«Современные практики в работе учителя-логопеда по развитию резервных возможностей головного мозга у детей с ТНР»
презентация по логопедии

Анна Леонидовна Некратова

«Даже то, что мы не видим, мы изменяем ежедневно».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_ideynaya_gostinaya.pptx2.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КЛУБ «ИДЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ» П РАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ С ТНР. Презентацию подготовили учителя-логопеды МАДОУ № 75 г. Красноярска: Мартыненко Людмила Александровна, Некратова Анна Леонидовна

Слайд 2

Клуб «ИДЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ» объединяет участников образовательного процесса: специалистов ДОУ, родителей и воспитанников. Основная концепция - решение привычных коррекционно-развивающих задач непривычным для детей образом.

Слайд 3

Головной мозг — главный отдел ЦНС . Головной мозг человека содержит в среднем 86 миллиардов нейронов , связанных между собой синаптическими связями. Взаимодействуя посредством этих связей, нейроны формируют сложные электрические импульсы, которые контролируют деятельность всего организма . Большие полушария – самый крупный отдел головного мозга, содержит более половины нейронов всей нервной системы человека , отвечает за сложные психологические явления сознания, мыслительную деятельность, память, понимание и пр. Состоят из наружного слоя серого вещества (кора головного мозга) и внутреннего белого вещества. Глубоко в веществе больших полушарий лежат другие массы серого вещества – нервные промежуточные информационные центры. Поверхность больших полушарий покрыта извилинами, что увеличивает площадь поверхности коры головного мозга. Рисунок извилин одинаков у всех людей. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Слайд 4

Нейрон – электрически возбудимая клетка, которая предназначена для приема извне, обработки, хранения, передачи и вывода вовне информации с помощью электрических и химических сигналов. Состоит из тела клетки, дендритов и одного аксона. Нейроны могут соединяться один с другим, формируя биологические нейронные сети . Несмотря на сложность устройства нейрона, сам по себе он не играет существенной роли в работе мозга. Наша нервная деятельность – это результат взаимодействия множества нейронов, обменивающихся сигналами., которые образуют синаптическую связь .

Слайд 5

«Используй или потеряешь» - принцип, лежащий в основе нейронных сетей мозга . Чем чаще «действуют» нейроны, тем больше между ними связей, чем реже, тем меньше связей. Когда нейрон теряет свои связи, он погибает. «Детский мозг созревает гетерохронно , т.е. неравномерно. Бывает так, что анатомически мозг без патологий, но есть функциональные нарушения. Что же влияет? Функциональная незрелость. А если перинатальное развитие происходит с патологией? Резервные возможности мозга снижены, активность нейронов снижена, вследствие чего нарушаются синаптические связи. Необходимо это изменять: ломать старые связи, строить новые». Главное отличие детского мозга от мозга взрослого человека - это пластичность мозговых связей и нервной системы в целом. Цитата из источника: http://www.psyworld.ru Нейропсихология детского возраста.

Слайд 6

Мозг обладает свойством пластичности. Если поражен один из его отделов, другие отделы через некоторое время могут компенсировать его функцию. Пластичность мозга играет роль и в обучении новым навыкам.

Слайд 7

Существуют специальные упражнения , влияющие на развитие головного мозга и научно обоснованные нейропсихологами , которые учителя-логопеды активно включают в разные виды занятий: Логопедический массаж и самомассаж Массаж усиливает кровообращение в головном мозге и обогащает его кислородом. Дыхательные упражнения В процессе их выполнения кровь насыщается кислородом, улучшая работу легких, головного мозга, нервной и сердечно-сосудистой систем. Артикуляционные упражнения Эти у пражнения стимулируют работу тех систем мозга, которые отвечают за контроль высших психических функций – речь, мышление, поведение. В процессе их выполнения у ребѐнка постепенно вырабатывается чѐткая координация движений артикуляционного аппарата, движения языка и губ становятся более точными. Пальчиковая гимнастика Развитие мелкой моторики влияет на работу левого полушария, преимущественно лобной доли, что отвечает за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков. Биоэнергопластика Артикуляционная гимнастика совместно с движением кистей рук позволяет с тимулировать действия речевых зон головного мозга, совершенствовать внимание, память и другие психические процессы, тесно связанные с речью Глазодвигательные упражнения Движения глаз улучшают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. Ритмические упражнения Слушая стихотворение, дети по тексту выполняют определенные действия. В это время активизруется энергетический потенциал мозга. Кинезиологические тренировки Выполнение различных перекрѐстных движений очень эффективно влияет на развитие межполушарного взаимодействия.

