Автоматизация звука Ш в слогах, словах и во фразе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Гущина Людмила Викторовна

Предлагается конспект занятия по автоматизации звука Ш для детей-дошкольников старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ № 31 Кировского района

Конспект образовательного мероприятия

по развитию речевых процессов

 у  детей подготовительной группы с ФНР

«Автоматизация звука Ш в прямых слогах, словах, во фразе.»

с использованием следующих технологий:

дифференцированного обучения,  здоровьесберегающая, ИКТ.

(ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ)

Подготовлено и проведено учителем - логопедом :

                                       Гущиной Л.В.

Санкт-Петербург 2019г.

Логопедическая тема:

автоматизация звука Ш в прямых слогах, словах и во фразе.

Цели занятия:

1.Развитие и укрепление артикуляционного аппарата.

2. Закрепить артикуляцию звука Ш

3. Закрепить характеристику звука Ш

4.Развитие фонематического синтеза и анализа ( на слогах ША ШО ШУ ШИ ШЭ)

5.Развитие речевого дыхания.

6.Автоматизация звука Ш в прямых слогах, словах, во фразе.

7. Активизация, расширение и обогащение словарного запаса.

8. Закрепление умения детей отвечать на вопрос полным ответом.

9.Развитие умения формулировать фразу  с опорой на предметную картинку и на сюжетную картину.

10. Закрепление умения согласовывать числительные с существительными, сравнивать количественные величины.

11. Развитие  образного и логического мышления.

12. Развитие общей моторики и мимики.

13. Развитие фонематического слуха.

14. Развитие чувства ритма стиха.

15. Развитие конструктивного  праксиса.

16. Развивать умение пересказывать тексты с упором на картинки.

17. Развитие  слуховой и зрительной внимания и памяти.

Оборудование : зеркало, змейки, « островки» со звуками А ОУЭЫ , предметные  и сюжетные картинки , ПК, разрезные картинки

Ход занятия

Организационный момент. Послушайте внимательно загадку и , отгадав её, вы поймете с кем мы сегодня будем играть.

-Вьётся верёвка, а на ней головка. А вот ещё про неё.

-Хотя её опасный яд в лекарства входят, говорят.

Но чтоб к врачам не обращаться , с ней лучше не встречаться.

Правильно. Сегодня к нам придет змейка . Её зовут Шуша. Она умеет шипеть. Мы тоже уже научились шипеть как она.

Основная часть

1.Артикуляционная гимнастика.  Вспомним, как мы тренировали свой язычок.

Сядем перед зеркалом, расправим плечи, выпрямим спинки.

Блинчик. Испекли блинов немножко            Есть их будем со сметаной,

                  Остудили на окошке.                        Приглашай к обеду маму.

Вкусное варенье. Блин мы ели с наслажденьем           Чтоб варенье с губ убрать,

                                  Перепачкались вареньем.                   Ротик нужно облизать.

Чашечка. Вкусных мы блинов поели              Язычок мы поднимаем,

                  Выпить чаю захотели.                       Чашку с чаем подставляем.

Бублик. Бублик мы изобразили                       Их теперь нельзя смыкать,

                 Губы плавно округлили,                     Бублик надо удержать.

Парашютик.  Я чашечку выведу вперёд, с неё подую вверх.

                        И тёплый воздух обдаёт мой носик , например.

2.Изолированный звук Ш. Уберем нашу чашечку глубоко в домик, домик прикроем. Губки бубликом. Сделаем вдох носом и , удерживая чашечку, подуем на неё так, чтобы все услышали шипение змейки.

А теперь отправимся на опушку, где живёт наша змейка Шуша вместе со своими друзьями.  (Переходим на коврик, на коврике домик-пенёк и пять « кочек», раздаю детям змеек.) Вот их домик. Змейки любят путешествовать. Моя змейка ползет на кочку и шипит, потом возвращается и опять шипит. Как путешествует змейка у Тани, Саши, Пети.( Дети шипят и передвигают змеек к кочке и обратно)

3.Характеристика звука. Вспомним, что мы говорили с вами про звук шипения змеи ШШШ. Какой он? ( согласный, тянется, но не поётся, твердый, глухой)

4. Произнесение прямых слогов ,  слов на этот слог и фраз.

Змейка Шуша и её друзья любят ходить в гости к гласным звукам.

