Рабочая программа логопеда на год
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Рабочая программа логопеда на год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принята на

педагогическом совете № 1 

от 29 «августа» 2019 г.

Утверждено

приказом заведующего

от 29 «августа» 2019г. № 257/1

 

Рабочая программа

для детей с тяжёлыми нарушениями речи

в старшей группе №6 компенсирующей направленности

МБДОУ «Детский сад № 396

«Подсолнушек»

Учитель-логопед Игнатова Е.В.

Нижний Новгород

2019

Содержание

I. Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

1.2

Цели и задачи программы.

1.3

Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы.

1.3.1.

Целевые ориентиры в образовательной области «Речевое развитие»

1.3.2.

Планируемые результаты в образовательной области «Речевое развитие»

1.4

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка

дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)

1.5

Взаимодействие участников образовательного процесса.

II. Содержательный раздел

2.1

Характеристика детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

2.2

Содержание образовательной области «Речевое развитие»

2.3

Взаимодействие с семьями воспитанников

2.4

Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности

III. Организационный раздел.

3.1

Система коррекционной и образовательной деятельности

3.2

Организация режима пребывания детей с нарушениями речи

3.3

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

3.4

Обеспеченность методическими материалами


  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы компенсирующей направленности (далее Рабочая программа) разработана для детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) в соответствии с нормативно-правовыми документами.

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 396 «Подсолнушек»;
  • Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищевой. (Используется в работе как парциальная программа).
  • Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР (ОНР I, II, III уровней) в группах компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад № 396 «Подсолнушек»
  • Уставом МБДОУ
  • Положениями МБДОУ: "Правила внутреннего распорядка обучающихся"
  • Календарным графиком МБДОУ
  • Учебным планом МБДОУ.

1.2. Цели и задачи программы.

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 5-6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Задачи рабочей программы:

  • реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
  • овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

В группе компенсирующей направленности ДОО коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Логопедическое сопровождение образовательного процесса – целостная система взаимодействия его участников (ребенка, учителя-логопеда, семьи, педагогов, психолога), учитывающие индивидуальные особенности обучающихся, возможности образовательной среды, обеспечивающая своевременную профилактику и коррекцию речевых нарушений. Учитель-логопед рассматривается как ведущий координатор процесса логопедического сопровождения, реализуемого на основе компетентностного и своевременного подхода

1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы.

1.3.1. Целевые ориентиры в образовательной области «Речевое развитие»

Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах АООП для детей с ТНР (ОНР I, II, III уровней) в группах компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад № 396 «Подсолнушек».

К целевым ориентирам в образовательной области «Речевое развитие» на этапе завершения дошкольного образования относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок хорошо владеет устной речью,
  • может выражать свои мысли и желания,
  • проявляет инициативу в общении,
  • умеет задавать вопросы, делать умозаключения,
  • знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы;
  • у него сформированы элементарные навыки звуко - слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности;
  • у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования.

1.3.2.Планируемые результаты в образовательной области «Речевое развитие»

Старший дошкольный возраст  5 до 6 лет)

  • Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен;
  • пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами;
  • понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь;
  • без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту;
  • ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов;
  • уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных;
  • уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи;
  • не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов; объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные.
  • Ребенок употребляет основные виды интонации; ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.
  • Общая и ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе; координация движений не нарушена;
  • в мимической мускулатуре движения выполняются в полном объеме и точно, синкинезии отсутствуют;
  • артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в полном объеме и точно; переключаемость в норме; синкинезии и тремор отсутствуют; саливация в норме.

1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка

дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)

Задачами углубленной педагогической диагностики индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 7 лет являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности). Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития. Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.

Мониторинг развития достижения детей проводится три раза за учебный год:

  • Вводный (сентябрь, 1-3 неделя)
  • Промежуточная (январь, 2-3 неделя)
  • Итоговый (апрель, 3-4 неделя)

Результаты мониторинга заносятся в речевую карту ребёнка с ОНР (4-7 лет), где отмечается динамика коррекции речевого развития ребенка на протяжении двух лет обучения в группе компенсирующей направленности, индивидуальную диагностическую карту. По результатам вводного мониторинга составляется индивидуальный коррекционный план работы на каждого ребёнка, который корректируется в зависимости от результатов промежуточного мониторинга.

