Мастер-класс "Формирование словаря прилагательных посредством развития мелкой моторики кисти и пальцев рук"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Евтушенко Людмила Павловна

Предоставление  системы работы и распространение личного педагогического опыта  по  формированию словаря прилагательных посредством развития мелкой моторики кисти и пальцев рук  для   учителей – логопедов ДОО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_evtushenko_l.p._.docx44.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад комбинированного вида №11 г.Шебекино Белгородской области»

Мастер – класс

  «Формирование словаря  прилагательных посредством

развития мелкой моторики кисти и пальцев рук»

проводит

учитель – логопед  Евтушенко Людмила Павловна

Цель мастер – класса: 

Предоставление  системы работы и распространение личного педагогического опыта  по  формированию словаря прилагательных посредством развития мелкой моторики кисти и пальцев рук  для   учителей – логопедов ДОО.

Задачи:

Создать  условия  для  увеличения профессиональной компетентности   учителя - логопеда по теме  формирование  словаря прилагательных посредством развития мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- формировать  индивидуальный  стиль творческой педагогической деятельности в процессе работы учителя – логопеда;

 - поделиться опытом работы по развитию словаря прилагательных у детей;

- показать на практическом примере использование различных видов игр в работе учителя – логопеда по формированию  словаря прилагательных посредством развития мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- создать положительный эмоциональный настрой в процессе проведения мастер – класса.

Аудитория слушателей: учителя – логопеды ДОУ.

Оборудование: экран, морские камешки с нарисованными личиками, песок, плотный прозрачный квадратный и круглый пластик, предметные картинки, шарики Марблс, камешки-кабошоны, дидактические улитки «Милашки», театр на магнитах, пазлы-сказки, книжки-раскладки «Весёлые котики» с наклейками, дидактическая игра с магнитными картинками «Одень кукол», горох в кашпо, мелкие игрушки из яиц (киндер-сюрприз), «Рыбалка» - три разновидности, пластиковые фигурки (ракушки, дельфины, рыбки, камешки морские плоские, фигурки «Две в одной»,

                                                   

Предварительная работа: подбор материала для мастер – класса, составление конспекта, подбор наглядного материала, изготовление наглядного материала,  выстраивание структуры сценария мастер- класса, отработка выразительности речи, совершенствование умения наладить контакт с педагогами и привлечь их активное внимание.

Ожидаемые результаты:

-получение педагогами представления о формировании  словаря прилагательных посредством развития мелкой моторики кисти и пальцев рук,     

-внедрение в коррекционно – образовательный процесс  формирование словаря прилагательных посредством развития мелкой моторики.

Используемая литература:  

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей (Текст)/ З.Е. Агранович – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2004.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. — СПб.:ИСПиП, 2008г.
  3. Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет (Текст)/ А.С. Герасимова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  4. Козина И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников. – М., 2005.
  5.  Кыласова Л.Е. Дидактический материал по развитию речи: занятия со старшими дошкольниками (Текст)/ Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 2007.
  7.  Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду (Текст)/ Н.А. Рыжова – М.: Карапуз, 2000.

Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх/ О.Ю. Филимонова. – Спб.: «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.

Актуальность.

             Проблема развития речи детей является одной из актуальных проблем современного общества. Дошкольное образование сегодня претерпевает серьёзные перемены. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети, к сожалению, предпочитают общению просмотр телевизора   и компьютерные игры.  В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  Ребенок приходит в совершенно незнакомый ему мир и этот  окружающий мир дает обильный материал, который должен быть использован для расширения  детских восприятий и развития  словаря.

          В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Запас слов становится более разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия, качества. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.   Если мы хотим, чтобы ребенок хорошо говорил, рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, т. е. мелкой моторики. Развивать его ручки.

СЦЕНАРИЙ  МАСТЕР- КЛАССА

Организационный этап.


- Уважаемые коллеги, ответьте, пожалуйста на вопрос:

- Какие методы Вы используете в развитии речи детей?

Ответы педагогов:  

- наглядные (картинки, иллюстрации),

- словесные (речевые игры, чтение художественной литературы),

- практические (дидактические игры) и т.д…

                   В разнообразных играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях, животных,  учат классификации.  Если в обучении имеется опора на чувственные образы, это делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным и  доступным, повышает эффективность логопедической работы.

             Грамотно составленные модели воспитательного процесса помогают решать задачи качественного образования.

              Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами. Усвоение такого рода знаний вызывает эмоциональный отклик у детей.  Разнообразны и  материалы, с которыми дети любят играть. Игры с использованием различных предметов (игрушек, семян, шишек, жёлуди, каштаны, камешки, фрукты, овощи, листья, песок) способствуют формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков.) способствуют формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков.  

           Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо всё трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки, (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д.), предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития.

            Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, т. е. мелкой моторики. Развивайте его ручки.