ША : Змейка ползёт на кочку, шипит ШШШ, а там её встречает звук ААА. Сложим эти звуки вместе, получим ШШШШАААА. Сколько звуков сказали? Какой первый? Какой последний ?

      На этом острове звук А приготовил для вас разные предметы. Назовите, что вы видите( шапка, шарик, шарф, шахматы, шайба, лошадка, груша). Звук А хочет со змейками  поиграть. На острове выросли цветы- ромашки и спрятали все предметы. Ты можешь сорвать ромашку, если назовешь предмет, который спрятался под ней. Придумай какую-то фразу про этот предмет: Это шапка. Шапку одевают на голову.

Змейки поиграли на острове и поползли домой : ШШШШШШ

ШЭ: Змейка ползёт на кочку, шипит ШШШ, а там её встречает звук ЭЭЭ. Сложим эти звуки вместе, получим ШШШШЭЭЭ. Сколько звуков сказали? Какой первый? Какой последний ?

Звук Э  придумал загадки: « Отгадай загадки» Послушайте их и попробуйте отгадать.

-Какая цифра стоит между цифрами 5 и 7?

-Что мы одеваем собаке, когда отправляемся с ней гулять?

-Какая часть тела держит голову?

-Назови место перехода дороги.

Запомни и повтори слова на одном дыхании. Начинаем с двух: шея, шесть; шея –шесть-ошейник, шея-шесть-ошейник-мишень; шея-шесть-ошейник-мишень-шелест.

Змейки погостили и поползли домойШШШШШШ

Речь с движением.Любят наши змейки ходить в гости. А в гости всегда ходят с чем-то.

Послушайте и покажите с чем змейки идут в гости.

Ползёт змейка в гости с ЧЕМ?  С топотушками, хлопушками.

                                                         Поворотами, приседушками.

                                                          Моргалками, наклонялками.

                                                         С попрыгушками. С  ти- ши- ной !

Ш(Ы):  Змейка ползёт на кочку, шипит ШШШ, а там её встречает звукЫЫЫ. Сложим эти звуки вместе, получим ШШШШЫЫЫЫ. Сколько звуков сказали? Какой первый? Какой последний ?

На этой кочке какие предметы вы видите? (Машины, шины, кувшины…..) Сосчитайте их.( Одна машина…….) Каких предметов больше?  Машин больше. Каких предметов меньше? Меньше - шин. Звук Ы тоже хочет поиграть  со змейками. Далее математические задачки: У Паши было 5 машин , одна машина сломалась, одна потерялась. Сколько машин осталось у Паши. Ответ: У Паши осталось три машины.

Змейки поползли домой ШШШШШ

ШО:  Змейка ползёт на кочку, шипит ШШШ, а там её встречает звукООО. Сложим эти звуки вместе, получим ШШШШООО. Сколько звуков сказали? Какой первый? Какой последний ?

Звук О очень испугался змеек. Сильный испуг называется словом ШОК. Звук О был в ШОКе. Но потом он увидел , что змейки добрые и ничего с ним на сделают , успокоился , тоже решив с нами поиграть. Какие предметы вы видите, назовите. Ещё раз послушайте их, и вы услышите, что у них что-то общее. Во всех этих словах спряталось маааленькое слово. Какое? (ШОК)

Еще одну игру придумал для вас звук Ш. « Доскажи словечко»

- С полки взял я порошок. Постираю свой ……..Мешок.

-Рассердился петушок, поднял красный ………Гребешок

-Соберу я артишок, положу его в……. Горшок

- Гулял весёлый пастушок, сорвал зелёный …….. Лопушок

Поиграли, возвращаемся домой : ШШШШШШ

ШУ:  Змейка ползёт на кочку, шипит ШШШ, а там её встречает звук УУУ. Сложим эти звуки вместе, получим ШШШШ. Сколько звуков сказали? Какой первый? Какой последний ?

Звук У придумал игру « Узнай нас». Внимательно слушайте слова. Если в слове вы услышали ШУ , хлопните в ладошки. ( Шут, шум,  шутихи, шумовка,  шуба, мишутка, коршун, шуруп). Посмотрите ,какие предметы вы видите на острове. Какие предметы лишние на этом острове( лапша, шакал, каша)Какой звук озорничает?(А)

  5.  Физминутка.  Мы были в гостях. У нас хорошее настроение. . Посмотрите друг на друга.

Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева.

Встань тихонечко в кружок, улыбнись ещё разок.

Топни ножкой раз,  другой, песню весело пропой.

