Технология проведения артикуляционной гимнастики, основанная на сочетании пения с движениями языка, под аккомпанемент металлофона в работе учителя — логопеда.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Знаменская Елена Владимировна

Аннотация: в статье раскрывается суть артикуляционных упражнений, в которых сочетаются пение и движение языка одновременно. Эта технология обеспечивает выработку правильных и точных артикуляционных укладов языка, облегчает постановку звуков, сокращает длительную работу подготовительного этапа по постановке звука у детей с ТНР.

Использование металлофона при выполнении артикуляционной гимнастики позволяет пропевать различные звукосочетания, что является полезным для детей с ТНР. У таких детей, как правило, может быть нарушен тонус языка. У одних детей мышцы языка могут быть напряжены, у других сильно расслаблены. Артикуляционная гимнастика, сочетающая в себе пение, использование голоса и движения, нормализует тонус, формирует правильный артикуляционный уклад, улучшает переключаемость артикуляционных движений, способствует созданию определенной двигательной программы в зонах мозга.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №19 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" "Ново-Савиновского района г. Казани"

         

             

                        Авторская методическая разработка.                            

Технология проведения артикуляционной гимнастики, основанная на сочетании пения с движениями языка,  под аккомпанемент металлофона  в работе учителя — логопеда по формированию правильных артикуляционных навыков у детей с ТНР.

Подготовила

учитель - логопед:

Знаменская Елена Владимировна

Казань, 2019 г.

Аннотация: в статье раскрывается суть артикуляционных упражнений, в

которых сочетаются  пение и движение языка одновременно. Эта технология обеспечивает выработку правильных и точных артикуляционных укладов языка, облегчает постановку звуков, сокращает длительную работу подготовительного этапа по постановке звука у детей с ТНР.

   Использование металлофона при выполнении артикуляционной гимнастики позволяет пропевать различные звукосочетания, что является полезным для детей с ТНР. У таких детей, как правило, может быть нарушен тонус языка. У одних детей мышцы языка могут быть напряжены,  у других сильно расслаблены. Артикуляционная гимнастика, сочетающая в себе пение, использование голоса и движения, нормализует тонус, формирует правильный артикуляционный уклад, улучшает переключаемость артикуляционных  движений, способствует созданию определенной двигательной программы в зонах мозга.  

Для лучшего понимания детьми положения органов артикуляции в момент произнесения звукосочетаний используется пение в сочетании с артикуляционной гимнастикой. Целесообразно использовать эту технологию на подготовительном этапе постановки звуков при выполнении артикуляционной гимнастики. Это способствует чёткому и точному выполнению артикуляционных упражнений, формирует правильный «голосовой» выдох.  

Ключевые слова: металлофон, звучание, артикуляционная гимнастика и голос, музыкальная система в логопедии, музыкальное и логопедическое взаимодействие, артикуляционный уклад.

Цель авторской разработки: Представить технологию сочетания артикуляционных упражнений и пения с голосом  под сопровождение музыкального инструмента — металлофон для формирования правильных артикуляционных укладов у детей с ТНР.

Задачи:

  1. Стимулирование у детей правильных артикуляционных движений и укладов.
  2. Побуждение детей одновременно делать артикуляционные упражнения с пением.
  3. Формирование переключаемости движений артикуляционного аппарата.
  4. Вовлечение детей в музыку и пение. Вызывание у них интереса к артикуляционной гимнастике.
  5. Развитие мотивации к занятиям и поддержание интереса с помощью музыки и музыкальных инструментов.
  6. Развитие мелкой моторики пальцев и артикуляционной моторики.
  7.  Совершенствование речевого дыхания, удлинение голосового выдоха.
  8. Закрепление правильной артикуляции лабиализованных гласных звуков.

Металлофон или ксилофон чаще всего используют наши коллеги, музыкальные педагоги, музыкальные руководители ДОУ. Этот уникальный инструмент легко издаёт звуки и логопеды применяют его на первых занятиях по знакомству детей с неречевыми звуками. Звучание этого инструмента яркое, отчётливое, широкое. Его звучание легко отличить от других музыкальных инструментов таких как: маракас, колокольчик, бубен, барабан. Интересна идея использовать этот инструмент не только в целях развития фонематического слуха, но и в целях соединить воедино артикуляционные упражнения с голосом, а именно с пением во время артикуляционной гимнастики определённых гласных звуков и звукосочетаний. У детей с тяжёлыми речевыми нарушениями очень долго продолжается подготовительный этап к постановке того или иного звука. Артикуляционную гимнастику приходится делать длительно в сочетании с мимическими упражнениями и массажем.  

