Фольклорные досуги для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
методическая разработка

Разработки  фольклорных  досугов  Масленица, Деревенские  посиделки, Ярмарка, помогут музыкальным  руководителям и  учителям  музыки   в приобщении детей  к русской народной  культуре. Сценарии  разработаны  для  детей старшего дошкольного и  младшего  школьного возраста. Взаимодействие  детей  на  празднике способствует осуществлению  преемственности между  учащимися школы   и воспитанниками детского  сада.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevenskie__posidelki.doc60 КБ
Microsoft Office document icon yarmarka.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon shirokaya__maslenica.doc107.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Деревенские  посиделки»

Разработка  фольклорного     досуга   для  детей  младшего  школьного   и старшего  дошкольного  возраста музыкального  руководителя  Розановой Л. В. и учителя  начальных  классов Мельниковой  И. А.

 Цель: Воспитание    патриотизма  у детей  через  приобщение  к  фольклору.                                                                        

Задачи:

  1. Развивающие: развивать у детей  эмоциональное  восприятие, приобщать  к

                 истокам русской  народной  культуры.  Совершенствовать

                 навыки детей  в плавной речи, умение  создавать  игровые образы.

  1. Воспитывающие: воспитывать любовь  к Родине, к обычаям и традициям

                     русского  народа. Формировать  добрые  отношения  между

                     взрослыми  и детьми.

  1. Закрепляющие:  закреплять  умение  петь  без  музыкального  сопровождения,

                    двигаться  в соответствии  с характером  музыки участвовать

                    в коллективных  играх  и хороводах 

Оборудование:

Оформление  зала  в русском  стиле (домик  расписной, скамейка, плетень), русские  народные  костюмы для  участников досуга, русские  народные  инструменты (трещотки, ложки, бубенцы, свирель), угощение  для  хозяев (баранки, сушки, ватрушки), заготовки  для  росписи  пряников и  глазурь.

Рецепт  приготовления теста:

    Пережечь  один  стакан сахарного  песка, растворить  его  в стакане горячей  воды. Добавить

два стакана  сахарного  песка и одну  столовую  ложку  мёда, 200  граммов  маргарина. Довести

до  кипения  и выключить.

   Добавить  по  одной  чайной  ложке: соды, корицы, гвоздики, чуть  соли.

   Остудить  до  50 градусов, после  чего  добавить 4 яйца и муки – примерно около  килограмма

или  чуть  больше. Сделать  тесто, остудить  и положить  в холодильник на  две  недели.

  Тесто  раскатать  до  толщины 0,5  см.

С помощью  жестяных  или  бумажных  лекал  вырезать  пряники и выложить на  

смазанный растительным  маслом  противень.

  Выпекать  в течении 10-15  минут при  температуре  200  градусов. Горячий  пряник  смазать

сиропом (пережечь  0,5 стакана  сахара  без воды и растворить  в ¾ стакана   воды).

  Готовым  пряникам  дать  остыть, после  чего  раскрасит  глазурью (1 яичный белок и 3 ст.

ложки  сахарной  пудры взбить  в пену).

Для  украшения  пряника  можно  изготовить  корнетики  из тушевой  кальки.

 

Ход  досуга:    

Звучит  фонограмма  русской  народной  мелодии "Ах  вы, сени".

Выходят  Хозяйка  и  двое  детей.

Девочка   На  завалинке, в светёлке

                Иль на  брёвнышках   каких

                Собирали  посиделки

                Пожилых  и молодых.

Мальчик  При лучине  ли сидели,

                 Иль  под  светлый  небосвод –

                 Говорили, песни  пели

                 Да  водили  хоровод.

Девочка   Добрым  чаем  угощались,

                С мёдом, явно  без  конфет.

                Как  и нынче, мы   общались –

                Без  общенья  жизни  нет.

Мальчик   А играли  как!  В горелки!

                 Ах, горелки  хороши.

                 Словом, эти  посиделки

                 Были  праздником  души.

Хозяйка   Быт  людей  отмечен  веком

                Поменялся  старый  мир

                Нынче  все  мы по  «сусекам»

                Личных  дел  или  квартир.

                Наш  досуг  порою  мелок,

                И чего  там  говорить,

                Скучно  жить  без  посиделок,

                Их  бы  надо  возродить.

 Мальчик  Отдых – это  не  безделки –

              Время  игр и новостей.

Девочка   Начинаем  посиделки!

Мальчик  Открываем  посиделки!

Дети  (хором)  Для  друзей  и для  гостей!

