ПРОГРАММА «Подготовка руки к письму и профилактика дисграфии»
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Слободич Светлана Юрьевна

 

         Письмо – сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый умеет красиво писать, что же говорить о детях? Подготовка руки к письму – один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психо –физиологическими особенностями детей, так и с самим процессом письма.     Данная программа по подготовке руки к письму и профилактики дисграфии предназначена для работы с детьми с 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года обучения.

    Особенностью предлагаемой программы является применение на занятиях нетрадиционных техник и материалов, что способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; наблюдательности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

ПРОГРАММА

«Подготовка руки к письму и профилактика дисграфии»

Количество лет обучения – 2года.

Количество учебных часов за каждый год обучения:

по 35 часов

Возраст детей: с 5 до 6 лет; с 6 до 7 лет.

                                                                                   Составитель:

                                                                     

                                                                      Учитель – логопед:          Слободич С.Ю.

                                                                       

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2016 год.

                                               

Пояснительная записка.

         Письмо – сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый умеет красиво писать, что же говорить о детях?

        Подготовка руки к письму – один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психо –физиологическими особенностями детей, так и с самим процессом письма. У детей дошкольного возраста недостаточно развиты мелкие мышцы руки, координация движений несовершенна, не сформирована способность к оценке пространственных различий, от которой зависит качество написанного. Процесс письма является чрезвычайно трудным. Так как ребёнок знакомится с тонкостями технических навыков, которые он приобретает в процессе письма: графические навыки, соблюдение правил письма, правильное использование письменных принадлежностей.

    Данная программа по подготовке руки к письму и профилактики дисграфии предназначена для работы с детьми с 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года обучения.

    Особенностью предлагаемой программы является применение на занятиях нетрадиционных техник и материалов, что способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; наблюдательности. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

     При совместной деятельности с использованием нетрадиционных материалов  и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задания для развития мелкой моторики с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу.  

Программа «Подготовка руки к письму и профилактики дисграфии» - это:

  • новый подход к развитию мелкой моторики, в  котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное;

  • новая перспектива реализации базисных задач воспитания, обучения и развития детей на всех ступенях дошкольного детства;

  • овладение графомоторными навыками в игровой форме

  • новые возможности организации и преемственного планирования учебно-воспитательного процесса на всех ступенях дошкольного детства;

  • новые возможности в развитии зрительно – пространственного восприятия, наглядно – образного мышления и изобразительно – графических способностей.

  • новый взгляд на отношения педагогов и детей в совместной деятельности – осознанная творческая деятельность ребёнка под руководством взрослого, соавторство, содружество, сотрудничество; не обучающий и обучаемые, а  равноправные партнёры .

ЦЕЛЬ программы  - эффективная подготовка руки к овладению навыком письма , профилактика дисграфии на почве нарушения оптико – пространственных представлений, комплексное и постепенное овладение графическими навыками, развитие интеллекта , развитие речи ребёнка.

 ЗАДАЧИ:

I.   Обучающие:

  • Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук
  • Тренировка зрительно – моторных и слухо – моторных координаций;
  • Отработка дифференциации правых и левых частей тела;
  • Формирование ориентации в окружающем пространстве;
  • Обучение ориентироваться на листе бумаги;
  • Обучение написанию элементов букв;
  • Формирование графических навыков;

  1. Развивающие задачи:
  •         Способствовать развитию координации движений рук, пространственных отношений, глазомера, укреплению мышц руки;
  • Развивать точность и координированность движений руки и глаза;
  • Развивать умение действовать по словесной инструкции, соизмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, осуществлять контроль за собственными действиями;
  • Развивать интеллектуальные и речевые способности детей;
  • Развивать тактильную чувствительность;

       

        III. Воспитательные задачи.

1.Воспитывать   культуру   деятельности,   формировать навыки сотрудничества;

2. Усвоение гигиенических правил письма, умение замечать затруднения  сверстников и    оказывать им помощь;

                                       Ожидаемые результаты.

К концу первого года обучения дети должны будут уметь:

Мелкая моторика

 - свободно рисовать круг и квадрат

 - запускать мелкие волчки

 - нанизывать крупные пуговицы, бусины

 - завязывать узлы на шнуре, толстой верёвке

 - застёгивать пуговицы, крючки, молнии

 - показывать в воздухе колечки с пальцами (пальчики «здороваются»)

 - свободно осуществлять круговые, дугообразные движения пальцами и кистями обеих рук

 - правильно захватывать карандаш

 - проводить линии по точкам не отрывая карандаш

 - проводить горизонтальные и вертикальные линии

 - заштриховывать фигуры

 - раскрашивать фигуры не заходя за контур изображения

 - проводить прямые линии посередине дорожки, вертикальные и горизонтальные линии

 - правильно держать ножницы и резать ими по прямой и диагонали

- раскрашивать фигуры не заходя за контур изображения используя силу нажима

- копировать силуэт на бумагу, обводить шаблоны

- заштриховывать всю фигуру в заданном направлении

- доводить данные линии до конца

- плести косичку из подручного материала

- уметь дорисовывать орнамент и узор с большим количеством изогнутых линий

- вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы

- дорисовывать недостающие детали

- обводить рисунки по пунктирным линиям, не отрывая карандаш от бумаги

Оптико – пространственные представления

- умение дифференцировать правую и левую руку

 - умении ориентироваться в схеме собственного тела

- умение ориентироваться в замкнутом пространстве

- уметь определять направление от себя

- обозначать словами положение предмета по отношению

- определять пространственное расположение предметов по отношению к себе

- уметь ориентироваться на листе бумаги

- уметь писать простейшие графические диктанты

- уметь самостоятельно расчерчивать лист бумаги на заданное количество ячеек

- уметь ориентироваться по схеме, плану в групповом помещении и на участке

К концу второго года обучения дети должны будут уметь:

Мелкая моторика

- дорисовывать узоры по клеткам и симметрично  дорисовывать недостающую часть    изображения

- срисовывать фигуры

- писать графические диктанты по клеткам

- писать элементы букв на линованном листе и листе в клетку

- обводить изображение по точкам

Оптико – пространственные представления

- определять пространственные отношения между 2-3-мя предметами или изображениями

- ориентироваться на плоскостном пространстве

- активно использовать слова: вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее

- уметь создавать простейшие планы, схемы, чертежи

Профилактика дисграфии

-дифференцировать смешиваемые по оптическим признакам буквы

-конструировать и реконструировать буквы из элементов

-проводить дифференциацию букв сходных по начертанию в письменных упражнениях.

