«Обучение пересказу, последовательность работы, методы и приемы».
консультация по логопедии (старшая группа)

 Пономарева Елена Юрьевна

Консультация для воспитателей МАДОУ. Рассмотрена методика обучения детей пересказу. Подробно описаны этапы работы, с использованием конкретных примеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx75.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Обучение пересказу, последовательность работы,

методы и приемы».

 «Русский язык в опытных устах красив,

певуч, выразителен, гибок, послушен,

ловок и вместителен».

(А. И. Куприн)

Работа по формированию связной монологической речи - это обучение детей рассказыванию.

Она проводится по двум направлениям:

  1. Обучение пересказу, т.е. воспроизведению прослушанного (прочитанного) текста;
  2. Обучение составлению рассказов (придумывание) по
    картинам, предметам, предложенному сюжету, теме,
    по данному началу и т.д.

Пересказ - более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то степени отраженная речь с известной долей самостоятельности.

Схема обучения пересказу:

  1. Выбор текстов для пересказа.
  2. Подготовительная работа.
  3. Обучение пересказу.

I. Выбор текста для пересказа имеет важное, принципиальное значение. Сложились определенные критерии отбора произведений:

  1. сравнительно небольшой объем произведения (с тенденцией постепенного увеличения);
  2. доступность содержания для детей данного возраста
    и уровня речевого развития;
  1. четкость композиции;
  2. простота сюжета (как правило, с одной сюжетной линией);
  3. доступность языка;
  4. высокая нравственность содержания;
  5. высокая художественность текста.

Неоценимым кладезем для эффективной коррекционной
работы по формированию связной речи являются русские народные сказки для маленьких, рассказы и иллюстрации к ним В. Сутеева, многие рассказы Е. Чарушина, В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, Н. Сладкова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого.

Вот примерный перечень произведений, которые используются для обучения пересказу (выборочно):

В. Сутеев: «Три котенка», «Кто сказал «мяу»?», «Цыпленок и утенок», «Капризная кошка», «Кораблик», «Разные колеса», «Под грибом».

В. Бианки: «Лес и мышонок», «Купание медвежат», «Черная лисица», «Непонятный зверь», «Слепой бельчонок».

Е. Чарушин: «Волчишка», «Медведь», Заяц», «Курочка».
М. Пришвин: «Золотой луг», «Беличья память», «Дятел», «Лисичкин хлеб».

И. Соколов-Микитов: «В берлоге», «Улетают журавли», «Белки».
Н. Сладков: «Отчаянный заяц», «Как медведь сам себя напугал», «Птицы весну принесли», «Как медведя переворачивали».

К. Д. Ушинский: «Бишка», Спор животных», «Умей обождать», «Не ладно скроен, да ладно сшит», «Лекарство», «Сила не право».

Л. Н. Толстой: «Белка и волк», «Ворона и рак», «Муравей и голубка», «Галка и кувшин», «Страшный зверь», «Три медведя», «Лев и собака», «Пожарные собаки», «Булька».

К. И. Чуковский: «Цыпленок», «Путаница».

Русские народные сказки: «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Мужик и медведь», «Коза и волк», «Лисица и кувшин», «Лиса и журавль» и др.

II. Подготовительная работа - это интеллектуальная, образовательная, психологическая и речевая подготовка детей к обучению пересказу. Проводится как предварительно, так и непосредственно на занятии по обучению пересказу.

Цель: Организация внимания детей, подготовка их к восприятию рассказа.      

Содержание подготовительной работы:

1) знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа;
2) рассматривание картин, иллюстраций по изучаемой
теме;
3) наблюдения в природе и окружающей жизни;

4) рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию рассказа; 5) уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
6) материальное обеспечение (оборудование) к занятию;

7) отгадывание загадок о персонажах произведения, заучивание наизусть (выборочное) потешек, чисто- и скороговорок, пословиц, стихов, способствующих пониманию содержания рассказа.

III. Непосредственное обучение пересказу,

последовательность работы, методы и приемы.