Хозяйка  и  дети   занимают  "своё"  место  в избе,  слышится   музыка,  появляются  гости, подходят  к дому.

Гости  Скок-скок  на  крылечко, бряк-бряк  за  колечко.

         Дома  ли  хозяйка?          

Выходит  Хозяйка.

Хозяйка  Дома, дома! Здравствуйте,  гости  дорогие, прошу  в мою  избу.

            У меня  изба просторная, светлая, всем  места  хватит!

Гости    расходятся по  залу, осматривают  "избу".

Гости   (поочерёдно)

-  Да   места  в избе  много!            

-  Хорошо  и  гостей  принимать,  в игры  есть  где  поиграть!

-  В  "Тетёру"  поиграем?

Хором  Поиграем!

Гости  Выбирай, народ, кто  водить  пойдёт!

Считалками  выбираются  водящие.

Проводится русская  народная  игра "Тетёра", после  этого  гости

рассаживаются  по  лавкам.

Хозяйка  Спасибо  гости, дорогие, повеселили, потешили!

Дети  разыгрывают  потешку.

- Федул, а ты  что  губы  надул?

- Кафтан  прожёг!

-А  починить  можно?

- Да  иглы  нет.

- А  велика  дыра?

- Остались  ворот  да  рукава.

Гости    Знаем  много  мы  потех,

           Будут  шутки, будет  смех!

Дети  рассказывают  ещё  две  потешки.

- Бабушка, бабушка, в гости  пора!

- На  чём  ехать-то, дедушка?

- А ты  на  рогожке.

- На  рогожке  не  гоже!

- А ты  на  лукошке.

- Вывалюсь  по  дорожке.

- Привяжись  ремешком!

- Нет  уж, пойду  пешком.

- Иван, у тебя  в избе  тепло?

- Тепло! В  шубе  на  печи  согреться   можно.

Хозяйка  Что  ж, люди   добрые  и смекалистые, а  петь  вы  умеете?

            Не  зря  в народе  говорят: "Без  песни - хоть  тресни"

            А  народных  песен  видимо-невидимо. Кто  смелый, запевай!

Исполнение русской  народной  песни  "Во  горнице".

Хозяйка  Спасибо  Вам, гости  дорогие, порадовали  песней  весёлой!

            А  я хотела  Вас  пряниками  угостить,  да  не  готовы  ещё!

Гости  Не  тужи, хозяюшка, мы  тебе  поможем!

Дети  и Хозяюшка  подходят  к  столам, где  лежат   пряники и глазурь.

Хозяйка   Как  на  Руси  водится - вместе  дело  спорится, а  врозь  хоть  брось.

Гости   Не  будет  скуки, когда  заняты  руки.

Хозяйка  Была  бы  охота, заладится  любая  работа.

            А какие  вы знаете  пословицы  и  поговорки  о  труде,

            умении  и терпении?

Дети  вспоминают и  произносят   пословицы  и поговорки  о  труде.

Дети:

- Что  посеешь, то  пожнёшь.

- Делаешь  наспех - сделаешь  насмех.

- Птицу  узнают  в полёте, а человека  в работе!

- Недаром  говорится, что  дело  мастера  боится.

- Упорство  и труд - всё  перетрут.

- Кто  первый  в труде, тому  слава  везде.

- Труд  человека  кормит, а лень  портит.

- Ремесло  не  коромысло, плеч  не  тянет.

- Без  труда  не  вынуть    рыбку  из   пруда.

- Каков  мастер, такова  и работа.

- Долог  день  до  вечера, коли  делать  нечего!

- Умелые руки  не  знают  скуки!

- Землю  красит  солнце, а человека - труд!

- Терпение  и труд - всё   перетрут!

- Была  бы  охота - будет  ладиться  работа!

- Есть  терпенье - будет  и уменье!

Под  спокойную  музыку дети  начинают  работу ( роспись  пряников).

Хозяюшка  в процессе  работы  или  по  её  окончании, обращает  внимание  

детей на   то, что  каждый из  них, украсил  пряник  по-своему.

Хозяйка  Дети  всегда  были  хорошими  помощниками, взрослые  с любовью

            говорили про  них  - "маленький  да  удаленький".

            С  давних  времён    русский  народ  добросовестно  трудился,

            но  и о развлечениях  не  забывал. Недаром  в пословице  говорится:

            "Делу -  время, потехе - час".

Дети  Мы  задорные  частушки  пропоём  сейчас  для  вас!

Дети  исполняют  частушки.