-дифференцировать расположение элементов букв

- находить правильно написанные буквы.

ФОРМЫ РАБОТЫ.

          1. Занятия 1 раз в неделю .

2.Представление текущих работ - еженедельно.

3.Открытое занятие для родителей - февраль.

ДИАГНОСТИКА.

Три  раза в год проводится тестирование детей по списку требований, соответствующих их возрасту.

Диагностика проводится в сентябре (в начале учебного года) , в декабре (середина года) и в мае (в конце учебного года) и показывает, насколько продуктивно проходят занятия.                  

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ.

1. Вступительная беседа.(3-8минут)

Во время вступительной беседы у ребенка создается рабочее настроение, он знакомится с новым учебным материалом и повторяет старый; во вступительную беседу может быть включен сюрпризный момент.

Вступительная беседа предполагает активное участие ребенка в разговоре. Ребенок не только выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями.

2. Выполнение задания (от 20 минут в старшей группе до 25 минут в   подготовительной).

3. Заключительная часть (3-8 минут).

Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ, достигнутых во время занятия результатов. Предполагается двусторонний обмен мнениями: впечатлениями детей и анализ достигнутого педагога.

                                         

РАБОТА С КАДРАМИ.

В   течение   всего   учебного   года   воспитателю предлагаются темы и варианты игр и занятий, которые включаются в самостоятельную деятельность детей и в индивидуальную работу с детьми. Во время таких игр и занятий ребенок отрабатывает технику и приемы, узнанные им на занятиях. Также воспитателю предлагаются  темы  наблюдений,  осуществляемых  во  время прогулок, иллюстрированный материал, которым дети могут пользоваться во время свободной деятельности.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Проводится в течение всего учебного года и включает в себя следующие мероприятия:

Еженедельно: показ работ, выполненных детьми в ходе занятий с отражением цели, задач и приобретаемых навыков и умений.

          В течение года: Индивидуальные консультации, беседы ( по мере необходимости).

Февраль: Открытое занятие .

 Март: Консультация для каждой группы. Для детей старшего возраста по теме: “Значение мелкой моторики для успешного развития ребёнка ”. Для подготовительного возраста - по теме: “Профилактика дисграфии” (по мере необходимости).

Май: Выступление на родительском собрании по теме: “Подведение итогов и результатов, достигнутых за год."

Краткая характеристика детей группы.

Возраст детей: смешанная группа - дети старше - подготовительного возраста.

Уровень развития мелкой моторики: дети старшего возраста - воспитанники группы коррекционной направленности с недостаточно развитой мелкой моторики; дети подготовительного возраста - воспитанники массовой группы (посещавшие группу коррекционной направленности 1 год)и дети, ранее специально не развивавшие мелкую моторику и имеющие проблемы в ее развитии.

Программа состоит из трёх разделов, направленных на развитие мелкой моторики, оптико-пространственных представлений и профилактику

дисграфии.

1 раздел. Занятия по развитию мелкой моторики.

1 год обучения

- перебирание круп, зёрен

- отделение разнородных природных объектов (круп, орехов)

- пересыпание природных объектов

- переливание воды из одной ёмкости в другую

- запускание мелких волчков

 - нанизывание крупных пуговиц, бусин

 - завязывание узлов на шнуре, толстой верёвке

 - застёгивание и пристёгивание пуговиц, крючков, молний

 - пальчиковая гимнастика

 - проведение линий по точкам без отрыва карандаша

 - проведение горизонтальных и вертикальных линий на листе бумаги

- проведение прямых линий посередине дорожки

 - штриховка объектов

 - раскрашивание фигур цветными карандашами

- рисование от руки круга и квадрата

- работа с ножницами

- раскрашивание фигур, не заходя за контур изображения, используя силу нажима

- копирование объектов на бумагу через кальку

- обводка шаблонов

- штрихование в заданном направлении

- прорисовка линий  до конца

- рисование по пунктирным линиям, не отрывая карандаш от бумаги

- дорисовка орнаментов и узоров с большим количеством изогнутых линий

- дорисовка недостающих деталей

- плетение косичек из подручного материала

- вырезание круга из квадрата, овала из прямоугольника, срезание и закругление углов

- сортировка  объектов по цвету, форме, размеру

2 год обучения

Повторение первого года обучения +

- дорисовка узоров по клеткам и недостающих частей изображения

- срисовывание фигур

- обведение изображений по точкам

- копирование объектов через кальку и копирку

- письмо графических диктантов по клеткам

- письмо элементов букв на линованном листе и листе в клетку

- прокалывание изображений по контуру при помощи зубочистки

- проведение карандашом линий по лабиринту

- копирование слов, предложений выполненных письменным шрифтом

2 раздел. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

1 год обучения

- упражнения по определению правой и левой руки

 - упражнения по ориентировке в схеме собственного тела

- упражнения по ориентировке в окружающем  замкнутом пространстве

- упражнения в определении направления « от себя»

- формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения

- развитие восприятия цвета

- развитие восприятия формы

- разрезные картинки из 4 частей и кубики

- определение пространственного расположения предметов по отношению к себе

- узнавание правых и левых частей предмета.

- упражнение в ориентировании по схеме, плану в групповом помещении и на участке

- упражнения в ориентировке на листе бумаги

- расчерчивание листа бумаги на заданное количество ячеек

- письмо простейших графических диктантов

- сгибание листа бумаги в разных направлениях

- развитие восприятия формы и величины

- выкладывание фигур из палочек по образцу

- узнавание объекта по силуэту

- разрезные картинки и кубики из 4-6 частей

- выполнение шнуровок

2 год обучения

Повторение первого года обучения +

- определение пространственных отношений между 2-3-мя предметами или изображениями

- ориентировка на плоскостном пространстве

- ориентирование в схеме тела человека, сидящего напротив.

