Коррекционная работа по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с ДЦП
учебно-методический материал по теме

Кондрацкая Вера Николаевна

Ребенку с ДЦП нужна специальная организация его деятельности. Использование компенсаторных механизмов позволит вызвать у него разные формы активности и обеспечить общее развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа по сенсорному развитию детей  дошкольного возраста с ДЦП.

        Ребенку с ДЦП нужна специальная организация его деятельности. Использование компенсаторных механизмов позволит вызвать у него разные формы активности и обеспечить общее развитие.

       Стимуляция сенсорного развития, зрительного и тактильного восприятия, развитие и усиление ощущений и восприятия вкуса и запаха в раннем возрасте воздействует на головной мозг и активизирует двигательные реакции.

      Независимо от степени двигательных дефектов у детей с церебральным параличом встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости. У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других – вялость, пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность. Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие – значительно отстают. И начинают развитие ребенка с сенсорного воспитания.

         Сенсорное воспитание включает развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движений). Оно имеет большое значение для становления познавательной деятельности ребенка, для формирования у него высших психических функций, что является необходимой предпосылкой для обучения в школе.

       Зрительное восприятие у ребенка с церебральным параличом может быть нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксации взора, снижения остроты зрения и т. п.; поэтому ему трудно отыскать взглядом предмет, рассматривать его и прослеживать перемещение.

       Развивая зрительное восприятие у ребенка, надо помнить о тренировке движений глаз в поиске предмета, в прослеживании и зрительной фиксации его. Для этого в поле зрения ребенка медленно перемещают яркую игрушку: вначале по горизонтали, затем по вертикали и по диагонали, добиваясь плавного движения глаз. Позже эти же движения можно выполнять по словесной инструкции, например, попросить ребенка найти глазами в комнате окно, дверь, часы.

       Важно научить различать цвета предметов и понимать их названия. Ребенка учат подбирать одинаковые по цвету предметы, группировать их.

Упражнения на узнавание геометрических фигур тренируют зрительное внимание и способствуют развитию пространственных представлений у ребенка. Используются доски и ящики с прорезями различной формы, в которые нужно опускать фигуры.

       Различение и закрепление понятий “большой” и “маленький” проводится в различных играх с пирамидками, матрешками, строительным материалом.

Дети с церебральным параличом испытывают особые затруднения в конструктивной деятельности. Им часто необходимы очень подробные объяснения, подсказывания, совместные со взрослым действия.

     У многих детей с церебральным параличом может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у них нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений. Полезно проводить игру “Чудесный мешочек”. В мешочек из ткани помещаются различные предметы, ребенок должен опустить внутрь руку и достать нужный (мягкий, круглый и др.) предмет.

       Ребенок может испытывать значительные затруднения в обучении из-за несформированности пространственных представлений.

       На первом этапе работы у ребенка формируют пространственную дифференциацию самого себя, представление о схеме тела, перемещении его в пространстве, учат ориентации в пространстве. На втором этапе формируют пространственные представления в игровой, предметно-практической и конструктивной деятельности.

            Упражнения для развития представлений о схеме тела:

       Ребенка сажают лицом к зеркалу и просят потрогать глаза, нос, колено, стопу. Затем действие переносится на взрослого, и ребенок показывает на нем глаза, нос, лоб, уши, плечи.

       При тяжелой двигательной патологии упражнения проводятся с помощью взрослого (он дотрагивается рукой ребенка до указанных частей тела). Затем все эти упражнения на себе проводятся с закрытыми глазами. Ребенок называет ту часть тела, которую трогает. Далее эти упражнения проводятся на кукле, потом на картинках. Ребенок сидит лицом к зеркалу, обводит пальцем контур лица, глаз, носа, рта, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле, картинке.

       Путем специальных упражнений ребенка учат ориентироваться. Вначале взрослый выполняет упражнения с мячом, флажком или другими предметами перед зеркалом, каждый раз называя свои действия: “Мяч влево, вправо, вверх, вниз”. Ребенок копирует движения и тоже проговаривает их. Затем взрослый проделывает упражнения молча, ребенок копирует их и проговаривает. Далее ребенок выполняет упражнения один по словесной инструкции.

       Для детей, владеющих навыками ходьбы, проводят упражнения по перемещению в пространстве. На полу рисуют линии и ребенок передвигается по ним в заданных направлениях (справа налево, назад). Затем эти же линии рисуются на листе (доске), и ребенок пальцем, затем мелом ведет по этим линиям.

Советы по организации работы с детьми с ДЦП по развитию сенсорных способностей.

• Сведите к минимуму посторонние раздражители на занятии.

• Упражнения проводите в домашней обстановке во всех режимных моментах.

• Помните о главной направленности проводимого занятия.

• Поощряйте движения ребенка, вызывая его эмоциональную реакцию.

• Приготовьте необходимые игрушки, аксессуары, различные фактурные поверхности — мех, щётки с различным ворсом, крем, фонарики, елочные гирлянды, тактильные таблицы.

• Одобряйте ребенка — улыбайтесь, поглаживайте, обнимайте, подбадривайте его.

• Двигательные нарушения могут ограничивать возможности ребенка принимать участие в игре; вовлекайте его в игру, насколько это возможно.