   1.  А гармошка  заиграла,
      И пустились  ноги  в пляс,

       Мы  про  лапти-лапоточки

       Пропоём  сейчас  для  вас.

   2.  Ой, лапти  мои, лапти - лапотушечки,

       До  чего  же  хороши, прямо  как  игрушечки!

   3.  Подарил  дед Матвей,

       Мне  пять  пар   лаптей,

       А куда  же  их  девать?

   Все: На  вечорку  обувать!

   4.  Ой, лапти  мои, лапти-ходики,

       Попляшите  лапоточки, в хороводике!

   5.  Ой, лапти  мои, носки  выстрочены,

       Не хотела  я плясать, сами  выскочили!

   6.  Что  с лаптями, не  пойму,

       Вправо-влево  носятся,

       Не  стоят  они  на месте,

       Так  плясать  и просятся.

   7.  Ой, бей дробней, не  жалей  лаптей,

       Лапти  хода  не дают

       От  гармошки  отстают.

Под  русскую  народную  мелодию  входят  дети  старшей  группы

вместе  с   воспитателем.

Воспитатель  Ты  хозяйка, отворяй-ка,

                 Да  гостей - то  принимай-ка!

Хозяйка   Проходите, гости  дорогие!

Воспитатель  Не  с пустыми  мы  руками

                 К вам  пришли  на  посиделки.

                 Принесли  баранки, сушки,

                 И варенье  и  ватрушки!

Хозяйка   Спасибо  за  угощенье!

             Что  ж  народ, не  стой  у  дверей,

             Выходи  плясать  скорей!

Общая   пляска   под    русскую  народную  мелодию.

После  пляски  старшие  дети  усаживают   младших   на  стульчики.

Один  из  детей  после  пляски укладывается  на  лавку, "спит".

Хозяйка  обращает  внимание  всех  детей  на  него.

Хозяйка   Полно  Дрёмушка,  дремать!

             Выходи  скорей  играть!

             Нас  много, ты  один,

             Спать  тебе  мы  не  дадим!

Игра  "Сидит  Дрёма" проводится  с детьми  1-3  классов  2 раза, потом

они  садятся на  лавки.

Хозяюшка  обращается  к младшим.

Хозяюшка  А  вы  хотите  поиграть?

Игра  проводится  с младшими  детьми, после  этого  они  садятся

на  стульчики.

Воспитатель  Издавна  народ  добросовестно   трудился  на  своей  земле,

                 и  не  зря  говорится  в пословице "что  посеешь, то  пожнёшь".

                                 

Но  среди   трудового  народа   были  и лентяи.

Выходит  Тит  с большой  ложкой  в  руках.

Тит Ты  работушка  меня  не  бойся,

        Я  тебя  не  трону!

Тит  укладывается  на  лавке, которая   стоит  у  печи.

1-й  ребёнок: Не  колода, не  пень, а лежит  целый  день!

2-й  ребёнок: Вот  лодырь!

3-й  ребёнок: Не  жнёт  и не  косит, а  обедать  просит!

1-й  ребёнок: Тит, а Тит, иди  молотить!

Тит: Живот  болит...

2-й   ребёнок: Тит, иди  кашу  есть!

Тит: Где  моя   большая  ложка?

(Ищет  ложку, находит  за  спиной  и идёт   есть  кашу)

Дети: Хочешь  есть  калачи, не  сиди  на  печи!

(Кланяются).

Хозяйка      Не  любили  в народе  лентяев, смеялись  над  ними, говорили  так:

               "Спишь, спишь, а отдохнуть  некогда!" или  так: "Люди - жать,

                а ты - на  солнышке    лежать!"

Выходят   трое  детей  и  девочка  "Ульяна"

(ложится  на   бок  на  лавку).

1-й  ребёнок: Проснулась  Ульяна  не  поздно, не  рано!

2-й  ребёнок: Люди  - косить, а она - голову  мочить!

3-й  ребёнок: Люди - жать, а  она - на  меже  лежать!

1-й  ребёнок: Люди  - молотить, а она - пыль  ворошить!

2-й ребёнок: А обедать  пойдут -

Все  вместе:  Она  тут  как  тут!                                                          

("Ульяна"    встаёт    между  детьми)

Воспитатель   Вот  как  бывает. Ульяна  не  работала,

                 а к  обеду  -  первая! А  какие  пословицы  про  лентяев

                 вы,  ребята,  знаете?

Пословицы  про  лентяев.

- Где  работа  там  и густо, а в ленивом  доме  пусто.

- Не  пеняй  на соседа, коли  спишь  до  обеда.

