Статья на тему: "Дисграфия. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"
статья по логопедии на тему

Дурманова Нина Владимировна

Материал включает в себя актуальные вопросы по классификации, профилактике и преодолению различных видов дисграфии. В статье приведены примеры игр, игровых упражнений и игровых приемов. которые помогут в работе учителю-логопеду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizgrafiya.odt37.48 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

   

   Когда ребенок до определенного возраста не говорит, плохо разговаривает, не произносит или искажает в речи какие-либо звуки, многие родители знают и понимают, что нужно обратиться к специалисту -  учителю-логопеду, который поможет справиться с существующей проблемой. Но, когда ребенок поступает в школу, некоторые родители теряются, сталкиваясь с совершенно другими проблемами: ребенок плохо запоминает буквы, путает их при узнавании, назывании и письме, неправильно произносит эти буквы при чтении, пишет со специфическими ошибками слова, отказывается читать и писать, не успевает за темпом класса, попадает в разряд неуспевающих. В школе и дома такого ребенка ругают, стыдят, заставляют по несколько раз переписывать упражнения, родители приглашают учителей-репетиторов, чтобы те «подтянули» ребенка по русскому языку. Над таким ребенком смеются одноклассники. В конечном счете, ребенок замыкается в себе, становится молчаливым, застенчивым, неуверенным в своих силах. У такого ребенка пропадает мотивация к учебе, учебная деятельность становится в тягость, возникают психологические проблемы. Среди таких детей часто встречаются дети с речевыми нарушениями.

   Все попытки взрослых исправить ситуацию обычно ни к чему не приводят или приводят к минимальным результатам. Многие родители и не подозревают, что в данном случае также        нужно обратиться за помощью к логопеду. Грамотный и знающий школьный учитель должен предложить родителям обратиться за помощью к специалисту, т. к. речь идет о дисграфии.

   При устранении дисграфии первой задачей является проведение логопедического обследования и выявления вида дисграфии. Нужно помнить, что дисграфии бывают сложными и сочетанными, когда у ребенка проявляется несколько форм дисграфии (например, акустическая и оптическая). Дисграфия не возникает просто так, из ничего, на пустом месте, и не может пройти сама.  Работа над дисграфией должна начинаться в дошкольном детстве, задолго до обучения детей грамоте. Дети, страдающие дисграфией должны получать квалифицированную помощь, т.к. обычными школьными методами дисграфические ошибки не могут быть преодолены.

   Что же такое дисграфия? Дисграфия -это частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко-слоговой структуры слова,  нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

   Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоступенчатый процесс. В нем принимают участие разные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними во время письма устанавливается взаимосвязь. Процесс письма тесно связан с устной речью: чем выше уровень устной речи, тем лучше будут развиты навыки письма.

   Дисграфические ошибки всегда носят стойкий характер. Они не связаны с нарушением интеллекта ребенка или нерегулярностью посещения учебного учреждения. Дисграфические ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

   На сегодняшний день выделяют пять видов дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия.

  1.    Ребенок, опираясь на свое неправильное произношение, пишет слова так, как их произносит. Поскольку причина этой формы дисграфии связана с дефектным произношением ребенка, необходимо срочно начать работу с логопедом по исправлению звукопроизношения. При этой форме дисграфии нельзя опираться на проговаривание слов, пока не исправлены дефектные звуки. Как только дефектный звук будет поставлен, сразу же нужно начинать работу по дифференциации поставленного звука со звуком, которым раньше ребенок его заменял.

                                                Игры и игровые упражнения

1).«Топни - хлопни» - логопед предлагает ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит,например, звук Р и топнуть ногой, если услышит звук Л. Задания даются сначала на уровне звуков, затем слогов, слов и предложений.»2.

2).«Покажи символ». Взрослый произносит вразбивку сначала звуки, затем слоги и слова с отрабатываемой парой звуков. Ребенок должен поднять нужный символ.(Например, звук Р — собачка, Звук Л - самолетик). Сначала взрослый произносит слова в медленном темпе, затем темп увеличивается.

3).«Повтори за мной». Взрослый произносит цепочку звуков, затем слогов и слов. Например, С, С, Ш; С,Ш,С;Ш,Ш,С; СА-ША; СА-ША-СА; СА-ША-СА-ША;СА-СА-ША-СА; СОК-ШОК; СОК-ШОК-СОК-СОК и др. Ребенок должен правильно повторить цепочку за взрослым.

