«Методические подходы к коррекционно - педагогической работе по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста детей ЗПР».
статья по логопедии (старшая группа)

В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития восприятия ребёнка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

Восприятие – один из важнейших психологических процессов с помощью которого происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положений в пространстве, а так же запахе, вкусе.

Значение восприятия в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок.

Исследования Д.В. Запорожца [1963, 1986], Л.А. Венгер [1988] показали, развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах окружающего мира ведёт за собой сенсорное развитие, усвоение детьми сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны, это система цветов спектра, система геометрических форм, звуков речи. Овладев такого рода системой, ребёнок получает набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых: педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Н.М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Таким образом, восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня развития восприятия детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Недостатки в развитии восприятия у ребёнка дошкольного возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Это говорит о необходимости развития восприятия в дошкольном возрасте, т.к. способствует успешной подготовке к школьному обучению.

Особое внимание следует уделять развитию восприятия у детей с задержкой психического развития, так как оно имеет ряд особенностей.

Особенности формирования восприятия у детей с ЗПР.

Проблемами развития восприятия у детей с задержкой психического развития занимались такие учёные, как Л.С. Венгер, А.В. Запорожец, А.А.Катаева, Н.Н. Поддьяков, А.П.Усова.

Восприятие предметов у детей с ЗПР является одной из самых низких познавательных активностей.

Исследования психологов выявили у детей с ЗПР неполноценность тонких форм зрительного восприятия. Таким детям нужно больше времени для приёма и переработки зрительных впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях. Одной из особенностей детей является то, что сходные качества предметов воспринимается ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг).

При задержке психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Страдает также и целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта.

Существенным недостатком восприятия у детей с ЗПР является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. По-видимому, большая длительность восприятия предметов у этих детей объясняется замедленностью процессов анализа и синтеза в коре головного мозга.

В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми. Ребёнок с задержкой психического развития воспринимает за определённое время меньший объём материала, чем его нормально развивающийся сверстник.

Развитие восприятия у детей с нарушениями имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное - в обозначении этих свойств словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.

У детей с задержкой психического развития отмечается низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).

Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.

Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития происходит в той же последовательности, как у нормально развивающихся детей, но имеет свои особенности:

Усвоение детьми эталонов происходит медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников.

Дошкольники с ЗПР меньше пользуются данными знаниями в повседневной жизни.

Дети не анализируют предметы с помощью сенсорных эталонов, не выделяют признаки предметов, что необходимо для успешной учебной деятельности. Сенсорное развитие ребёнка, основываясь на развитии восприятия и ощущений, включает в себя знания таких сенсорных эталонов, как цвет, форма и умение использовать их в своей деятельности.

Несформированность эталонов мешает и развитию действий соотношения предметов с эталоном, так как дети не видят разницы между мячиком и воздушным шариком, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигурки по форме. Поэтому такое действие, как моделирование (т.е. разложение предмета на эталоны, из которых он состоит) может у таких детей не сформироваться и к концу дошкольного возраста, хотя в норме должны появиться уже к пяти годам.

Таким образом, задержка психического развития ребёнка характеризуется недостаточностью и фрагментарностью представлений об окружающем мире. Это доказывает, что с детьми с задержкой психического развития необходимо проводить специальную коррекционную работу, направленную на развитие всех видов восприятия, а также других психических функций, что в свою очередь будет способствовать положительной динамике в развитии данной категории детей.

Как показывают исследования Л. И. Плаксиной, Л. П. Григорьевой, С. В. Сташевского, Е. А. Стребелевой, одним из эффективных средств коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста является дидактическая игра.

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов:

Принцип доступности и индивидуальности.

Подбираемые дидактические игры должны быть понятны и доступны каждому ребенку. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и первоначальный сенсорный опыт.

Принцип последовательности и систематичности.

Совместная деятельность осуществляется согласно планированию, с обязательным закреплением в индивидуальной и самостоятельной деятельности.

Принцип связи с жизненным опытом.

Существенным фактором в работе с детьми с ЗПР является взаимосвязь обучения с закреплением знаний и умений в повседневной жизни. В разнообразных играх, в самостоятельной деятельности дети закрепляют полученные знания о цвете, форме предметов. От правильной реализации этого принципа зависит качество развития восприятия.

Принцип повторности.

Учитывая особенности развития восприятия у детей с ЗПР, для прочного усвоения программных требований необходима неоднократная повторность одних и тех же занятий.

Повторение без всяких изменений может привести к снижению заинтересованности детей. Поэтому при повторении занятий сохраняя программное содержание, следует непременно привлекать новый материал с усложнением заданий, это позволяет детям хорошо все усваивать, пополнять багаж знаний, а главное – обобщать свой опыт.

Принцип наглядности.

Дидактические развивающие игры являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, вызывают у ребенка живой интерес, что способствует хорошей результативности.

Методы и приемы, направленные на развитие восприятия.

Успех развития зрительного восприятия у детей с ЗПР во многом зависит от того какие методы и приемы используются. Правильно подобранные методы и приемы обучения способствуют лучшему развитию восприятия у детей с ЗПР. В своей коррекционной работе по развитию зрительного восприятия у детей с ЗПР, я использую следующие методы:

Словесный метод – один из наиболее эффективных методов. Объяснения, пояснения, вопросы, словесные инструкции служат лучшему понимания задачи, цели игры.

Наглядно-действенный метод обучения.

Дидактические развивающие игры являются дополнительным, рациональным и удобным источником наглядности, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Также основным методом является практический метод.

После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнять сначала под непосредственным руководством этапы игры каждому ребенку, оказывая по мере необходимости помощь, даются единичные указания.

Дидактические развивающие игры создают положительный эмоциональный настрой, мотивируют и ребёнка и педагога.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей с ЗПР. Ведь где как не в игре ребенок получает максимальное количество знаний. В ходе игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка.

 Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы применяемые методы и приемы способствовали обогащению сенсорного опыта, развитию восприятия в целом.

Условия для успешного развития восприятия у детей с ЗПР.

Для реализации вышеперечисленных задач и чтобы получить хорошие результаты очень важно создать необходимые условия для успешного развития восприятия. Одним из таких условий является: создание предметно-развивающей среды.

Правильно организованная предметная среда обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sentyabr_07.09.20.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Методические подходы к коррекционно - педагогической работе по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста детей ЗПР».

В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития восприятия ребёнка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

Восприятие – один из важнейших психологических процессов с помощью которого происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положений в пространстве, а так же запахе, вкусе.

Значение восприятия в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок.

Исследования Д.В. Запорожца [1963, 1986], Л.А. Венгер [1988] показали, развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах окружающего мира ведёт за собой сенсорное развитие, усвоение детьми сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны, это система цветов спектра, система геометрических форм, звуков речи. Овладев такого рода системой, ребёнок получает набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых: педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Н.М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Таким образом, восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня развития восприятия детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Недостатки в развитии восприятия у ребёнка дошкольного возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Это говорит о необходимости развития восприятия в дошкольном возрасте, т.к. способствует успешной подготовке к школьному обучению.

Особое внимание следует уделять развитию восприятия у детей с задержкой психического развития, так как оно имеет ряд особенностей.

Особенности формирования восприятия у детей с ЗПР.

Проблемами развития восприятия у детей с задержкой психического развития занимались такие учёные, как Л.С. Венгер, А.В. Запорожец, А.А.Катаева, Н.Н. Поддьяков, А.П.Усова.

Восприятие предметов у детей с ЗПР является одной из самых низких познавательных активностей.

Исследования психологов выявили у детей с ЗПР неполноценность тонких форм зрительного восприятия. Таким детям нужно больше времени для приёма и переработки зрительных впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях. Одной из особенностей детей является то, что сходные качества предметов воспринимается ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг).

При задержке психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Страдает также и целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта.

Существенным недостатком восприятия у детей с ЗПР является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. По-видимому, большая длительность восприятия предметов у этих детей объясняется замедленностью процессов анализа и синтеза в коре головного мозга.

В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми. Ребёнок с задержкой психического развития воспринимает за определённое время меньший объём материала, чем его нормально развивающийся сверстник.

Развитие восприятия у детей с нарушениями имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное - в обозначении этих свойств словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.

У детей с задержкой психического развития отмечается низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).

Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.

Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития происходит в той же последовательности, как у нормально развивающихся детей, но имеет свои особенности:

Усвоение детьми эталонов происходит медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников.

Дошкольники с ЗПР меньше пользуются данными знаниями в повседневной жизни.

Дети не анализируют предметы с помощью сенсорных эталонов, не выделяют признаки предметов, что необходимо для успешной учебной деятельности. Сенсорное развитие ребёнка, основываясь на развитии восприятия и ощущений, включает в себя знания таких сенсорных эталонов, как цвет, форма и умение использовать их в своей деятельности.