1. Первое чтение текста (в медленном темпе) без установки на запоминание и пересказ. Назначение первого чтения - целостное эмоциональное и художественное восприятие детьми.

Проведение первого чтения возможно как во время занятия, но вполне допустимо предварительно с воспитателями в свободное время.
2. Второе чтение произведения (в медленном темпе) с установкой на запоминание с последующим пересказом проводит логопед непосредственно на занятии по обучению пересказу.

3. Беседа по содержанию (вначале это только ответы детей на поставленные вопросы, но постепенно по мере овладения детьми постановкой вопросов роль детей в беседе становится более активной).  Цель беседы —  усвоение содержания произведения.
Вопросы заранее тщательно продумываются логопедом и обязательно фиксируются в плане занятия (импровизация недопустима).   Репродуктивные и поисковые вопросы помогают детям установить и запомнить последовательность, ход, цепь событий в рассказе, сказке, способствуют развитию внимания и памяти детей.   Назначение вопросов проблемного характера - установление причинно-следственных связей и зависимостей между событиями, происходящими в рассказе (сказке), понимание смысла произведения, замысла автора, развитие логического мышления.
Кроме выше названных репродуктивных, поисковых и проблемных вопросов, существуют вопросы и реплики, направленные на выделение, акцентирование внимания детей на художественных особенностях, приемах, выразительных средствах, особенностях лексики, отдельных сложных грамматических конструкциях. Эти вопросы используются как в ходе беседы по содержанию, так и в качестве отдельных приемов работы над текстом.

4. Приемы работы над текстом произведения:

а) рассматривание иллюстраций, картинок;

б) выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;

в) придумывание дополнительной и недостающей
(«пропущенной») картинки к отдельным фрагментам
текста;
г) выделение из текста фраз к каждой картинке;

д) завершение детьми отдельных, не законченных педагогом предложений;

е) выделение, проговаривание, выборочное чтение, заучивание отдельных фрагментов, выразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, повторов, зачинов, прямой речи героев и действующих лиц);

ж) лексико-грамматические упражнения по тексту произведения:
-
выделение из текста произведений признаков и действий предметов;
- подбор новых характерных признаков и действий в соответствии с содержанием произведения, замена слов синонимами, словообразование родственных слов, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, относительных и притяжательных прилагательных, распространение и преобразование предложений;

з) обсуждение составленных предложений и выбор наиболее удачных вариантов.

5. Третье чтение текста произведения проводится после
беседы по содержанию и работы над текстом.

В процессе третьего чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, результатом чего является деление текста на части и последующее составление плана.

6. Работа с планом:

а) логопед предлагает готовый план - в этом случае пункты предложенного плана соотносятся с соответствующими отрывками (частями) текста;

б) план составляется на занятии коллективно в соответствии со смысловыми отрывками произведения: выделяется главная мысль каждой части и оформляется фразой, возможны, даже желательны разные варианты, которые обсуждаются с детьми, затем отбирается наиболее удачный вариант пункта плана;
в) при составлении плана могут использоваться в качестве вспомогательных средств серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы (так называемый картинный план);

г) перед составлением плана детям дается установка на
его запоминание;

д) после составления план воспроизводится детьми по
цепочке с целью закрепления в памяти основных вех
текста, последовательности его воспроизведения;

е) форма оформления плана может быть различной:
цитатный план - ключевые, значимые фразы из текста;
вопросительный план - вопросительные предложения, ответы на которые облегчают пересказ, это подсказывающий план;
повествовательный план в форме простых двусоставных повествовательных предложений (пересказ по этому плану требует большей речевой самостоятельности детей);

назывной план - в форме односоставных назывных предложений (работа по назывному плану самая сложная).
Выбор формы плана зависит от содержания, сложности композиции текста и уровня развития связной речи детей.
Проиллюстрируем это на фрагменте занятия по пересказу адаптированного текста басни «Страшный зверь» по Л. Н. Толстому с двумя купюрами для отгадывания детьми героев басни в процессе рассказывания басни логопедом.