- активное использование  слов :  вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее

- создание простейших планов, схем, чертежей

- работа с бумагой «оригами»

 -выкладывание фигур из палочек по памяти

- конструирование изображений из геометрических фигур с помощью трафаретных линеек

- узнавание предметов по контуру

- узнавание предметов по неполному рисунку

- подбор изображения к силуэту

- разрезные картинки и кубики из 6-8 частей

- наложение контуров изображений

3 раздел. Профилактика дисграфии. 

2год обучения.

-развитие восприятия смешиваемых , по оптическим признакам, буквы

-конструирование и реконструирование буквы из элементов

-упражнение в начертании букв в письменных упражнениях.

-письмо  элементов букв

- нахождение правильно написанных букв.

- складывание образов букв из палочек

- «перепечатывание» с полотна букв, которые состоят: 
из одного элемента (О, С); 
из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.); 
из трех элементов и т.д. 
-  «перепечатывание» с полотна букв, которые «смотрят»: 
прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.); 
вправо (Б, В, Г, Е и т.д.); 
влево (З, Л, У, Ч и т.д.); 
«открыты» (А, Б, Г и т.д.); 
«закрыты» (В, О)

- вычёркивание заданной буквы из  текста

- узнавание букв на ощупь

- узнавание букв, нарисованных пальцем в воздухе, на плоскости.

                          Условия для реализации программы

  • Школьная доска.
  • Мебель, соответствующая росту детей.
  • Мозаика.
  • Комплект трафаретов.
  • Шаблоны для вырезания.
  • Фасоль, семена, пуговицы.
  •  Альбомы с не линованной бумагой
  • Книги-раскраски
  • Простые карандаши.
  •  Цветные карандаши.
  •  Ножницы.
  •  Бумага белая.
  • Бумага цветная
  • Наборы трафаретов по количеству детей
  • Демонстрационные наборы картинок к каждой теме
  • Раздаточные образцы картинок для штриховки к каждой теме по количеству детей
  • Плакаты, иллюстрации, репродукции в соответствии с темами
  • Тетради в крупную и мелкую клетку, косую линейку

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет).

Учебный план по программе «Подготовка руки к письму и профилактика дисграфии»:

п/п

Разделы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.

Диагностика

1

1

1

2.

Обводка изображения по пунктирной линии, раскрашивание

1

2

1

1

2

1

2

1

3.

Штриховка

2

2

1

1

1

2

1

1

4.

Оригами. Работа с шнуровками, пристежками, мелкими предметами.

1

1

1

1

2

1

2

4.

Открытое занятие

1

Итого в месяц

1

4

5

4

3

4

5

4

5

Итого в год

35 часов

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

Сентябрь.

1.Диагностика.

2. «Осень» Работа с водой и пипеткой «Осенние лужицы» (распределение воды с помощью пипетки в резервуары). Пальчиковая гимнастика . Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

3.  Копирование объектов на бумагу через кальку .Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

4. Упражнения и игры на развитие ориентировки в пространстве(определение пространственного расположения предметов по отношению к себе).

5. Выполнение коллективной работы «Осень».                                                                                      

Октябрь.

1. «Овощи» Величина и форма (круг, треугольник, квадрат). Сравнение фигур, одинаковых по цвету, разных по величине. Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблоном, раскрашивание изображения. Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

2. «Фрукты» Величина и форма (круг, треугольник, квадрат). Сравнение фигур, одинаковых по цвету, разных по величине. Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблоном, раскрашивание изображения. Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

3. «Деревья». Пальчиковая гимнастика. Выкладывание фигуры из палочек по образцу.  Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

4. Выполнение коллективной работы.                                                                                    

 Ноябрь.

1. «Одежда, обувь, головные уборы». Выполнение шнуровки «Сапожок». Пальчиковая гимнастика . Обводка по шаблону, дорисовка орнаментов и узоров. Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

2. «Игрушки». Пальчиковая гимнастика. Плетение косичек из подручного материала. Обводка шаблона, раскрашивание и штриховка. Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

3. « Домашние животные, птицы и их детёныши». Копирование объектов на бумагу через кальку, раскрашивание, штриховка изображения. Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

5. Выполнение коллективной работы.

 

Декабрь.

1. «Зима». Пальчиковая гимнастика. Прорисовка  линий  до конца. Работа с ножницами.

 Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

2. « Зимующие птицы». Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблоном, дорисовка недостающих деталей, раскрашивание. Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

3. «Дикие животные наших лесов и их детёныши». Игры и упражнения на ориентировку в пространстве (узнавание правых и левых частей предмета).

4. Выполнение коллективной работы .

Январь.                                    

1.Диагностика.

2. «Посуда». Работа с трафаретом, дорисовка недостающих деталей, раскрашивание изображения. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

3.«Транспорт». Упражнения в ориентировке на листе бумаги. Выкладывание фигуры из палочек по образцу.

 Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

                                                                                                                                                          Февраль.                                                                                                                                                                    

1. «Профессии». Сортировка  объектов по цвету, форме, размеру. Пальчиковая гимнастика.

 Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

2. Игры и упражнения по ориентировке в пространстве (упражнение в ориентировке по схеме, плану в групповом помещении ). Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

3. « День защитника отечества».Работа с ножницами (  вырезание круга из квадрата, овала из прямоугольника, срезание и закругление углов). Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

4. Выполнение коллективной работы

Март.

1. «Весна» Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

2. « Перелётные птицы» Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

3. «Почта». Работа с шаблоном. Дорисовка орнаментов и узоров с большим количеством изогнутых линий. Сгибание листа бумаги в разных направлениях. Пальчиковая гимнастика Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

4. «Мебель». Пальчиковая гимнастика. Выкладывание фигуры из палочек по образцу.  Рисование по пунктирным линиям, не отрывая карандаш от бумаги. Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

5. Выполнение коллективной работы.

Апрель

1. «Цветы». Сортировка объектов по цвету, форме, размеру. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

2. «Космос». Собирание разрезных картинок из 4-6 частей.  Письмо простейших графических диктантов. Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

3. «Насекомые».  Развитие восприятия формы и величины. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

4.Выполнение коллективной работы.

