Главные вкладки

    Фонетическая зарядка Н.Ю. Костылевой
    учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

    Фонетическая зарядка помогает детям старшего дошкольного возраста познакомиться с гласными звуками через движение и эмоции.В своей работе использую элементы данной методики и получаю хорошие результаты в обученни и развитии детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    C:\Users\Григорий\Desktop\d3579d9b10b49e9a6c4d1c34826478d3.jpg

    Игровые упражнения на основе фонетической               ритмики по методике Н.Ю. Костылевой.

    [ Э]

    И. п. руки опущены. Произнося гласные [э-э-э....], дети плавно сгибают руки в локтях , поднимая кисти до уровня плеч , локти опущены ( поза хирурга), одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.

    Интонация укора.

    Вариант 1 

    Дети вытягивают руки вперёд , соединив ладони. Произнося гласный [а-а-а], они плавно разводят руки в стороны ладошкам вверх.

    Интонация радости.

    Вариант 2

    По команде педагога "Спрятались!" дети принимают исходное положение: приседают на корточки, обхватив руками колени и прижав подбородок к груди ( сгруппировались). По команде" Встали и обрадовались!" дети быстро встают и, радостно улыбаясь , разводят руки в стороны ладошками вверх, одновременно произнося гласные [а-а-а....].

    [О]

    Вариант 1

    Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный [о-о-о....], они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

    Интонация удивления.

    C:\Users\Григорий\Desktop\d3579d9b10b49e9a6c4d1c34826478d3.jpg

    Вариант 2

    По команде "Спрятались!" дети принимают исходное положение (см. Звук [а]). По команде "Встали и удивились!" они встают и с удивлением на лице и в голосе произносят гласный [ о-о-о...], одновременно поднимая руки через стороны вверх и соединяя их в кольцо над головой.

    [ У]

    И.П.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повёрнуты от себя. Произнося гласные [ у-у-у....], дети давящим движением выпрямляют руки вперёд и вниз.

    Интонация угрозы.

     [ И]

    Вариант 1

    И. п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласные [и-и-и..], дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.

    Интонация удивления и радости.

    Вариант 2

    По команде педагога "Спрятались!" дети принимают исходное положение: приседают на корточки, обхватив руками колени и прижав подбородок к груди( сгруппировались).По команде" Встали и обрадовались!" дети быстро встают и, радостно улыбаясь , разводят руки в стороны ладошками вверх, одновременно произнося гласные [а-а-а....].

    C:\Users\Григорий\Desktop\d3579d9b10b49e9a6c4d1c34826478d3.jpg

    [Ы] 

    И. п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласные [ ы-ы-ы....], дети с усилием отводят в стороны согнутые в локтях руки ( " растягивают пружину").

    Звук [ы] произносится сердито.

    [Й]

    И. п.: руки согнуты, локти вниз, пальцы сжаты в кулачки, указательные пальцы направлены вверх( исходное положение на гласный [и]).

    Произнося согласный звук [й], дети поднимают руки вверх и делают быстрое вращательное движение указательными пальцами, "пишут" запятую в воздухе. Движение быстрое, короткое.

    Я [йа]

    И. п : как на гласный звук [и]. Произнося йотированный гласный я [йа], дети поднимают руки над головой, указательными пальцами вверх ( движение на гласный [и]), и резким движением указывают на себя. Движения быстрые, короткие динамично сменяют друг друга.

    Ю [йу]

    И. п.: как в предыдущем упражнении. Произнося йотированный гласный Ю [й у],дети быстро поднимают руки над головой, указательным пальцами вверх( движение на гласный[и]), и также быстро опускают и вытягивают их вперёд и вниз, ладошками от себя ( движение на гласный [у]).Движения резкие, быстрые динамично сменяют друг друга.

    C:\Users\Григорий\Desktop\d3579d9b10b49e9a6c4d1c34826478d3.jpg

    Е [йэ]

    И. п.: как в предыдущем упражнении. Произнося йотированный гласный е [ й э], дети быстро поднимают руки вверх, делают движение на гласный [и],затем мягко роняют кисти рук к плечам в положение рук на гласные[э].Движения динамично сменяют друг друга.

    [М]

    Вариант 1

    Произнося звук [ м-м-м...], дети мягким, плавным движением сверху вниз проводят ладонью то по правой, то по левой щеке (" мычат", ощущая вибрацию щёк).

    Вариант 2

    Произнося звук [ м-м-м....] , дети подносят пальцы к губам, чтобы ощутить их

    Вибрацию (" мычат"), затем слегка отводят их в сторону.