- Долог  день  до  вечера, коли  делать  нечего.

- У  ленивой  пряхи  и на себя  нет  рубахи.

                   

Хозяйка  Да, дети, труд  человека  кормит, а  лень  портит. Так  и в пословице

            говорится: "Лодырю  достаётся - народ  над  ним  смеётся".

Воспитатель  На  Руси  уж  так  идёт

                 Что  талантливый  народ.

                 Сам  себе  и  жнец  и швец,

                 И  на  дудочке  игрец!

Хозяйка  А  Вы   на  каких  русских  народных  инструментах  умеете  играть?

Выходят  дети, в руках  у  них  те  инструменты, о которых  они

рассказывают.

1-й  Вот   свирелька  тонкая

2-й  Бубен

3-й  Ложки  звонкие

4-й  Вот  дощечка - просто  смех!

5-й  А  трещотка  лучше  всех!

6-й  Есть  ещё  и бубенцы

Все (вместе) Все  мы  вместе - молодцы!

7-й  Русских  песен  много  знаем,

       Их  для  Вас   сейчас  сыграем!

Дети  старшей  группы  исполняют  русскую  народную  

мелодию  "Во  саду ли, в огороде".

Гости  Чтобы  нам  не  скучать, с вами  будем  мы  играть!

Все  дети  вместе  исполняют  на  музыкальных  инструментах

русскую  народную  мелодию  "На  горе-то  калина".

Хозяйка     Мы  вам  пели   и плясали,

               Наши ноженьки  устали.

               А  теперь, мы  отдохнём,

               С   пряниками  чай  попьём.

               И  гостей  мы  приглашаем

               Выпить  чай  из  самовара,

               С  пирогами,  сушками,

               Вкусными  ватрушками!

Дети  под  весёлую  русскую  народную  мелодию  выходят  из  зала.

  Используемая  литература:

  1. О. Л. Князева, М. Д.  Маханёва  «Приобщение  детей  к истокам

 русской  народной культуры»

  1. М. А. Михайлова «А у наших  у ворот  развесёлый   хоровод»
  2. Л. Н. Капранова «Бабушкины  забавушки». Издательство «Феникс»

Ростов-на Дону, 2008 г.

  1. Л. Л. Куприянова «Русский  фольклор» учебники для 1-3 классов.

    Издательство  «Мнемозина». Москва 2004 г.

  1. В. М. Петров, Г.Н. Гришина, Л. Д. Короткова «Осенние  праздники, игры  и

забавы  для  детей». Творческий  центр «Сфера», Москва 2000 г.

  1. М. Ф. Литвинова «Русские  народные  подвижные  игры» издательство

«Айрис Пресс» 2003 г.

  1. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина «Детские   подвижные  игры».

Издательство: Москва «Владос» 1995 г.

  1. Н. А. Пшеницына «Времена  года». Песни, пословицы, приметы,

загадки на  уроках  в начальной школе. Издательство «Владос», Москва

2001 г.

                                                                               



Предварительный просмотр:

Фольклорный досуг для  детей старшего  дошкольного  и младшего  школьного  возраста. Разработка музыкального руководителя Розановой  Л. В. и учителя  начальных  классов Мельниковой  И. А.

Задачи: Создать у детей радостное, весёлое настроение.   Формировать

               чувство причастности к духовному  наследию прошлого на основе  

               активного, самостоятельного  и творческого использования его

               элементов (песни,  потешки, прибаутки и т. д.) в  речевой, игровой,

                музыкально-театральной деятельности.

Под спокойную музыку выходит  Ведущая  праздника

 и обращается ко всем присутствующим  в зале.

Вед. С давних  пор любили на Руси смех и юмор.

         Много и тяжело приходилось работать человеку, потому он

         ценил каждую свободную минуту и старался провести её с

         пользой для себя и для других.

 Мешай  дело с бездельем, проводи время с весельем.

 Итак, народ собирается,

 Ярмарка   начинается!

Ведущий обращается к детям, приглашает их на ярмарку.

Вед. Эй, народ, скорей сюда (подходи скорей сюда),

         открываем ворота!

        Кто в ворота пройдёт, тот на ярмарку попадёт!

         Ярмарка открывается, веселье начинается!

Ведущий  и воспитатель образуют ворота при помощи больших

красочных платков.

Под   русскую народную мелодию   дети  в русских народных  костюмах проходят  через  ворота и образуют полукруг. Здороваются.

Вед.  Здравствуйте, люди  добрые, зачем на  ярмарку пожаловали?

Дети.  Пришли мы на других посмотреть, да себя  показать.

