Консультация учителя-логопеда для родителей на тему: "Профилактика нарушений письма в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Бондарева Маргарита Васильевна

К концу дошкольного периода дети в норме овладевают развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. К семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении). Но данные условия соблюдаются не всегда. И более 50% детей (по данным обследования детей при записи в первый класс) поступающих в первый класс имеют речевые нарушения различной структуры и степени выраженности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narusheniy_pisma.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Профилактика нарушений письма

в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

К концу дошкольного периода дети в норме овладевают развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. К семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении). Но данные условия соблюдаются не всегда. И более 50% детей (по данным обследования детей при записи в первый класс) поступающих в первый класс имеют речевые нарушения различной структуры и степени выраженности.

Для выявления учащихся с предпосылками к нарушениям письма среди старших дошкольников и первоклассников проводится обследование устной речи, невербальных процессов (пространственные и временные представления; зрительно-моторная координация; сукцесивные способности), выявление степени сформированности латерального профиля и моторики.

Для выявления учащихся уже допускающих специфические ошибки на письме учащиеся 2-4 классов пишут диагностические диктанты.

Далее проводится анализ работ с целью выявления наличия специфических ошибок письма. К таким ошибкам относятся:

  1. 1 Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
  • пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;
  • пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей;
  • пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки,
  • замена гласных: пище — пищу, сесен — сосен, люгкий — легкий;
  • замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай, боказываед — показывает;
  • перестановки букв и слогов: онко — окно,
  • недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках, диктан — диктант;
  • наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сенег — снег, диктанат — диктант;
  • искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;
  • слитное написание слов и их произвольное деление: два— два, бойчасов — бой часов, в ся—вся;
  • неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
  • нарушение смягчения согласных: болшой—большой,толко —только, умчалис — умчались, мач — мяч.
  1. 2 Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
  • нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная бабочки — огромные бабочки;
  • нарушения управления: с ветка — с ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;
  • замена слов по звуковому сходству;
  • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухли — набухли;
  • пропуски слов в предложении.
  1. 3 Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:
  • замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
  • замена букв,отличающихся различным количеством одинаковых элементов:и-ш,ц-щ;
  • замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
  • зеркальное написание букв: с,э,ю;
  • пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Опираясь на данное деление ошибок на группы предлогаю вашему вниманию некоторые игры и упражнения, направленные на профилактику возникновения этих ошибок. Упражнения рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Упражнения, направленные на развитие фонематических процессов и слухового восприятия:

  • Игра «Угадай, откуда звук»;
  • Игра «Угадай, что/кто звучит» (различение различных звучащих предметов, голосов животных, людей на слух);
  • Игра «Оркестр» (повторить ритм заданный педагогом на детских музыкальных инструментах»;
  • Назови слово, которое отличается от остальных (УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА – ТАЧКА – ТАЧКА –ТАЧКА);
  • Найти/подобрать слова на заданный звук;
  • Игра с мячом «Я знаю пять слов со звуком…»;
  • Найти место звука в слове (начало, середина, конец);
  • Игра «Назови первый/последний звук» (выделение первых/последних звуков в словах);
  • Игра «Кто внимательнее?» (выделение слов с заданным звуком из предложения, стихотворного текста);
  • Игра «Найди пару» (выделение из стихотворного текста пары слов, отличающихся одним звуком: Накоси травы, коса. – Будет сытая коза и т.п.);

Упражнения, направленные на развитие лексико-грамматической стороны речи:

  • Упражнение «Назови всё вместе одним словом» (подбор обобщающего слова);
  • Упражнение «Четвертый лишний» (исключение лишнего слова по лексическому признаку);
  • Упражнение на называние детёнышей животных (и наоборот);
  • Игра «Один – много» с перекидыванием мяча (подбор существительных множественного числа);
  • Игра «Назови ласково» с перекидыванием мяча (подбор уменьшительно-ласкательных существительных);
  • Упражнение «Части» (название частей целого);
  • Игра «Хвастунишка» – использование сравнительной степени прилагательных (у меня дом большой, а у меня еще…больше);
  • Игра «Опиши игрушку» (подбор качественных прилагательных к существительному);
  • Игра «Моя конфета» (образование прилагательных от существительных: конфета с малиновым вкусом – малиновая);
  • Игра «Скажи наоборот» с перекидыванием мяча (подбор слов-антонимов);
  • Упражнение «Что делает?» (подбор глаголов к существительному);
  • Упражнение «Составь предложение» (с заданным словом или по сюжетной картинке);
  • Игра «Сочини сказку» (составление рассказа по сюжетной картине, серии сюжетных картин может выполняться индивидуально или несколькими детьми).

Упражнения, направленные на развитие зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

  • Упражнение «Узнай предмет» (предъявление детям контурного изображения предмета);
  • Упражнение «Найди предмет» (предъявление зашумленного изображения предметов или контурных изображений предметов, наложенных друг на друга);
  • Упражнение «Узнай предмет по части» (предъявление изображения части предмета);
  • Упражнение на развитие понимания предлогов с опорой на сюжетную картину (Что ты видишь НАД…? ПОД…?ПЕРЕД…? и т.д.);
  • Упражнение на употребление предлогов с опорой на сюжетную картину (Где находится самолёт? Где лежит кубик? и т.д.);
  • Упражнение «Покажи своего часть тела» направлено на ориентировку в схеме собственного тела;
  • Упражнение «Покажи часть тела другого человека» направлено на ориентировку в схеме тел человека, стоящего напротив;
  • Игра «Зеркало» (повторение за педагогом различных поз тела и пальцев);
  • Игра «Изобрази» (дети самостоятельно придумывают позы или изображают фигуры, буквы, цифры);
  • Упражнение «Назови что вокруг», направлено на ориентировку в пространстве;
  • Игра «Кто где стоит?» (дети по инструкции педагога выстраиваются в определенной последовательности, называют перед/за кем они стоят);
  • Упражнения, направленные на ориентировку на листе бумаги (название углов верхний правый, нижний левый и т.д.);
  • Игра «Разложи фигуры/предметы» (дети раскладывают геометрические фигуры/предметы по инструкции педагога);
  • Игра «Нарисуй фигуры/предметы» (дети рисуют геометрические фигуры/предметы на листе бумаги по инструкции педагога);
  • Игра «Муха» на игровом поле разделенном на 25 квадратов (дети передвигают пуговицу-«муху» по инструкции педагога: одна клеточка вправо, две клеточки вниз и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорные досуги для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Разработки  фольклорных  досугов  Масленица, Деревенские  посиделки, Ярмарка, помогут музыкальным  руководителям и  учителям  музыки   в приобщен...

нарушения письма и чтения в младшем школьном возрасте

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения з...

Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ (когнитивные нарушения, задержка психического развития), старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Выступление на Городской научно-практической конференции "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; опыт, возможности, перспективы" в рамках Форума "От возможностей к перспективам:образовани...

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Использование нейропсихологических методов и приемов в практике логопедической работы (кинезиологические упражнения, дыхательные и глазодвигательные  упражнения, пальчиковая гимнастика, массаж и ...

«Логоритмика. Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Частное образовательное учреждение Учебный Центр дополнительного образования «Все Вебинары.ру»...

Консультация для родителей на тему: «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...