  Хочется отметить высказывания выдающихся людей:

- «При любом двигательном тренинге упражняются не мышцы, а мозг»    Н.А.Бернштейн;

- « ...кончики пальцев рук – это второй мозг» Йосиро Цуцуми;

- «…речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук» Д.Селли;

- « Рука является вышедшим наружу головным мозгом»  И.Кант;

- «...движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию» В.М.Бехтерев.

             Оригинальный "пальцевый" тест был предложен в конце 90-х годов исследователем-врачом A.M. Мустафиным для определения "бюджета способностей" ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. "Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше "бюджет" мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом", - пишет A.M. Мустафин.

Уважаемые коллеги, попробуйте сделать этот пальцевый тест…

Проводится элемент игрового теста с учителями-логопедами…

          Поговорим о формирование словаря прилагательных у детей путем развития  мелкой моторики кисти и пальцев рук.

            «Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев» говорил Сухомлинский. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции (речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения). Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.

              Использую в развитии словаря прилагательных разнообразный иллюстративно-наглядный материал. Он помогает учить обобщать, то есть сформировывать у ребёнка обобщающие понятия по основным лексическим темам, учить сравнивать и систематизировать полученные знания, углублять знания о растениях и животных…

               Приведу пример дидактической игры «Волшебная фасоль»                           Цель игры: - закреплять в речи детей названия диких животных (заяц, белка, лиса, медведь, ёж, волк, лось); место их обитания (лес); жилище (норка, нора, дупло, логово, берлога; - упражнять в умении выкладывать фасолью по контуру силуэт животного; - совершенствовать грамматических строй речи (согласование существительных с прилагательными); - развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильную чувственность, умение согласовывать движение с речью.

Игровой материал: контейнер с фасолью, мелкие фигурки животных, карточки 7 штук с изображением силуэта животного.

Ход игры: педагог загадывает загадку про любого дикого животного и предлагает ребёнку найти фигурку этого животного в контейнере с фасолью.

 Например, про лису.

Догадайтесь, кто же это? В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица Это – хитрая… (лисица)

Пока ребёнок ищет фигурку животного, педагог спрашивает, где живёт лиса (в лесу), как называется её жилище (нора). Когда ребёнок найдет фигурку, педагог предлагает выложить фасолью по контуру силуэт животного.

Во время выполнения работы, ребёнку задаются вопросы: Мордочка у лисы какая? (острая) Уши у лисы какие? (короткие) Шубка у лисы какая? (мягкая, рыжая, тёплая) Хвост у лисы какой? (пушистый) и т. д. По аналогии в игре могут использоваться домашние животные, насекомые, фрукты, овощи, птицы и т. д.

Вопрос педагогам: 

-  Какие дидактические игры и игровые пособия  используете Вы в работе с детьми по обогащению словаря прилагательных с использованием развития мелкой моторики?» (ответы педагогов).

 

 По теме «Прилагательное»   предлагаю детям следующие  физминутки:

«Какой? Какая? И какое?», -

Дружно хором повторяем.

Мы вопросы эти знаем.

И на них мы отвечаем:

«Какой?» - классный наш урок,

«Какая?» - классная доска,

«Какое?» - классное настроение

У меня, и у тебя.

Поворот направо – желтая стена.

Прилагательное «желтая»  она.

Поворот налево – белое окно.

Снова прилагательное «белое» оно.

 

Три пухлых поросенка
Приходят в гости к нам
Три ловких поросенка
Играют по утрам. 
Три быстрых  поросенка
Бегут, бегут. бегут. 
Три славных поросёнка
Танцуют и поют.

 

Этот толстый поросёнок
целый день хвостом вилял
Этот
милый поросёнок
спинку о забор чесал
Этот
славный поросёнок
носом землю ковырял
Этот
грустный поросёнок
что-то сам нарисовал
Этот
хитрый поросёнок
лежебока и нахал
Захотел спать в серединке
и всех братьев растолкал.

По очереди поглаживайте пальчики малыша, сначала мизинец и безымянный, затем средний и указательный.

Нам обойтись никак нельзя.

 Между елок, между сосен

По сугробам ходят лоси,           

Топчут снег пушистый,

Белый, серебристый. 

       

Вот она – высота,

В синем небе – красота! 

Облака цветные,

Звезды золотые,       

    

По грибы все пойдём,

Их в лукошко соберём.

Под берёзкой, под осинкой

Мы наклоним свои спинки.

Это - белый, будем брать.

Это - красный, всем стоять.

Сыроежки собираем

И в корзинки отправляем.

Груздь, лисички и опята,

Очень дружные ребята.

Полезай и ты в лукошко:

В красной шапке, с синей ножкой.

Этот, бледный, весь дрожит.

С ним нам лучше не дружить.

Ядовитый не берём,

Лучше мы домой пойдём.