Май

1. «Рыбы». Пальчиковая гимнастика.  Узнавание объекта по силуэту. Работа с трафаретом, штриховка и раскрашивание изображения. Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

2. «Ягоды, грибы». Пальчиковая гимнастика. Составление разрезных картинок из 4-6 частей. Работа с трафаретом, штриховка изображения в заданном направлении, раскрашивание. Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

3. «Санкт – Петербург».Пальчиковая гимнастика. Расчерчивание листа бумаги на заданное количество клеток. Работа в тетради на печатной основе.                                                                                    

4. Диагностика.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – (6-7 лет).

Учебный план по программе «Подготовка руки к письму и профилактика дисграфии»:

п/п

Разделы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

Диагностика

1

1

1

2

Мелкая моторика

3

4

3

1

2

4

3

2

3.

Ориентировка в пространстве/ профилактика дисграфии

1

1

1

1

1

1

1

2

4.

Открытое занятие

1

Итого занятий в месяц

1

4

5

4

3

4

5

4

5

Всего в год

35часов

 

                                ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.

Сентябрь.

1.Диагностика.

2. Пальчиковая гимнастика. Величина и форма (круг, треугольник, квадрат). Знакомимся с трафаретными линейками.

3. Пальчиковая гимнастика. Орнамент из геометрических фигур. Построение и штриховка. Прописывание элементов письменных букв на линованном листочке.

4. Дифференциация образов букв А, У, И. Составление букв из палочек, полосок бумаги, преобразование. Обводка заданной буквы из ряда других. Определение буквы наощупь.

5.Выполнение коллективной работы.

Октябрь.

1. «Овощи».Узнавание предметов по контуру. Пальчиковая гимнастика. Шнуровка Работа в тетрадях на печатной основе.

2. «Фрукты». Пальчиковая гимнастика. Закрепление понятий: круглая, квадратная, треугольная форма. Работа с трафаретной линейкой: построение и преобразование из геометрических фигур овощей и фруктов. Раскрашивание и штриховка.

3. Дифференциация образов букв: К Н П конструирование из палочек, преобразование. Определение буквы наощупь. Печатание элементов, букв.  У. Работа в тетрадях на печатной основе. Прописывание элементов письменных букв на линованном листочке.

4. Выполнение коллективной работы.

 Ноябрь.

1. «Одежда, обувь, головные уборы».Пальчиковая гимнастика. Выкладывание фигуры из палочек по образцу – по памяти. Группировка фигур по цвету, размеру, форме.

2. «Игрушки». Обучение передвигаться в заданном направлении (Пойдёшь направо – мишку найдёшь).Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради на печатной основе. Работа с трафаретной линейкой «Мишка».

3. Пальчиковая гимнастика. Дифференциация образов букв, имеющих в написании кружок: Ы О Ю Б Я. Угадывание букв наощупь. Конструирование букв из палочек, преобразование букв из палочек. Прописывание элементов письменных букв на линованном листочке.

4. «Семья». Пальчиковая гимнастика. Построение из геометрических фигур «Папа, мама и я».

5. Выполнение коллективной работы

 

Декабрь.

1. «Зима». Пальчиковая гимнастика.  Работа с бумагой «Оригами».

2. «Зимние забавы». Пальчиковая гимнастика. Построение и штриховка снеговика.

3. Ориентирование в схеме тела человека, сидящего напротив. - «перепечатывание» с полотна букв, которые состоят из одного элемента (О С), из двух элементов (ЗУГХРЛТ) Конструирование и преобразование букв из палочек (У Г Х Л Т ). Печатание букв в заданной последовательности : УУГУУГУУГ. Прописывание элементов письменных букв на линованном листочке.

4.  Выполнение коллективной работы « Новый год» Зимняя сказка. Построение и штриховка новогодней елки елочных игрушек и гирлянды .

Январь.                                    

1.Диагностика.

2. «Посуда». Пальчиковая гимнастика. Узнавание предметов по неполному рисунку. Сортировка трёх видов круп в кастрюльки. Составление разрезных картинок из 6-8 частей.

3.Перепечатывание» с полотна букв, которые «смотрят» прямо: НШЩХФАПОЛДЖМИТ. Копирование объектов через кальку и копирку, штриховка в заданном направлении. Прописывание элементов письменных букв на линованном листочке.

                                                                                                                                                           Февраль.                                                                                                                                                                    

1. «Профессии». Пальчиковая гимнастика. «Как строят дома?» Конструирование подъемного крана, штриховка, раскрашивание. Работа по тетрадям на печатной основе.

2. « Орудия труда , инструменты». Пальчиковая гимнастика. «Морская прогулка». Штриховка, раскрашивание. Построение и штриховка корабля и маяка. Прокалывание рисунка по контуру зубочисткой.

3.  «Перепечатывание» с полотна букв,  которые «смотрят»: вправо (Б, В, Г, Е и т.д.) Определение пространственных отношений между 2-3-мя предметами или изображениями. Прописывание элементов письменных букв на линованном листочке.

4. Выполнение коллективной работы.

 

Март.

1. «Весна» Построение вазы с цветами для любимой мамочки. Раскрашивание.

2. « Перелётные птицы» Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради на печатной основе. «Напои птичку»: распределение подкрашенной воды с помощью пипетки в другие ёмкости.

3. «Перепечатывание» с полотна букв, которые «смотрят»:   влево (З, Л, У, Ч и т.д.).Письмо графических диктантов по клеткам. Прописывание элементов письменных букв на линованном листочке.

4. «Мебель» Соединение предметов с соответствующей геометрической фигурой. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях на печатной основе. Выкладывание фигуры из палочек по памяти.

5. Выполнение коллективной работы.

Апрель

1. «Школа». Пальчиковая гимнастика. Наложение контуров изображений. Работа в тетради в клетку: построение и штриховка картинок по клеткам.

2. «Космос» . Пальчиковая гимнастика. «Путешествие в космос». Построение и штриховка ракеты. Работа по тетрадям на печатной основе.

