Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая группа)

Моисеева Ирина Сергеевна

В данной консультации рассказывается о некоторых особенностях развития графомоторных навыков у детей, а также автор предлагает небольшую подборку игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_grafomotr_navykov.doc596 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И.Кант

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Основная задача педагогов в работе с детьми дошкольниками не научить рисовать или писать, а развивать двигательные навыки:

1. формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях с различными предметами (твердыми и мягкими, гладкими и шероховатыми);

2. развивать умение правильно держать карандаш, ручку; учиться владеть ими, используя самомассаж и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

3. координировать движения своего тела, совершенствование двигательных умений и навыков;

4. учить пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве;

5. развивать умение действовать, повторяя показанный образец и правило, а также ознакомление с написанием цифр и букв.

Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:

  • штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;
  • раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;
  • обведение рисунка по контуру, копирование;
  • рисование по опорным точкам;
  • дорисовывание изображений;
  • рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;
  • разлиновка;
  • графический диктант;
  • обведение по контуру геометрических фигур (большую фигуру нужно обводить по внутреннему контуру, постепенно сжимая радиус обводки; маленькую фигуру – по внешнему контуру с постепенным расширением радиуса обводки. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится новых фигур, тем лучше.)

Упражнения для развития графомоторных навыков.

  1. Обведи.

https://i.pinimg.com/originals/33/0f/7d/330f7dc4ca22b0df7b220c95268f2b9e.jpg

  1. Дорожки

https://mamasveta.com/wp-content/uploads/08-870x400.jpg

  1. Штриховка

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1927216/065ef5f2-816e-46ec-8ebb-a7c3967cca02/s1200?webp=false

  1. Скопируй.

https://i.pinimg.com/originals/c6/e8/29/c6e8299981a0da59778827f3ee794ef9.gif

  1. Графический диктант.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2212586/62878533-cb80-4a05-bc8e-0a4f67fe17b7/s1200?webp=false

  1. Продолжи ряд/рисунок

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0dc3/0010af92-2412d805/5/hello_html_m7d69a1f6.jpghttp://dochkiisinochki.ru/wp-content/uploads/2013/09/p1.png

Использованные источники:

  1. https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-razvitie-grafomotornih-navikov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1351507.html
  2. https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=27634
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/01/21/razvitie-grafomotornyh-navykov-u-detey-starshego-doshkolnogo

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...

Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие р...

"Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация даёт рекомендации родителям для успешного развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...