Слайд 8

СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ в работе учителя-логопеда Здоровьсберегающие технологии: Технологии сохранения и стимулирования здоровья ; -Технологии обучения здоровому образу жизни ; _Коррекционные технологии Информационные (компьютерные) технологии: -Дидактические демонстрационно-презентационные материалы; - Мультимедийные логопедические занятия в программе Power Point ; -Интерактивные компьютерные игры; -Логопедические тренажеры Технологии обучения: -Технологии личностно-ориентированного обучения; -Технология интегрированного образования; -Проектно-исследовательские технологии; Квест-технологии Игровые технологии: -Дидактические логопедические игры; -Технологии развивающих игр; - Социо-игровые технологии; - Игротренинги ; -Сюжетно-ролевые игры; -Подвижные игры

Слайд 9

Любая технология, используемая в логопедической практике, относится к так называемым « микроинновациям », так как « её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую». Как повлиять на резервные возможности головного мозга ребенка с ТНР? Через интерес. Интерес ребенка – основа любой современной практики. Он повышает активность, влияет на нейропластичность , т.е на морфологические изменения в различных областях мозга, изменения в нейронных сетях. Цитата из источника: https://slide-share.ru Презентация Лынской М.И.

Слайд 10

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ИНТЕРЕСА РЕБЕНКА с ТНР ЧЕРЕЗ: двигательную активность непривычные действия АКТИВИЗИРУЕТ РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА в игровой форме

Слайд 11

В современных условиях учителю-логопеду всегда надо помнить о том, что однотипные задачи и их рутинные решения не развивают мозг ребенка. Чтобы все резервы мозга были задействованы, с детьми можно еще выполнять нехитрые и, главное, интересные упражнения нейробики , основным принципом которой является использование всех имеющихся у человека пяти чувств. «Важно, чтобы данные нам природой чувства использовались в непривычных сочетаниях , самым неожиданным образом». Основы нейробики разработаны известным американским профессором нейробиологии Лоуренсом Кацем для взрослого населения, но применение этих упражнений и действий с детьми позволяет детскому мозгу мыслить не шаблонно, а создавать новые ассоциативные связи между видами получаемой информации, что, в свою очередь, способствует его развитию. «Каждое упражнение в рамках занятия нейробикой должно задействовать не менее двух органов чувств . К примеру, можно одеваться, закрыв глаза, тем самым привычная задача будет решаться по-новому, без помощи зрения, на которое ребенок привык в этой ситуации полагаться.» Зачем это делать? «Накаляются» до предела новые сенсорные области мозга, которые обычно мало задействованы или совсем не трудятся, что также является хорошей гимнастикой для нейронов во всем мозге. Цитаты из источника: https://experimental-psychic.ru НЕЙРОБИКА: ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА

Слайд 12

Запустить в ребенке тягу к непривычным действиям в любом виде деятельности можно на основе его фантазии и воображения, например, через такие игры, как: «Пират» - во время артикуляционной гимнастики, в игровой форме ребенку предлагается надеть повязку сначала на один глаз, затем на другой. «Жонглер» – закрепляя определенный звук, слог, слово, ребенку предлагается многократно его произносить во время «жонглирования» мячом (перебрасывания его из руки в руку). «Паутина» - во время занятия письмом, ребенку связывают руки тонкой веревочкой и предлагают представить, что он «попал в паутину». «Мечтатель» - с целью развития связной речи, ребенку предлагается придумать окончание рассказа не сидя за столом, а лежа на спине с закрытыми глазами. Таких, на первый взгляд простых и забавных игр и упражнений, можно найти большое количество в разных источниках. Кроме того, любое привычное для ребенка действие легко модифицируется и становится непривычным, главное выполнить это действие весело, с задором — мозгу очень нравятся эмоции.

Слайд 13

Когда ребенок, выполняя определенные задания, двигается, он «подзаряжает» мозг энергией. « П одход — обучение на основе движения во время любого вида коррекционной работы, обеспечивает возможность позитивного и радостного обучения, спонтанности и творчества», даёт возможность ребенку эффективнее овладевать речевыми навыками. Аэробные упражнения влияют на увеличение производства особого белка, который играет решающую роль в росте и развитии нейронов. Аэробные упражнения - физическая активность, при которой работает множество мышц и требуется большое количество кислорода. В связи с этим, у детей улучшается функция памяти и активно развивается головной мозг. Ходьба назад действительно способствует лучшему запоминанию информации.

