Артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии

Кастюкевич Елена Алексеевна

советы по правильной работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация родителям

Советы родителям по выполнению артикуляционной гимнастики

Дорогие мамы и папы!

    Как известно, ораторами не рождаются. А чтобы ваш ребёнок научился говорить красиво и правильно, не стоит пускать это важное дело на самотёк. Чтобы речь лилась легко и плавно, произношение должно быть ясным и чётким.

    Слова, сказанные сквозь зубы, почти не раскрывая рта, вряд ли послужат хорошему взаимопониманию между людьми.

Так что постараемся устранить этот и многие другие распространённые недостатки речи у ребёнка, пока они не вошли в привычку. Как поётся в известной песенке: «во всём нужна сноровка, закалка,  тренировка».  Они нужны и для развития органов речи.

А для этого нам предстоит заняться артикуляционной гимнастикой.

  Это полезно каждому ребёнку в возрасте от 3до 7 лет. Гимнастика особенно нужна тем. у кого отмечается нарушение  звукопроизношения, задержка речевого развития, заикание.

  Гимнастика для рук, ног – дело привычное и знакомое Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными и подвижными.

А вот зачем язык тренировать. Ведь он и так « без костей?»

Оказывается, язык – главная мышца органов речи.

И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

   Недостатки произношения отягощают эмоционально-  психическое состояние ребёнка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

  Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

  Детям двух, трёх, четырёх лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее поставить правильное звукопроизношение.

  Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Формирование и совершенствование связной речи у учащихся

Компоненты связной речи

    Ситуативная речь – грамматически малооформленная речь,  смысловое содержание  которой понятно только в связи с ситуацией.

    Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без её непосредственного восприятия.

Четыре уровня речевого развития

     Первый уровень. Речевые средства ребёнка ограничены,  активный словарь практически не сформирован. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой.

    Второй уровень. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи, активный словарный запас расширяется за счёт предметной и глагольной лексики.

   Третий уровень. Наличие развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Появляются навыки словообразования.

   Четвёртый уровень. Незначительное нарушение компонентов языковой системы ребёнка, недостаточная  внятность и нечёткая дикция.

Формирование связной речи осуществляется:

– в процессе разнообразной практической деятельности;

– при проведении игр;

– при проведении режимных моментов;

– в процессе наблюдения за окружающим миром;

– на специальных коррекционных занятиях.

Этапы работы по обучению рассказыванию

Первый этап. Формирование навыка составление простых предложений по вопросам, картинкам, с последующим составлением коротких рассказов.

Второй этап. Совершенствование навыка ведение диалога. Начало обучения составлению рассказов- описаний и простых пересказов.

Третий этап. Обучение составлению рассказа на заданную тему. Развитие самостоятельной связной речи у учащихся.

Работа над пересказом

– особое внимание уделять выбору произведений для пересказа;

– цель подготовительных занятий – активизировать внимание детей;

–  текст прочитывать дважды, в медленном темпе;

–разбор содержания проводить в вопросно-ответной форме и  др.

Виды работы с картинным материалом

1.Составление рассказа по сюжетным многофигурным картинкам с изображением нескольких групп действующих лиц.

2.Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинкам, в которых на первый план выступает изображение места действия предметов, событий.

3.Рассказывание по сериям сюжетных картинок.

4.Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми последующих и предыдущих событий.

5.Описание пейзажной картины.

Обучение описанию предметов

    Главная задача – создание словесного образца объекта, признаки которого раскрываются в определённой последовательности.

Виды работ по обучению описанию предметов

– подготовительные упражнения к описанию предмета;

– формирование первоначального навыка описания предмета по основным признакам4

– обучение развёрнутому описанию предмета

– формирование навыка самостоятельного описания предмета;

– подготовка к обучению сравнительному описанию.

     Виды творческого рассказывания

– рассказ по аналогии;

– составление предложений для завершения рассказа;

– составление рассказа по опорным словам;

– составление рассказа на предложенную тему.

     Условия эффективной работы по развитию связной речи учащихся

– систематичность проведения

–распределение упражнений в порядке нарастающей сложности;

–подчинённость заданий выбранной цели;

– чередование  и вариативность упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...