Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (использование сенсорных коробок в работе с детьми)
статья (подготовительная группа) на тему

Садовская Наталья Валерьевна

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

 

Огромную  роль в  работе с детьми играет сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

         Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

 Главное  значение   сенсорного воспитания  по М.Монтессори состоит  в создании основы  для  развития  мышления  через расширение  поля  восприятия. Дети, обладающие сенсорной культурой,   различают широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений; мир постепенно  предстает перед ними  во  всем  богатстве  и многообразии. Сенсорные  упражнения дают возможность  различать и классифицировать предметы по форме, размеру и окраске, шуму и звучанию.

         Для развития сенсорных способностей, мы в нашей группе придумали и смастерили сенсорные коробки. Помимо того, что такие коробки будут колоссальным стимулятором сенсорного развития, совершенствовать моторику руки, так еще будут развивать в ребенке воображение, любознательность, способность концентрироваться, ставить эксперименты.

 

1.     Коробка «Лето»:

 

 image

Пальчиковая гимнастика с рисом и горохом.

Воспитатель: Чтобы открыть волшебные двери, нужна тренировка. Сделаем разминку для пальцев, они должны быть ловкими и послушными.

1. Поздороваемся с рисом (горохом) сначала нежно, а потом с силой дотрагиваемся до риса.
2. Поочередно каждым пальчиком, затем одновременно.
3. Легко/с напряжением сжимаем кулачки с рисом (горохом), затем медленно высыпаем.
4. Дотрагиваемся до риса (гороха)  всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.
5. Перетирает рис (горох)  между пальцами, ладонями.
6. «Идут медвежата» – с силой надавливает на рис (горох)  кулачками.
7. «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ударяем по поверхности риса (гороха).
8. «Ползут змейки» – расслабленными пальцами /напряженными делаем волнистые линии
9. «Бегут жучки-паучки» имитирует движение насекомых, двигая всеми пальцами
10. «Крокозябла» – это животное никто не видел, но оно оставило на рисе (горохе) следы, какие придумайте сами.

1. Упражнение: любим просто купать пальчики, ручки в бассейне.

Цель: снимает мышечное напряжение, осуществляет массаж пальчиков.

2. Упражнение: «Определи на ощупь».

Цель: знакомит ребенка с предметами различной формы, развивает тактильные ощущения, осязание, логические операции - обобщение, осуществляет массаж пальчиков.

Оснащение: «пальчиковый бассейн», 8-10 предметов: свисток, шахматная фигура, ключ и т. д.

- с закрытыми глазами найти и определить на ощупь предмет;

-усложнить игру: положить предметы, которые начинаются на одну букву (ложка, ластик, лист) ;

- или попросить назвать одним словом (обобщение) .

3. Упражнение: «Выбери фасоль»

Цель: развивает мелкую моторику, координацию, улучшает движения пальцев рук, подготавливает руку к письму.

Насыпать в миску немного крупы и перемешать с фасолью. Предложить ребенку выбрать фасоль в отдельную чашку.

4. Упражнение: «Выкладываем дорожки, змейку, улитку».

Цель: развивает мелкую моторику, улучшает движения пальцев рук.

Оснащение: пальчиковый бассейн, рисунки-схемы.

5. Упражнение: «Заполни ячейки»

Цель: развивает мелкую моторику, координацию, улучшает движения пальцев рук, подготавливает руку к письму.

Оснащение: чашка с фасолью, пинцет, формочки для льда.

Ребенок пинцетом переносит фасоль из чашки в ячейки формы для льда. В каждую ячейку кладет по одной фасоли. Когда форма окажется заполненной, фасоль пинцетом переноситься обратно.

2.     Коробка «Море и морские обитатели».

Можно использовать все упражнения, которые были перечислены к коробке «Лето» и дополнить загадками.

image

Воспитатель:  

Отгадайте загадку:  Царство рыб, китов, кальмаров,

                                     Звезд морских, медуз, кораллов.

Дети: Это море.

Воспитатель: правильно дети, море. Мы с вами сегодня будем играть в разные игры с такой красивой морской коробкой.

Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам в группу пришла необычная посылка, давайте посмотрим, что в ней. (Открывает посылку ,все достает)
Воспитатель: здесь письмо, давайте прочтем.