Слайд 14

Чтение текстов без пробелов - упражнение на тренировку адаптивных способностей мозга: Какподдерживатьинтерескзанятиямнавысокомуровне ? Чтение наоборот или «рваного текста» ПРИМЕРЫ: Перевернутые картинки Слитные слова Логические упражнения Когда дети решают задачи и головоломки, они также тренируют «извилины»

Слайд 15

Нетрадиционный метод коррекционно-развивающего обучения – гимнастика Брейн Джим. 26 упражнений Пол Деннисон назвал Brain Gym ® (Гимнастика Мозга). Гимнастика для мозга призвана синхронизировать работу правого и левого полушарий головного мозга. ⠀ Упражнения нейрогимнастики Пола Денисонна очень просты, их можно выполнять где угодно, они интересны, на их выполнение не требуется много времени, а также они эффективны для любого возраста.

Слайд 16

https://kaprizulka.mediasole.ru Фитнес для мозга: нестандартные упражнения, которые эффективно развивают твой интеллект! Опубликовал: Инга Прознич

Слайд 17

Струп-тест Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с правой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Дойдите до конца и затем повторите в обратном порядке. Вначале будет сложно, так как за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах, подсчитайте затраченное время. Польза: помогает устанавливать новые связи между полушариями, тренирует концентрацию и переключаемость внимания. https://braintraning.ru/info Тренировка мозга онлайн

Слайд 18

Коррекционно-развивающее мероприятие «Навстречу Универсиаде 2019» Форма организации – групповое соревнование , участие в котором формирует не только личностные качества (смелость, ловкость, сообразительность, настойчивость, целеустремленность), но и чувство ответственности, значимости, уверенности в себе. Нестандартные ситуации, прыжки, проговаривание, прохлопывание ритма, подбрасывание мяча, приседания, бег, ходьба, повороты и т.д. – все это влияет на работу и развитие определенного участка детского мозга . Все мероприятие простроено по принципу – от движения к познанию , а не наоборот. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается! Коррекционно-игровое мероприятие «Читаешь - много знаешь!» Форма организации – подгрупповая игра, в которую вовлечены дети из разных групп и их родители (законные представители) для расширения коммуникативного пространства межличностных отношений (т.е. вовлечены в иную социально-психологическую среду, где возможно построение коммуникативного взаимодействия) . Для содержательно-смысловой организации данного мероприятия мы разработали игровые динамичные задания, в процессе которых создается общий смысл, выстраиваются диалогические отношения, способствующие не только усвоению предъявляемого материала, но и расширению границ детско-взрослых возможностей, гармонизирующих работу головного мозга Коррекционно-развлекательное мероприятие «Здравствуй, радужное лето!» Форма организации – развлечение. Место проведения – спортивный участок детского сада. Разрабатывая это мероприятие, нашей целью стала - организация детской деятельности для развития когнитивной гибкости у детей с ТНР, то есть развития способности детского мозга переходить от одной мысли к другой и обдумывать выполнение нескольких частей заданной инструкции по определенной теме. Развлечение это активная деятельность, в результате которой осуществляется удовольствие. Практический опыт показывает, что совершая другие действия во время взаимодействия с учителем-логопедом (не повседневные), дети становятся более мотивированными. А нейропсихология объясняет, что это происходит за счет увеличения выброса дофамина в моменты изменяющейся ситуации, который создает новые нейроны, влияющие на мотивированность ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи"

Мастер-класс: «Использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи"...

Мастер-класс: «Использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи".

Мастер-класс: «Использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи"....

Статья "Функциональные блоки мозга. Игры и упражнения на развитие головного мозга у детей дошкольного возраста"

Актуальность выбранной темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.В статье рассматриваются блоки мозга, их ха...

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ

Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Как же помочь ребенку, если развитие этих связей пошло не т...

Опыт работы по теме: "Развитие потенциальных возможностей и творческих способностей детей через танцевально-ритмические движения"

Главная цель работы-познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести детей к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, помочь повер...

Учебно-методическое пособие.Развитие межполушарного взаимодействия головного мозга у детей дошкольного возраста.

Учебно - методическое пособие. Развитие межполушарного взаимодействия головного мозга у детей дошкольного возраста....

Упражнения для развития межполушарных связей головного мозга у детей в домашних условиях

В данной консультации представлены упражнения и рекомендации, выполняя которые родители могут развивать межполушарные связи у своих детей. Что способствует увеличению позновательного интереса детей до...