Дыхательная гимнастика
консультация по логопедии (средняя, старшая группа)

Юдина Юлия Евгеньевна

Дыхательная гимнастика для взрослых и детей!

Включает в сеюя теоритическийматериал для консультаций педагогов или родителей по назначнию, пользе и необходимости дыхательных упражнений в ходе коррекционной работы логопед. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика, как залог

успешного овладения речью

Дыхательная гимнастика для взрослых и детей!

Дыхание — это совокупность физиологических процессов, обеспечивающих между организмом и окружающей средой сложную цепь биохимических реакций с участием кислорода. Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразование.

В последнее время в образовательных учреждениях встречается всё больше воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов. В эту категорию включены дети:

  • глухие;
  • слабослышащие;
  • слепые;
  • слабовидящие;
  • с тяжёлыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития;
  • с умственной отсталостью;
  • с расстройствами аутистического спектра;
  • со сложной структурой дефекта.

Практически у всех детей данной категории выявляются тяжёлые нарушения речи, осложнённые дизартрией или дизартрическим компонентом.  

В работе с данной категорией детей важна последовательность проведения разных видов гимнастик. Сначала проводится общая моторная гимнастика, либо массаж, вслед за ней дыхательная, затем голосовая, и только в конце артикуляционная.

Развитие дыхание – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи независимо от речевого дефекта.

Целью дыхательной гимнастики является:

  • увеличение объема дыхания,
  • нормализация его ритма,
  • выработка плавного, длительного, экономного выдоха.

Дыхательные упражнения:

  • улучшают деятельность дыхательной мускулатуры;
  • усиливают обменные и восстановительные процессы;
  • позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:

  • Заниматься только в проветренном помещении, до еды;
  • Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп проведения упражнений;
  • Движения необходимо совершать плавно, под счет или музыку;
  • Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею;
  • Воздух набирать через нос;
  • Плечи не поднимать;
  • Выдох должен быть длительным и плавным;
  • Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (сначала их можно придерживать руками);
  • Нужно сочетать дыхательные упражнения с голосовыми упражнениями и артикуляционной гимнастикой.
  • С дошкольниками необходимо использовать игровые приёмы и наглядность.

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений.

Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох. Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребенка. Используются упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку ребенка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребенка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и замедленного продолжительного выдоха. На начальном этапе следует чередовать вдох и выдох. При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учиться правильно её регулировать.

Виды пособий для дыхательной гимнастики:

  • Всевозможные вертушки (в том числе мельница для воды и песка).
  • Легкие мячики из пенопласта, пластмассы, дерева и металла.
  • Компьютерные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...