«Взаимодействие педагогов и родителей детей «группы риска»: эффективные формы совместной работы (из опыта работы).
статья по логопедии

Позднякова Ольга Ивановна

Взаимодействие с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации городского округа Клин

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

 УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ

МАСТЕР-КЛАСС

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГОВ ДОУ:

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ С РОДИТЕЛЯМИ

ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА»

ТЕМА:

 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»: ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ

           (из опыта работы)

Подготовила:

учитель-логопед

МДОУ ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА»

ПОЗДНЯКОВА О.И.

Дата проведения: 30.04.2019

В последнее время значительно увеличилось количество детей «группы педагогического риска», а также ОВЗ, имеющих тяжёлые нарушения речи, сопряженные с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В связи с этим в современной практике дошкольного образования на первый план выходит поиск эффективных форм взаимодействия учителя -логопеда и воспитателей ДОУ, направленных на профилактику речевых нарушений.

Взаимодействие с педагогами ДОУ в рамках работы с детьми «группы риска» направления проходит в различных формах.

1.Групповые консультации. На них мы обсуждаем алгоритм выявления детей, представляющих «группу риска», параметры речевых умений и навыков каждой возрастной группы, методы и формы ранней помощи. Также знакомим воспитателей с основной терминологией.

2. Индивидуальные консультации, на которых обсуждаются конкретные проблемы ребёнка, пути их решений, практические советы.

3. Посещение логопедом занятий воспитателей для ознакомления с индивидуальными особенностями воспитанников, для определения детей, нуждающихся в ранней диагностике и помощи.

4. Активно используются буклеты и памятки, которые содержат краткую и полезную информацию. Они хранятся в каждой группе и всегда «под рукой».

6. Эффективно функционирует группа по самообразованию для воспитателей.

3. Семинары – практикумы, которые позволяют более глубоко и систематично изучить конкретную речевую или иную проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. 

Группа по самообразованию – это оригинальный способ организации деятельности воспитателей в составе малой группы при участии куратора, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности участников. В мастерской происходит передача куратором, (обладающим профессиональным опытом, владеющим современными технологиями воспитания дошкольников, имеющего собственную педагогическую позицию) своего профессионального мастерства воспитателям.

Главные идеи и принципы работы:

  • ненасилие  и право выбора в процессе деятельности;
  • отсутствие оценки, соревнования, соперничества;
  • сочетание индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы, в основе которой лежит общение в форме диалога;
  •  способность к творчеству;
  • нравственная ответственность каждого участника за свой выбор, процесс и результат деятельности.

В основе работы лежит концепция личностно – деятельного подхода, что способствует профессиональному и личностному развитию воспитателей, раскрытию и реализации их творческого потенциала.

Профессиональное становление осуществляется:

  • через активноесамостоятельное, сознательное определение целей деятельности, путей и средств их достижения;
  • через поиск индивидуального стиля педагогической деятельности;
  • через активный процесс взаимодействия всех участников педагогической мастерской.

В этом году я являюсь куратором группы по самообразованию.

Тема: «Формирование звуковой культуры речи у детей с общим недоразвитием речи во время ООД, совместной деятельности и индивидуальной работы».

Цель работы: повышение уровня педагогической компетенции путём поиска и внедрения в практику новых приёмов формирования звуковой культуры речи у детей с ОНР во время ООД, совместной деятельности и индивидуальной работы.

Выход темы:

«Методическая копилка» для воспитателей логопедической группы в качестве ресурса информационного, методического и практического материала по формированию звуковой стороны речи у детей с ОНР III ур. во время ООД, совместной деятельности и индивидуальной работы.

Выделяется теоретический этап, когда участники выступают с теоретической информацией по своей теме, представляют план и выход темы. И практический, когда воспитатели проводят мастер-классы, открытые мероприятия и презентации картотек и игр.

Взаимодействие с педагогами ДОУ в рамках работы с детьми с ОВЗ направления проходит в следующих формах:

1.Групповые консультации.

2. Индивидуальные консультации.

3. Открытые занятия.

4. Семинары – практикумы, которые позволяют более глубоко и систематично изучить конкретную речевую или иную проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. 

5. Тетрадь взаимодействия. Логопед записывает рекомендуемые игры и упражнения для закрепления речевых умений и навыков.

6. Мастер-класс. Логопед обучает воспитателей техникам работы с детьми с ОВЗ, проводит практические тренинги, повышая компетенцию педагогов.

Также активно взаимодействуем в вопросах общения с родителями детей «группы риска» и ОВЗ. Я предлагаю Вам вспомнить основные формы работы родителям, а самым активным я подарю игру на определение места звука в слове, которую можно использовать в логопедической практике, предложить воспитателю логопедической группы для индивидуальной работы, и родителям.

