Общее недоразвитие речи 1 уровня.
консультация по логопедии (младшая группа)

Богуренко Ольга Александровна

Общее недоразвитие речи 1 уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedorazvitie_rechi.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Общее недоразвитие речи.

Понятие «Общее недоразвитие речи» и его периодизация были введены в 1960 года педагогом и психологом Р. Е. Левиной.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов  речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

        ОНР, или общее недоразвитие речи  -  системное нарушение речи, когда в речи ребёнка нарушены почти все стороны речи: лексика, грамматика, слоговая структура, звукопроизношение.… То есть, клинически в основе речевого нарушения может быть диагноз: дизартрия, ринолалия, заикание, снижение интеллекта, недостаточность  фонематического слуха, а внешне  проявляется как общее недоразвитие речи. Когда логопед говорит « ОНР такого – то уровня, это означает, что вашего ребёнка примут в логогруппу, где на общих основаниях будут корректировать симптомы нарушения речи.

В диагнозе после «ОНР» обязательно должно быть указано, чем (каким клиническим диагнозом) обусловлено речевое недоразвитие. Например «ОНР – 1уровня (моторная алалия)» или « ОНР – 2 уровня (обусловлено дизартрией). Это нужно знать для того, чтобы знать какие методики применять в каждом конкретном случае. «ОНР –  3 уровня (характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребёнок строит развёрнутые фразы и использует большой словарный запас)», «ОНР – 4 уровня                    (характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребёнку овладеть навыками письма и чтения)».

        Дети с ОНР 1, 2, 3 уровня должны поступать в детские сады или школы (в зависимости от возраста) для детей с ТНР (тяжёлые нарушения речи).

        Дети с ОНР  3 и 4 уровня – в логопедические группы ОНР  в обычном детском саду.

Дети с ОНР, обусловленным заиканием должны поступать либо в детский сад с ТНР (тяжёлым нарушение речи) 2-ое отделение либо в логогруппу заикания.

Дети с ФФН (фонетико – фонематическое недоразвитие речи) должны поступать в логогруппу с ФФН в обычном детском саду.

Дети с задержкой речевого развития (ЗРР) должны идти в массовый детский сад и посещать занятия  с логопедом на логогруппе, так как при ЗРР речевое развитие идёт правильно, но замедленно (в отличие от ОНР, которое представляет собой искаженное патологическое речевое развитие), и в обычном детском саду ребёнок сможет догнать возрастную речевую норму быстрее, чем в группе ОНР. В последнее время в связи с нехваткой мест в садах с ТНР (тяжёлым недоразвитие речи) появилось большое количество логогрупп комбинированного (смешанного) типа, куда попадают дети с алалией, дизартрией, ФФН, заиканием, аутизмом  с разным уровнем ОНР. А так как коррекционная работа при данных нарушениях речи строится по своим специальным программам и методикам, совместная групповая работа в таких группах малоэффективна. Поэтому часто от родителей детей можно услышать такие слова «мы, с чем пришли, с тем и ушли». Индивидуальный темп продвижения ребёнка определяется тяжестью первичного дефекта и его формой.

Общее недоразвитие речи 1 уровня.

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребёнка. Проблемы заметны, что называется «невооружённым глазом». У ребёнка грубо нарушены все компоненты языковой системы: фонетика, фонематика, лексика, грамматика, связная речь. ОНР 1 уровня  может  быть диагностировано у ребёнка 3 – 4 лет и старше.

Причины ОНР 1 уровня:

Этиологическими факторами чаще всего выступают различные вредные воздействия на организм ребёнка в течении пренатального, интранатального и раннего постнатального периода. К ним принадлежат токсикозы беременности, гипоксия плода, резус – конфликт, родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорождённых, нейроинфекции, вызывающие недоразвитие или повреждение ЦНС. Клинические формы  ОНР 1 уровня представлены следующими речевыми нарушениями:

- Алалия

-Детская афазия

- Дизартрия

- Ринолалия

В чём они проявляются:

  1. Активный словарь ребёнка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на своём «языке». Кошка – это « мяу», « би – би» - может означать машину, поезд и сам процесс езды.
  2. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребёнку в общении.
  3. Простых предложений либо просто нет в речи ребёнка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединённых по смыслу. « Мяу       би – би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. « Гав  ди» - это и собака идёт, и собака бежит.
  4. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребёнок понимает обращённую речь в значительно большем объёме, чем может сказать сам.
  5. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как « абас» или « атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок, плохо различает отдельные звуки.

Осложнения.

Отсроченные последствия ОНР 1 уровня выражаются трудностями обучения, нарушениям коммуникации и психического развития. Безречевые дети не в состоянии освоить программу массовой школы, поэтому для обучения отправляются в специальные образовательные учреждения для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Взаимодействие и общение со сверстниками затруднено, формируется замкнутость, низкая самооценка, расстройства поведения. При отсутствии коррекции на фоне ОНР вторично формируется задержка психического развития или интеллектуальная недостаточность.

Диагностика.

На первичной консультации логопед знакомится с ребёнком и родителями, устанавливает контакт, изучает медицинское заключение (детского невролога, педиатра). После специалист переходит к обследованию речевого статуса ребёнка. Логопедическое обследование состоит из двух этапов:

- Ориентировочный этап: В ходе беседы с взрослыми выясняются подробности течения дородового периода, родов и раннего физического развития ребёнка. Внимание акцентируется на особенностях речевого онтогенеза: от предречевых реакций до появления первых слов. Оценивается контактность ребёнка, его речевая активность. Обращается внимание на артикуляционную моторику ребёнка.

- Обследования компонентов языка. Последовательно выясняется степень сформированности связной речи, грамматических навыков, словарного запаса, фонематических процессов, звукопроизношения. При первом уровне ОНР имеет место резкое недоразвитие всех звеньях языковой  системы, следствием чего является отсутствие у ребёнка общеупотребительной речи.

Коррекция ОНР 1 уровня

Дети с ОНР 1 уровня должны посещать логопедическую группу детсада, куда они зачисляются на 3 – 4 года обучения. Занятия проводятся индивидуально, либо с подгруппами 2 – 3 человека. Цель коррекционного процесса – переход на более высокую ступень речевого развития. Работа строится поэтапно по следующим направлениям:

- Овладением понимания речи. Задача решается в игровой форме. Ребёнка учат находить игрушки по просьбе взрослого, показывать части тела, отгадывать предметы по описанию. Одновременно развивается пассивный и активный словарь,  усваиваются простые односложные и двусложные слова.

- Активизация речевой деятельности. Это развитие звукоподражания   (голосом животных, звучанию музыкальных инструментов, звукам природы…). В речь вводятся указательные местоимения («вот», «тут», «это»), глаголы в повелительном наклонении («дай», «иди»), обращение к родственникам.

- Развитие неречевых функций. Продуктивная речевая деятельность невозможна без достаточного развития памяти, внимания, мышления. Поэтому большое внимание на логопедических занятиях по коррекции ОНР уделяется развитию психических процессов. Используются дидактические игры « Что здесь лишнее», «Чего не стало», отгадывание загадок  с опорой на  картинки.

Прогноз и профилактика.

Профилактика тяжёлых речевых нарушений  включает охрану здоровья ребёнка в антенатальном периоде и после рождения. Для своевременного распознавания речевых патологий и определения соответствия речевого развития возрасту рекомендуется показать ребёнка логопеду в 2,5 – 3 года.

Дидактическая игра « Чудесный мешочек»

Цель: Расширение объёма словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках  предметов.

Оборудование: Мешочек, мелкие игрушки, названия  которых относятся к одной лексической группе (« Посуда», «Овощи»).

Ход игры: Предварительно дети знакомятся с игрушками,  названия которых относятся к одной лексической группе (например, по теме                 « Посуда»), рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает один предмет, узнаёт её и называет      «У меня в руках чашка». Только после этих слов ребёнок может вытащить предмет из мешочка, рассмотреть её и показать всем. Игроки поочерёдно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы посуды.

Правила игры: Игроки поочерёдно отгадывают на ощупь и вынимают из мешочка предметы, подсматривать в мешочек, запрещается. Итог игры, побеждает тот, кто правильно отгадал предмет, лежащий в мешочке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фразовой речи у заикающихся дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности. В конце XIX в. психиатр И.А...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи ІІІ уровня

В настоящее время в логопедические группы поступает большое количество детей с общим недоразвитием речи. Развитие речи этих детей значительно отличается от развития речи детей, не имеющих речевых нару...

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, УРОВНИ.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, УРОВНИ.Общие признаки, по которым можно заподозрить недоразвитие речи у ребенка:сказал первые слова в 3 – 4 года, в более тяжелых случаях — и в 5 лет;говорит безгр...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...