Дети  исполняют  хоровод  или песню.

После этого  садятся на стулья  вдоль двух боковых стен зала.

Вед. Молодцы, ребята!

          Какая  ярмарка без скоморохов? А вот и  они   пожаловали.

Под весёлую  музыку, пританцовывая, входят  скоморохи, поют

«Ах, вы сени, сени, сени..».

Тюха. Здравствуй, честной народ! Мы пришли к вам оба

Тюха. Тюха

Ероха. И  Ероха.

Вместе. Низко  поклонились! Колпаки  свалились.

Ероха. Колпаки надеваем, снова начинаем!

Тюха.  Эй, честной народ!

            Раскрывай пошире рот!

             Распотешим мы вас, раскрывай пошире глаз!

            Вот идёт по дороге Ероха –

            Полюбуйся, народ, на скомороха!

Ероха. Ты чего на весь зал раскричался,

              Будто в ухо тебе мух попался?

Тюха. Кто-кто  попался?

Ероха. Мух!

Тюха. Кто это мух?

Ероха. Ребята, он не знает муха!

             Вот у воробьихи муж – воробей,

             У соловьихи муж – соловей,

             У курицы муж – петух,

             А у мухи муж будет … мух!

Тюха.  Эх ты, Ероха, чудак!

             Говоришь ты всё не так.

           Вот потеха, так потеха,

           Люди падают со смеха,

           Ты, Ероха, длинный нос,

           Ухватил коня за хвост.

Ероха.  А будешь дразниться –

              Не буду водиться.

Скоморохи обиженно отворачиваются друг от друга.

Вед. Вот так ярмарка у нас, кто весел, а кто и нос

         повесил.

Обращается  к Тюхе  и  Ерохе.

           Забыли вы видно народную  мудрость:

          « Шутки любишь над другими, люби и над собой».

Вед. А, давайте, ребята, вспомним небылицы, да

        развеселим  скоморохов.

          « Кто людей веселит… за того свет  стоит».

Дети  исполняют небылицы.

Происходит примирение  скоморохов.

Скоморохи. Мирись, мирись, мирись, и больше не  дразнись,

                      а будешь  дразниться, не буду  водиться!

Вед. Молодцы, ребята, доброе дело сделали!

         Помирили наших скоморохов.

Звучит  русская народная мелодия «Коробейники».

Двое  коробейников  под музыку двигаются противоходом по залу, обойдя его, останавливаются напротив центральной  стены.

Коробейники – это две девочки с лотками, на которых лежат ложки и платки.

1 коробейник.    Ярмарка!

2 коробейник.    Ярмарка!

Оба вместе.        Удалая  ярмарка!

1-й коробейник. Уважаемая публика!

                             Покупайте у нас бублики!

2-й коробейник.  Эй, народ, подходи!

                                Ложки разные бери!

                                Весёлые, резные, ложки расписные!

Подходят мальчики. Рассматривают, выбирают «товар» (пантомима).

Потом берут деревянные ложки и выстраиваются друг за другом.

Воспитатели в это время ставят стульчики для танца.

Мальчики исполняют « Танец с ложками». После исполнения танца кладут ложки на  лоток.

1-й коробейник. А вот платки красивые,

                                С бахромою длинною.

                                Подходите, покупать,

                                Пора пляску начинать.

Девочки разбирают платки и исполняют«Танец с платками»

под песню «Волга-речка»  из  репертуара  ансамбля «Золотое кольцо».

После этого девочки кладут платки на лоток и садятся.

Вед. Вот  Иванушка на ярмарку ходил,

         Расскажи, Иванушка, что там купил?

Выходит мальчик, кепка на голове, в руках балалайка.

Иванушка. Я на ярмарке был,

                      Сколько там добра купил.

                      Что всего не перечесть,

                       У меня вот что есть.

Инсценировка русской народной песни «Где был, Иванушка?».

Вед.  Расступись, честной народ, заиграй  гармошка,

          Мишка в гости к нам идёт, поразвлечь немножко.

          Посмотрите, разве плох, косолапый скоморох?

Вожатый.   К вам пришёл вожатый  Федя,

                   Покажу сейчас  медведя.

                   Ну-ка, мишка милый мой,

                   Поскорей, нам песню (частушки) спой.

Медведь  рычит, кивает отрицательно головой.

Вожатый. Я с тобою бился, бился, а чему ты  научился?

Вожатый обращается к детям:

                    Научите мишку петь, ну давай, учись медведь!

Скоморох 1.Где песня льётся, там легче живётся!