3. Развитие восприятия букв, смешиваемых по оптическим признакам.

Прописывание элементов письменных букв на линованном листочке.

4. «Насекомые». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях на печатной основе. « Встречи на лесных тропинках». Построение и штриховка картинки “Гусеница”, дорисовка недостающих деталей, раскрашивание.

Май

1. «Рыбы». Игра «Поймай рыбку» (удочки с магнитами). « Загадываем желание». Построение и штриховка золотой рыбки в аквариуме.

2. «Ягоды, грибы». Копирование объектов через кальку и копирку, раскрашивание. Дополнение композиции объектами, сконструированными при помощи трафаретной линейки.

3. Копирование слов, предложений выполненных письменным шрифтом

4. Диагностика

                                      Список использованной литературы.

  1. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. – 46, [2] с.: ил.
  2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: "Паритет", 2003. – 144 с. – (Серия "Рождаюсь. Расту. Развиваюсь.)
  3. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М.:Издательство "Гном и Д", 2006. – 40 с.
  4. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2006. – 92 с.: ил. – (Популярная логопедия)
  5. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб.: Корона принт; М.: Бином – Пресс, 2006. – 32 с.; ил.
  6. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2003. – 127, [1] с.
  7. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, 1996. – 32 с.
  8. Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 1994.
  9. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. - М.: “Лист”, 1998. 198с.
  10. Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.
  11. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
  12. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
  13. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.
  14. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
  15. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
  16. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
  17. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 1999.
  18. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.
  19. Милостивенко Л.Г. «Методические рекрмендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей» - СПб.: 1995г
  20. Никитина А.В. «29 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 4-5 лет». СПб.: «Каро», 2008
  21. Ткаченко Т.А. «Сборник упражнений «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи.» М.: «Гном и Д», 2004 г
  22. Османова Г.А. «Новые игры с пальчиками», СПб «Каро», 2008  г.
  23. Никитина А.В. «33 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 6-7 лет». СПб.: «Каро», 2008

                                     Список рекомендованной литературы.

  1. Романов А.А. Игры с указательным пальцем для детей. Карточки с игровыми задачами: Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М.: "Плэйт"; 2005. – 48 л.: ил.
  2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.
  3. Тетрадь для рисования серии «Рабочие тетради дошкольника. Подготовка к письму. Часть 1,2» - Киров: «Дакота», 2011г.
  4. Тетрадь с заданиями для развития детей. «Развиваем графические навыки малыша. Часть 1,2» - Киров: «Дакота», 2011г.
  5. Тетрадь с заданиями для развития детей. «Дошкольные прописи в клетку. Часть 1,2»
  6. Гаврина С.Е. «Готовим руку к письму. Рабочая тетрадь» - М.: «Росмэн-Пресс», 2002

Тесты и задания, используемые для диагностики .

    № 1.

Тестовые задания для определения ведущей руки ребенка.

(Бачина    О.В.,    Коробова    Н.Ф.    практическое   пособие   для    педагогов    и

родителей)

Условия проведения тестирования'.

  • Взрослый сидит напротив ребенка (лучше за столом)
  • Приспособления, пособия, предметы положены перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки.
  • Обстановка тестирования спокойная, благожелательная. Взрослый не фиксирует внимание ребенка на том, что он (взрослый) определяет ведущую руку ребенка.

Установка: «Давай мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты старайся их хорошо выполнять»

I.        «Построй что-нибудь из палочек (кубиков), например колодец, дом или ограду».

-        Активные действия выполняет ведущая рука: берет, укладывает, поправляет.

«Открой несколько (2-3) пузырьков (коробочек) с завинчивающимися крышками».

-        Активные действия выполняет ведущая рука: открывает, закрывает.

2 . «Нарисуй то, что хочешь, сначала одной рукой, затем —другой» - Учитывается, какой рукой ребенок работает, качество работы, выполненной правой и левой рукой.

  1. «Нарисуй десять крестиков, после чего сотри их ластиком». - Ведущей считается более активная рука.
  2. «Протри мебель (стол, шкаф, и др.)». - Если ребенок протирает левой рукой, его просят поймать брошенную ему тряпку и перебросить ее в корзину, находящуюся в 4-5 шагах от него. Леворукие дети все действия выполняют левой рукой.
  3. «Подними лежащий на полу предмет». - Праворукие очень редко берут его левой рукой.
  4. «Возьми все картинки в одну руку, а раскладывай другой». - Ведущей считается рука, которой раскладываются картинки.
  5. «Соедини скрепки в цепочку». - Ведущая та рука, которая действует более активно.
  6. «Нанизывай бисер (пуговицы) на иголку с ниткой». - Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.

9.        «Сцепи пальцы рук, переплетая их между собой (замок)». А Посмотрите,
большой палец какой руки - правой или левой - сверху: если правой, то, по этому тесту.
Ваш ребенок правша, левой - левша.

10.        «Сцепи руки сзади». - Посмотрите, какая рука какую держит. Если правая
держит левую, то ведущая рука правая, и наоборот.

II.        «Скрести руки на груди (поза Наполеона)». - Какая рука сверху?

12.        «Покажи, как ты аплодируешь». - Посмотрите, какая рука совершает основное

-        ударное движение о ладонь другой руки. Более активна и подвижна ведущая рука.

  1. «Развяжи узелки». - Ведущая рука считается та рука, которая развязывает узел.
  2. «Сядь на пол, а затем встань, помогая себе одной рукой». - На какую руку опирался Ваш ребенок?
  3. «Заведи часы». - Ведущая рука выполняет активные действия, заводя часы, не ведущая - их фиксирует.

Для удобства в работе по оформлению результатов тестирования «ведущей руки» ребенка можно использовать таблицу:

Интерпретация полученных результатов:

  • При выраженном предпочтении левой руки в задании ставится знак «+» в графу «Левая рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука».
  • Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «+» ставится в графу «Обе руки».
  • Ведущей у ребенка считается та рука, при выполнении действий которой он получил более 8 плюсов в графу «Правая (левая) рука».