4).«Найди лишний звук» (слог, слово). Например, С,С,Ш (звук Ш); СО- СО-ШО-СО (слог ШО),СОК, ШУМ, СУМКА, СЛОН (слово ШУМ) Задание выполняется с увеличением темпа. 5) «Скажи наоборот» (Логопед произносит слог СА, а ребенок слог ША, логопед — СУ, ребенок — ШУ и т.д.) Слоги подбираются в зависимости от того, какой звук был дефектным.                                                                                                                                      

2.Акустическая дисграфия.

  1.    Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, фонетически сходных звуков (звонкие- глухие, свистящие- шипящие, аффрикаты и их компоненты, входящие в их состав (Ч-ТЬ,Ч-Щ,Ц-Т,Ц-СЬ и т.д.), а также в неправильном обозначении мягкости на письме (ЛУБИТ-ЛЮБИТ, КРУЧОК-КРЮЧОК, ПЕН-ПЕНЬ).Работа по развитию фонематического восприятия должна строится на основе дифференциации пар звуков, сходных по признакам, указанным выше. На начальном этапе обязательно проводится работа по различению звуков и букв. Различение звуков отрабатывается в парах. (Например, звуки Т-Д. Сначала каждый из звуков отрабатывается отдельно (сначала Т , затем Д), в последствии даются упражнения для различения этих двух звуков в слогах, словах и предложениях (звуки Т и Д присутствуют в одном слове одновременно). При таком виде дисграфии дает хороший результат задание на поиск в тексте газеты или книги дифференцируемых букв. Например, в первом обзаце нужно найти и подчеркнуть букву Т, а во втором обзаце — букву Д. Затем задание усложняется. Детям предлагается букву Т обвести в кружок, а букву Д подчеркнуть. По мере усвоения и поддержания интереса у детей, в последствии, это задание можно предложить выполнять на скорость.

 

3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

   Этот вид дисграфии проявляется в пропусках и перестановках букв и слогов, недописывании конца слов, написании лишних слов в предложении и слогов в словах, повторении букв или слогов в словах, в написании в одном слове слогов разных слов, в слитном написании предлогов, в отдельном написании приставок. Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей с нарушением письменной речи. Коррекция этой формы дисграфии включает в себя три направления:

а) звуковой анализ и синтез,

б) слоговой анализ и синтез,

в) анализ и синтез на уровне предложений.

               

                                          Игры и игровые упражнения

                                               

1) «Придумай слово на заданный звук». Это упражнение нужно постоянно применять по мере знакомства со звуками и буквами в определенной последовательности.

  1. 2) «Какого звука не хватает?» (лу. (к) - лук, су.(п) - суп, (ш).уба - шуба, ра.(м)а - рама) и др.

3) «Выбери картинки, в названиях которых есть заданный звук»

  1. 4) «Назови все звуки в слове по порядку» (н, о, с = нос; р, у, б, а, ш, к, а = рубашка)

5) «Назови в слове только гласные звуки» (музыка — у, ы,а)

6) «Назови в слове только согласные звуки (сумка -с, м, к)

7) «Слова» - детям предлагается придумать новое слово на последний звук предыдущего слова (нос-сок-кот-танки-игры и т.д.)

8) «Словесные цепочки» - придумывание нового слова на последний слог предыдущего (палка-кабан-банка-Катя и т.д.)

9) «Телеграф» -деление слов на слоги с проговариванием каждого слога и отбиванием на каждый слог по столу рукой. (ма-ши-на, у-лит-ка, ра-ки, дом) и др.

  1. 10) «Составь слово из звуков» (д,о,м=дом, м,а,м,а=мама и др.)

11) «Составь слово из слогов» (у-ли-ца=улица, ма-ли-на=малина) и др.

12) «Собери слово из звуков» (с,н,о=нос, х,у,м,а=муха) и др.

13) «Собери слово из слогов» (ги,кни=книги, са,Ла,ри=Лариса и др.)

14) «Придумай предложение» (слово «лодка» - Рыбак сидит в лодке.) По мере усвоения материала задание можно усложнить: составить предложение только из двух(трех, четырех слов); назвать все слова в предложении по порядку, затем вразбивку; назвать позицию слова по отношению его к другим словам, используя предлоги: ЗА,ПЕРЕД,МЕЖДУ; назвать «соседей» нужного слова.