Два пухлых поросенка купаются в пруду.

Два ловких поросенка играют в чехарду.

Два сильных и высоких играют в баскетбол.

Два самых быстроногих бегут гонять в футбол

Два маленьких веселых танцуют и поют.

Потом все поросята обедать в дом идут.

Большие пальцы, опущенные вниз , вращаются.

Указательные пальцы «перескакивают» друг через друга.

Средние пальцы поднимаются и опускаются несколько раз: «подбрасывают мяч»

Безымянные пальцы скользят, как будто толкают мяч.

Два мизинца скачут.

Пальцы «шагают» по столу.

         Вопрос педагогам:

        - Какие физминутки используются Вами на занятиях по развитию прилагательных? (ответы педагогов).

            Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

            Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

              В своей работе   широко использую разнообразные игры с пальчиками, они способствуют развитию психических процессов, обогащают словарь. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях, животных. Многие игры учат классификации. Дети любят игры с песком.  Играя с песком, ребёнок получает информацию об окружающем мире и принимает участие в его создании,  учится соотносить речь с движением персонажей на песке и начинает действовать самостоятельно. Игры с песком улучшают эмоциональное состояние. Перед игрой с песком проверяю, чтобы ладошки и пальчики ребёнка не были влажными... Если они влажные, припудриваю их тальком…

              Настольно-печатные игры (лото, домино, разрезные картинки, парные картинки), словесные игры развивают у детей способность использовать в речи прилагательные.  

             Применение камушков «Марблс», и камешков – кабошонов  — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, солнечный янтарь и  прозрачную каплю воды. Игры с шариками  Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка. Работа  с  разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. А если эти задания еще и доступны по возрасту, тогда у детей  вообще праздник. На  занятиях их можно использовать в разных  видах работ, в зависимости от поставленных целей и задач, а также от возраста и речевого дефекта.   

Вопросы педагогам:

В чём вы видите эффективность дидактических игр в  формировании словаря прилагательных у детей путем развития  мелкой моторики кисти и пальцев рук.

Предположительные ответы педагогов: 

- дидактическая игра способна сделать любой учебный материал

  увлекательным;

- дидактическая игра создаёт радостное рабочее настроение;

- дидактическая игра облегчает процесс усвоения знаний;

- дидактическая игра стимулирует познавательную активность детей и т.д…

        Использование в коррекционной работе разнообразных методов и приёмов предотвращает утомление, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность   работы в целом.   Если ребёнок заинтересован, его способности усваивать материал возрастают.  

Выделю основные принципы логопедической работы по развитию словаря имён прилагательных:

-  принцип деятельностного подхода - логопедическая работа по формированию словаря имён прилагательных должна осуществляться с учётом ведущей деятельности детей. В дошкольном возрасте ведущей формой деятельности, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи, является игра. Поэтому задания предлагаются в игровой форме.

При осуществлении логопедического воздействия кроме специальных принципов необходимо учитывать также ряд общедидактических принципов:   сознательности и активности, наглядности, доступности, воспитывающего характера обучения и индивидуального подхода в работе.

- принцип сознательности и активности - предполагает сознательное и активное отношение ребёнка к своей деятельности, что находится в тесной зависимости от интереса ребёнка к предлагаемым заданиям. Поддержание и развитие интереса достигается через использование разнообразных игровых приёмов и упражнений, создание увлекательных игровых ситуаций, учитывающих возрастные интересы ребёнка посредством развития мелкой моторики кисти и пальцев рук.

- принцип наглядности - в процессе логопедической работы по формированию словаря имён прилагательных реализуется через использование в играх и упражнениях различных наглядных опор в виде мелких игрушек, игр с песком, горохового бассейна и т.д.  

- принцип доступности предполагает построение логопедической работы по формированию словаря имён прилагательных с учётом возрастных особенностей детей, отбор материала для пальчиковой гимнастики с различным природным и другим материалом.  

- принцип воспитывающего характера обучения -предполагает оказание воспитательного влияния на личность ребёнка в процессе предлагаемых игр и упражнений с мелкой моторикой по формированию имён прилагательных.

Опираясь на принцип индивидуального подхода в процессе логопедической работы по формированию словаря имён прилагательных посредством развития мелкой моторики важно учитывать индивидуальные особенности детей (темп деятельности, личностные особенности и т.п.).                                                                                                                                                   Часто использую игру «Расскажи всё о ...»

Детям предлагается с опорой на графическую схему, которая помогает проанализировать внешние признаки предмета (цвет, тактильные ощущения, размер), описать его в целом, его части (цвет, размер, ширина, толщина, длина, форма (если возможно, например круглые глаза, треугольные уши, круглый панцирь у животных; квадратные окна, прямоугольное кузово и т.п. у машины)). Например, о белом медведе можно сказать, что он белый, мохнатый, большой. У него толстые, широкие лапы, короткие уши, маленькие чёрные круглые глаза, белая длинная шерсть, маленький короткий хвост, тонкие длинные чёрные когти.