 Ты со мною не знаком? 
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног – 
Вот и весь я ...(осьминог) 

 

Я вовсе не сороконожка!

Где столько взять для ног сапог?

Мне хватит восемь! Так немножко…

Ответьте кто я?... (осьминог)

 

Симпатичный он на вид,

Хоть бывает ядовит!

У моллюска – восемь ног.

То придонный … (осьминог)

 

Пронеслась о нем молва:

Восемь ног да голова.

Чтобы всем страшнее было,

Выпускает он чернила…. (осьминог)


Молодцы! Отгадали загадку.

Воспитатель: А  где живет осьминог? (в море)

Давайте сядем на ковер и представим, что мы очутились на морском дне.

Аудиозапись (шум моря)

- Закройте глаза, покачаемся на волнах, как хорошо, приятно…..

 

Воспитатель: а теперь давайте отыщем на нашем морском дне осьминога….

Дети находят в коробке фигурку осьминога.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Вытащили мы со дна морского нашего осьминога. Ведь осьминоги  живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. 
Ребята, а что вы знаете еще об осьминоге? (Дети высказывают свои предположения: осьминог - хищник, питается мелкими рыбками, у него восемь ног и т.д.) 
Воспитатель: ребята, а вы знаете, почему это животное так называется? (ответы детей) 
Воспитатель: осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь. Когда-то очень-очень давно число восемь называли по-другому - «осемь», поэтому люди стали называть это удивительное животное «осьминог». 
Тело осьминога напоминает с виду большую грушу с отходящими от нее длинными отростками - щупальцами, на которых имеются присоски. Осьминог имеет способность изменять окраску, поэтому его иногда очень трудно различать на фоне дна или подводных скал.

Воспитатель: Ребята у нас в коробке притаился еще один морской житель, надо его найти. Найдите морского жителя, он притаился в мокрых шариках.

На лошадку так похожа,

А живет то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок –

Прыгает морской … (конек)

 

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской… (конек)

 

Дети ищут фигурки морского конька.

 

Воспитатель: кто это?

Морской конек - небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня. Многочисленные длинные шипы и кожистые выросты, расположенные на теле конька, делают его незаметным среди водорослей и защищенным от хищников. У морских коньков деток воспитывает папа.

А теперь поищите еще одного морского жителя, он спрятался тоже у нас в коробке.

Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет. (морская звезда)

 

Дети находят фигурки морских звезд

Воспитатель: Кто это?

Эти животные - хищники. Питаются звезды моллюсками. Сначала может показаться, что морские звезды совсем неподвижны. А на самом деле  они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.

 

Воспитатель: Кто это?

Они бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Угадайте…

Правильно, это медузы. Однако красота большинства видов медуз бывает весьма обманчивой. Ведь в большей или меньшей степени, но все медузы ядовиты. есть разновидности медуз, соприкосновение с которыми может вызвать у человека сильные ожоги, боль и серьезные шрамы.

 

Воспитатель:

Он клешнями щиплет больно

 И кричит: «С меня довольно!

 Я устал. Я вам не раб».

Распугал соседей…. (Краб)

 

Давайте отыщем на нашем морском дне краба!

 

 

Воспитатель:

Над водой взметнулась глыба –

Это очень злая рыба.

Показала свой плавник

И опть счезла вмиг.  (Акула)

 

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно… (Акула)

 

У нее такая пасть!

Каждый может в не пропасть.

Зубы острые сомкнула

Рыба хищная - … (Акула)

 

Море синее прекрасно.

Только плавать в нем опасно!

Как бы вас не «хватанула»

Кровожадная … (Акула)

 

Давайте отыщем на нашем морском дне акулу!

 

Воспитатель:

Что за плащ хвостатый, темный

Рассекает в море волны?

Осторожно!  В нем разряд.

Электрический он… (Скат)

 

Дети, где у нас мог притаиться скат? Давайте его найдем.

 

Воспитатель:

Ветру, чайкам тихо вторя,

Волны шепчутся прибоя –

Приложи ее лишь к ушку!