ТЕСТ «Формы работы с родителями»

  1. Форма работы, которая помогает реализовать индивидуальный подход как в работе с ребёнком, так и с его семьёй. (Индивидуальная консультация).
  2. Эта форма работы помогает более подробно и понятно познакомить родителей с методами логопедического воздействия на разных этапах коррекционной работы. (открытые занятия)
  3. Основной принцип этой формы – "Я знаю, как это делать, и я научу вас» (мастер-класс)
  4. Здесь закладываются основы сотрудничества, формируются дружеские отношения, происходит обмен мнениями. (родительские собрания)
  5. При помощи этой формы собирается вся необходимая информация об особенностях семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности. (анкетирование)
  6. Преимущества данной формы:                                                                                Материал преподносится в краткой, сжатой форме.                                Обновление информации с определенной периодичностью.                Эстетичность оформления. (информационный стенд)
  7. Родители могут получить информацию о самом учителе-логопеде, о его стаже работе, категории, оставлять отзывы и комментарии. (сайт Учреждения, личный сайт)

В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. 

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. 

Из своего опыта работы могу сделать вывод, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. 

Принципы взаимодействия:

  • Доброжелательный стиль общения.

Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом хороших взаимоотношений с родителями.

  • Индивидуальный подход.

Общаясь с родителями, мы должны чувствовать ситуацию мамы и папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и помочь.

  • Сотрудничество, а не наставничество.  

Современные мамы и папы в большинстве своём люди грамотные, осведомлённые и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать собственных детей. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованность педагога разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь – главный ключ во взаимоотношениях педагога с родителями.

Основные формы взаимодействия.

1.Родительские собрания.

Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года», "Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".) На родительских собраниях всегда включаются практические упражнения, часто с участием детей.

2.Семинар-практикум, мастер-класс. 

На таких мероприятиях родители имеют возможность не только получить для себя новую, полезную информацию, но попрактиковаться в выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, апробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.

3.Дни открытых дверей. 

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто я сама приглашаю родителей на такие занятия. 

4. Индивидуальный практикум.

Является самой оптимальной формой взаимодействия. Родитель приходит вместе с ребенком, и логопед обучает родителя определенным упражнениям, играм.

5.Почтовый ящик «Логопочта».

Позволяет осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ без личной встречи с ним. Такие почтовые ящики установлены на каждой группе. Данный вид взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.

6. Использование рабочих тетрадей в домашних условиях.

        Для привлечения родителей к закреплению  полученных на занятиях знаний у детей по лексико-грамматическим темам, по изученным звукам и буквам, по развитию фонематического восприятия, по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, по развитию связной речи, по развитию дыхания, моторики учитель-логопед использует индивидуальные тетради.  Задания в них подобраны в соответствии с материалом, изученным в группе и требованиями Программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста и логопедическое заключение каждого ребёнка. Мною разработаны карточки для занятий для экономии времени для записи в тетради и эффективности домашней работы.

6. Информационный стенд.

Как показывает опыт работы, данная форма работы имеет ряд положительных сторон.

1.Родители могут получить интересующую их информация в удобное для себя время (например, утром или, наоборот, в вечернее время, когда забирают ребенка домой).

2. Весь материал, который необходимо сообщить родителям, преподносится в краткой, сжатой форме, в виде тезисов, резюме, составляется как памятка. Это облегчает восприятие родителями данной информации, позволяет сэкономить время для объяснения не всегда понятных для родителей теоретических сведений или терминов (например, что такое слоговая структура слова, чем отличаются звуки от букв, как отличать гласные звуки от согласных и т.д.).

3. Небольшой объем информации позволяет обновлять стенд с определенной периодичностью.

4. Также большим преимуществом данной формы работы с родителями является эстетичность оформления стендов, небольшие затраты сил и времени по сбору необходимой информации.

Также активно задействованы информационные технологии при взаимодействии с родителями.

Это рекомендации, советы, консультации логопеда на сайте ДОУ, в буклетах, общение в социальных сетях и по электронной почте. Я часто использую программу viber, чтобы показать правильное выполнение упражнения, быстро донести информацию до родителя, объяснить алгоритм работы.

Также провожу открытые занятия с использованием ИКТ.

Взаимодействие с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности. Всегда приятно, когда удаётся вывести отношения с семьями на новый уровень, где большинство родителей начинают считать себя полноправными участниками образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями группы риска"

Семинар для педагогов ДОУ. Адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений....

Основные формы работы социального педагога с семьями детей «группы риска.»

Основные формы работы  социального педагога с семьями детей «группы риска.»...

"Идея проекта-сценария мероприятия по работе с родителями, детей группы риска в условиях ДО"

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер, игровые пр...

Тематический педсовет в форме устного журнала Тема: «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей»

Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения активизировать взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников для полноценного развития личности ребёнка и ег...

Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия педагогов и родителей детей с особыми возможностями здоровья

Использование такой формы взаимодействия с родителями, как родительский клуб, способствует повышению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и уровень с...

Проектная деятельность – как одна из форм взаимодействия педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности в соответствии с требованиями ФГОС

Семья – это первый коллектив ребенка,  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания.  Вовлечение родителей в...

Рекомендации по контактному взаимодействию педагога с родителями детей «группы риска».

Одно из необходимых направлений работы педагога с детьми «группы риска» - это тесный контакт с родителями. В такой деятельности необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи...