3_pd10

Прикрепите скрепку на ручку или карандаш. Перед тем как ребенок начнет пользоваться таким тренажером, скажите ему, что указательный пальчик должен лежать между железными «ушками».  

Тренажеры для обучения технике письма «Рыбки»

Чем чревато неправильное держание карандаша

Как уже было отмечено, неверный захват письменной принадлежности может привести к проблемам со здоровьем у ребёнка. Самые опасные нежелательные последствия – ухудшение зрения, искривление позвоночного столба из-за неправильного сидения за столом.

Даже если подобные неприятные осложнения и не возникнут у ребёнка, он просто станет скорее утомляться при письменных работах, штриховании или черчении. А это сможет негативно отразиться на школьной успеваемости и психологической адаптации.

Такие неприятности можно предупредить, если вовремя обнаружить неправильное положение руки и неверный захват пишущей принадлежности. Распознать будущую школьную проблему можно по следующим признакам:

  • малыш держит большой пальчик при работе несколько ниже указательного;
  • карандашик придерживает указательный или безымянный пальчики, а не средний;
  • фломастер берётся щёпотью;
  • пальчики располагаются либо чрезмерно низко, либо чрезмерно высоко;
  • ребёнок, рисуя картинку, вращает не карандаш, а сам альбомный листок;
  • верхнее окончание карандаша направлено не к плечу, а к шее;
  • малыш нажимает на бумагу или с излишней силой, или чрезмерно слабо.

Если вы обнаружили один или несколько признаков ошибочного захватывания карандаша, необходимо незамедлительно переходить к исправлению привычки. Иначе после поступления в школу у ребёнка могут возникнуть проблемы с учёбой.

Если ребенок левша

Раньше считалось правильным переучивать левшей, обучая их действовать правой рукой. Сейчас от этой практики отошли, решив не противодействовать природе. Если ребенок левша, то и учить его нужно с учетом его особенности.

Малыши до 2-2,5 лет, как правило, одинаково неловко действуют обеими руками. Они могут сегодня пытаться схватить игрушку правой ручкой, а завтра – левой. А вот с 2-2,5 лет уже стоит начинать наблюдать за ребенком. Та рука, которой он предпочитает держать ложку, карандаш или брать игрушку, скорее всего, и будет ведущей. Но все же окончательно определиться можно только к 4 годам.

Методы обучения правильно держать ручку для ребенка левши используют те же, что и для правшей. Но есть и небольшие отличия.

Для обучения левшей выпускаются специальные насадки на карандаши и ручки-тренажеры. Это приспособления со специальными выемками для правильного расположения пальчиков. Для левшей расположения этих выемок иные, чем для правшей, поэтому производители выпускают два вида продукции. Назначение обозначено в маркировке. На ручках для правшей указано «right» или «left».

Левши часто при письме держат руку над строкой, это неправильно, нужно следить, чтобы рука была ниже строчки, на которой выводят буквы.

Стоит обратить внимание и на положение ручки, левшам приходится держать корпус письменной принадлежности выше, чем правшам. В процессе занятий с любым ребенком родители должны проявить терпение, не нужно давить на малыша, торопить его

Положительный настрой взрослого позволит ребенку лучше и быстрее освоить навык

В процессе занятий с любым ребенком родители должны проявить терпение, не нужно давить на малыша, торопить его. Положительный настрой взрослого позволит ребенку лучше и быстрее освоить навык.

Используемая литература: 

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.

Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.

. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф, 2005.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев, или Развитие мелкой моторики»

«Ум на кончиках пальцев» развитие мелкой моторики

Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”, "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Ученые -нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор,

способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая

моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет

недостаточно развита.

То есть необходимо развиватьречь ребенка в комплексе:

Много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор,

стимулируя вопросами, просьбами.

Необходимо читать ребенку.

Рассказывать обо всем, что его окружает.

Показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием

рассматривают.

И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Значение развития мелкой моторики:

1 Повышает тонус коры головного мозга.

Развивает речевые центры коры головного мозга.

3 Стимулирует развитие речи ребенка.

4 Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5 Способствует улучшению артикуляционной моторики.

Развивает чувство ритма и координацию движений.

7 Подготавливает руку к письму.

8 Поднимает настроение ребенка.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и

Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять

ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и

напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти

движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка

находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан

следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и

три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие

дети. Если мышцы пальцев напряженыпальцы сгибаются и разгибаются

только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети.

До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и,

следовательно, мышление будет затруднено.

Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем

лучшему речевому развитию ребенка.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки.

Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой.

Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И

наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого

полушария.

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с

полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за

моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи

детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием

моторики детских пальчиков. Чем раньше вы начнете работу с ладошками,

тем быстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет

развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют

память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

Несколько интересных малышу занятий для развития моторики:

1 Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую.

2 Играйте с мозаиками и пазлами.

3 Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.

4 Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту

ребенка.

5 Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую

моторику рук.

6 Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в

горлышко бутылки.

7 Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков

тоже отличная тренировка.

8 Лепите вместе из пластилина.

9 Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ

развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша

обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но

и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.

10 Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых - круг, квадрат

или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.

11 Моторику развивают и другие простые и привычные занятия - заплетание

косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое

другое.

12 На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки, и другие

фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.

13 Позовите ребенка помочь вам по хозяйству - лепка пельменей,

замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод - отличная

альтернатива играм.

14 Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они

предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук. В

специализированных магазинах и отделах вы сможете найти и другие

развивающие игры.

15 Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.

Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать

ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для

ребенка. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие

моторики - неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития

речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к

школе.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз

сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе.

Взрослые следят за правильной постановкой кисти ребенка и точностью

переключения с одного движения на другое. Указания должны быть

спокойными, доброжелательными, четкими.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома

с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

 Используемая литература: 

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.

Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.

. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ".

Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ...

Подготовка руки к письму детей средней группы "Умелые пальчики"

laquo;История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы»,- считал известный русский пси...

Презентация "Проектная деятельность в средней группе"

Способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставле...

Презентация проектной деятельности в средней группе на тему: «Что за чудо это мыло»

Почему взрослые всегда говорят: "Мойте руки с мылом! " Зачем мыть руки с мылом? Зачем нужно мыло, можно ли обойтись без него? Почему мыло разное? Как можно его испол...

Презентация проектной деятельности в средней группе на тему: "Народные промыслы"

Презентация проектной деятельности в средней группе на тему: "Народные промыслы"...