6. Пропевание чистоговорок. ( под музыку,записанную на ПК)

7. У змейки Шуши есть ещё интересная игра  « Доскажи словечко».

Мы с Шушей будем начинать стихотворение – двустишие,  а вы закончите, подобрав нужное слово.

Мы с сестрой посуду мыли, и наряды куклам…….шили.

Модница надула губы, не походят ей все ……   шубы.

Горько плачет бедный Гарик, улетел воздушный …. Шарик.

8. Змейки приползли к себе домой и увидели там  три открытки в конверте. Только вот беда. Они разрезаны! Помогите Шуше собрать все картинки  и скажите, что там нарисовано, о чем они(картинки разрезаны ).

Миша вешает шубу на вешалку. Маша под душем моет шею и уши.

9.Пересказ текста. Змейка Шуша познакомилась как-то раз с девочкой Машей, с её кошечкой Нюшей и с мышонком Шишей. (прилагается рисунок)

У Маши живёт кошечка Нюша. Кошечка Нюша ловит мышонка Шишу. Мышонок Шиша боится Нюшу. Мышонок убегает от кошечки Нюши. Как вы думаете, догонит ли кошечка Мышонка Шишу? Что будет дальше?

Логопед предлагает одному из детей  назвать слова со звуком Ш.  Другой ребёнок отвечает на вопросы логопеда по тексту. Кто-то из детей пересказывает данный текст.

ИТОГ.

 

Ход      занятия

  1. Орг.момент.
  1. Установка на занятие :

Логопед: Мы у зеркала сидим, за логопедом мы следим,

                    Слушаем внимательно, будет замечательно

2.Вхождение в тему.

Л.:Я сегодня шла в детский сад и услышала звук, который  ты тоже часто слышишь в нашем районе. Я его записала. Послушай. Что это? ( Включается  на диктофоне запись взлетающего самолета)

Р.: Это летит самолёт.

Л: Правильно! Это гудит самолёт. Сегодня мы будем играть с самолётом, будем учиться гудеть как самолёт.

II.Основная часть.

1. Знакомство с артикуляцией звука Л.

Послушай историю, которая случилась с нашим Язычком. Сидел он в своем домике, скучал. Вдруг он услышал гудение самолёта  и захотелось ему его увидеть. Тут , на его счастье,  открылись двери-зубки. А за ними приоткрылись и широко растянулись двери-губки. Ура! Можно на улицу! Сунулся Язычок вперёд, на улицу. Но зубки были внимательными : Язык тут же прикусили. На улицу не пустили. Язычок ни туда, ни сюда. Поднапрягся Язычок, давит на зубы, набрал побольше воздуха и вдруг услышал звук: ллллллллл. Получился звук гудения самолёта. Какой я молодец! – сказал себе Язычок.- У меня получился новый звук. Я , оказывается , тоже умею гудеть как самолёт.

3.Постановка звука Л.

Попробуй и ты так сделать. Улыбнись. Приоткрой губки и зубки. Твой язычок устремляется вперёд , на улицу, но зубы его не пускают, прикусывают. Делай вдох носом, напрягись, дави на зубки и гуди: лллллл. Получилось. Попробуй еще. (5 раз)

4. Удлинение дыхания. Работа над силой голоса.Когда самолёт летит, он часто в небе оставляет след.

У тебя нарисовано  5 самолётов. Поставь карандаш около самолёта. Сделай хороший вдох носом, загуди: лллллл и рисуй путь самолёта, до тех пор пока тебе хватит дыхания гудеть. Покажи, какой самолёт совершил самый длинный путь.

5.Синтез  прямого слога ЛА.

Самолёт катает пассажиров- парашютистов. Кто такие парашютисты? (Уточняем, если ребёнок не знает) . Первым решил прыгнут звук А. Вспомним как произносится звук А ( артикуляция звука). Поместим звук А в самолёт ( в кулак кладем какую-то фигурку). Самолет летит до места, гудит  ЛЛЛ, затем открывает люк, оттуда вылетает звук А (разжимается кулак, падает фигурка) и кричит  АААА .

Логопед демонстрирует. Ребёнок повторяет до тех пор, пока не получится слитное произнесение слога ЛА.

6. Анализ слога ЛА.  Сколько звуков? Какой первый, какой звук последний?