    [Н]

    Произнося звук [н-н-н...], дети подносят пальцы к носу, "ноют", ощущая вибрацию, и легким быстрым движением отводят пальцы в стороны.

    [Ф]

    Вариант 1

    Кошка сердится

    Дети поднимают руки со сжатыми кулачками к голове (на уровне ушей). Произнося звук [ф], они резко разжимают кулачки , фыркают , как сердитая кошка.

    C:\Users\Григорий\Desktop\d3579d9b10b49e9a6c4d1c34826478d3.jpg

    Вариант 2

    И. п.: руки согнуты перед грудью (локти - вниз), ладони соединены стороной пальцами вверх. Произнося звук [ф], дети мягким плавным движением разводят руки в стороны и вверх и возвращают их в исходное положение. Синхронно с движениями рук делают легкие пружинистые приседания.

    [В]

    Самолётик

    Произнося звук [в-в-в...], дети вытягивают руки в стороны и покачиваются вправо- влево, имитируя полет самолета.

     [П]

    Мыльные пузыри

    И. п.: пальцы сжаты в кулаки на уровне плеч, локти опущены. Произнося звук [п], дети резко разжимают пальцы, имитируя лопающиеся мыльные пузыри. движение быстрое, резкое, короткое.

    [Б ]

    Вариант 1

    Дети наклоняются вперёд, расслабленно роняют руки и одновременно

    произносят слог - ба-,

    Вариант 2

    Дети наклоняются вперёд и попеременно роняют то правую ,

    то левую руку вниз , одновременно произнося слоги - ба- ба-, .

    ( "тряпичная кукла" ).

    C:\Users\Григорий\Desktop\d3579d9b10b49e9a6c4d1c34826478d3.jpg

    [Т]

    Пальчики здороваются

    Кончиком большого пальца ведущей руки дети поочерёдно касаются кончиков указательного , среднего , безымянного пальцев и мизинца, произноситься звук коротко и отрывисто при каждом прикосновении. Упражнение выполняется в прямом и обратном порядке, поочередно каждой рукой, затем вместе.

    Вариант 1

    Уронить голову на грудь, руки согнуть в локтях , кулачки прижать к подбородку. Произнося звук [к], дети рывком отводят локти назад( до ощущения сведения лопаток) и одновременно запрокидывают голову.

    Вариант 2

    Рвём ткань

    Руки согнуть на уровне груди, пальцы сжать в кулачки, локти направить в стороны. Произнося звук [к ], дети имитируют разрыв ткани. Движение резкое, динамичное.

    [Х]

    Вариант 1

    Дети резко наклоняются вперёд и вниз , одновременно произнося [х].

    Вариант 2

    Греем ручки

    Произнося [х-х-х...], дети дышат на руки, как бы согревая их.

    C:\Users\Григорий\Desktop\d3579d9b10b49e9a6c4d1c34826478d3.jpg

    Вариант 3

    Дровосек

    Соединить руки в замок над головой . Ноги поставить шире плеч. Произнося [х], дети роняют вниз, имитируя движения дровосека.

    Вариант 4

    И. п.: руки на уровне груди, локти в стороны, ладони от себя. Произнося[х -х-х...],дети

    резко выпрямляют руки вперёд. Данное движение можно использовать для произнесения слогов - ха-, -хо-, -ху-.

    [С]

    Вариант 1

    И. п ,: уронить голову на грудь. На вдох дети поднимают голову и разводят руки в стороны . Длительно произнося [с-с-с...], руки и голову медленно и плавно опускают вниз.

    Вариант 2

    Надуть шарик

    Поднести к губам пальцы, сжатые в щепотку. Коротко и ритмично произнося -[с- с..], дети плавно поднимают руки вверх и соединяют их в кольцо над головой( имитируют надувание воздушного шарика).

    [З]

    Вариант 1

    И. п.: руки согнуты перед грудью, локти в стороны, ладони "смотрят" вниз, пальцы разведены и напряжены. Произнося [з -з- з...],дети давящим движением с усилием распрямляют руки вниз, как бы нажимая на что- то.

    C:\Users\Григорий\Desktop\d3579d9b10b49e9a6c4d1c34826478d3.jpgC:\Users\Григорий\Desktop\d3579d9b10b49e9a6c4d1c34826478d3.jpg

    Вариант 2

    Холодно

    Произнося [з-з-з...], дети съеживаются, прижимают руки к груди и дрожат , как – будто замёрзли.