• Не оказывайте физическую помощь ребенку, если у него есть трудности в повороте головы или в фиксации взгляда.

• Заканчивайте упражнение прежде, чем оно надоест ребёнку.

• Своевременно переключите его на другую деятельность при помощи голоса, логических пауз и ударений, интонации.

• Творчески подходите к использованию игр, сделайте занятия веселыми и увлекательными.

      Для того, чтобы научить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать движение предмета взглядом и рукой, сформировать захват руки, можно использовать следующие упражнения.

• Если ваш ребёнок не фиксирует взгляд на игрушках, повяжите цветную повязку на свою голову, используйте яркие, блестящие предметы одновременно со звуковым раздражителем (звучанием колокольчика, погремушки, молоточка).

• Предложите ребёнку найти яркую игрушку (колечко), подвешенную за ниточку в ограниченном пространстве стола (дивана). Постепенно перемещайте игрушку, дёргая за ниточку. Ребёнок будет прослеживать движение взглядом и попытается схватить игрушку рукой.

• Побуждайте ребёнка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за её перемещением. Активизируйте его внимание с помощью стихотворных текстов.

Для того, чтобы развивать ощущения ребёнка, можно применить лёгкие массажные движения, использовать поверхности с различной на ощупь фактурой.

• Положите перед ребёнком на стол тарелочку с тёплой водой, вату, жёсткую щетку. Действуйте рукой ребёнка, хлопая поочерёдно по воде, вате, жёсткой щётке, сопровождая действия словами, эмоциональными восклицаниями. Если ребёнок с удовольствием участвует в игре, побуждайте его к самостоятельным действиям.

• В дальнейшем используйте разнообразные поверхности — наждачную бумагу, тарелочку с кремом, коробочку с песком или крупами.

• Выдавите крем на левую руку ребёнка. Поглаживайте и похлопывайте её от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), размазывая крем, действуя правой рукой ребёнка. Затем поменяйте руки. Движения сопровождайте эмоциональным комментарием. По мере возможностей, побуждайте ребёнка к самостоятельным действиям.

• Размягчите пластилин в форме дорожки и положите перед ребёнком на столе. Объясните ребёнку, что если кто-нибудь пойдёт по дорожке, останутся следы. Покажите, как их сделать, используйте для этого совмещённые действия. Игра проводится последовательно: каждым пальцем отдельно; каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними); указательным и средним пальцами каждой руки.

• Используйте пену для бритья, пусть ребенок окунет в нее ручки и исследует ее.

Для того чтобы развивать навыки сравнения и сопоставления, ощущения собственного тела, вызывайте интерес ребенка и положительные эмоции.

• Возьмите ребенка за руки, пусть он сравнит каждую часть вашей руки со своей.

• Сравнивайте ваше лицо с лицом ребенка, пусть он изучает ваши волосы, одежду. Можно использовать разнообразные аксессуары, чтобы возбудить интерес ребенка.

• Купание в ванной превратите в интересную игру по исследованию собственного тела, «устройте» волны над разными частями тела ребенка, называя их.

• Возьмите большую кисть для нанесения макияжа, погладьте поочередно руки, части лица и тела ребенка, называя их — носик, ушки, щечки, животик, ножки и т.д.

• Посадите ребенка себе на колени перед большим зеркалом, раскачивайте его и комментируйте свои действия. Поднимите его ручки вверх, привлеките его внимание. Попробуйте украсить лицо ребенка — для этого подойдут различные аксессуары (парик, шляпки, перья, елочные гирлянды и др.).

Когда у ребенка появится интерес к этим играм, вы можете переходить к развитию сенсорно-перцептивной деятельности.

Для этого направления работы необходимо:

• Продолжать формировать сенсорный и тактильного гнозис;

• Учить восприятию цвета;

• Учить восприятию пространственных признаков плоских и объёмных предметов;

• Формировать конструктивный праксис.

Что можно делать для этого:

• вырабатывайте у ребенка умение ориентироваться в окружающем;

• учите действовать с тактильными таблицами;

• учите выделять цвета;

• познакомьте ребенка с размером и формой (плоскостной и объёмной);

• выполняйте различные действия с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой);

• учите дифференцированному восприятию круглой, угольной и квадратной форм;

• учите соотносить цветные и контурные изображения предметов;

• конструируйте из фигур с учётом цвета;

• конструируйте целое из частей, различных деталей.

       В процессе работы с детьми дошкольного возраста с ДЦП педагог должен стремиться развивать такие сенсорные операции, как узнавание, локализация из множества соотнесение, сравнение и другие. В соответствии с данными детской психологии о трех этапах овладения детьми сенсорными эталонами необходимо, чтобы содержание работы было направлено на первичное выделение и узнавание ребенком свойств предметов с последующим знакомством с образцом того или иного свойства и обучением использованию сформированных представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (использование сенсорных коробок в работе с детьми)

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Огромную  роль в  работе с детьми играет сенсорное развитие.Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формированиепредста...

Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...

Представление опыта работы по теме: «Использование ИКТ при ФЭМП и сенсорного развития детей дошкольного возраста»

Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недопусти...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)

В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...

Опыт работы по теме "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

«Методические подходы к коррекционно - педагогической работе по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста детей ЗПР».

В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. Период дошкольного детства является периодо...