7.Синтез прямого слога ЛЫ. Вспомним как произносится звук Ы ( артикуляция звука). Поместим звук Ы в самолёт ( в кулак кладем какую-то фигурку). Самолет летит до места, гудит  ЛЛЛ, затем открывает люк, оттуда вылетает звук Ы (разжимается кулак, падает фигурка) и кричит  ЫЫЫ.

Логопед демонстрирует. Ребёнок повторяет до тех пор, пока не получится слитное произнесение слога ЛЫ.

8. Анализ слога ЛЫ.  Сколько звуков? Какой первый, какой звук последний?

9. Аналогично со звуками О, затем У: синтез слога, слитное произнесение, анализ слога.

10. « Разговор самолётиков»:

Проговаривание слоговых  рядов , состоящих из слогов ЛА,ЛО, ЛУ, ЛЫ  с  интонационной выразительностью.

ЛА-ЛО-ЛУ, ЛУ-ЛА-ЛЫ, ЛО-ЛЫ-ЛЫ-ЛУ и т.п.

11.Автоматизация слогов  в словах ( начало, конец, середина слова)

А) Умение произносить слова на ЛА.

Самолёт вместе со звуком А перелетает с одного города в другой. На пути ему попадаются облака, а на них разные предметы( лапа, ласточка, юла, пчела, халат, калач, палатка, пила лапти).  Прокладывай  путь самолёту  и называй предметы, которые тебе попались на облаках.( Дидактическая игра «Перелёт самолёта»)

Б. Зрительное внимание и память.

Налетел ветер, облака передвинулись. А самолёту надо  лететь обратно по тем ориентирам – предметам, которые у него были раньше. Помоги ему.  Восстанови, как располагались предметы на облачках. Есть ли здесь лишние облачка? Назови их. Назови все предметы, которые встретились самолёту  на обратном пути.

ГБДОУ № 31 Кировского района

Конспект образовательного мероприятия

по развитию речевых процессов

 у  детей подготовительной группы с ФНР

«Составление рассказа по картинке»

с использованием технологий:

обучения составления рассказа, проблемно-игровая ,

здоровьесберегающая, ИКТ.

( ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ)

Подготовлено  и проведено учителем- логопедом :

                                       Гущиной Л.В.

Санкт-Петербург 2014г.

Логопедическая тема:

Составление рассказа по картинке.

Цели занятия:

1. Атоматизировать  звуки:  Р и Р*в свободной связной речи

2.Закрепить лексическую тему: «Рыбы»

3.Совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные

4. Формировать умение подбирать родственные слова

5.Совершенствовать умение правильно формировать конструкцию фразы при ответе на

вопрос.

6.Продолжить формировать умение составлять рассказ по сюжетной картинке

7.Формировать умение вести рассказ от первого, второго и третьего лица.

8.Развивать мимику и пластику движения

9.Развивать слуховую память , внимание и мышление.

Оборудование: игрушечный мальчик Кирюша,  рисунок « На рыбалке», ПК, мяч

Ход занятия

Организационный момент и введение в тему: Повтори и назови лишнее слово:

 -гуппи, телескоп, скалярия, золотая рыбка, сомик, лещ

  -дельфин, скат, щука, акула, скумбрия

  -щука, карась, судак, меченосец, плотва

  -хвост, чешуя, плавник, лапа, жабры.

Основная часть

1.Логопед вводит кукольный персонаж : мальчик  Кирюша.

Логопед:  -Ребята, нам прислал письмо наш друг Кирюша. Он в первый раз ходил с папой

на рыбалку.  В письме рисунок, о том как  Кирюша ловит с папой рыбу.

Логопед показывает картинку «На рыбалке»

  1. Ответы на вопросы ( подсказка на слайдах ПК):

Скоро лето и , может быть,  вы тоже пойдёте со своими родителями на рыбалку.

Поговорим с вами о рыбалке .

-Как называется человек, который ловит рыбу? ( слайд № 1 :рыбак, рыболов)

          -Рыбки, живущие в море, какие рыбки? (слайд №2: в море,  в реке, в аквариуме, в озере)

       -Где рыбак ловит рыбу ? (море, пруд, река, озеро) А в аквариуме?

      -Чем ловят рыбу? (слайд №3: удочка, спиннинг, сеть, сачок, невод)

          -Что рыбак надевает на крючок удочки? (слайд №4: приманка, червяк, наживка, хлеб, муха..)