    Вариант 3

    Ловля комаров

    Произнося [з-з-з...], дети имитируют ловлю комаров.

    Вариант 4

    Педали

    Дети встают парами лицом друг к другу .Руки согнуты в локтях. Малыши касаются ладошками ладоней друг друга. Произнося [ з -з-з...], поочерёдно и ритмично сгибают и разгибают руки с легким нажимом на ладони партнера, совершая движения, похожие на движение педалей. Данное движение можно использовать для проговаривания слогов -за-,-зо-,зу-,зы.

     [Ц ]

    Произнося звук [ц], дети подносят указательный палец к губам, как бы призывая к тишине

    [Ш ]

    Вариант 1

    Ветер

    Произнося [ш-ш-ш...], дети поднимают руки вверх и покачивают ими из стороны в

    сторону .Данное движение используется для проговаривания слогов- ша-,-шо-,-шу-,-шли-.

    C:\Users\Григорий\Desktop\d3579d9b10b49e9a6c4d1c34826478d3.jpg

    Вариант 2

    Руки замёрзли

    Произнося [ш-ш-ш...], быстро трут ладошки друг о друга.

    Вариант 3

    Шарик лопнул

    Дети соединяют руки в кольцо над головой, изображая воздушный шарик. Хлопают в ладоши над головой ( шарик лопнул) , затем произнося [ ш -ш-ш...], медленно и плавно опускают руки и соединяют их в замок на уровне груди ( шарик сдулся).

    [Ж ]

    И. п.: руки, сжатые в кулачки , перекрещены перед грудью. Произнося [ж-ж-ж...], дети совершают быстрые , мелкие ,дрожащие движения руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.

     [Ч]

    Сорвать яблоко

    Дети тянутся одной рукой вверх, затем на звук[Ч] резким движением повторяют другой рукой.

    [Щ ]

    Вариант 1

    Щеточки

    И. п.: пальцы раскрыты и сильно напряжены . Произнося [щ-щ-щ...],дети описывают в воздухе зигзагообразные движения кистями рук сверху вниз. Движения быстрые , мелкие , напряженные.

    C:\Users\Григорий\Desktop\d3579d9b10b49e9a6c4d1c34826478d3.jpg

    Вариант 2

    Щетки автомобиля

    И. п.: руки согнут на уровне груди, локти вниз, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук [ щ], дети ритмично двигают руками вправо - влево, имитируя работу щёток автомобиля.

    [Л]

    Проговаривание слогов с движениями

    Фонарики

    Произнося [ла-ла-ла...], дети вращают кистями рук над головой, делают " фонарик". Это же движение используется при произнесении слогов - ло-,лу-,лы.

    [Р ]

    Вариант 1

    Моторчик

    И. п.: пальцы сжаты в кулачки на уровне груди, локти в стороны. Произнося [ -РР-Р...], дети вращают руками перед грудью, делают " моторчик".

    Вариант 2

    И. п.: то же. Произнося [Р-Р-Р...], дети делают вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.

    Вариант 3

    И. п.: руки на уровне груди, локти вниз, кисти мягко опущены . Произнося [Р-Р-Р...],дети, поднимая и опуская руки вниз, трясут кистями. Движения быстрые, частые, мелкие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Фонетическая зарядка для дошколят"

     Фонетическая зарядка  является хорошим стимулом в общении с малышами, как в детском саду на занятиях с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, так и дома с родителя...

    Фонетическая зарядка для детей среднего возраста.

    Делая зарядку, дети учатся правильно дышать....

    Методическое пособие "Фонетическая зарядка для дошкольников"

    Фонетическая зарядка разработана для детей от 3 до 7 лет. Направлена на развитие речи и общих моторных движений....

    Фонетическая зарядка для детей среднего возраста.

    Фонетическая зарядка для детей среднего возраста...

    Книга Н. П. Кочугова "Фонетическая зарядка в картинках"

    С  большим удовольствием пользуюсь данным материалом в работе. Данный картинный материал применяется для усвоения слоговой структуры слова, автор  Н. П. Кочугова...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Игровые формы проведения фонетической зарядки"

    Что такое фонетическая зарядка? С какой целью ее проводят?Что такое фонетическая зарядка? С какой целью ее проводят? Фонетическая зарядка- это одна из форм организации работы над произношением дошколь...

    Консультация для родителей на тему: "Фонетическая зарядка для улучшения произношения иноязычных звуков"

    Материал представлен в виде сказки о язычке в 4 вариантах для непринужденной игры с ребенком и тренировки мышц ротовой полости....