Приложение 1 «Речевая карта ребёнка с ОНР (4-7 лет)»

1.5. Взаимодействие участников образовательного процесса.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей.

Каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми. 

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:

  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие мимики
  • Развитие фонетико-фонематических процессов
  • Развитие лексико-грамматического строя
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие общей моторики
  • Развитие связной речи (рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала)
  • Индивидуальная работа

План взаимодействия участников образовательного процесса представлен в Приложении 2.

  1. Содержательный раздел

2.1. Характеристика детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Старшую группу №6 компенсирующей направленности для детей с ТНР посещают 9 детей с тяжелыми нарушениями речи:

ОНР, 3 уровень речевого развития - 5 детей.

Системное недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития – 3 детей.

ОНР, 4 уровень речевого развития - 1 ребёнок.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Речь детей третьего уровня речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

2.2. Содержание образовательной области «Речевое развитие»

Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.

Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.

Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками.

Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.

Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога).

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

Развитие просодической стороны речи.

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Закрепить навык мягкого голосоведения.

Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

Cовершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.

Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.

Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).

Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой — звонкий, твердый — мягкий.

Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук. 

Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук. 

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ

Закрепить понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы.

 Познакомить с буквами У, А, П, О, И, М, Н, Т, К, Б, Э, Г, Л, Ы, С, Х, Ш, В, З, Ж, Д, Ф.

Совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Учить узнавать «зашумленные» изображения пройденных букв; пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.

Закрепить навык чтения слогов с пройденными буквами.

Сформировать навыки осознанного чтения слов и предложений с пройденными буквами.

Познакомить с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения, написание жи-ши с буквой И).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников

В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед и другие специалисты привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе, могут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают стихи, помогут составлять рассказы и отгадывать загадки. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими. Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями программы.

Родители детей группы компенсирующей направленности должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней совместной деятельности с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.

На эти особенности организации домашних занятий с детьми специалисты обращают внимание на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют».

Материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

План работы с родителями представлен в Приложении 3.


2.4. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности 

в старшей группе компенсирующей направленности МБДОУ №396 «Детский сад «Подсолнушек» на 2019-2020 учебный год. 1 год обучения

Месяц, неделя

Лексическая тема

Сентябрь,

1—3 недели

Обследование детей. Заполнение индивидуальных речевых карт. Составление индивидуальных коррекционных планов.

Сентябрь,4 неделя

Осень.

Октябрь, 1 неделя

Огород. Овощи.

Октябрь, 2 неделя

Сад. Фрукты.

Октябрь, 3 неделя

Лес. Деревья.

Октябрь, 4 неделя

Одежда. Головные уборы.

Октябрь, 5 неделя

Обувь.

Ноябрь, 1 неделя

Игрушки.

Ноябрь, 2 неделя

Посуда.

Ноябрь, 3 неделя

Моё тело.

Ноябрь, 4 неделя

Умывальные принадлежности.

Декабрь, 1 неделя

Зима. Зимующие птицы.

Декабрь, 2 неделя

Домашние животные и их детёныши.

Декабрь, 3 неделя

Дикие животные и их детёныши.

Декабрь, 4 неделя

Новый год.

Январь, 1 неделя

Зимние каникулы

Январь, 3-4 неделя

Промежуточная диагностика. Корректировка индивидуальных коррекционных планов.

Январь, 5 неделя

Мебель, части мебели, назначение.

Февраль, 1 неделя

Транспорт. Правила дорожного движения. Профессии.

Февраль, 2 неделя

Детский сад профессии.

Февраль, 3 неделя

Стройка профессии на стройки.

Февраль, 4 неделя

Наша армия

Март, 1 неделя

Весна. Приметы весны. Мамин праздник.

Март, 2 неделя

Комнатные растения.

Март, 3 неделя

Пресноводные и аквариумные рыбы.

Март, 4 неделя

Наш город.

Апрель, 1 неделя

Весенние работы на селе.

Апрель, 2 неделя

Космос.

Апрель, 3-4 неделя

Итоговое обследование

Май, 2 неделя

Лето

Май, 3 неделя

Лето. Насекомые.

Май,4 неделя

Лето. Цветы на лугу.

 «Календарный план по коррекции звукопроизношения и звуко-слоговому анализу» и «Календарный план по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи» представлены в Приложениях 4 и 5.

3. Организационный раздел

3.1. Система коррекционной и образовательной деятельности

Учебный год в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

Сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной педагогической диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ, корректировки основной адаптированной образовательной программы.

В конце сентября специалисты, работающие в группе, на психолого-медико-педагогическом консилиуме при заведующем обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают рабочие программы.

С четвёртой недели сентября начинается организованная образовательная деятельность с детьми. Обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей может проходить в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами.

В старшей группе логопед проводит подгрупповые занятия в первый период обучения 2 раза в неделю (вторник, четверг), во второй и третий периоды обучения - 4 раза в неделю: по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам. Предусматриваются следующие фронтальные виды занятий:

  • по формированию лексико-грамматических средств языка - ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета; вводятся и уточняются обобщающие понятия; формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение;
  • по формированию навыков связной речи - дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы;
  • по коррекции звукопроизношения и звуко-слоговому анализу - дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-слоговой анализ и синтез.

Продолжительность подгрупповых занятий в старшей группе 20-25 минут, индивидуальных 15-20 минут.

В среду логопед проводит только индивидуальную работу или индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей во второй половине дня. Вечерние приемы родителей по средам логопед назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц.

Все остальное время работы учителя-логопеда занимает индивидуальная работа с детьми.

В связи с тем, что в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во время утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей (на 10—15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами.

Психолого-медико-педагогический консилиум обязательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника и определить необходимость дальнейшего его пребывания в группе компенсирующей направленности.

3.2. Организация режима пребывания детей с нарушениями речи

 

Режим дня в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи: пятидневная рабочая неделя, 10,5-часовое пребывание детей (время работы: с 7.00 до 17.30), выходные дни - суббота, воскресенье и праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации 

В старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) проводится в неделю 17 коррекционно-развивающих подгрупповых, групповых, интегрированных занятий продолжительностью 20-25 минут, по 2-3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает допустимой недельной нагрузки, рекомендованной СаНПиН (6 часов 15 минут).

График работы учителя-логопеда

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

МБДОУ детский сад №396 «Подсолнушек» на 2019-2020г

        ПОНЕДЕЛЬНИК                                        8.00 – 13.00

ВТОРНИК                                                  8.00 – 13.00

СРЕДА                                                  12.30 – 17.30

ЧЕТВЕРГ                                                 8.00 – 13.00

ПЯТНИЦА                                         8.00 – 13.00

Учебный план на 2019-2020 уч.г.

по организованной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ «Детский сад № 396 «Подсолнушек»

Образовательная область. Направление деятельности

Количество занятий в неделю

Речевое развитие. Восприятие художественной литературы

1

Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская (ознакомление с природой)

0,5

Познавательное развитие. Подгрупповые занятия с психологом

2

Познавательное развитие. Развитие математических представлений

1

Социально-коммуникативное развитие. Ознакомление с окружающим 

1

Художественно эстетическое развитие. Рисование

1

Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация

1

Художественно-эстетическое развитие. Конструирование

0,5

Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие

 

2

Физическое развитие. Физическая культура

3

Групповое занятие с учителем-логопедом 

4

Индивидуальные занятия с логопедом

2

Индивидуальное занятие с воспитателем

2


Режим коррекционно-образовательной деятельности

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ детский сад №396 «Подсолнушек» на 2019-2020г

Время

Пон,вт,четв,пятн

Формы работы

Содержание

8.00 – 9.00

9.00 – 9.20

9.30-9.50

9.50 – 11.05

11.05 – 11.15

11.15 – 12.35

12.35 – 12.45

12.45 – 13.00

Индивидуальные занятия

Подгрупповые занятия

Индивидуальные занятия

 Подгруппа  

Индивидуальные занятия

Подгруппа  

Артикуляционная гимнастика, коррекция звукопроизношения, развитие фонематических процессов, формирование лексико-грамматического строя речи.