Скоморох 2.Запевай песню шуточную, песню прибауточную!                                          

Дети  исполняют    песню.

Вожатый.  Мишка – настоящий артист,

                   Ну-ка, покажи как ребята, своих мам  слушаются!

    - Коля, сыночек, иди кашу есть!

Мишка отрицательно качает головой.

- Иди, конфеткой угощу!

- А на улицу гулять?

Медведь бежит. Вожатый угощает мишку конфеткой и говорит:

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

Девицы-красавицы и добры молодцы, много ль вы знаете  

пословиц и поговорок о труде?

Вед. Да, наши ребята много  пословиц и поговорок знают о

         труде. Давайте, ребята их сейчас  вспомним.

Дети:

- Долог день до вечера, коли делать нечего!

- Судят не по словам, а по делам!

- Терпение и труд всё перетрут!

- Была бы охота, будет ладиться работа!

- Умелые руки не знают скуки!

- Землю красит солнце, а человека труд!

- Есть терпенье, будет и уменье!

- От скуки, бери дело в руки!

- Не за своё дело не берись, за своим делом не ленись!

- Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах!

- Хочешь, есть калачи – не лежи на печи!

Вожатый. Спасибо, ребята, много вы пословиц и  поговорок

                   знаете,  буду я ходить по белу   свету, да  другим о них расскажу.

А давайте попросим мишку, пусть нам попляшет.

Хлопай, хлопай от души,

А ты, Мишенька, пляши!

Дети хлопают, Мишка пляшет, и с сопровождающим  выходит  из зала.

Вед. Засиделись мы что-то. А чтобы нам размяться,

         пойдём на каруселях все кататься!

Исполняется  русская народная  игра «Заря-заряница». 

Входит лотошник, у которого на лотке разная выпечка.

Лотошник Кренделя, ватрушки, пышки,

                    Сдоба, пончики, коврижки!

Вед. Сколько стоит пирог?

Лотошник. Пятак, а могу и за так!

Вед. Хорошо бы  съесть такой    вкусный пирог или кренделёк,

        да с горячим,  ароматным чаем.

Выходят двое детей, с разных сторон.

  1. Посидеть за самоваром,

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром,

У него горят бока.

  1. Тары-бары, растабары!

Выпьем чай из самовара!

С сухарями, кренделями,

С бубликами вкусными!

С сушками, ватрушками,

С пирогами русскими!

Вед.  Вот и солнце закатилось,

         Наша ярмарка закрылась.

                        Приходите снова к нам –

                        Рады мы всегда гостям!

                        За столы всех приглашаем,

                        Русским чаем угощаем!

В процессе звучания русской народной мелодии,

Скоморохи расходятся в разные стороны, каждый

забирает свою цепочку детей, и уводит её «змейкой» из зала.

Праздник заканчивается чаепитием, угощением детей и гостей

конфетами, выпечкой.

                                                                                   



Предварительный просмотр:

                                                                 

                   

Конспект  фольклорного   праздника  «Широкая масленица»  для  детей  младшего школьного  и старшего  дошкольного  возраста. Разработка  музыкального руководителя  Розановой Л. В.  и  учителя  начальных  классов Мельниковой И. А.

Звучит  весёлая,  задорная  русская  народная  мелодия.  

Ведущая.      Собрались мы  сегодня  сюда, чтобы отметить

                 старинный  русский  народный  праздник - Масленицу.

                 С незапамятных времён он  слыл  самым весёлым и

                 разгульным, потому что  продолжался целую  неделю.

                 Как  только народ  не называл  Масленицу.

                 И честная, и широкая, и весёлая, и объедуха, и полизуха,

                 и сырная... Да ещё  каждый  день  этой  весёлой  недели

                 имел своё  название.

                 Понедельник   назывался  "встреча", потому что и стар

                 и млад выходили в этот день на улицу встречать  Масленицу.

Звучат  русские  народные    мелодии, выходят  скоморохи,

говорят  по  очереди.

-  Эй, народ   честной, шире  рот  открой!

-  Два  раза  не повторяем, поэтому  один  раз  объявляем!

-  Дорогие  односельчане, все  кто любит  блины  в сметане!

-  Приходите  без  промедления встречать  Масленицу!

-  Старинный  праздник  весенний!

-  Весну  встретим, зиму  проводим, в хороводе  походим!

-  Поиграем, покушаем, весёлые  песни послушаем!

-  Приходите, не  пожалеете!

Хором: Лет  на  десять  помолодеете!