15) «У кого длиннее предложение»- увеличение количества слов в предложении с последующим анализом. (Мама купила овощи.- Моя мама купила овощи.-Моя мама купила вкусные овощи. - Моя мама купила вкусные свежие овощи.и т.д.)

16) «Найди самое длинное и самое короткое слово в предложении»    

(деление слов на слоги и выделение предлога - На машине везут песок. НА-предлог (короткое слово), ма-ши-не самое длинное слово в предложении - три слога).

17) «Собери предложение из слов» (на, мальчик, велосипед, едет = Мальчик едет на велосипеде.)                                                                                                                                

4.Аграмматическая дисграфия.

   Этот вид дисграфии связан с недоразвитием грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме встречаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Аграмматическая дисграфия проявляется в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовывать слова между собой, страдает словообразование, словоизменение, возникают трудности в синтаксическом строе речи, что проявляется в ошибках при создании конструкций сложных предложений: пропусков членов предложений,нарушением последовательности слов в предложениях.

                                              Игры и игровые упражнения

                                 

  1. 1) «Один-много»-образование форм единственного и множественного числа существительных (стол-столы, кукла- куклы, окно-окна и др.

2) «Он-они»-образование глаголов настоящего времени множественного числа (строит-строят, играет-играют и др.)                                    

3) «Доскажи словечко» - образование глаголов прошедшего времени мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа( Мальчик в дом ...(зашел). Девочка в класс...(зашла). Солнце за лес...(зашло).

  1. 4) «Назови ласково», «Большой-маленький», «Назови детеныша» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами ( лиса-лисичка, заяц-зайчик; шкаф-шкафчик, кровать-кроватка; кошка-котенок-котята, волк-волчонок-волчата и др.)                                             5) «Чей предмет?», «Чей хвост?»- образование притяжательных прилагательных (платье мамы - мамино платье, книга дедушки - дедушкина книга; хвост зайца - заячий хвост, хвост медведя - медвежий хвост и др.)

6) «Из чего сделано?» - образование относительных прилагательных (дом из дерева-деревянный дом, компот из вишни - вишневый компот, гвоздь из железа - железный гвоздь и

др.)

7) «Бусы»-согласование прилагательных с существительными в роде, числе. Чем больше слов, тем длиннее  бусы. (снег(какой?) - белый, пушистый, холодный, мягкий, мокрый, липкий и др., снежинки (какие?) - белые, легкие, резные, красивые и др.; окно (какое?) - большое, светлое, чистое и др.)

8) «Один-два-пять» - согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже ( один дом - два дома - пять домов; одна дверь - две двери - пять дверей, одно окно-два окна-пять окон и др.)

9) «Кто больше?» - распространение предложений однородными членами (У Маши красное яблоко. У Маши красное, вкусное, спелое, большое яблоко.) Выигрывает ребенок, который        

придумает  самое длинное предложение.

10) «Большущее» - образование имен существительных с увеличительными суффиксами (рука-ручища, волк-волчище, дом-домище и др.)

11) «Отгадай слово- действие, которое задумал твой товарищ» - образование возвратных глаголов (у-шел, у-летел, у-плыл и др.; при-шел, при-нес,при-гнал и др.) Один ребенок называет приставку (начальную часть слова) и совершает показ действия, другой ребенок должен отгадать, какое слово загадал его товарищ.

12) «Закончи предложение» - составление предложений с противопоставлением (Мы хотели посмотреть мультфильмы, но у нас сломался телевизор.) и сложноподчиненных предложений с придаточным времени (Мы посмотрели мультфильмы, когда починили телевизор.)            13) «Скажи наоборот» - образование антонимов (добро - зло, радость-горе, большой-маленький, толстый-тонкий, кричит-молчит и др.)                                                                      14) «Придумай предложение по картинке»-употребление предложно-падежных конструкций с предлогами В,НА,ПЕРЕД,ОКОЛО,ЗА,НАД,ПОД (Птичка сидит в клетке. Птичка летает за клеткой. Птичка сидит на клетке.  Птичка летает под клеткой. Птичка летает над клеткой. И т. д.)

 

  1. 5.Оптическая дисграфия.

В ее основе лежит несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского языка состоят из элементов: палочек, овалов, полукругов и некоторых других специфических элементов. Эти элементы комбинируются в пространстве и образуют буквы-знаки. Некоторые дети не улавливают тонких различий между буквами, что приводит к неправильному их изображению. При знакомстве с буквами, их печатании и овладении чтением каждый ребенок проходит закономерный этап проб и ошибок. Он длится определенный период: от нескольких дней до полугода. В этот период ребенок может ошибаться. Взрослые не должны ругать его за ошибки, а должны помочь ему справиться с этим новым для него видом деятельности и сделать все, чтобы процесс обучения грамоте вызывал у ребенка только положительные эмоции и удовольствие, радость от познания нового.

