Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения!
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ромашова Ольга Владимировна

В презентации представлено описание комплекса артикуляционной гимнастики и подобраны рекомедации к проведению упражнений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ детский сад «Солнышко» учитель – логопед Ромашова О.В. Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения Подготовила: учитель – логопед Ромашова О.В. Нижегородская область р.п. Дальнее Константиново Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, принимающих участие в речи.

Слайд 3

Цель артикуляционной гимнастики Выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.

Слайд 4

- познакомить ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью игровых упражнений; - упражнения должны быть понятны и доступны ребёнку; - упражнения проводятся систематически; - темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается; - эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательными упражнениями. Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Слайд 5

Рекомендации к проведению упражнений -первые упражнения выполняем медленно, перед зеркалом, т. к. ребёнку необходим зрительный контроль. - в дальнейшем занятия могут проходить без зеркала; - полезно задавать наводящие вопросы, например (что делают губы?, что делает язычок?, где он находится (вверху или внизу)? -упражнения необходимо выполнять точно и плавно; - занятия проводятся два раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка;

Слайд 6

- Занимаясь с детьми 3 - 4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения; - к детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими, плавными, без подёргиваний (подбородок «не прыгает»;) - в 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений; - следует обращать внимание если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и ребёнок не может удержать нужное положение языка даже короткое время.

Слайд 7

«ЛЯГУШКИ» Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза. Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Мы потянем – перестанем И нисколько не устанем.

Слайд 8

«СЛОНИК» Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение. Вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом. Буду подражать слону! Губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.

Слайд 9

«РАСЧЁСКА» Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. С волосами я дружу, Их в порядок привожу. Благодарна мне причёска А зовут меня … (расчёска).

Слайд 10

«ЧАСИКИ» Описание упражнения: улыбнуться, открыт рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз. Тик – так, тик – так. Язычок катался так, словно маятник часов. Ты в часы играть готов?

Слайд 11

«КАЧЕЛИ» Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» – опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» – поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз. Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.

Слайд 12

«БЛИНЧИКИ» Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти, потом до десяти. Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму.

Слайд 13

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз. Улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот, облизать языком верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз. Блин мы ели с наслажденьем – Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.

Слайд 14

«ЧАШЕЧКА» Описание упражнения: . У : улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться. Чтобы бока языка, были загнутые в виде чашечки (чтобы чай не проливался), держивать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза. Вкусных мы блинов поели. Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.

Слайд 15

«ПАРУС» Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза. Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт.

Слайд 16

«ГРИБ» Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язык к нёбу. Предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу. Под берёзкой, у дорожки Гриб растёт на тонкой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим.

Слайд 17

«ДЯТЕЛ» Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: « д-д-д …». Выполнять 10-20 секунд, сначало медленно, затем всё быстрее. Следить, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал. Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук- Раздаётся громкий звук.

Слайд 18

Литература Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.; 1981. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. – СПБ.: «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2000. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение.-2-е изд.- СПБ.: КОРОНА принт,2004. Развиваем речь и дикцию. Популярная логопедия/ Асташина И.В. – М.:ДОМ XXI ВЕК.:РИПОЛ КЛАССИК, 2011. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.