 «Мышонок вышел погулять. Ходил-ходил по двору и пришёл опять к матери. - Видел я, матушка, во дворе двух зверей: один страшный, злой, а другой ласковый, добрый. - Какие это звери? - спросила мать.

- Страшный ходит по двору важно, ноги у него чёрные, с
большими когтями, нос крючком, глаза навыкате, на голове
красный хохол торчит. Крыльями зверь машет, кричит
зверь так громко, что я не знал, куда спрятаться от него.

- Этот зверь никому зла не делает. Его не бойся. Это...
(Дети, догадайтесь, кого назвала мышка-мать.)

- А другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него
белая, лапки мягкие, шёрстка пушистая. Лежит он на солнышке, лижет свою грудку, лапкой умывается, а хвостиком чуть движет и на меня глядит ласково.
 - Глупый ты, глупый. Это сам ... (Догадайтесь, кто это.)»

I вариант плана в форме вопросительных предложений:

  1. Куда ходил маленький мышонок?
  2. Кого мышонок встретил во дворе?
  3. Какой зверь показался мышонку страшным и злым, а
           какой ласковым и добрым?
  4. Что делал страшный, злой зверь?
  5. Что делал ласковый и добрый зверь?
  6. Что сказала мышонку мышка-мать?
  7. Как она назвала мышонка?
  8. Почему она назвала мышонка глупым?

Вопросы плана - это подсказка: они дают детям для ответа готовую лексику и форму грамматического оформления предложения. 

Последовательно отвечая на пункты вопросительного плана, дети фактически пересказывают текст басни.

II вариант плана в форме назывных предложений:

1. Прогулка мышонка по двору.

2. Описание мышонком петуха.

3. Описание кота мышонком.

4. Вывод мышки-матери.

Пересказ по II варианту плана требует большей самостоятельности детей в подборе лексики, грамматическом оформлении и конструировании фраз, удержании в памяти деталей и подробностей. Он дает ребенку только сюжетную линию басни. Работа по назывному плану возможна при достаточной продвинутости детей в развитии познавательной деятельности и речи, а также при некотором опыте в пересказывании текстов произведений.

7. Пересказ по плану с опорой (зрительной или вербальной) или без опоры. Виды зрительной опоры:   (1 год обучения).

а) иллюстрации к литературным произведениям (на
пример: авторские иллюстрации В. Сутеева к своим рассказам, иллюстрации Е. Чарушина к сказке К. И. Чуковского «Цыпленок» и т.д.);
б) серии сюжетных картинок;

в) набор предметных картинок к тексту;

г) символы и пиктограммы.

Основной прием выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления пересказа.

Используется такая форма работы, при которой пересказ одного ребенка иллюстрирует другой ребенок, подбирая из расположенных перед ним картинок те, которые относятся к данной части рассказа.  Эффективным является прием использования детского рисунка (пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка). Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста, затем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом.

Виды вербальной опоры:   (2 год обучения).

а) деформированный текст (восстановление деформированного текста используется на начальном этапе обучения пересказу небольших, как правило, нелитературных текстов);
б) подсказка в виде первой фразы, в трудных случаях -
начала каждой значимой фразы (используется прием договаривания предложений детьми);

в) опорные слова;

г) опорные фразы с последующим распространением, лексическим и эмоциональным обогащением.

Часто при обучении пересказу сочетаются и зрительные, и вербальные опоры.

Пример использования деформированного текста в качестве опоры для пересказа рассказа «Осень» (старшая группа, II год обучения).

Деформированный текст,  для восстановления,  даётся детям после второго чтения рассказа.

Деформированный текст:

Восстановленный текст

Они хотят собрать красивый осенний букет для мамы.

Девочки поднимают с земли опавшие листья.

С клёнов, дубов, берёз падают на землю жёлтые, красные осенние листья.

Стоят последние тёплые осенние дни.

Таня и Катя гуляют в осеннем саду.