Море спряталось в … (Ракушку)

 

 

Этот домик я могу

Отыскать на берегу.

В нем укрытие моллюска,

И хозяин гордый:

«Домик выдержит нагрузку,

Известковый, твердый». (Ракушка)

 

Давайте отыщем все ракушки!

 

Воспитатель:

Объясняю малышу,

Чтобы не было ошибок:

Зверь я, воздухом дышу,

Но похож на крупных рыбок.

В ватерполо я ловкач

И с детьми играю в мяч. (Дельфин)

 

Серо-голубого цвета,

Человеку друг при этом,

В цирке может выступать,

Все объекты распознать,

Деток кормит молоком,

Спит по восемь, пять часов! (Дельфин)

 

Изогнулась в море спинка,

Показался из воды,

Добродушный и послушный,

Жизнерадостный … (Дельфин)

 

Давайте отыщем в нашем море дельфинов!

 

 

Воспитатель:

Взял мальчишка хворостинку,

Прицепил к ней паутинку,

Маленький крючочек,

Красный поплавочек,

И свинцовое грузило

К хворостинке прицепил он –

Вот и весь набор снастей.

Чем он ловит карасей? (Удочка)

 

Воспитатель:

Убеждался и не раз ты,

Что хвосты у них, как ласты.

Хоть безногие они.

А попробуй – догони! (Рыбы)

 

Давайте возьмем удочку и выловим с помощью ее наших рыбок!

 

Воспитатель:

На мели сидит, усами шевелит,

А гулять пойдет задом наперед. (Рак)

 

В тихой заводи живет,

Ходит задом наперед,

И на дне среди коряг

Все мечтает свистнуть… (Рак)

 

Хвостом гребет, когда плывет,

Да только задом наперед,

А чаще движется ползком

На дне речном или морском. (Рак)

 

Давайте отыщем на нашем морском дне рака!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx757.48 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Огромную  роль в  работе с детьми играет сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

         Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

 Главное  значение   сенсорного воспитания  по М.Монтессори состоит  в создании основы  для  развития  мышления  через расширение  поля  восприятия. Дети, обладающие сенсорной культурой,   различают широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений; мир постепенно  предстает перед ними  во  всем  богатстве  и многообразии. Сенсорные  упражнения дают возможность  различать и классифицировать предметы по форме, размеру и окраске, шуму и звучанию.

         Для развития сенсорных способностей, мы в нашей группе придумали и смастерили сенсорные коробки. Помимо того, что такие коробки будут колоссальным стимулятором сенсорного развития, совершенствовать моторику руки, так еще будут развивать в ребенке воображение, любознательность, способность концентрироваться, ставить эксперименты.

  1. Коробка «Лето»:

 

 C:\Users\1\Desktop\для работы\20160426_125100.jpg

Пальчиковая гимнастика с рисом и горохом.

Воспитатель: Чтобы открыть волшебные двери, нужна тренировка. Сделаем разминку для пальцев, они должны быть ловкими и послушными.

1. Поздороваемся с рисом (горохом) сначала нежно, а потом с силой дотрагиваемся до риса.
2. Поочередно каждым пальчиком, затем одновременно.
3. Легко/с напряжением сжимаем кулачки с рисом (горохом), затем медленно высыпаем.
4. Дотрагиваемся до риса (гороха)  всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.
5. Перетирает рис (горох)  между пальцами, ладонями.
6. «Идут медвежата» – с силой надавливает на рис (горох)  кулачками.
7. «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ударяем по поверхности риса (гороха).
8. «Ползут змейки» – расслабленными пальцами /напряженными делаем волнистые линии
9. «Бегут жучки-паучки» имитирует движение насекомых, двигая всеми пальцами
10. «Крокозябла» – это животное никто не видел, но оно оставило на рисе (горохе) следы, какие придумайте сами.

1. Упражнение: любим просто купать пальчики, ручки в бассейне.

Цель: снимает мышечное напряжение, осуществляет массаж пальчиков.

2. Упражнение: «Определи на ощупь».

Цель: знакомит ребенка с предметами различной формы, развивает тактильные ощущения, осязание, логические операции - обобщение, осуществляет массаж пальчиков.