  Педагоги по вокалу используют в своей практике различные детские распевки  для подготовки голосового аппарата к пению, укрепления круговой мышцы рта, мышц языка, а так же для верхней и нижней челюсти. Они используют распевки под аккомпанемент фортепиано. Эти два направления: обучение детей пению — вокалу педагогами музыки и логопедическая работа по постановке звуков логопедами, в частности  артикуляционная гимнастика, ведутся как два разных направления. Было бы хорошо объединить эти два направления, но для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посещать и логопеда и музыкальную школу (хоровое отделение) сложно, так как возникает нагрузка на неокрепшую нервную систему ребёнка-дошкольника.  Как правило, ребёнка нужно куда-то водить родителям после детского сада.

  Возникает вопрос, можно ли использовать пение под аккомпанемент металлофона во время проведения артикуляционной гимнастики? При «пропевании артикуляционных упражнений», у детей правильно физиологически воспроизводится артикуляционный уклад. Детям нравиться звучание мелодии металлофона. Появляется интерес, а следовательно и мотивация, к выполнению артикуляционной гимнастики. Гимнастика становится не просто беззвучным, «сухим» повторением каких-то действий губами, языком, щеками, а «озвученными» упражнениями, что помогает правильно сформировать определённые артикуляционные уклады. Первая сложность, с которой пришлось столкнуться — это незнание нотной грамоты и не умение владеть игрой на музыкальных инструментах. Мы воспользовались    элементарной методикой  игры для детей на металлофоне. Нас заинтересовала методика Карла Орфа — немецкого музыканта и педагога. Методику музыкально — воспитательной работы по системе Орфа чаще используют в своей работе музыкальные руководители ДОУ. В логопедической практике эта методика практически не используется. Данная система показалась интересной с точки зрения логопедии. Возникла идея применения элементов этой системы в коррекционной работе у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Система музыкально — воспитательной работы Карла Орфа схожа и близка с логоритмическими упражнениями и в целом с занятиями по логоритмике, но более свободна в выборе движений, ритма и музыки. Элементы системы мы позаимствовали у наших коллег —  педагогов музыкантов.

Уникальность нашей методики в том, что пение, как часть артикуляционной гимнастики не используется на логопедических занятиях. Логопедические распевки используются лишь для автоматизации звука на этапе, когда звук уже поставлен. При классической артикуляционной гимнастике, когда логопед показывает ребёнку  динамическое или статическое  упражнение, он не использует голос, а просто наглядно показывает, как сделать то или иное артикуляционное упражнение. Например: читает стишок «Подражаю я слону, губы трубочкой тяну» или включает в записи музыкальное воспроизведение этой короткой песенки. Цель данного воздействия — вызвать у ребёнка правильное положение губ, разработать круговую мышцу рта. Ребёнок выполняет упражнение «Трубочка». Упражнение выполняется беззвучно ребёнком. Иногда логопед может сказать ребёнку, чтобы тот пропел звук [У].

Ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи имеет слабый голосовой выдох. Гласный звук, который он пытается тянуть, петь у него плохо получается. Он поёт или тихо или просто произносит, что не способствует правильному артикуляционному движению. Вялые движения губами не приносят результата.  Наблюдения показывают, если звук подкрепляется голосом с аккомпанементом под инструмент, то артикуляционное упражнение выполняется гораздо эффективнее. Все упражнения артикуляционной гимнастики и статические и динамические можно выполнять с пением под аккомпанемент металлофона.

Рассмотрим модель подгруппового занятия с использованием нашей методики. Наша методика использует элементы музыкальной педагогики Карла Орфа, где используется широкий диапазон движений, музыки, хлопков, щёлканье пальцами, притопы, прихлопы, удары по коленям. Занятие проводится в пении практически всего материала. Педагог как бы показывает ребёнку, как делать артикуляционные движения с голосовым сопровождением под музыку металлофона.

Дети идут друг за другом. Садятся в удобной позе  на ковёр  в круг. Логопед поёт. Под пение выполняется пальчиковая гимнастика «Зонтик». Далее используются стихи С. Маршака, перевод английских песенок «Барашек», «Маленькая девочка», «Шалтай — Болтай». Мелодию для воспроизведения данных стишков логопед придумывает сам. Стихи пропеваются вместе с детьми. Подбирается доступная для детей мелодия.