Стоят последние тёплые осенние дни.

С клёнов, дубов, берёз падают на землю жёлтые, красные осенние листья.

Таня и Катя гуляют в осеннем саду.

Девочки поднимают с земли опавшие листья.

Они хотят собрать красивый осенний букет для мамы.

Фрагмент занятия на тему  Пересказ отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли»

 (Подготовительная группа, III год обучения.)

Пересказ рассказа по цепочке путем договаривания начатых фраз:

Педагог
В последние тёплые осенние дни...


Готовясь в далёкий путь, журавли…

Журавли собрались в стройные косяки и...

В глухом лесу на краю болота...
Ещё до рассвета...

С высокого неба слышны...

До свиданья, ...

Дети
...собрались в дальний путь журавли.
...покружили над рекой и родным болотом.

...полетели в дальние тёплые страны.
...остановились они на отдых.
...проснулись журавли, чтобы продолжать путь.

...их прощальные крики.                                                             журавли, до свиданья, до радостной встречи весной.

Виды пересказа:

а) коллективный (с обсуждением вариантов фраз);

б) выборный (пересказываются отдельные фрагменты);

в) по цепочке;

г) с элементами драматизации (для пересказа по ролям
особенно хороши русские народные сказки, рассказы В. Сутеева  «Цыпленок и утенок», «Кораблик», «Кто сказал «мяу»?», К.Д. Ушинского «Спор животных», Л.Н. Толстого «Белка и волк», «Ворона и рак», «Три медведя» и др.);

д) с изменением лица (рассказы В. Бианки «Купание медвежат», 

М. Пришвина «Золотой луг», И.С. Тургенева «Воробей» и др.).

Замена рассказа от первого лица рассказом от третьего лица:

Фрагмент текста

Пересказ ребенка

Пошел я как-то зимой в лес, а ружья у меня в ту пору не было: я тогда маленький был.

Однажды зимой Ваня пошел в лес. Ружья у него не было.

Он был еще маленький.

Значение пересказа в формировании монологической речи:

  1. Качественное и количественное обогащение словарного запаса.
  2. Практика употребления обогащенной лексики в активной речи.
  3. Формирование грамматического строя, закрепление использования разнообразных, в том числе сложных, грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний.

4. Усвоение структуры связных высказываний (рассказов), формирование способности их построения, развитие
планирующей функции речи.

5. Развитие способности к речевому самоконтролю.

6. Воспитание чувства языка, языкового чутья, внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи.

7. Усвоение некоторых художественных приемов и средств русского литературного языка и языка устного народного творчества.

8. Параллельно и одновременно с речевыми процессами
совершенствование и активизация познавательных процессов 
восприятия, представления, воображения, внимания, памяти и мышления, особенно логического.

9. Неоценимо значение пересказа для закрепления правильного, чистого, устойчивого звукопроизношения.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/91/848/91848591_PERESKAZ.jpg

Использованная литература:

1. Бородин А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.

2. Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. - М.: МГОПУ,1996.

3.Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2010.                                                                                                          

 4. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. (I, II, III периоды).- М.: Гном-Пресс, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"

Сообщение из опыта работы  "Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"...

Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в у...

Стимулирование формирования детской активности, любознательности и инициативности /формы работы, методы и приемы/.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы«Школа № 1512»(ГБОУ Школа № 1512)   ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛЫ ПЕТРОВНЫвоспитателя 1 ...

"Приемы обучения пересказу и приема активизации детей старшего дошкольного возраста при пересказе сказок"

Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическо...

Опыт работы «Методы и приемы формирования метапредметных результатов на занятиях по развитию речи и обучению грамоте»

Метапредметность – это универсальная деятельность, которая является «надпредметной». Предметная - это любая деятельность с предметом Метапредметный подход обеспечивает переход о...

«Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий»

Древние греки придумали техники, чтобы запоминать огромные объемы информации. А современные ученые доказали, что эти техники до сих пор эффективны.В  настоящее  время   проблема...