Семинар - практикум для родителей «Речевое дыхание и артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения»
консультация по логопедии

 

Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Наряду с голосом и интонацией дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи и  влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха

"Детский сад комбинированного вида №42 "Лукоморье"

Семинар - практикум для родителей

«Речевое дыхание и артикуляционная гимнастика –

 основа правильного звукопроизношения»

Выступление подготовила

Пономарева Т.В.

Балашиха г.

«Речевое дыхание и артикуляционная гимнастика –

 основа правильного звукопроизношения»

Речевое дыхание.

Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Наряду с голосом и интонацией дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи и  влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Развитие дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь, развивают самоконтроль над поведением и произвольность, снижают гиперактивность и импульсивность. Также упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. Увеличивается объем легких, усиливается газообмен и улучшается  кровообращение, под действием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что естественно, способствует общему оздоровлению организма и улучшению самочувствия. Мотивируют интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм, вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Главная задача дыхательной гимнастики - выработать у ребенка интенсивный выдох достаточной продолжительности. Речевой вдох должен быть коротким, легким и бесшумным. Рекомендуется производить его через рот и нос одновременно, так как при речи нужное количество воздуха необходимо ввести в короткое время. Выдох должен быть легким, плавным, экономным, он должен осуществляться без излишнего мышечного напряжения.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1. Перед проведением гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.

2. Общая продолжительность гимнастики 5-7 минут. Во избежание головокружения повтор упражнения 3-4 раза. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному.

3. Не следует проводить упражнения после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

4. Выполнять упражнения необходимо в свободной одежде, которая не стесняет движения.

5. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

6. Технику дыхательных упражнений следует осваивать в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. 7. Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.

8. Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было еще немного добрать. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий.

9. Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.

Для активизации выдоха и снятия явления его форсирования на занятиях рекомендуется применять следующие дыхательные упражнения: дутье в трубочку, на ватный шарик, бумажную полоску, обращая внимание на плавность выдоха и постепенное его удлинение; дуть на шарики разного диаметра из фольги, добиваясь короткого и направленного выдоха. 

Для того чтобы сделать занятия веселее и заинтересовать ребенка, можно сделать своими руками замечательные игрушки для развития дыхания.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем -и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ. языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Основные правила гимнастики

Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:

  • продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
  • во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
  • никогда не принуждайте кроху, лучше превратите тренировки в игру;
  • занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
  • если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
  • задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.

Виды упражнений

Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

  • Статические упражнения - «Лопатка», «Грибочек», «Хоботок».

При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.

  • Динамические упражнения - «Часики», «Качели», «Где конфетка», «Лошадка».

Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

«Вкусные» игры с пользой для речи

Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.

  1. Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.
  2. Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
  3. Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
  4. Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
  5. Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.
  6. Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения»

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов...

Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения

Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного прои...

Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения!

В презентации представлено описание комплекса артикуляционной гимнастики и подобраны рекомедации к проведению упражнений....

Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи.

Данная консультация поможет родителям освоить основные правила выполнения артикуляцинной гимнастики дома....

Буклет для родителей по теме: «Артикуляционная гимнастика -основа правильного звукопроизношения»

Буклет предназначен для родителей по развитию правильного звукопроизношения. Даны рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях...

Артикуляционная гимнастика –основа правильного звукопроизношения!

Артикуляционная гимнастика — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, подвижности и дифференцированности движений ...

Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психи...