Развитие речи и коррекция звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика, коррекция звукопроизношения, развитие фонематических процессов, формирование лексико-грамматического строя речи.

Участие в режимном моменте (подготовка к прогулке) – активизация словаря, формирование грамматического строя речи.

Коррекция звукопроизношения, развитие фонематических процессов, формирование лексико-грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики.

Участие в режимном моменте (подготовка к обеду, обед) – активизация словаря, формирование грамматического строя речи.

Оформление документации

Время

Среда

Формы работы

Содержание

12.30 – 13.00

13.00 – 13.30

13.30 – 15.00

15.00 – 15.40

15.40 –17.00

17.00 – 17.30

Подгруппа  

Индивидуальные, подгрупповые

 Подгруппа

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Индивидуальные, подгрупповые

Участие в режимном моменте (подготовка к обеду, обед) – активизация словаря, формирование грамматического строя речи.

Оформление документации

Индивидуально-консультативная работа.

Консультации для педагогов МДОУ.

Участие в режимном моменте (подъем детей) – дыхательная гимнастика.

Коррекция звукопроизношения, развитие фонематических процессов, формирование лексико-грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики

Консультативная работа с родителями.

3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда, групповом помещении и участке создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному благополучию и полностью соответствует требованиям «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)».

Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении представлена в паспорте логопедического кабинета (Приложение 6) и в паспорте старшей группы компенсирующей направленности (Приложение 7).

3.4.Методическое обеспечение рабочей программы

по реализации образовательной области «Речевое развитие».    

  • Основная общеобразовательная программа МБДОУ
  • Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР (ОНР I, II, III уровней) в группах компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад № 396 «Подсолнушек»
  • Примерная основная общеобразовательная программа ДО «От рождения до школы»/ Под ред. И. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010
  • Программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М. 2009
  • «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищева СПб.:«Детство-пресс», 2016.
  • «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. Парциальная программа СПб.:«Детство-пресс», 2015
  • «Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7 лет)» Н.В. Нищева, Л.Б. Гавришева, Ю.А. Кириллова. СПб.:«Детство-пресс», 2016
  • Планирование коррекционно-развивающей работы и рабочая программа учителя-логопеда. Н.В. Нищева. СПб.:«Детство-пресс», 2015
  • Диагностика нарушений речи детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб. 2001
  • Нищева Н.В. Речевая карта ребёнка с ОНР (с 4 до 7 лет). СПб.:«Детство-пресс», 2014
  • Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребёнка с ОНР. СПб. 2017
  • Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (части 1 и 2) СПб.:«Детство-пресс», 2015
  • Нищева Н.В. Мой букварь.- СПб.:«Детство-пресс», 2015
  • Нищева Н.В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста №1 СПб.:«Детство-пресс», 2015
  • Нищева Н.В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста №2 СПб.:«Детство-пресс», 2015
  • Нищева Н.В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста №3 СПб.:«Детство-пресс», 2015
  • Денисова Т.В. «Книга для чтения» к обучающему пособию.СПБ.: «Детство-пресс»,2016
  • Нищева Н.В. Играйка 1. Дидактические игры для развития речи дошкольников. СПб. : «Детство-пресс», 2013
  • Нищева Н.В. Играйка 2. Дидактические игры для развития речи дошкольников. СПб. : «Детство-пресс», 2013
  • Нищева Н.В. Играйка 5. Дидактические игры для развития речи дошкольников. СПб. : «Детство-пресс», 2015
  • Нищева Н.В. Играйка 9. Различайка. СПб. :«Детство-пресс», 2015
  • Нищева Н.В. Играйка 12. Маленькая хозяйка. Игры для развития речи, мышления, внимания. СПб. : «Детство-пресс», 2013
  • Нищева Н.В. Разноцветные сказки. СПб. : «Детство-пресс», 2013

