Использование ИКТ в практике работы учителя-логопеда
статья по логопедии

Песковатская-Круглова Яна Сергеевна

Направления работы. Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми, этапы реализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_praktike_raboty_uchitelya-logopeda.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в практике работы учителя-логопеда

Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры и образования. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые вывели педагогов на новый уровень педагогической рефлексии и позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия.

Активное и эффективное внедрение ИКТ ускоряет передачу знаний и накопленного социального  опыта человечества, повышает качество обучения и образования, позволяет человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям и  требованиям современного общества, повышает компетентность и уровень самореализации педагога.  В настоящее время в сети Интернет существует много детских сайтов, образовательных программ, электронных ресурсов, которые может использовать учитель-логопед в своей деятельности.

Использование ИКТ в научно-методической деятельности учителя-логопеда.

Информационно-компьютерные технологии могут использоваться в научно-методической работе учителя-логопеда, что облегчает организацию деятельности учителя-логопеда. Появилась возможность:

  • оформления всех видов документации по организации коррекционно-образовательного процесса и средствами MicrosoftOffice (рабочая программа, планирование, отчёты, конспекты, консультации и рекомендации для педагогов и родителей, задания с материалом для закрепления дома, буклеты, памятки, брошюры и т.д.);
  • создания информационного банка нормативной базы, банка сведений о детях, имеющих речевые нарушения.
  • использования программы Excel для составления графиков и диаграмм, обработки результатов диагностических исследований.
  • использования различных графических редакторов и программ (WinRaR, PinnacleStudioPlus, WindowsMovieMaker, AdobePhotoshopCS3, MicrosoftOffice) для обработки видеоматериалов, позволяющих  презентабельно оформить наглядный материал к различным мероприятиям, проводимым в ДОУ, брошюры, буклеты и информационные стенды.

Также появилась возможность:

  • создания электронного портфолио  педагога.

Пользование информационной сетью Интернет привело к тому, что педагог получил возможность:

  • узнавать из Интернета самые последние новости в сфере

образования;

  • знакомиться с новинками педагогической литературы;
  • обмениваться профессиональным опытом в Сети;
  • находить нужные материалы для работы;
  • презентовать себя в Сети, ведя личный блог, создавая сайт или

страницу на сайте учреждения.

Использование ИКТ во взаимодействии учителя-логопеда с педагогами и родителями.

ИКТ позволили изменить условия взаимодействия с педагогами и родителями. Эффективность работы учителя-логопеда во многом зависит от взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, в том числе с педагогами и родителями. Одно из направлений работы учителя-логопеда: информирование и консультирование педагогов и родителей о нормах речевого развития, об особенностях формирования речи на всех возрастных этапах дошкольного детства, о речевых нарушениях, их профилактике, путях коррекции.

Проведение педагогических мероприятий (родительских собраний, консультаций, тренингов и т.д.) с использованием мультимедийной техники является современной формой информирования и консультирования, позволяющей представить материал красочнее, информативнее и увлекательнее, помогает выделить его основные аспекты и дает возможность их проиллюстрировать.

Одной из новых форм работы с родителями стало информирование родителей через сайт. На сайте ДОУ родители могут познакомиться с планами работы учителя-логопеда, узнать о проводимых мероприятиях, получить консультацию, найти ссылку ни другие полезные сайты и полезную литературу. На странице логопеда посетители сайта могут сделать запрос об индивидуальной консультации на интересующую их тему, задать вопрос.

В работу учителя-логопеда может быть введена следующая форма взаимодействия: адресное оперативное информирование родителей по электронной почте и в социальных сетях.

Использование ИКТ в коррекционной работе с   детьми.

Основная цель работы учителя-логопеда – коррекция речевых нарушений, имеющих различную этиологию

Замещать эти методы и приемы использованием ИКТ, конечно же, нет необходимости. Компьютерные средства, не являясь основными методами коррекции, представляют для специалиста дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка, служат одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Но необходимо соблюдать следующие условия для сбережения здоровья ребенка: работа с компьютером на одном занятии должна проводиться в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю; до начала занятия и после него нужно проводить гимнастику для глаз.

Этапы реализации опыта

Работа учителя-логопеда с детьми включает в себя диагностический блок и профилактически-коррекционный.

  • Диагностический блок. Работа учителя-логопеда начинается с диагностики всех аспектов речевых проблем дошкольника. Есть множество традиционных логопедических методик и альбомов для обследования. Электронная версия позволяет более мобильно находить нужный материал для обследования, включать в него необходимые разделы, проводить при необходимости экспресс-диагностику.

Для отслеживания динамики усвоения программного материала нами были разработаны электронные тесты в программах-тесторах: «Гласные буквы», «Гласные и согласные звуки», «Твёрдые и мягкие согласные». Тесторы позволяют получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала, при необходимости своевременно его скорректировать, а также ребёнок может сразу увидеть оценивание работы, наличие или отсутствие ошибок.

  • Профилактически-коррекционный блок. Использование ИК технологии в коррекционном процессе с детьми, имеющими нарушения речи, возможно, как в групповых, так и в индивидуальных формах работы.

Групповое занятие может сопровождаться мультимедийной презентацией в качестве иллюстративного компонента, для того, чтобы акцентировать внимание детей на основных аспектах нового материала.

Технология дифференцированного обучения предполагает проводить коррекционное воздействие через индивидуальные занятия. Использование компьютерных средств на определенном этапе работы позволяет создать дополнительный интерес ребенка к коррекционному процессу, поддерживать его длительное время. Высокая мотивация приводит к большей эффективности в решении поставленных задач, к созданию психологического комфорта.

Использование мультимедийных средств в планировании фрагментарного индивидуального логопедического воздействия на ребенка позволяет преодолеть неуспех или затруднения в более быстрые сроки и является одним из методов технологии полного усвоения программы и дифференцированного подхода к коррекции.

Если при выполнении компьютерных заданий ребенок может пользоваться самопроверкой, то возрастает его активность, сознательность, самостоятельность в решении собственных проблем, что повышает самооценку и осознанное представление о динамике и успехах, и, в конечном счете, приводит каждого ребенка к высокому уровню успешности.

Вы спросите, а на каких этапах коррекционно-педагогической деятельности для формирования личностных УУД у детей учитель-логопед может внедрять компьютер? Да практически на любых:

  • на подготовительном этапе узнавания речевых и неречевых звуков;
  • на этапе формирования и коррекции произносительной стороны устной речи;
  • на этапе постановки, автоматизации и развитии фонематического слуха;
  • на этапе формирования лексико-грамматического строя речи;
  • на этапе развития связной речи.

Я использую ИКТ в процессе совместной деятельности с детьми на коррекционно-педагогических занятиях в качестве современного наглядного материала. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. С целью оптимизации процесса я использую современные интерактивные игры портала «Мерсибо».

Компьютерные задания-игры развивающего и обучающего характера повышают познавательный интерес, уровень учебной мотивации у дошкольников и результативность педагогического воздействия.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, позволяют оптимизировать процесс коррекционной работы, повысить мотивацию дошкольников к обучению, повышая тем самым эффективность логопедической помощи ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ . Мультимедийные презентации, компьютерные игровые упражнения на логопедических занятиях становятся достаточно привычным явление...

Проект "Тайны птичьего мира" в рамках городского творческого конкурса "Внедрение ИКТ в практику работы учителей-логопедов ДОУ"

Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам....

Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда.

О проектной деятельности логопеда (кратко0...

Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда в ДОО

Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда в  ДОУ...

Тема «ИКТ в практике работы учителя-логопеда: аспекты реализации требований ФГОС»

Тема «ИКТ в практике работы учителя-логопеда: аспекты реализации требований ФГОС»...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...

Мастер-класс: «Использование игр и упражнений по развитию дыхания у дошкольников с ОНР в практике работы учителя-логопеда»

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном р...