Несформированность эталонов мешает и развитию действий соотношения предметов с эталоном, так как дети не видят разницы между мячиком и воздушным шариком, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигурки по форме. Поэтому такое действие, как моделирование (т.е. разложение предмета на эталоны, из которых он состоит) может у таких детей не сформироваться и к концу дошкольного возраста, хотя в норме должны появиться уже к пяти годам.

Таким образом, задержка психического развития ребёнка характеризуется недостаточностью и фрагментарностью представлений об окружающем мире. Это доказывает, что с детьми с задержкой психического развития необходимо проводить специальную коррекционную работу, направленную на развитие всех видов восприятия, а также других психических функций, что в свою очередь будет способствовать положительной динамике в развитии данной категории детей.

Как показывают исследования Л. И. Плаксиной, Л. П. Григорьевой, С. В. Сташевского, Е. А. Стребелевой, одним из эффективных средств коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста является дидактическая игра.

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов:

Принцип доступности и индивидуальности.

Подбираемые дидактические игры должны быть понятны и доступны каждому ребенку. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и первоначальный сенсорный опыт.

Принцип последовательности и систематичности.

Совместная деятельность осуществляется согласно планированию, с обязательным закреплением в индивидуальной и самостоятельной деятельности.

Принцип связи с жизненным опытом.

Существенным фактором в работе с детьми с ЗПР является взаимосвязь обучения с закреплением знаний и умений в повседневной жизни. В разнообразных играх, в самостоятельной деятельности дети закрепляют полученные знания о цвете, форме предметов. От правильной реализации этого принципа зависит качество развития восприятия.

Принцип повторности.

Учитывая особенности развития восприятия у детей с ЗПР, для прочного усвоения программных требований необходима неоднократная повторность одних и тех же занятий.

Повторение без всяких изменений может привести к снижению заинтересованности детей. Поэтому при повторении занятий сохраняя программное содержание, следует непременно привлекать новый материал с усложнением заданий, это позволяет детям хорошо все усваивать, пополнять багаж знаний, а главное – обобщать свой опыт.

Принцип наглядности.

Дидактические развивающие игры являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, вызывают у ребенка живой интерес, что способствует хорошей результативности.

Методы и приемы, направленные на развитие восприятия.

Успех развития зрительного восприятия у детей с ЗПР во многом зависит от того какие методы и приемы используются. Правильно подобранные методы и приемы обучения способствуют лучшему развитию восприятия у детей с ЗПР. В своей коррекционной работе по развитию зрительного восприятия у детей с ЗПР, я использую следующие методы:

Словесный метод – один из наиболее эффективных методов. Объяснения, пояснения, вопросы, словесные инструкции служат лучшему понимания задачи, цели игры.

Наглядно-действенный метод обучения.

Дидактические развивающие игры являются дополнительным, рациональным и удобным источником наглядности, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Также основным методом является практический метод.

После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнять сначала под непосредственным руководством этапы игры каждому ребенку, оказывая по мере необходимости помощь, даются единичные указания.

Дидактические развивающие игры создают положительный эмоциональный настрой, мотивируют и ребёнка и педагога.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей с ЗПР. Ведь где как не в игре ребенок получает максимальное количество знаний. В ходе игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка.

 Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы применяемые методы и приемы способствовали обогащению сенсорного опыта, развитию восприятия в целом.

Условия для успешного развития восприятия у детей с ЗПР.

Для реализации вышеперечисленных задач и чтобы получить хорошие результаты очень важно создать необходимые условия для успешного развития восприятия. Одним из таких условий является: создание предметно-развивающей среды.

Правильно организованная предметная среда обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с ДЦП

Ребенку с ДЦП нужна специальная организация его деятельности. Использование компенсаторных механизмов позволит вызвать у него разные формы активности и обеспечить общее развитие....

Педагогический опыт на тему :" Современные подходы в работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, с...

Коррекционно-педагогическая работа по формированию общения детей дошкольного возраста с ЗПР в театрализованных играх

В работе раскрыто содержание коррекционно-развивающей работы, направленное на формирование общения у данной категории детей в театрализованных играх....

Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в том числе с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий.

Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в том числе с  ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий.А...

Педагогический опыт на тему: «Современные подходы в работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».

Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель занятий: Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста через интересные и педагогически обоснованные игры.Задачи: Способствовать формированию активной речи у детей.Расширять словарный зап...