Картотека логопедических игр по развитию лексико - грамматического строя речи и пополнению и обогащению активного словаря детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Логопедические пятиминутки"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Пасмарнова Елена Геннадьевна

Картотека словесных игр "Логопедические пятиминутки" подойдут для логопедов и воспитателей логопедических групп и групп общеразвивающего типа. Возможно использование даннных игр в занятиях по развитию речи, а так же между  или во время проведения режимных моментов. Игры представлены в удобном формате картотеки: остается только распечатать и разрезать по линиям. Играем и учимся! Учимся, играя!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_igry.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  словесно – логических игр «Подумай – скажи». 

«Объединяй, выделяй!»

Добавить одно общее слово к двум словам.

Дерево, цветы — что делают? (растут)

Сидит, стоит — кто? (любое животное)

Кошка, собака — что делают? (едят, спят, и т.д.)

Льется, журчит — что? (вода, ручей, водопад, и т.д.)

Тарелка, кружка — что делают? (стоят в шкафу, бьются, пачкаются) и т.д.с остальными словами.

Шумит, дует — что?

Дождь, снег — что делают?

Растет, зеленеет что?

Фрукты, «нощи что делают? Круглое, сочное — что?

Мяч, яблоко — какие?

Желтый, кислый — что?

Сахар, мед — какие?

Высокое, зеленое — что?

Снег, лед — какие?

Длинный, деревянный — что?

Вода, молоко — какие?

Яркое, теплое — что?

 «Развитие ассоциаций».

Педагог дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое придет в голову)». Слова называются по одному. Примерный перечень слов:

Стол (пауза – ребенок отвечает, например: ножка, скатерть, кухня и т.д. и дальше по аналогии каждое слово), посуда…,дерево…, бабочка…, собака…, заяц…, смелость…, цвет…

И далее по аналогии с остальными словами (можно называть больше слов или устроить )

Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.

Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

Быстро, высоко, весело, два, летящий.

Можно задать вопрос: «Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?»

«Назови лишнее слово»

а) «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;

зима, апрель, весна, осень, лето;

«Назови лишнее слово»

б) «Лишнее» слово среди имен прилагательных.

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

«Что общего»

Объясните, что общее у предметов.

У 2 предметов: огурец, помидор (овощи);

ромашка, тюльпан (цветы);

слон, муравей (животные).

У 3 предметов: мяч, солнце, шар — ...

тарелка, ваза, чашка — ...

лист, трава, крокодил — ...

«Верно – не верно»

Выбери правильный ответ.

В году месяцев (7, 12, 16, 24).

Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).

У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы).

Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).

Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).

Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).

Педагог предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары.

Огурец — овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).

Помидор — огород, яблоко (забор, сад, груша).

Часы — время, градусник (кровать, температура, окно).

Машина — мотор, лодка (парус, вода, палуба).

Стол — скатерть, пол (мебель, доски, ковер).

Молоток — гвоздь, нож (доска, хлеб, ящик).

Костюм — ткань, дом (забор, кирпичи, лестница).

Стул — дерево, булка (стол, колос, нож).

Окно — дом, глаз (рот, очки, лицо).

Телефон — ухо, телевизор (радио, антенна, глаз).

«Придумай, о чем может идти речь»

Педагог предлагает детям сказать, о чем может идти речь, если в тексте, например, есть слова кот и лист. Дети могут ответить:

а) о том, как кот играл с листом;

б) о том, как лист упал на кота;

в) о том, как кота засыпали листьями;

г) о том, как кота щекотали листом;

д) о том, как игрушечного кота завернули в лист бумаги;

е) о том, как на листе бумаги мальчик нарисовал кота и т.д. Можно предложить следующие пары слов: рак и мост, таз и коса, мак и стакан, школа и сухари, сок и тетрадь, нос и бусы, мышь и трава, мох и белка, стол и дерево и др.

Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды).

Гвоздь — молоток, шуруп...

Дом — крыша, книга...

Квадрат — куб, круг...

Птица — яйцо, растение...

Хорошо — лучше, медленно...

Огонь — пожар, вода...

Зерно — амбар, деньги...

Электричество — выключатель, вода...

Одежда — голый, обувь...

Школа — обучение, больница...

Человек — ребенок, собака...

Резина — шина, сталь...

Птица — гнездо, человек...

Пальто — пуговица, ботинок...

Утро — ночь, зима...

Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение (потоп), кошелек (или банк), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

Игра «Сравни наоборот». Степени сравнения.

Используются слова: больше — меньше, тяжелее легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и др.

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

«Противоположности»

Выбрать из 3 слов 2 слова

Друг, печаль, враг.

Высокий, большой, низкий.

Ночь, сутки, день.

Длинный, большой, короткий.

Радость, радостный, печаль.

Большой, низкий, маленький.

Поднимать, опускать, брать.

Белый, длинный, черный.

Давать, продавать, брать.

      Тяжелый, длинный, легкий.

Закончить предложение и назвать слова — «неприятели».

Слон большой, а комар ...

Камень тяжелый, а пушинка ...

Золушка добрая, а мачеха ...

Зимой погода холодная, а летом ...

Сахар сладкий, а горчица ...

Дерево высокое, а куст ...

Дедушка старый, а внук ...

Суп горячий, а компот ...

Сажа черная, а снег ...

Лев смелый, а заяц ...

Молоко жидкое, а сметана ...

Река широкая, а ручеек ...

Работать трудно, а отдыхать ...

Днем светло, а ночью ...

Сегодня мне весело, а вчера было ...

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает ...

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом ...

Кричат громко, а шепчут ...

Я больна, но скоро буду ...

Я живу близко от реки, а мой друг ...

Продавец продает, а покупатель ...

Друзья часто ссорятся, но легко ...

Легко заболеть, но трудно ...

Воспитатель спрашивает, а дети ...

Игра «Что, к чему»

К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка – часы; колесо - ?

Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.

колесо – круг, ковер - ?
белка – дупло, медведь - ?
магазин – продавец, больница - ?
день – обед, вечер - ?
охотник – ружье, рыбак - ?
слово – буква, дом - ?
лес – деревья, поле - ?
палец – кольцо, ухо - ?
море – капля, толпа - ?
цветок – бутон, листок - ?

«Слова - приятели»

Выбрать из 3 слов 2 слова-«приятеля».

Дом, солдат, маршал.

Конь, собака, лошадь.

Дом, улица, здание.

Грустный, печальный, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый.

Веселый, крепкий, прочный.

Слабый, неловкий, неуклюжий.

Большой, красивый, огромный.

Взять, схватить, идти.

Думать, ехать, соображать.

Торопиться, спешить, ползти.

Радоваться, веселиться, наряжаться.

здание— (дом), хворостина — (прут),

печаль — (грусть), конь — (лошадь),

солдат — (боец), Отчизна — (Родина),

приятель — (друг), идти — (шагать),

льется — (течет), смелый — (храбрый), прежде — (раньше).

 

 

Заучивание стихотворения «Кому что?» и его анализ (закрепление формы дательного падежа существительных).

Иголке — нитка,

Уткам — пруд,

Забору — калитка,

А лентяю — труд,

Супу — картошка.

Солнышко — лету,

А книжке — обложка.

Стихи — поэту,

А братишке — сестра,

И всем воскресенья нужны

Без сомненья.

Ответы на вопросы по картинкам «Чем можно?»

Закрепление формы творительного падежа.

Педагог называет первое слово – глагол, ребенок добавляет слово – существительное.

Рубить — топором, резать — ножом, ножницами, умываться — водой, пилить — пилой, вытираться — полотенцем, рисовать — кисточкой, писать — ручкой, вытирать — тряпкой, причесываться — расческой, упаковывать — бумагой, есть — ложкой.

Игра «Подскажи словечко»

Завод по производству хлеба –

 Завод по производству масла –

Завод по производству  молка –

Завод по производству стекла –

Водитель железнодорожного транспорта –

Человек, идущий пешком –

Станция, вырабатывающая энергию –

Любитель книг –

Машина, везущая молоко –

Рабочий, варящий сталь –

Машина, которая сама летает –

Человек, который ловит птиц –

Машина, котрая косит газоны –

Человек, который пасет свиней –

Машинка, которая измельчает мясо –

Заучивание стихотворение о сложном слове «Пароход»

Жил да был на свете пар,

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водой

Он плясал, как молодой.

Он из чайника струился,

Над кастрюлями клубился,

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел.

Жило-было слово «ход».

В слове выход, в слове вход.