№ 2

Тестовые задания для определения ведущего глаза ребенка, (методические рекомендации по подготовке ребенка к обучению в школе В.А.Гуров, А.И Смирнов, Ю.Н.Истомина.)

  1. Ребенку предлагается посмотреть в даль через защитный экран с отверстием посередине (или трубочку). В качестве экрана можно использовать обычный лист бумаги с отверстием посередине. - Глаз, к которому подносился экран, считается ведущим. Исследование повторяется не менее трех раз.
  2. Предлагается ребенку моргнуть одним глазом. - Закрывается обычно не ведущий глаз.
  3. В затемненном помещении ребенку дается карандаш (хотя можно предложить использовать и большой или указательный палец) и предлагается прикрыть лампочку или зажженную свечку. - Находясь сбоку исследователь, видит глаза ребенка и определяет, на какой из них падает тень от карандаша (пальца) - как правило, она падает на ведущий глаз.

Для удобства тоже используется таблица, в которую заносятся результаты.

   № 3. 

Диагностические задании для выявления уровня сформированности мелкой

моторики пальцев.

(О.В.Бачина, Н.Ф.Коробова практическое пособие для педагогов родителей)

Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.

Последовательность выполнения задания:

  1. Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней.
  2. Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.
  3. Под счет раз, два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз). Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.

Интерпретация результатов тестирования:

  • Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.
  • Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.

Результаты выполнения теста, заносятся в таблицу.

Тест на выявления переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак —ребро —ладонь» (А.Р. Лурия)

Ход тестирования:

Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак -ребро -ладонь»

Могут быть нарушены:

  • переключение с одного вида движений на другое;
  • последовательность движений.

Интерпретация результатов тестирования:        

Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении

команд тестирующего.

Переключаемость   считается    недостаточно   сформированной   при   нарушении

переключаемое™ движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует

командам тестирующего.

Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребенку сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этм положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.

Интерпретаиия результатов тестирования:

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.

            Тест на определение уровня точности выполнения движений пальца.ми доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребенку последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем.

Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.

Интерпретация результатов тестирования:

Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцу колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.

Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.

Диагностика уровня сформированности  и школьно-значимых функций.

Оценка   зрительно-ручной   координации.        Манометрический  тест:  

(тест Озерецкого)

Ход тестирования:

Ребенку предлагается обвести ручкой два предварительно нарисованных карандашом крута диаметром 3 см - один правой, другой - левой рукой.

Интерпретация результатов тестирования:

Оценивалось время, затрачиваемое учащимся на обведение круга в секундах. Результаты заносятся в таблицу.

Методика определения зрительно-ручной координации.

«Зрительно-ручная координация» (ЗРК) характеризует степень взаимосвязи в системе глаз-рука, уровень развития зрительно-ручной координации.

Ход тестирования:

Ребенок становиться на расстоянии вытянутой руки от мишени — листа бумаги с нанесенной целью в виде креста, размером 2*2 см, и закрепленной на уровне плеч, берет в ведущую руку ручку с острозаточенным наконечником и под счет, задающий темп, пытается попасть в цель. Проводиться 5 испытаний.

Интерпретация результатов тестирования:

Очевидно, что чем меньше расстояние от точки попадания до центра мишени, тем выше зрительно-ручная координация.

Оценка бинокулярного глубинного зрения (БЗ) тест Рейнеке - США.

(с двумя карандашами)

Бинокулярное глубинное восприятие пространства имеет важное значение в профессиональной деятельности. По статистике пятая часть всех несчастных случаев на производстве и в быту связана с недостаточностью глубинного зрения. Формирование навыков письма на начальном этапе также определяется степенью развития пространственных представлений. Нарушение восприятия пространства может быть связано с косоглазием, в том числе скрытым, которое внешне никак не проявляется. Значительные зрительные нагрузки на близком расстоянии могут привести к усугублению ситуации, что проявляется в резком снижении остроты зрения сначала на один, а затем и на другой глаз.

Ход тестирования:

Испытуемому дается заточенный карандаш и предлагается, смотря двумя глазами, опустить кончик карандаша на заточенный коней другого карандаша, который держит в горизонтальном положении исследователь.

Интерпретация результатов тестирования:

При наличии бинокулярного зрения легко выполняется испытуемым; при нарушении БЗ совместить концы карандашей не удается. В этом случае дается рекомендация обратиться к офтальмологу для дополнительного обследования и соответствующей корректировки. Проверку БЗ необходимо проводить В детском саду (4-6 лет) и в первых классах школы.

№ 4

Диагностическое задание для выявления уровня графической подготовленности.

Для определения уровня готовности детей к овладению графикой письма был разработан тест «Речка» (С.О.Филиппова, О.А.Каминский)

Этот тест, с одной стороны, по своим требованиям совпадает с требованиями процесса письма, с другой - доступен для детей, не умеющих писать и даже не умеющих начальных представлений о технике написания букв. Важными элементами движений при выполнении графического упражнения «Речка» являются темп и ритм. Средний темп человека в пределах от 1,5 до 5 движений в секунду (Н.А.Рокотова, Е.К.Бережная, И.Д.Богина и др. 1971 г.) Средний темп у детей 6-го года жизни равен 0,5 движений в секунду. Что позволило установить интервалы штриховки: для детей 6-го года жизни - 2 секунды. Контур «Речки определен произвольно с учетом периодического (но равномерного) увеличения и уменьшения сечения для штриховки линий. Такое распределение длины штрихов также отражает характерные признаки амплитуды письма.

Количество штрихов в графическом упражнении для детей 6-го года - 20 (на тетрадном листе с крупной клеткой), (на тетрадном листе с обычной клеткой) - 30.

Ход тестирования:

Тест выполняется в помещении группы. Все занимающиеся сидят за столами. Перед началом испытания детям объясняется техника выполнения задания. Обращается внимание на точность нанесения линий: не искривляя их и не заводя за «берега речки» По сигналу руководителя испытуемые должны сделать 20 (30) штрихов («мостиков»), соединяя две линии («берега») Эти штрихи чертятся сверху вниз по вертикальным линиям клеток тетрадного листа, при этом каждый штрих должен наноситься в определенном темпе (через 2 или 1,5 секунды) под удар метронома или счет руководителя. С отсчетом 20 (30) ударов метронома дается команда поднять руки вверх, затем опустить их и положить карандаш на стол. После этого рисовать линии не разрешается.