Звучит  русская  народная  песня  "Вот  уж  зимушка  проходит",

участники  праздника входят  под  пение  и игру  на  шумовых  

инструментах  в зал, каждая  группа   по  очереди,  двигаются  змейкой,

после этого садятся.

Скоморох.       Будем  зиму  щедро  провожать,

                    Всех  блинами  угощать.

                    И, аж  целую  неделю Масленицу-Просковею

                    Прославлять  и величать

                    Не грустить  и не  скучать!

Тройка  "лошадок" (дети  держат  дугу  с колокольчиками

и ленточками, имитируя  тройку  лошадей) вывозит  Масленицу

(наряженную  куклу   из  соломы  и прутьев). За тройкой  идут дети,

которые  сопровождают  Масленицу. Они  играют  на народных

инструментах, кричат  заклички.

1. Ой, да  Масленица  на  двор  въезжает,

    Да  широкая  на двор  въезжает!

2. Масленица, иди  поскорее!

    Ребятишки  тут  как  тут, на  дворе  давненько  ждут!

3. Маслена  неделя  к нам   прилетела,

    На пенёчек  села, оладышек  съела,

    Другим  закусила, на гулянье  поспешила!

4. Едет Масленица  дорогая,

    Наша гостьюшка   годовая.

    На саночках  расписных,

    На кониках  вороных.

Скоморох.       Давай, народ, подходи,

                   да  Масленицу  хвали!                                                        

Дети  обращаются  к Масленице:

    Дорогая  наша  гостья  Масленица,

    Авдотьюшка  Изотьевна!

    Дуня  белая, Дуня  румяная,

    Коса длинная, трёхаршинная!

    Лента  алая, двуполтинная,

    Платок  беленький, новомодненький!

    Брови  чёрные, наведённые,

    Лапти  частые, головастые!

Дети старшей  группы  поют  и водят  вокруг  чучела

Масленицы  хоровод.

А мы Масленицу повстречали,

Ай, ле-люли  повстречали!

В сыром  бору  напевали,

Ай, ле-люли, напевали!

Маслом  в бору  поливали,

Ай, ле-люли, поливали!

На  широк  двор  созывали,

Ай, ле-люли, созывали!

Девочка  обращается  к Масленице.

Ой ты, Масленица-кривошейка,

Мы  встречаем  тебя  хорошенько:

Сыром, маслом, калачом и печёным яйцом,

Пирогом, ватрушками, весёлыми  частушками!

Дети  исполняют  частушки.

1. Испеку  четыре  солнца, да  присыплю  сахарком,

    На  лошадке  праздник  едет, праздник  едет  с  ветерком!

2. До  свиданья, зимушка, зимушка  колючая!

    Через  годик  прихиди  не   такая  злючая!

3. У меня  четыре  шали, пятая - пуховая;

    Не   одна  я боевая, все  мы здесь  бедовые.

4. Купи, тятя, мне  коня - вороные  ножки,

    Буду  девочек  катать  по большой  дорожке.  

5. Я  девчонка  боевая, всюду  буду  на  виду -

    Уродилась  я  такая, что  нигде  не  пропаду!

6. Расплясалась - расходилась, хороша  так  хороша!

    Эх, умеет  веселиться  наша  русская   душа!

   

Ведущая. Вторник Масленой  недели  назывался  "Заигрыш".

            В этот  день  добры  молодцы  приглашали  красных  девиц на

            снежных горках  покататься, блинов  поесть, в игры  поиграть,

            да  под  гармошечку  поплясать.

Игра "Бояре, а мы к вам пришли".

Дети  исполняют "Кадриль" Костенко.

(сборник  "Танцевальная  ритмика"-2   Т. Суворовой)

 аудиокассета "Танцевальная  ритмика - 2".

Ведущая. А среду весёлой разгульной недели называли "лакомкой". Чего

            только не было на столах в этот день! И блины, и пироги, и каравай-

            цы, и вареники, и шанежки, и крендели. Уж лакомились вволю!

           А вот  и наша хозяюшка ждёт гостей.

                                                             

Инсценировку  показывают  дети  подготовительной  группы.

          Инсценировка "В гостях у Машеньки"

В стороне за красиво накрытым столом сидит девочка.

Ведущий. Вот красивый дом резной,

                  А карниз-то расписной,

                  Ворота тесовые,

                  А столбы дубовые.

                  В доме Машенька живёт

                  И гостей сегодня ждёт.

                  Так и пышет самовар,

                  Над столом клубится пар.

                  Маша блинчики печёт,

                  Маша песенки поёт.

                  Вот и Мишенька идёт,

                  Балалаечку несёт,

                  Вдоль по улице пошагивает,

                  Балалаечкой побрякивает.

Под музыку на сцену выходит Миша с картонной балалайкой, "играет" на ней, подходит к Машеньке.

Миша.      Я на ярмарку ходил,

                  Балалаечку купил.

                  К Маше в гости поспешу,

                  Балалайку покажу.

                  Дома ли Машенька?

                  Дома ли хозяюшка?

                  Напои чайком,

                  Угости медком!

Маша.      Здравствуй, здравствуй, проходи,

                  К самовару подходи,

                  Напою тебя чайком,

                  Угощу тебя медком.

Маша садится за стол.

Ведущий. Вот Алёшенька идёт

                  Да трещоточку несёт,

                  Вдоль по улице пошагивает,

                  Да трещоточкой побрякивает.

Алёша.     Я на ярмарку ходил

                  Да трещоточку купил.

                  К Маше в гости поспешу

                  Да трещотку покажу.

                  Дома ли Машенька?

                  Дома ли хозяюшка?

                  Напои чайком,

                  Угости медком!

Маша.      Здравствуй, здравствуй, проходи,

                  К самовару подходи,

                  Напою тебя чайком,

                  Угощу тебя медком.

                                                                 

Алёша садится за стол.

Ведущий. Вот и Сашенька идёт,

              Ложечки  в руках  несёт,

              Вдоль по улице пошагивает,

              Ложечками  он  побрякивает.

Саша.       Я на ярмарку ходил,

                  Ложечки  себе  купил.

                  К Маше в гости поспешу,

                  Ложечки ей  покажу.

                  Дома ли Машенька?

                  Дома ли хозяюшка?

                  Напои чайком,

                  Угости медком!

Маша.      Здравствуй, здравствуй, проходи,

                  К самовару подходи,

                  Напою тебя чайком,

                  Угощу тебя медком.

Саша садится за стол.

Маша.       Вам понравился чаёк?

Мальчики (вместе). Очень вкусный был медок!

Маша.       А теперь прошу народ

               В развесёлый хоровод.

Исполняется  общий  народный  танец.

Ведущая. А четверг Масленой  недели  назывался  "широким",

                 "разгуляем", "переломом". В этот  день  шумела  весёлая

                 ярмарка. С бубнами, погремушками, балалайками и

                 гармошками разгуливали  по  ярмарке   весёлые  скоморохи,

                 потешали  людей. А вот и к нам скоморохи  пожаловали.

Выходят  два  скомороха.

Исполнение  небылиц.

1. С  мармеладом  в  бороде

    К  своему  папаше,

    Плыл  медведь  в  сковороде

    По  кудрявой  каше.

2. А  наш  кот  Ермошка

    Играет  на  гармошке,

    На  соседней  улице -

    Дружно  пляшут  курицы!

Ведущая. Пятница  и суббота были "гостевыми" днями

            и посвящались  хождению  по  родне.

            Вот  и к нам  красна  девица свет  Маромушка в гости  пришла!

Дети  играют  в русскую народную  игру  "Марома" (Марома - Кострома)

Ведущая. Масляна неделя  идёт  к концу. В воскресенье

            народ  прощался  с Масленицей, устраивал  ей  проводы,

            и называл  этот  день "Прощённым  воскресеньем".

Дети (по  очереди):

     Прощай,  Масленица!

     На  тот  год  приезжай!

     Масленица  мокрохвостая,

     Поезжай  домой  со  двора,

     Отошла  твоя  пора!

     Уходи, зима  ко дну,

     Посылай  скорей  весну!

Исполнение  русской  народной  песни "Ты прощай, прощай  Масленица"

в  двух  концентрических  кругах.

Чучело  Масленицы  вывозится  из  зала.

Ведущая. За  околицей  на  сероватом  снегу сожгут соломенное

                 чучело  Масленицы. Вместе с  чучелом  сгорят  в костре

                 неудачи и беды прошлого  года.  Сильные  просят

                 у слабых  прощения за  принесённые  обиды, младшие -

                 у  старших, старшие  - у младших.

                 Давайте  же и мы  попросим  друг у друга  прощения.

Дети  обнимаются  друг с другом, прося  прощения.

Ведущая. Да! Чуть  было  не  забыла...

                 На  Руси  законом  было

                 Щедро  зиму  провожать,

                 Всех  блинами  угощать!

Скоморохи  выносят  блины, и все  дети  под  пение  

русской  народной  песни  "Блины", отправляются  на  чаепитие.