Оснащение: «пальчиковый бассейн», 8-10 предметов: свисток, шахматная фигура, ключ и т. д.

- с закрытыми глазами найти и определить на ощупь предмет;

-усложнить игру: положить предметы, которые начинаются на одну букву (ложка, ластик, лист) ;

- или попросить назвать одним словом (обобщение) .

3. Упражнение: «Выбери фасоль»

Цель: развивает мелкую моторику, координацию, улучшает движения пальцев рук, подготавливает руку к письму.

Насыпать в миску немного крупы и перемешать с фасолью. Предложить ребенку выбрать фасоль в отдельную чашку.

4. Упражнение: «Выкладываем дорожки, змейку, улитку».

Цель: развивает мелкую моторику, улучшает движения пальцев рук.

Оснащение: пальчиковый бассейн, рисунки-схемы.

5. Упражнение: «Заполни ячейки»

Цель: развивает мелкую моторику, координацию, улучшает движения пальцев рук, подготавливает руку к письму.

Оснащение: чашка с фасолью, пинцет, формочки для льда.

Ребенок пинцетом переносит фасоль из чашки в ячейки формы для льда. В каждую ячейку кладет по одной фасоли. Когда форма окажется заполненной, фасоль пинцетом переноситься обратно.

  1. Коробка «Море и морские обитатели».

Можно использовать все упражнения, которые были перечислены к коробке «Лето» и дополнить загадками.

C:\Users\1\Desktop\для работы\20160426_125121.jpg

Воспитатель:  

Отгадайте загадку:  Царство рыб, китов, кальмаров,

                                     Звезд морских, медуз, кораллов.

Дети: Это море.

Воспитатель: правильно дети, море. Мы с вами сегодня будем играть в разные игры с такой красивой морской коробкой.

Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам в группу пришла необычная посылка, давайте посмотрим, что в ней. (Открывает посылку ,все достает)
Воспитатель
: здесь письмо, давайте прочтем.


 Ты со мною не знаком? 
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног – 
Вот и весь я ...(осьминог) 

Я вовсе не сороконожка!

Где столько взять для ног сапог?

Мне хватит восемь! Так немножко…

Ответьте кто я?... (осьминог)

Симпатичный он на вид,

Хоть бывает ядовит!

У моллюска – восемь ног.

То придонный … (осьминог)

Пронеслась о нем молва:

Восемь ног да голова.

Чтобы всем страшнее было,

Выпускает он чернила…. (осьминог)


Молодцы! Отгадали загадку.

Воспитатель: А  где живет осьминог? (в море)

Давайте сядем на ковер и представим, что мы очутились на морском дне.

Аудиозапись (шум моря)

- Закройте глаза, покачаемся на волнах, как хорошо, приятно…..

Воспитатель: а теперь давайте отыщем на нашем морском дне осьминога….

Дети находят в коробке фигурку осьминога.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Вытащили мы со дна морского нашего осьминога. Ведь осьминоги  живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. 
Ребята, а что вы знаете еще об осьминоге?
 (Дети высказывают свои предположения: осьминог - хищник, питается мелкими рыбками, у него восемь ног и т.д.) 
Воспитатель
: ребята, а вы знаете, почему это животное так называется? (ответы детей) 
Воспитатель: осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь. Когда-то очень-очень давно число восемь называли по-другому - «осемь», поэтому люди стали называть это удивительное животное «осьминог». 
Тело осьминога напоминает с виду большую грушу с отходящими от нее длинными отростками - щупальцами, на которых имеются присоски. Осьминог имеет способность изменять окраску, поэтому его иногда очень трудно различать на фоне дна или подводных скал.

Воспитатель: Ребята у нас в коробке притаился еще один морской житель, надо его найти. Найдите морского жителя, он притаился в мокрых шариках.

На лошадку так похожа,

А живет то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок –

Прыгает морской … (конек)

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской… (конек)

Дети ищут фигурки морского конька.

Воспитатель: кто это?

Морской конек - небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня. Многочисленные длинные шипы и кожистые выросты, расположенные на теле конька, делают его незаметным среди водорослей и защищенным от хищников. У морских коньков деток воспитывает папа.