Тест оценивается по пятибалльной шкале:

5 баллов - задание выполнено полностью, без искажения линий и захождения за «берега речки». Допускается невыполнение одной линии:

4 балла - задание выполнено полностью, но с незначительными искажениями; задание выполнено без ошибок, но на %;

3 балла - задание выполнено полностью, но со значительными искажениями: задание выполнено без ошибок, но только на половину;

2 балла - задание выполнено полностью, но с очень большими искажениями; задание выполнено с небольшими искажениями, но на 3Л; задание выполнено без ошибок, но менее чем на половину;

1 балл - задание выполнено не полностью и с очень значительными ошибками.

Некоторые примеры игр и упражнений, предлагаемых детям на занятии.

Играем пальчиками и развиваем речь. (В.В.Цвынтарный). Домик.

Дом стоит с трубой и крышей.

На балкон гулять он вышел.

{Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон)

Очки.

Бабушка очки надела и внучонка разглядела.

{Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам).

Флажок.

Я в руке флажок держу и ребятам им машу.

{Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) - вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе).

Лодка.

Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.

(Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)

Пароход.

Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка.

(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, как ковшик, а большие пальцы подняты вверх).

Скворечник.

Скворец в скворечнике живет И песню звонкую поет.

(Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, как лодочка, а большие пальцы загнуты вовнутрь).

Грабли.

Листья падают в саду, Я их граблями смету.

(Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя).

Кошка.

А у кошки ушки на макушке, Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх)

И др. игры, которые я применяю в своих занятиях.

           

№ 6. Упражнения    -   разыгрывание    небольших    сценок  с  сопровождением построения фигур из кисти и пальцев:

Стихи

Комбинации пальцев и кистей рук.

Слон.

На прогулку вышел слон, Хоботом качает он. Топ-топ, топ-топ, Говорю слону я: «Стоп!»

Средний палец правой руки становится «хоботом», все остальные превращаются в «ноги» слона. Слон должен идти, опираясь на четыре «ноги», не касаясь «хоботом» земли. По сигналу «Стоп» слон останавливается. Можно изображать слона попеременно левой и правой рукой.

Сороконожки.

Между кочек, по дорожке В сад бегут сороконожки. Раз, два, три, четыре, пять -Никому их не догнать.

Кисти рук находятся на столе. Пальцы изображают «лапки» сороконожек. По команде все сороконожки начинают быстро двигаться. Они могут менять направление движения по команде «направо», «налево», обегая кочки (мелкие предметы на столе).

Любопытная ворона.

Любопытная ворона гордо ходит вдоль забора. Видит банку у куста, Клюв свой сунула туда. Ей не видно ничего, Там на дне темным - темно. Глубже сунулась тогда -Вроде там одна вода? Что случилось? Ой-ой-ой!

Крутит птица головой. Ни туда и ни сюда -Приключилась с ней беда. Вместе с банкою пустой Унеслась она домой.

Рука находится на столе, опираясь на локоть. Большой, указательный и средний пальцы складываются щепоткой и качаются вверх-вниз, изображая клюв вороны. Указательный, средний пальцы «ходят» по столу, показывая, как идет ворона.

Пальцы другой руки собираются в кольцо, изображая пустую консервную банку. «Клюв» вороны засовывается в «баночку».

«Клюв вороны глубже суется в «баночку».

Ворона пытается вытянуть «клюв» из «баночки».

Сцепленные руки, подняты вверх, изображают, как ворона улетает с пустой банкой, надетой на клюв.

Наши пальчики.

Пальчик с краешку -большой, Самый толстый и смешной. Этот указательный, Строгий и внимательный. Этого зовут все - средний, Он не первый, не последний. Этот палец - безымянный. Неуклюжий и забавный. Этот маленький мизинчик. Он у нас у всех любимчик.

Рука поднята вверх ладонью к себе, пальцы выпрямлены. Поочередно пальчики сжимаются, разжимаются и пригибаются к ладошке начиная с большого в соответствии с текстом стиха.

Цветок.

Вырос высокий цветок на поляне. Утром весенним раскрыл лепестки.

Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы.     Развести     ладони.     Выполнить

Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землей корешки.

ритмичное движение пальцами: вместе-врозь (несколько раз).

Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести.

Лиса.

Уж как шла лиса по тропке, 11ашла грамоту на тропке. Она села на пенек И читала весь денек: «Мамочка, мама! Милая моя. Мамочка, мама! Я люблю тебя!»

Указательным и средними пальцами левой руки «пробежаться» от плеча до кончиков пальцев правой руки, вытянутой вперед.

Сжать кулаки, один кулак поставить на другой. Ладони развернуть от груди. Ладони прижать одну к другой. На каждый слог мизинцы размыкать и смыкать. Те же движения выполнять всеми пальцами по очереди.

Замок.

На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?

Постучали,

Покрутили,

Потянули

И открыли.

Пальцы сцепить в «замок». Постучать одной ладонью по другой. Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладонь в разные стороны. Потянуть ладони в разные стороны.

Развести руки в разные стороны.

Осьминог.

Много ног у осьминога. Все они ему нужны. Заменяют ему руки. Очень ловкие они.

Сжать кулаки и развернуть к себе. Поочередно разжимать пальцы, начиная с больших. Поочередно сжимать пальцы, начиная с больших. Поочередно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев. Кулаки повернуть к себе и одновременно разжать.

Пальцы растянуть пошире.

Пальцы растянуть пошире -

Раз, два, три, четыре, пять.

Сжать их вместе -

Три, четыре -

И на месте поплясать.

На носок, потом на пятку.

Дружно делаем зарядку.

• Пальцы      растопырить,      напрячь.

Поочередно сгибать пальцы на обеих руках,

начиная с большого. Пальцы сжать в кулак.

разжать выполнить движения «фонарики».

Коснуться мизинцем одной руки мизинца

другой руки. (Повторить 3 раза).

