Статья "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей"
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Фокина Александра Николаевна

Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения предложенного материала, позволяет превратить обучение в интересную и увлекательную игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_priemov_mnemotehniki.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей.

Для детей с нарушениями речи характерна недостаточная сформированность таких процессов, как внимание, память, словесно-логическое мышление. Ребенку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале.

Все вышеперечисленное служит предпосылками к использованию мнемотехники в развитии связной речи дошкольников как дополнительного и эффективного приема при автоматизации и дифференциации поставленных звуков, восполнении пробелов в развитии лексико-грамматического компонента речевой системы, развитии связной речи детей.

Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Большева – мнемоколлажем, Л.Н. Ефименкова– схемой составления рассказа.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника помогает развивать:

  • – ассоциативное мышление;
  • – зрительную и слуховую память;
  • – зрительное и слуховое внимание;
  • – воображение;
  • – связную речь;
  • – мелкую моторику рук

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

В мнемотаблице можно изображать практически все, производя графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным.

Для детей младшего дошкольного возраста  необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – желтое, небо – синее, огурец – зеленый. В старшем  дошкольном возрасте можно давать детям черно-белые изображения.

Начинается работа с простейших мнемоквадратов– это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет (дом, солнышко) задача ребенка заключается в том, чтобы назвать слова по картинке.

Так проводится работа над словом. Например, дается слово «дом», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам – мнемотаблице, состоящей из трех-четырех мнемоквадратов, в которых зашифровано небольшое количество информации.

Мнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой. Ребенку нужно не просто назвать слова, но и составить их в предложение или расположить в правильной последовательности

Мнемодорожки позволяют ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

При работе с мнемотаблицами выделяются следующие этапы:

• Рассматривание таблицы и разбор изображений.

• Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

• Пересказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

 • Графическая зарисовка мнемотаблицы.

 • Воспроизведение информации, пересказ.

Предлагаются следующие виды работ с данной группой мнемотаблиц:

 • Заучивание материала по готовой мнемотаблице.

 • Раскрашивание мнемотаблицы в соответствии с содержанием текста, дорисовывание недостающих элементов, символов с последующим заучиванием материала.

 • Восстановление нарушенного порядка рисунков-символов (с помощью педагога, самостоятельно), заучивание материала.

 • Составление мнемотаблицы из готовых рисунков-символов в соответствии с содержанием (с помощью педагога, самостоятельно), заучивание материала.

 • Рисование рисунков-символов, придуманных самостоятельно или с помощью педагога, заучивание материала.

Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения предложенного материала, позволяет превратить обучение в интересную и увлекательную игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

Обобщение опыта на тему: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей".

В материале описывается как приемы мнемотехники эффективно влияют на развитие связной речи дошкольников....

презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих  эффективно запоминать стуктуру расска...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...

"Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста"

Презентация "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста" (в 3-х частях), описание слайдов...