В слове ходики стучали

И в походе вдаль шагали.

Так и жили пар и ход.

Жили врозь они, и вот

Вместе их соединили –

По воде они поплыли.

Паром ходит пароход,

В паре ходят пар и ход.

Картотека игр на словообразование и словоизменение «Слова изменяй – новые получай»

Игра «Назови ласково».

Педагог предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

Игра «Чего не стало»

Этот вариант игры рекомендован для упражнения детей в образовании формы родительного падежа у существительных и прилагательных разных родов и чисел, а так же развития зрительной памяти.

Педагог отбирает для игры сначала 3–7 картинок к существительным одного рода (например, картинки к существительным мужского рода). Сначала логопед с детьми рассматривает картинки, называет их. Затем педагог предлагает детям поиграть в прятки с картинками. Дети отворачиваются или закрывают глаза, а логопед убирает одну картинку. Повернувшись, дети говорят чего не стало: “Нет красного сарафана” или “Нет желтой груши”, «Нет синей машины» и т.д.

Игра «Два брата ИК и ИЩ».

— Жили два брата. Одного звали ИК, он, был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ — большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)

У ИКА был носик, а у ИЩА?..

В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ротик — ротище, лобик — лобище, глазик — глазище, ручки — ручищи, ножки — ножищи.

Делается вывод, если и слове слышится ик, это значит, что предмет маленький, a если ищ — значит предмет большой.

Я сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ик или ищ. Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище.

Игра «Что для чего?»

Педагог предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).

Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице, мыло — в мыльнице).

После называния предмета дети кладут его в ту посуду, в которой он хранится.

Далее педагог предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс -ниц-.

Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» (суффикс) -ниц-.

В заключение проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.

§   Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)

§   Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница)

§   Как намывается сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница)

§   Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница)

Предлагается следующий речевой материал: большой комар (комарище), маленький куст (кустик), большие усы (усищи), большой куст (кустище), маленький ковер (коврик), большая изба (избища), маленький винт (винтик), большой помидор (помидорище).

Игра «Мы похожи»

Изменить слово по аналогии.

а) виноград — виноградина, горох — ...

свинья — ... жемчуг— ..

баран — ... картофель — ...

теленок — ... лед — ...

б) бусы — бусинка, дождь — ...

пыль — ... снег— ...

дождь — ... песок — ...

изюм — ... пух —

Игра «Найди лишнее»

Найти «лишнее» слово.

Горе, горный, горе;

боль, большой, больница;

водить, вода, водный;

лес, лесник, лестница;

море, морщины, морской;

беседа, беседка, соседка.

Назвать профессии (по картинкам).

Педагог предлагает детям ответить на вопросы:

Кто носит багаж? Носильщик.

Кто сваривает трубы? Сварщик.

Кто вставляет стекло? Стекольщик.

Кто работает на кране? Крановщик.

Кто укладывает камни? Каменщик.

Кто точит ножи? Точильщик.

Кто чинит часы? Часовщик.

Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик.

Далее педагог задает вопрос:

— Какая общая часть в словах носильщик, сварщик, стекольщик, крановщик, каменщик, точильщик, часовщик, экскаваторщик?

При произнесении этих слов логопед подчеркивает интонационно, голосом суффикс -щик-.

Игра «Делал - сделал»

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:

мыла — вымыла, вешает — повесила,

умывается — умылся рисует — нарисовал

одевается — оделся прячется — спрятался

гладит — погладила стирает — постирала

рисует — нарисовал пишет — написал

поливает — полил ловит — поймал

чинит — починил красит — покрасил

рубил — срубил догоняет — догнал

убирает — убрал строит — построил

Игра «Добавь слово»

Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам или по представлению:

в клетку...(влетает),

из клетки...(вылетает),

через дорогу...(переходит),

от дерева...(отходит),

к дому...(подъезжает),

в стакан...(наливает),

из стакана...(выливает),

на дерево...(влезает),

с дерева...(слезает).

Игра «Придумай одно слово вместо двух».

Снег чистит — (снегоочиститель),

канавы копает — (канавокопатель),

трубы укладывает — (трубоукладчик),

возит с помощью электричества — (электровоз), быстро ходит — (быстроход),

сама ходит — (самоходка),

землю роет — (землеройка).

Игра «Чьи хвосты?»

Педагог рассказывает сказку «Хвосты».

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».

Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке — тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)

Игра «Сравни и подбери»

Сравните предметы и закончить предложения.

Апельсин большой, а арбуз еще больше.

Клубника маленькая, а смородина еще ...

Дыня сладкая, а арбуз еще ...

Персик мягкий, а вишня еще ...

Яблоко твердое, а айва еще ...

Груша вкусная, а ананас еще ...

Дерево высокое, а башня еще ...

Куст низкий, а трава еще ...

Клен толстый, а дуб еще ...

Рябина тонкая, а камыш еще ...

Шар легкий, а пушинка еще ...

Сумка тяжелая, а чемодан еще ...

Диван мягкий, а подушка еще ...

Дерево твердое, а железо еще ...

Лед прозрачный, а стекло еще ...

Лента узкая, а нитка еще ...

Шнурок длинный, а нитка еще ...

Линейка короткая, а карандаш еще ...

Волк большой, а медведь еще ...

Олень высокий, а жираф еще ...

Медведь тяжелый, а слон еще ...

Ответить на вопрос «Как?»

Утром светло, а днем (как?) еще светлее.

Вечером темно, а ночью еще ...

Осенью холодно, а зимой еще ...

В пальто тепло, а в шубе еще ...

Весной солнце светит ярко, а летом еще ...

Весной птицы поют звона, а летом еще ...

Поезд едет быстро, а самолет летит еще ...

Работа над родственными словами

Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова.

1. Подобрать слова — «родственники» (тема «Зима»).

На доске картинка «Зима». Проводится беседа но картинке.

— А теперь подберите слова — «родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»?» (Зимующие.) Итак, какие же вы вспомнили слова-«родственники» к слову зима? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие). Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день), «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа), «зимнее» (небо, солнце, утро).

— Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях лежит... (снег). Подберите слова-«родственники» к слову «снег» (снежинка, снежок). Кого лепят из снега? (Снеговика.) А как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная.) А как называется цветок, который первым появляется из-под снега весной? (Подснежник.) Итак, какие же слова-«родственники» мы подобрали к слову снег (снежок, снежинка, снеговик, снежная, подснежник).

Аналогичная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами.

Лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница;

носят, поднос, носильщик;

гора, горка, гористый, горный, пригорок;

лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

дуб, дубок, дубовый;

еж, ежиха, ежонок, ежик, ежата, ежовый;

весна, весенний, веснянка, веснушка.

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха

для детей старшего дошкольного возраста.

    Игра «Найди звук» 
          Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру  можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.

  Игра «Придумай слово»
       Дети встают в круг. Ведущий называет звук с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово - выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

   Игра «Поймай звук»
         В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.

 Игра «Где спрятался звук?»
 (определения места звука в слове: начало, середина, конец слова).
        Использовать для наглядности паровозик с вагончиками, строй детей. Выстроить ряд детей из 3-х человек. Взрослый показывает картинку, ребёнок забирает соответственно «свою». Например, ищем звук Ш. Педагог называет слова : шампунь(в начале слова), кошка(в середине), душ (в конце), а дети определяют, в какой позиции слова этот звук и выходят из строя.

Примеры слов

Начинаются с буквы Ш: Шишка, шуба, шутка, шапка, шарф, шкаф..

Заканчиваются буквой Ш: Фарш, марш, ковш, пунш, душ..

С буквой Ш в середине слова: Каша, мешок, афиша, кашпо, мышка..

Так же можно подобрать разные слова и искать в них гласные звуки и разные согласные.

Игра «Послушай и назови нужное слово»
          Читаете стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, ребенок должен назвать слова, в которых есть заданный звук.
   
Ж  Жук жужжит в железной банке –
        Жук не хочет жить в жестянке.
        Жизнь жука в плену горька.
        Жалко бедного жука.
    З  – Заяц, заяц,
          Чем ты занят?
       – Кочерыжку
          Разгрызаю.
       – А чему ты, заяц
          Рад?
       – Рад, что зубы
          Не болят.

Игра «Отвечай – не торопясь»

Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас (собака, свинья, сова, сундук …)

  • Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  • Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  • Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

Игра «Цепочка слов»
         
Можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых.
Один из играющих называет любое слово - существительное в единственном числе и именительном падеже, второй - придумывает слово на его последний звук, третий - на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов.
Например: Аня - яблоко - осень - нитки - индюк - кот - трос - собака и т. д.

Игра «Живые буквы»
Оборудование: карточки с буквами, картинки.

    Игру лучше проводить с группой детей.
   Взрослый показывает     картинку и называет по ней слово,     которое они будут составлять. Роль каждой из букв будут выполнять дети, у которых спереди прикреплены карточки с буквами. Дети должны построиться в ряд так, чтобы можно было прочитать заданное слово. Слова подбираются простые, без орфограмм. Например, мак, кот, дом, мышка, столик и т. д.

  Игра «Замени звук»
        Оборудование: ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.

         Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове. Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово. Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или передний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).
По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок
.

Игра «Какого звука не хватает?

        Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой. Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д.

   Игра «Выбери звук»
         Оборудование: ряды слов с одинаковым недостающим звуком в конце, предметные картинки, на которых изображены получившиеся слова.

         Описание. Взрослый предлагает ребенку закончить слово звуком, выбрав подходящий из двух или трех предложенных. Например, нужно закончить слово звуками [п] - [т] - [к]: като(к), тулу(п), биле(т), кусо(к), компо(т), Укро(п), вени(к), ма(к), ко(т), су(п), сто(п), замо(к) и т. д. Или звуками [ч] - [щ]: вра(ч), товари(щ), гра(ч), ово(щ), бога(ч), мя(ч), пла(щ), ле(щ) и т. д. Или звуками [ц] - [ч]: огуре(ц), клю(ч), зая(ц), во(ч)ь, обру(ч), колоде(ц), кала(ч) и т.д  Слова подбираются в зависимости от произносительных возможностей ребенка: исключаются слова со звуками, которые он не может произнести правильно.

 Игра «Распутай слова»
         Оборудование: предметные картинки на каждое из слов.

           Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых переставлены слоги, а ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно.
Например, ба-со-ка - собака, по-са-ги - сапоги, фет-сал-ка -салфетка, мо-са-лёт - самолет, сын-ко-ка - косынка, бё-ре-нок - ребёнок, ра-ба-бан - барабан, ка-рел-та -тарелка и т. д.

Игра «Цепочка слов»
           Можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых.
Один из играющих называет любое слово - существительное в единственном числе и именительном падеже, второй - придумывает слово на его последний звук, третий - на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов.
Например: Аня - яблоко - осень - нитки - индюк - кот - трос - собака и т. д.

Картотека речевых игр «Логопедические пятиминутки»

Речевая деятельность является очень значимой в развитии каждого человека. Поэтому очень важно уделять этому особое внимание. Вашему же вниманию предоставляется картотека с небольшим количеством игр, которые помогут развить речь ваших детей в разнообразных направлениях.

Игра является ведущим видом деятельности детей и представляет собой развлекательный характер (непосредственно для ребенка), а для педагога игра – это возможность научить ребенка в интересной форме учебным навыкам, развить его речь, мыслительные способности, логическое мышление, память и внимание!

Данные игры предназначены для ежедневного использования и развития детей в течение дня, которые целесообразно проводить между режимными моментами.

Картотека рассчитана для детей старшего дошкольного возраста.

В каждой карточке даны примерные описания проведения игр и речевой материал. Данные игры можно разнообразить и дополнить собственным дополнительным речевым материалом, подобранным по теме каждой игры.

Рекомендовано разрезать карточки по линиям и соединить группами (скрепкой, степлером или сшить нитками) для удобства использования. Есть вариант цветового оформления каждой группы игр: печать на цветных листах или картоне определенной группы упражнений, при желании можно заламинировать для большей износостойкости. Возможно проведение в первую половину дня в режимных моментах и во второй половине дня после сна до ухода на прогулку.

Желаю вам продуктивных развивающих игр и занятий!

С уважением, логопед Сафонова Елена Геннадьевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Посуда». (для детей старшей группы с 3 уровнем ОНР)

Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; закреплять понятия кухонная, столовая, чайная посуда; уточнить и активизировать словарь по теме "Посуда"; развивать связную речь; совершенст...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.Задачи:Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашн...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"...

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей младшей логопедической группы с ТНР по теме "Насекомые"

Данный методический материал представляет интерес для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей.  Конспект позволяет построить полноценное занятие по развитию лексико-грамматическо...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего  возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы»....