   Но, если этот процесс затянулся и взрослые замечают, что к моменту поступления в школу, ребенок по-прежнему пишет(печатает) буквы зеркально, путает их друг с другом, необходимо обратиться за помощью логопеда до поступления в первый класс.

  1.                    

                                        Игры и игровые упражнения.

1) Рисовать, обводить, закрашивать, заштриховывать буквы, складывать буквы из счетных палочек, лепить буквы из пластилина, выкладывать буквы из бус, собирать буквы из частей-элементов, составляющих буквы, выкладывать буквы из крупы на пластине, лепить их из пластилина.

2) Заучивать короткие стихи о буквах, в которых описываются элементы букв ( Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.)

   3) Угадывание буквы по написанию в воздухе, на столе, на ладони ребенка.

4) Проговаривать схему написания буквы: (Например, буква Н -две длинные вертикальные палочки - спинки, перекладинка — матрасик, получается кроватка).

5) Придумывание названий предметов, на которые похожа буква (Ж- на жука, Д на дом, А -на крышу, Л -на шалаш и т.д.)

6) «Допиши букву» (Ребенку предлагается узнать букву без какого-то одного элемента, дописать и назвать ее.)

7) «Наложенные изображения»-(Ребенку предлагается узнать и назвать буквы, изображения которых наложены одно на другое)

8) «Зашумленные изображения букв» (Ребенку предлагается узнать заштрихованные буквы, назвать и записать их).

9) «Найди ошибку и исправь ее» (Ребенку предлагаются правильно и неправильно написанные буквы. Ребенок находит неправильно написанные буквы и исправляет

 их написание.)

    Одновременно при этом виде дисграфии необходимо развивать внимание ребенка, используя упражнения на зрительно-пространственную координацию.

                                       

     Игры и игровые упражнения для развития зрительно-пространственной координации

1) Сравнить две картинки и найти отличия, используя при сравнении слова: слева, справа, вверху, внизу, около, за, в левом верхнем углу и т.д.                    

  1. 2) Пройти по лабиринту.

3) Дорисовать недостающие детали у предметов.    

4) Продолжить узор.  

  1. 5) Запомнить и назвать предметы, нарисовать их на листе бумаги.

 

   У каждого учителя-логопеда в арсенале есть свои игры, игровые упражнения, игровые задания, которые помогают при работе над профилактикой различных видов дисграфии у дошкольников. Но нужно помнить, что все упражнения должны быть разнообразны, проводиться в игровой форме, чтобы у ребенка не пропадал интерес к занятиям. Нужно использовать много речевых игр и заданий, соревнований, которые очень нравятся детям и внесут в любое занятие интерес, являющийся главным условием успешной коррекции дисграфии.

                                                         Литература:

  1.       1.   Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с

            общим недоразвитием речи» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007

  1. Жукова Н., Мастюкова Н,.,Филичева Т «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» - М.,1990
  2. «Логопедия», под редакцией Волковой Л.С., М: Просвещение, 1989
  3. Лалаева Р.И. «Дисграфия»,1989
  4. Каше Г.А. «Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения»,1965


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорные досуги для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Разработки  фольклорных  досугов  Масленица, Деревенские  посиделки, Ярмарка, помогут музыкальным  руководителям и  учителям  музыки   в приобщен...

Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Теоретический материал о формировании словесно-логического мышления, об основных предпосылках для развития логического мышления. Обозначены коррекционные задачи по разделу "Развитие связной речи ...

Модифицированная коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Ум ребенка находитсяна кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийУ многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем...

«Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста как средство развития речи»

Учителя – логопеды отмечают, что многие  дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умею...

Развлечение для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Школа пешехода»

Развлечение для детей старшего дошкольного и                 младшего школьного возраста ...

Занятие "Играем все вместе". Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Данное занятие направлено на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольногоо и младшего школьного возраста, формирование навыков позитивного межличностного общения, обучение бережному ...

Консультация учителя-логопеда для родителей на тему: "Профилактика нарушений письма в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте"

К концу дошкольного периода дети в норме овладевают развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. К семи годам ребенок овладевает речью как полноценным сре...