Специальная и методическая литература

  • Коррекция нарушений речи у дошкольников. Авторы-составители Сековец Л.С. Разумова Л.И. Дюнина Н.Я. Ситникова Г.П. НН 2002
  • Коррекция нарушений речи у дошкольников. Авторы-составители Сековец Л.С. Разумова Л.И. Дюнина Н.Я. Ситникова Г.П. (второй год обучения). НН 2005
  •  Кыласова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы – Волгоград: Учитель.
  • Логопедия. Под редакцией Волковой Л.С. (в 2 частях) М. 2004
  • Буденная Т.В.  Логопедическая гимнастика СПб. 2001
  • Буйко В., Сыропятова Г. Логопедические игралочки. «Свистящие и шипящие, Л и Р» «Звонкие и глухие согласные». Екб. 2010
  • Буйко В., Сыропятова Г. Речевые игралочки. «Парные твёрдые и мягкие согласные». Екб. 2010
  • Комарова Л.А. Автоматизация звука в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.ГНОМ и Д. 2008 (звуки С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Ль,Р,Рь)
  • Коноваленко В.В. Коноваленко С.В.  Коррекция произношения звука Й.   М. 2007
  • Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Коррекция произношения звуков Н,Т,Д. М. 2007
  • Коноваленко В.В. Коноваленко С.В.  Коррекция произношения звуков К,Г,Х. М. 2007
  • Егорова О.В. Речевой материал. Коррекция произношения звуков М, Мь, Н, Нь, Ф, Фь, В, Вь, Т, Т, Ть, Д, Дь, П, Пь, Б, Бь.  М.ГНОМ и Д. 2013
  • Юдина Я.Л. Сборник логопедических упражнений. М. ВАКО.2010
  • Спивак Е.Н. Речевой материал для автоматизации и дефференциации звуков Ш, Щ, Ж, Ч, З, Зь, С, З, Ц.
  • Краузе Е. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.           СПб 2004
  • Логопедические тетради. Серия «Солнечные ступеньки». «На звуки С и Сь» «На звуки З, Зь, Ц» «На звуки Ж и Ш» «На звуки Ч и Щ» «На звуки Л и Ль» «На звуки Р и Рь»
  • Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М. 1995
  • Максаков А.И. Туманова Г.А. Учите, играя (2-7 лет) М. 2005
  • Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации звуков разных групп. СПб 2015
  • Нищева Н.В. Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп. СПб 2015
  • Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб. 2001
  • Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. М. 2007
  • Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб 2007
  • Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. М.2003
  • Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. СПб 2000
  • Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. М. 2006
  • Бортникова Е. Ф. Учимся составлять рассказы. Екб. 2016
  • Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста. СПб 2017
  • Епсфанова О. В. Автоматизация и дифференциация звуков Волгоград:

Учитель 2011

  • Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб 2002
  • Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопеда для детей с ТНР (ОНР) 5-6 лет

Рабочая программа логопеда для детей с ТНР (ОНР) 5-6 лет   Составила учитель-логопед: Дмитриева М.Е.МБДОУ «Детский сад №57»комбинированного вида...

Рабочая программа логопеда в старшей группе .

рабочая программа логопеда в старшей группе....

рабочая программа логопеда во второй младшей группе для детей с ОНР

рабочая программа  разработана в соответствие  с ФГОС...

Проект рабочей программы логопеда на логопункте дошкольного образовательного учреждения

Проект рабочей программы логопеда на логопункте дошкольного образовательного учреждения...

рабочая программа логопеда по ФГОС

Данная программа разработана для коррекционной работы с дошкольниками 3-4 лет с ОНР , с учётом программы "Детство"...

рабочая программа логопеда

рабочая программа логопедического пункта...

рабочая программа логопеда

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно – развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех...