Главные вкладки

    Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
    материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Теоретический материал о формировании словесно-логического мышления, об основных предпосылках для развития логического мышления. 

    Обозначены коррекционные задачи по разделу "Развитие связной речи и логического мышления". Дан практический материал.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и          младшего школьного возрастов.

       Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Словесно- логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, активно формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления.

          Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Суждения связываются между собой, то есть между ними устанавливается временная последовательность и причинно-следственные зависимости. Важно, чтобы дети научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения причинно.Ведь одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним. Для развития мышления важно научиться делать умозаключения. Умозаключение – это способ опосредованного познания действительности. Так, из суждения «Надвигается черная туча» извлекается мысль: «Сейчас хлынет дождь». В умозаключении всегда можно обнаружить причину и следствие. В нашем примере « Надвигается туча» есть причина, а « Хлынет дождь» - следствие. Мыслительная работа стимулирует речь., а речь, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления . .Конечным результатом  обучения языку является собственно связная речь. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда  логически связанных предложений. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно и логично излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов.

          Я хочу немного уточнить и систематизировать коррекционные задачи по разделу « Развитие связной речи и логического мышления» в работе с детьми с ОНР:

          1. Систематическая работа по формированию основных лексико-грамматических навыков.

          2. Формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей.

          3. Обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану.

          4. Правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний.

          5. Обучение анализу, планированию, построению самостоятельных речевых высказываний.

          6. Развитие самоконтроля детей за собственной речью.

    Хочу порекомендовать некоторые интересные задания на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

                                  ГРАММАТИЧЕСКАЯ АРИФМЕТИКА.

    1. Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина?
    2. Миша бегает быстрее Коли. Коля бегает быстрее, чем Игорь. Кто бегает быстрее всех?
    3. Даша и Лена собирали ягоды. Одна из девочек собирала клубнику, другая – малину. Какие ягоды собирала Лена, если Даша собирала малину?

    ЗАДАЧИ НА ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАВИСИМОСТИ

    Найди правильное утверждение

    Взошло солнце, потому что стало тепло.

    Стало тепло, потому что взошло солнце.

    У Кати был день рождения, потому что ей подарили куклу.

    Кате подарили куклу, потому что у нее был день рождения.

           ЗАДАЧИ НА СООТНЕСЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ПРЕДМЕТОВ.

    1. Леша и Андрюша завтракали. Леша выбрал молочные продукты, а Андрюша- фрукты .Кто из ребят ел творог, а кто – сливу?
    2. Вася и Витя очень любят животных. У Васи есть дома попугай и снегирь, а у Вити живут собака и кошка. Кто из ребят держит дома птиц?
    3. Вика и Галя помогали маме. Вика мыла овощи, Галя- фрукты. Какая девочка мыла груши.

          ЛОГИКО-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАЧИ.

    1. Собака догоняет кошку, а кошка мышку. Кто бежит впереди?
    2. Ствол у дуба толще, чем ствол у сосны. А ствол у сосны толще,чем ствол у березы. Что толще: ствол дуба или ствол березы?

    ДОСКАЖИТЕ СЛОВЕЧКО.

         У маленького Паши                         Митя был молодцом

         Ботинки просят…(каши)                 Не ударил в грязь…(лицом)

            

               НАЙДИТЕ СЛОВО В СЛОВЕ.

    Зубр, гроза, кочки, кисель, краны, крот.

                ОТВЕТЬТЕ НА УТВЕРЖДЕНИЕ СЛОВАМИ «ДА» - «НЕТ»

    1. Заяц бывает и беляк, и русак. (Да)
    2. Медведь зимует в норе. (Нет)
    3. Медведь бывает и бурый, и белый. (Да)
    4. Отчество человека дают по имени папы.(Да)
    5. Мама вашей мамы вам приходится бабушкой. (Да)
    6. Любой город является столицей. (Нет)
    7. Корова – хищное животное. (Нет)

        ПОДБЕРИТЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ К ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ.

     

        Апельсиновый - …              Телефонный…

        Настольная …                       Чайная …

        Бисквитный …                      Книжный …

     

        ПОДБЕРИТЕ СЛОВА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЯМ.

       Голубые, карие, грустные … (глаза)

       Молочные, больные, коренные …(зубы)

       Шариковая, чернильная, перьевая …(ручка)

       Бурый, белый, косолапый … (медведь)

        РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА ПО ЛОГИЧЕСКОМУ ПРИНЦИПУ.

      Май, март, апрель.

      Ночь, утро, вечер, день.

      Бабушка, дочь, мама.

      Среда, пятница, вторник.

    НАЙДИТЕ И ПОДРОБНО ОПИШИТЕ РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ ДВУХ СХОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

    Самолет и птица.          Кукла и девочка.

    Нож и ножницы.          Платье и сарафан.

    Зонт и крыша.               Река и озеро.

     

         

            

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модифицированная коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

    Ум ребенка находитсяна кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийУ многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем...

    «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста как средство развития речи»

    Учителя – логопеды отмечают, что многие  дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умею...

    Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Занятие "Играем все вместе"

    Данное занятие направлено на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольногоо и младшего школьного возраста, формирование навыков позитивного межличностного общения, обучение бережному ...

    Выступление на методическом объединении 2014 г: "Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста".

    Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста...

    Выступление на методическом объединении 2015 г: "Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. 2-ой год".

    Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. 2-ой год...

    Приемы формирования и развития механизмов саморегуляции деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста , на примере канатохождения

    Техника канатохождения Не важно насколько сам ребёнок овладел техникой канатоходца, важны те изменения, которые произошли с ребёнком в отношении улучшения обучаемости. Ребёнок сделал личный собст...