Веселые лошадки.

В чистом ноле без оглядки Мчаться быстрые лошадки. Цок-цок-цок, цок-цок-цок, Скачет резвый табун ок.

Кисти обеих рук находятся на столе и быстро движутся, показывая, как быстро скачут лошадки.

Козочка.

Вот идет на нас коза-Озорная егоза. Ты, коза, нас не бодай, Лучше с нами поиграй.

Указательный палец и мизинец выставлены вперед и двигаются вверх-вниз, вправо-влево, изображая «рожки».

Остальные пальцы прижаты к ладони.

 № 7. Упражнения с карандашом и катушкой из-под ниток  (О.В.Бачина, Н.Ф.Коробова)

Комплексы упражнений с карандашом и катушкой из-под ниток применяются как динамическая пауза.

1.Перед началом обучения упражнения создать мотивацию.

  1. Далее начинать игру с карандашом. Дети получают возможность поиграть с карандашом на занятии, что удовлетворит потребность, доставит удовольствие, снимет общую усталость, уменьшит психологическую нагрузку и даст возможность переключиться на другой вид деятельности.
  2. Умеренная дополнительная нагрузка при удержании карандаша, катушки во время упражнений положительно влияет на систему кровообращения, воспитывает дополнительный навык управления мышцами и координации движений.
  3. Присвоение каждому упражнению названия, которое дети должны запомнить и соотнести его со зрительным образом (картинкой), служит средством для более легкого запоминания упражнения.
  4. Пальчиковая гимнастика с карандашом, катушкой начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышение подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса письма и оказывает тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояния мышц и суставов кистей рук.
  5. Массажером служат предметы: карандаш, катушка.

7.        Число упражнений и их продолжительность регулируется, учитывая,
индивидуальные особенности ребенка.

Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки:

  • легкая усталость - показатель правильной мышечной нагрузки;
  • сильная усталость, возникшая некоординированность движений, потливость -признаки переутомления.

Упражнения проводятся сначала для одной руки, а потом для другой с целью симметричного развития мышц пальцев рук для равномерной циркуляции крови и поддержания энергетического баланса. После выполнения каждого упражнения расслабляем мышцы, кладем карандаш на стол, а руки опускаем вниз.

Таким образом, комплексы пальчиковой гимнастики с карандашом и катушкой позволяют:

  • обрести эластичность мышц и повысить подвижность суставов;
  • создать для тренинга частой, последовательной. своевременной переключаемое™ движений, т.е. их согласованной координированное™:
  • воспитывать навык удержания позы:
  • ощутить полный объем мышечных движений, и их силу и выносливость;
  • развивать мыслительные процессы и их произвольность;
  • активизировать биологические процессы организма и деятельность жизненно важных анализаторов;
  • учиться, играя, что вызывает положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.

№ 8. Игры с шариками

Игра «Повтори слово»

Повторяй слово, которое я скажу, в момент отбивания мячика» Например: я говорю -«один», ты повторяй - «один», «два» - «два», и т.д.

Игра «Счет»

Один ребенок говорит - «один», другой - «два», первый «три», второй - «четыре» и т.д. (можно считать и в обратном порядке)

Игра «Слова»

Называть односложные слова (стол, стул, пол, шар), а затем и двух - и трехсложные слова ( Таня, Витя, Надя или мячик, шарик, или Марина, Вероника)

Игра «Правая — левая»

Называть руку, которой отбивает мяч, например: «Правой-правой-левой-левой-правой-правой- левой -левой-правой-левой ит.д.»

Игры в парах:

Игра 1. Один говорит «Я знаю пять имен девочек или мальчиков или название книг или мультиков или зверей или птиц или насекомых или рыб и т.д.» На каждый удар по очереди называть слова.

Игра 2. Таблица сложения. Один из детей говорит, например, «2», второй - «плюс», первый - «1», второй отвечает -«2» и т.д.

Игра 3. Таблица вычитания. Тоже что и в игре 2. только с вычитанием.

Игра 4. Договори слова. Например, Теле-, а ребенок добавляет -визор (- фон, -мастер, -башня, -граф).

Игра 5. Один ребенок называет букву, а другой - слово, начинающее с этой буквы.

Игра 6. Называние предметов к определенным признакам: например, ведущий говорит: «сладкий», а ребенок произносит «чай», «кисель», «компот», «напиток» «новый» - «дом» («костюм», «рассказ»..) «высокий» - «дуб» ( «человек», «»потолок»..).

Игра 7. «Наоборот» Подбор слов с противоположным значением (антонимов).

Игра 8. «Рифмовки» Попеременное рассказывание отрывков из знакомых стихотворений. Например, С.Я. Маршак «Мяч» Мой веселый звонкий мяч. Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой. Не угнаться - за тобой! и т.д.

Наклонные прямые линии и комбинации из них. Цель; развивать ориентирование на рабочей строке и в микро пространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо и т. д.); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки.

Дуги, волнистые линии, круги, овалы. Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, умение чертить плавно закругленные линии, ориентировку в микропространстве. Дуги желательно чертить высотой в одну клетку и шириной в одну, затем в две клетки. Круги вписывать в квадрат-клетку, в квадрат со стороной в две клетки, затем в воображаемый квадрат.

2. Рисование по клеткам предметов сложной формы.  Цель: развивать зрительный анализ и синтез восприятия сложной формы, ориентирование в пространстве; закреплять навыки счета и измерения условной меркой — клеткой. Это могут быть различные предметы, нарисованные по клеткам, орнаменты из геометрических фигур


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Дисграфия. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

Материал включает в себя актуальные вопросы по классификации, профилактике и преодолению различных видов дисграфии. В статье приведены примеры игр, игровых упражнений и игровых приемов. которые помогу...

Дополнительная образовательная программа «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ» .

Дополнительная образовательная программа     «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ»...

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму»

Направленность: предшкольное развитиеВозраст обучающихся: 6 лет....

Рабочая программа «Подготовка руки к письму» для детей 5-6 лет

Материал предназначен для воспитателей ДОУ...

Дополнительная образовательная программа «Подготовка руки к письму»

Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию ин...