Ты скажи барашек наш ( остановка)

Сколько шерсти ты нам дашь? ( остановка)

Не стриги меня пока (остановка)

Дам я шерсти три мешка (остановка)

Логопед показывает три пальца

(указательный, средний, безымянный. Мизинец и большой пальцы прижаты к ладони)

 Один мешок хозяину ( остановка)

Другой мешок хозяйке ( остановка)

А третий детям маленьким на тёплые фуфайки.

Дети загибают пальчики в соответствии с текстом песенки.

В  дальнейшем эти стихи Маршака можно пропевать с детьми по ролям, как забавные песенки инсценировки. Надо сказать, что английские песенки в переводе Маршака очень ритмичны и легко поются под любую придуманную педагогом мелодию. В занятии чередуются пальчиковая и артикуляционная гимнастика. Используются пальчиковые и музыкальные игры Е. Железновой. Это способствует глубокому воздействию на центральную нервную систему детей с ТНР.

Логопед: «Ребята когда я шла к вам на занятие, то встретила вот этого Барашка. Он попросил меня, чтобы я взяла его с собой к вам в гости. Барашек мне сказал, что он очень голоден и хочет кушать. Ещё он мне сказал, что он любит есть вкусные пирожки. А вы умеете печь пирожки?»

Дети: «Нет».

Логопед: «Я вас научу. Мы будем печь необычные музыкальные пирожки, а помогать нам будет в этом наш язычок. Который живёт у вас в ротике и умеет петь и танцевать и даже печь пирожки». Логопед достаёт металлофон и показывает его детям.

Логопед: «Мы с вами будем петь песенки и печь пирожки под музыку. Видите какой я вам принесла музыкальный инструмент. Он называется — металлофон.

Давайте сначала споём Барашку нашу любимую песенку. Чтобы ему стало веселее».

Логопед берёт палочку — молоточек для игры на металлофоне и начинает играть.

Одновременно логопед показывает чередование упражнений «Улыбка», «Трубочка» с их последовательным «пропеванием». На металлофоне используется только две ноты: нота «До» и нота «Ре». При звучании ноты «До» дети вместе с логопедом поют гласный звук «И» ( красная пластинка на металлофоне). При звучании ноты «Ре» дети поют вместе с логопедом звук «У» (оранжевая пластинка на металлофоне).

Пение гласных звуков с артикуляционными движениями воспроизводится  до 10 секунд. При этом артикуляционный уклад звуков «И» и «У» воспроизводится детьми более точно. Чётче работают мышцы губ. У детей возникает ритмизация артикуляционных движений, улучшается переключаемость.

Логопед: «Барашку и девочке очень понравилась ваша песенка. А сейчас давайте возьмём муку и воду и смешаем их миксером. Миксер —  это наш с вами язычок . Когда работает миксер на кухне, мы можем услышать как он поёт. А поёт он так: «Ха — Ха»;  «Ха — Ха»; «Ха — Ха»; «Ха — Ха».

Логопед показывает детям, как нужно пропеть звукосочетание «Ха». Набирая носом воздух и на выдохе произносит звукосочетание «Ха», растягивая —  пропевая гласную «А». Выполняется артикуляционное упражнение «Часики» с пропеванием звукосочетания «Ха» под аккомпанемент металлофона. Используется только две пластинки на металлофоне: нота «До» и нота «Ми». Под звучание ноты «До» язычок двигается вправо, пропевая звукосочетание «Ха». Под звучание ноты «Ми» язычок двигается влево, пропевая звукосочетание «Ха». Таким образом дети «пропевают» артикуляционное упражнение «Часики».

Логопед: «Мы с вами хорошо поработали миксером. И у вас дети получилось пышное тесто. Посмотрите ребята наше тесто поднимается».  Логопед кладёт язык на нижнюю губу и показывает упражнение «Лопаточка», при этом поёт гласный звук «А» сопровождая упражнение звучанием ноты «До» соответствующей пластинки  на металлофоне.

Логопед: «Посмотрите ребята наше тесто поднимается». Дети поют звук «А», одновременно выполняя артикуляционное упражнение «Лопаточка». Упражнение «Лопаточка» выполняется детьми до 10 секунд.

Логопед: «Тесто наше поднялось, а сейчас мы с вами будем стряпать пирожки из него». Выполняется артикуляционное упражнение: «Накажем непослушный язычок». Упражнение сопровождается пропеванием звукосочетания «Пя», «Пя»,«Пя»,«Пя» и звучанием ноты «Ми» на металлофоне.

Логопед: «Вот вы слепили пирожки. Теперь их нужно испечь в печке. Положим наши пирожки в печку. Печка — это наш ротик и щёчки». Логопед раздувает щёки показывая «печку». Детьми выполняется артикуляционное упражнение «Шарик». При этом поётся звук «М», который сопровождается  звучанием пластинки ноты соль на клавиатуре металлофона. Упражнение выполняется 10 секунд.

Логопед: «Вот и испеклись наши пирожки. Они очень горячие. Нужно их остудить. Давайте их остудим, подуем на них». Дети выполняют артикуляционное упражнение: «Остудим блинчик». Дети дуют на широкий, плоский язык, при этом поют звук «В». Логопед, во время выполнения упражнения детьми, исполняет глиссандо на металлофоне.

Логопед: «Сильно подули на пирожки». Логопед энергично и быстро исполняет глиссандо на металлофоне.

Логопед: «Тихо подули на пирожки». Логопед исполняет глиссандо медленно.

При этом у детей формируется правильный голосовой выдох. Упражнение способствует развитию правильного речевого дыхания. В этом упражнении сочетается несколько очень важных, на наш взгляд, моментов. Выдох у детей осуществляется вместе с голосом, что способствует правильному положению языка, он становится широким и распластанным. Нормализуется тонус языка. Детям очень нравится это упражнение, они с удовольствием его выполняют. Они заинтересованы игрой и их привлекает мелодия и звуки металлофона. В таких условиях у ребёнка самопроизвольно возникает нужная артикуляция без напряжения.

Логопед: «Наши пирожки остыли. Вы хотите угостить пирожком гостей».

Дети: «Да».

Логопед: «Вам нужно пирожок разделить на всех». Дети выполняют динамические упражнение «Большие качели». При выполнении упражнения поётся звук «А». Пластинка  ноты «Фа» на металлофоне. Упражнение выполняется 10 секунд.

Логопед: «Вот и разделили пирожок. Барашек и Девочка хотят попробовать ваши пирожки. Приготовьте  ладошки с пирожками. Логопед подходит к каждому ребёнку с игрушкой барашек и «пробует» у детей с ладоней приготовленные пирожки, при этом спрашивает каждого ребёнка:

  • Какой у тебя пирожок? Дети называют сами: клубничный, яблочный, капустный, малиновый, черничный и т.д. Закрепляется лексико — грамматические категории, образование относительных прилагательных.

Логопед: «Спасибо  очень вкусные у вас пирожки. Сел барашек на лошадку и поскакал на ней». Детьми выполняется артикуляционное упражнение «Лошадка» и упражнение «Орешки», в сопровождении мелодии для танца «Белочка с орешками», автор неизвестен.  Мелодия подобрано не случайно. Благодаря этой мелодии упражнения выполняется ритмично, чётко, легко отрабатывается переключаемость движений языка. Детям очень нравиться эта мелодия, она вызывает у детей эмоциональный подъём. При выполнении детьми упражнения «Лошадка» мы используем движение пальчиками. На каждый щелчок языка соединяются пальчики в колечко на обеих руках одновременно большой с указательным, большой со средним, большой с безымянным, большой с мизинцем. Это способствует выработке точной и целенаправленной артикуляционной моторики, способствует хорошей переключаемости с одного движения на другое, а так же растягивает подъязычную связку. Выполняя с помощью нашей технологии упражнение «Лошадка», можно добиться быстрых результатов в формировании нужных артикуляционных укладов.  

Далее детям предлагается пропевание гласных по методике "Новиковой — Иванцовой при работе  с безречевыми детьми" (музыка представлена в приложении). Детям включается мелодия и вместе с логопедом пропеваются гласные звуки: А, У, О, И, Э, Ы. Пропевание сопровождается показом картинок - символов гласных звуков (Картинки представлены в приложении).  Это упражнение выполняется на каждом занятии. Оно способствует правильному формированию артикуляции лабиализованных гласных, удлиняет голосовой выдох, формирует предпосылки для последующей постановки некоторых согласных. Например пение гласного звука "И" необходимо для постановки согласных звуков "С", "З", "Ц". Мы пропеваем с детьми гласные, показывая на каждый звук картинку - символ звука. Заканчивается занятие пальчиковым упражнением с пропеванием «У кошечки нашей есть десять котят».