Стимульный материал  по лексическим темам (игры с песком):

«Животные Севера»: (игрушки) белый медведь, морской котик, морж, песец, северный олень, тюлень.

Отрабатываемые признаки: толстый, тонкий, стройный; широкий, узкий; длинный, короткий; большой, маленький, крупный; мохнатый, пушистый, гладкий, гладкошёрстный; пятнистый, белый, бурый, рыжий, жёлто-бурый, тёмно-бурый, золотистый; круглый, треугольный, овальный.

«Животные жарких стран»:  (игрушки) бегемот, носорог, кенгуру, слон, черепаха, обезьяна.

Отрабатываемые признаки: толстый, тонкий, стройный; широкий, узкий; длинный, короткий; высокий; огромный, громадный, крупный; пушистый, гладкий; полосатый, серый, коричневый, белый, чёрный, рыжий, жёлтый, бордовый, коричневый; круглый, овальный, треугольный.

«Транспорт. Профессии. Правила дорожного движения»: (игрушки)   легковой автомобиль, грузовой автомобиль, самосвал, бензовоз, автобус, троллейбус, трамвай, пассажирский поезд.

Отрабатываемые признаки: длинный, короткий, высокий, тонкий; огромный, крупный, маленький, крошечный; тяжёлый; твёрдый, острый, прочный, гладкий; квадратный, прямоугольный, круглый, треугольный; красный, зелёный, коричневый, синий, оранжевый, жёлтый, чёрный, серый.

По лексической теме «Животные Севера», «Животные жарких стран» можно провести игру «В зоопарке». Детям предлагается описать по выше представленной схеме животных, которых они видели в зоопарке.

Одним из вариантов игры «Расскажи всё о…» является игра «Придумай загадку». Данную игру мы рекомендуем проводить с целью актуализации вышеописанных признаков по изучаемым лексическим темам. 

  Ребёнку предлагается выбрать животное (находя его в волшебном мешочке на ощупь) и придумать про него загадку, описав внешние признаки животного (предмета) и его частей. Задача других детей - отгадать загадку, когда ребёнок полностью опишет все признаки животного (предмета) и его частей (размер, цвет, шерсть на ощупь, длина, ширина, толщина). Например, это животное большого размера, с гладкой шерстью бурого цвета, с рыжими пятнами. У него стройное туловище, небольшая вытянутая морда бурого цвета, маленькие чёрные круглые глаза и большие длинные тонкие рога, короткая шея, белая грудка, длинные тонкие ноги бурого цвета и маленькие чёрные копыта, а также маленький хвост. Кто это? (северный олень). Отгадку ребёнок ищет в горохе.

              В статье «Русский язык на грани нервного срыва» Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Борис Николаевич Головин и Максим Кронгауз говорят нам о том, что существует  понятие «экология русского языка».  

              Экология русского языка - это направление науки, которое занимается поиском способов совершенствования практики качественного речевого общения. Направление «лингвистическая экология» занимается преодолением ошибок общественно-речевой практики.

              Какую бы форму работы мы не избрали, формулой взаимосвязи экологии и логопедии становится экология души - а именно наше отношение к окружающему миру, ребёнку, музыке и русскому языку. 

             В этом мире так много красок, звуков, запахов, он своей непредсказуемостью предоставляет большие возможности для накопления знаний о нём.  Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту и неповторимость – задача взрослых и от них в значительной степени зависит насколько прочно будут усвоены представления об этом мире.

             Антон Павлович Чехов писал, что: «Количество слов  и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка».

Без прилагательных наша речь лишена красок.  


Рефлексийно- оценочный этап: 

 на интерактивной доске   слайд, где указаны варианты:

  • сегодня я узнала...
  • я научилась…
  • было интересно узнать, что…
  • мне захотелось… и т.д.

- Уважаемые коллеги, наш мастер – класс подошёл к концу. Предлагаю вам поделиться впечатлениями.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....

"Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук"

Развитие руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальчиковой моторики – одно из важных показателей и хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка....

Буклет "Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук"

В буклете находится информация, что необходимо предлагать детям для развития мелкой моторики, какие упражнения, игры можно предложить. В буклет также входят пальчиковые игры и самомассаж подушечек пал...

Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с дизартрией.

В статье рассказывается о связи мелкой моторики с речью, выделяются направления работы и описываются все группы упражнений....

Методическая разработка "Семейная гостиная" (Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук)

Цель: повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми •Задачи:  Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», приёмами её ра...

Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук у дошкольников.

Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук у дошкольников         Развитие речи дошкольников оказывает огромное влияние на успешность обуче...

Консультация для воспитателей "Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей"

Консультация для воспитателей "Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей"...