         -Как называется суп из рыбы?( слайд №5: суп уха)

-Скажи по-другому: ловить рыбу, значить что делать? (рыбачить)

3.Скороговорка и речь с движением:

Рыбу ловит рыболов (показываем рыбака с удочкой),

Весь в реку уплыл улов (показываем , как плывут веселые рыбки) (дети изображают огорченного рыбака)

4.        Подбери родственные слова к слову «Рыба» ( по цепочке передача мяча):
рыбка, рыбонька, рыбы, рыбешка, рыбный, рыболов, рыбачить, рыбак, рыбалка.

5. Рассматривание картинки и составление рассказа:

Кирюша прислал нам только рисунок , но забыл нам написать, как он ловил рыбу. Мы попробуем составить рассказ о рыбалке вместо Кирюши. -Посмотрите на рисунок Кирюши и скажите, в какое время года он ловил рыбу?

 -   В какое время суток ловил рыбу Кирюша?

-Где ловил рыбу Кирюша?

-Какое место на реке выбрали?

-Чем ловил рыбу Кирюша и его папа?

-Как ловил рыбу Кирюша? Как узнал Кирюша, что рыбка попалась на крючок?

-Каких рыб могли они поймать в реке?

-Как вы думаете, поймал ли рыбку папа? -Много ли рыбы поймали?

 -Что они сделали с пойманной рыбой?

Далее логопед предлагает кому-то из детей составить рассказ о рыбалке .Если дети затрудняются, логопед дает свой образец рассказа.

Рассказ о том, как Кирюша ловил рыбу (рассказ от третьего лица). Например:

Как -то летом папа предложил Кирюше отправиться на рыбалку. Ранним утром они приехали на реку, взяли лодку и нашли тихое , спокойное место. Кирюша насадил на крючок червяка и забросил удочку.

Долго он следил за поплавком. Вот поплавок быстро задергался. Кирюша обрадовался: рыбка попалась! Он подтащил удочку и вытащил разноцветного карася.И папе повезло: он поймал щуку. Наверное, это щука охотилась за карасём.

Кирюша с папой ловили все утро. Они поймали много рыбы. Дома мама сварила им вкусную уху.

Логопед: Предложите, как можно назвать этот рассказ. Кто из вас ходил на рыбалку?

  1. Рассказ ребенка от своего  имени (от первого лица).

Логопед:

 Представьте, что это вы были на рыбалке. Расскажите о своей рыбалке.

7.Физкультурная разминка.

 А теперь мы сами половим рыбку. Логопед раздает детям игру « Рыбалка». Дети на удочку ловят рыбу.

8.Сосчитайте количество рыб, которых вы поймали: одна рыбка, две рыбки …..

ИТОГ. Теперь мы знаем как и когда ловить рыбу. И у Кирюши, его папы  и  у  нас была удачная рыбалка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная презентация по автоматизации звука Л в слогах, словах и фразах.

Интерактивная презентация по автоматизации звука Л в слогах, словах и фразах. Игровые задания, картинки двигаются. Используется как часть занятия для поддержания интереса у ребенка. Некоторые слайды м...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Игры с Лушей» (постановка и автоматизация звука [Л] в слогах, словах и фразах)

Цель:  формирование правильного произношения звука [Л] в изолированной позиции и автоматизация его в слогах, словах, словосочетаниях, фразах....

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Игры с Лушей» (постановка и автоматизация звука [Л] в слогах, словах и фразах)

Цель:  формирование правильного произношения звука [Л] в изолированной позиции и автоматизация его в слогах, словах, словосочетаниях, фразах....

Конспект ОД "В гости Дед Мороз пришел" по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, во фразах, предложениях

laquo;В гости Дед Мороз пришел»Цели и задачи:- коррекционно-образовательные:* закреплять навыки правильного произношения звука [л] в слогах, словах, предложениях;*продолжать работу над формиров...

Автоматизация звука Ш в слогах, словах и фразах. Пальчиковый театр "Теремок"

Конспект занятия по развитию речи с использованием пальчикового театра (по сказке "Теремок")....

Интерактивная презентация по автоматизации звука Л в слогах, словах и фразах

Данное пособие поможет родителям в работе с детьми по автоматизации звука Л. С детьми проводятся игры "Один - много", "Мой - моя", "Посчитай" и др. Задания в интерактивно...

Занятие по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и фразах с использованием ИКТ "Волшебная веревочка"

Занятие по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и фразах с использованием ИКТ "Волшебная веревочка"....