Подводя итоги всего вышесказанного, можно сделать выводы, что использование голоса и пения в артикуляционной гимнастике очень важно, так как любая артикуляция неразрывно связана с голосом. Только используя совместно произнесение и пение, мы добиваемся нужных артикуляционных укладов для последующей постановки звуков. Пение способствует правильному речевому дыханию. Звук возникает в голосовых связках и отражается на нашей артикуляции. Звук охватывает так же резонаторы, полости в верхних отделах лица, пазухи носа, ротовую и носовую полость. Это помогает физиологически сформировать правильный  артикуляционный уклад без каких-либо сложных воздействий. Мелодия металлофона вызывает интерес  у детей. Она делает логопедические занятия более эмоциональными, весёлыми, позволяет длительно сохранять интерес и мотивировать детей к выполнению артикуляционной гимнастики. Кроме того, пение гласных звуков благоприятно влияет на соматически-ослабленных детей с ТНР. Оно нормализует внутренние физиологические процессы организма, развивает лёгкие, удлиняет голосовой выдох, помогает выработать у детей правильное диафрагмальное дыхание. Наша технология может применяться в обычных детских садах учителями — логопедами. Технология позволяет сократить подготовительную работу учителя — логопеда, что является актуальным в наше время при большом количестве детей с ТНР в детский садах.

 

Список литературы

1. Гудкин Д. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику. – Классика XXI. –М., 2013 

2. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа под редакцией Л.А. Баренбойма. Издательство «Музыка», Ленинград — 1970 г.

3. Пальчиковые игры от Екатерины Железновой https://wwe.lalamus.mobi/music

4.Методика развития для неговорящих малышей Новиковой - Иванцовой http://defektologpro.ru/razvivayushhie-metodiki/metodika-razvitiya-dlya-negovoryashhih-malyshej-novikovoj-ivantsovoj.html

5. Микляева, Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. - М. :АЙРИС-пресс, 2015. - 112 с.:ил.- (Популярная логопедия).

6. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. - 2-е изд., испр. - М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. - 123, [5] с.: (Библиотека логопеда).

7. Весёлова Е.И., Скрябина Е.М. Игры и упражнения на каждый день для детей 4 - 5 лет с ОНР. Ч. 1. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 64 с. (Библиотека логопеда). (5)

8. Весёлова Е.И., Скрябина Е.М. Игры и упражнения на каждый день для детей 4 - 5 лет с ОНР. Ч. 2. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 64 с. (Библиотека логопеда). (6)

9. Парамонова Л. Г. П18 Логопедия для всех. - 4-е изд. СПБ.: Питер, 2010. - 4016 с.: ил.

10. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. - М.: В. Секачев, 2016. - 264 с., цветная вклейка 12 с.

11. Ведехина С.А. Клиническая психология: конспект лекций / С. А. Ведехина. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 174, [1] c. - (Зачёт и экзамен).

12. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 64. (Библиотека логопеда).

13. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у детей: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург : ООО "КнигоМир", 2011. - 320 с.

14. Акименко В.М. Логопедический букварь / В. М. Акименко. - Ростов н/Д : Феникс, 2018. - 169 с. - (Библиотека логопеда).

15. Организация работы дошкольного логопедического пункта: Методическое пособие / Под ред. Л. С. Вакуленко. - СПб. : ООО " ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2013. - 176 с. (Кабинет логопеда).

16. Маршак С.Я. Весёлые стихи и песенки. Москва "Малыш".

Приложение

Символы гласных звуков.

1.Пальчиковые игры от Екатерины Железновой https://www.lalamus.mobi/music

2.Методика развития для неговорящих малышей Новиковой - Иванцовой http://defektologpro.ru/razvivayushhie-metodiki/metodika-razvitiya-dlya-negovoryashhih-malyshej-novikovoj-ivantsovoj.html 

melodia_1_metodiki_novikovoy_t.n.mp3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

"Советы учителя - логопеда по проведению артикуляционной гимнастики.

Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ...

презентация"Многофункциональное применение артикуляционной гимнастики в работе учителя -логопеда"

Методическая разработка "Многофункциональное применение артикуляционной гимнастики в работе учителя - логопеда" представляет собой  презентацию - теоретическое руководство к действию уч...

«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Артикуляционная гимнастика»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержани...

Использование дидактических игр, основанных на методе наглядного моделирования, в работе учителя-логопеда

Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста является наглядное моделирование. Используя этот метод, педагог и ребенок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текст...

Сочетание различных форм и методов коррекционного развития в работе учителя-логопеда

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательн...

Конспект выступления на МПО учителей логопедов: «Особенности проведения артикуляционной гимнастики при различных речевых нарушениях»

laquo;Особенности проведения артикуляционной гимнастики при различных речевых нарушениях»...