А теперь поищите еще одного морского жителя, он спрятался тоже у нас в коробке.

Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет. (морская звезда)

Дети находят фигурки морских звезд

Воспитатель: Кто это?

Эти животные - хищники. Питаются звезды моллюсками. Сначала может показаться, что морские звезды совсем неподвижны. А на самом деле  они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.

Воспитатель: Кто это?

Они бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Угадайте…

Правильно, это медузы. Однако красота большинства видов медуз бывает весьма обманчивой. Ведь в большей или меньшей степени, но все медузы ядовиты. есть разновидности медуз, соприкосновение с которыми может вызвать у человека сильные ожоги, боль и серьезные шрамы.

Воспитатель:

Он клешнями щиплет больно

 И кричит: «С меня довольно!

 Я устал. Я вам не раб».

Распугал соседей…. (Краб)

Давайте отыщем на нашем морском дне краба!

Воспитатель:

Над водой взметнулась глыба –

Это очень злая рыба.

Показала свой плавник

И опть счезла вмиг.  (Акула)

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно… (Акула)

У нее такая пасть!

Каждый может в не пропасть.

Зубы острые сомкнула

Рыба хищная - … (Акула)

Море синее прекрасно.

Только плавать в нем опасно!

Как бы вас не «хватанула»

Кровожадная … (Акула)

Давайте отыщем на нашем морском дне акулу!

Воспитатель:

Что за плащ хвостатый, темный

Рассекает в море волны?

Осторожно!  В нем разряд.

Электрический он… (Скат)

Дети, где у нас мог притаиться скат? Давайте его найдем.

Воспитатель:

Ветру, чайкам тихо вторя,

Волны шепчутся прибоя –

Приложи ее лишь к ушку!

Море спряталось в … (Ракушку)

Этот домик я могу

Отыскать на берегу.

В нем укрытие моллюска,

И хозяин гордый:

«Домик выдержит нагрузку,

Известковый, твердый». (Ракушка)

Давайте отыщем все ракушки!

Воспитатель:

Объясняю малышу,

Чтобы не было ошибок:

Зверь я, воздухом дышу,

Но похож на крупных рыбок.

В ватерполо я ловкач

И с детьми играю в мяч. (Дельфин)

Серо-голубого цвета,

Человеку друг при этом,

В цирке может выступать,

Все объекты распознать,

Деток кормит молоком,

Спит по восемь, пять часов! (Дельфин)

Изогнулась в море спинка,

Показался из воды,

Добродушный и послушный,

Жизнерадостный … (Дельфин)

Давайте отыщем в нашем море дельфинов!

Воспитатель:

Взял мальчишка хворостинку,

Прицепил к ней паутинку,

Маленький крючочек,

Красный поплавочек,

И свинцовое грузило

К хворостинке прицепил он –

Вот и весь набор снастей.

Чем он ловит карасей? (Удочка)

Воспитатель:

Убеждался и не раз ты,

Что хвосты у них, как ласты.

Хоть безногие они.

А попробуй – догони! (Рыбы)

Давайте возьмем удочку и выловим с помощью ее наших рыбок!

Воспитатель:

На мели сидит, усами шевелит,

А гулять пойдет задом наперед. (Рак)

В тихой заводи живет,

Ходит задом наперед,

И на дне среди коряг

Все мечтает свистнуть… (Рак)

Хвостом гребет, когда плывет,

Да только задом наперед,

А чаще движется ползком

На дне речном или морском. (Рак)

Давайте отыщем на нашем морском дне рака!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...

Представление опыта работы по теме: «Использование ИКТ при ФЭМП и сенсорного развития детей дошкольного возраста»

Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недопусти...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)

В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

Консультация для родителей дошкольников на тему: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Понятия «сенсорика», сенсорное развитие".

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств и увеличения понятий о мире окружаю...

Проект по сенсорному развитию «Современные методы и технологии сенсорного развития детей раннего возраста».

                                        Проект по сенсорному развитию«Современные метод...

«Использование игр -экспериментирований в сенсорном развитии детей дошкольного возраста» (описание опыта работы)

Самое лучшее открытие – то,которое ребенок делает сам.Ральф У Эмерсон  Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на решение многих задач. Одной из них яв...