Совместные игры для родителей с детьми с ОНР
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Ануфриева Кира Владимировна

Для формирования речи ребёнка с общим недоразвитием речи требуется довольно длительный период времени.  Преодолеть данные речевые трудности, можно лишь вовлекая в коррекционный процесс, помимо специалистов ДОУ, главных помощников - родителей (законных представителей). Только такой комплексный подход позволит  достичь планируемого результата и закрепить его к концу пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sovmestnye_igry.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Тема: «Совместные игры для родителей с детей с ОНР»

        Для формирования речи ребёнка с общим недоразвитием речи требуется довольно длительный период времени.  Преодолеть данные речевые трудности, можно лишь вовлекая в коррекционный процесс, помимо специалистов ДОУ, главных помощников - родителей (законных представителей). Только такой комплексный подход позволит  достичь планируемого результата и закрепить его к концу пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.  

     Довольно часто при общении с близкими людьми воспитанника встаёт вопрос: как доступно объяснить суть проблемы и какие предложить приёмы развития речи ребёнка с ОНР, совместные и простые, не требующие специальной подготовки, не  требующие больших затрат времени и сил у часто занятых родителей, игры «на ходу», с подборкой которых мне и хотелось бы Вас познакомить.

       Однако перед проведением игр с ребёнком хотелось бы обратить внимание на некоторые важные моменты:

- родителям необходимо критично относится к своей собственной речи, обращая внимание на лексико-грамматическое оформление, на порой привычные и ставшие обиходными  речевые ошибки.

- обращаясь с просьбами, не относитесь слишком требовательно к еще не столь развернутому ответу ребёнка, если он только начал говорить, но в то же время  старайтесь стимулировать и побуждать к речи;

- Ваша поддержка, даже в маленьких «речевых» победах, создаст положительный эмоциональный фон, желание у ребёнка двигаться дальше;

- как можно чаще или хотя бы ежедневно перед сном читайте своему дошкольнику, сделайте это семейной традицией, тем самым развивая речь маленького человека;

- активно помогайте специалисту при автоматизации  звуков в самостоятельной речи, пусть ребёнок озвучивает свои действия, на примере Ваших комментариев, таким образом будут развиваться планирующая и регулирующая функции речи, которые играют незаменимую роль в становлении речи и мышления, такое планирование и организация собственной деятельности на основе словесной инструкции взрослого в дальнейшем приведёт к самостоятельному  построению рассказов, изложению своей мысли логично и последовательно, осмыслению причинно-следственной зависимости.

      Обращая внимание на становление детской речи с самых ранних лет жизни ребёнка, Вы можете оказать существенное воздействие на её формирование, закрепить полученные знания на логопедических занятиях и дальше «интуитивно» развить её.

Игра "Что мы видим во дворе?"

   Вместе с ребенком, идя после детского сада домой поиграйте в игру "Кто больше увидит и назовёт". По очереди перечисляйте то, что вы видите по ходу движения. Старайтесь описывать все увиденное в деталях.

Например: "Я вижу дерево. Оно высокое, у него толстый ствол, на ветке сидит птица. Помимо обогащения словарного запаса ребёнка, Вы сможете ненавязчиво развивать и грамматические категории (например, предлоги: «На ветке…, на дороге…, в парке…»). Если ребенку трудно дать развернутый ответ, помогите наводящими вопросами: «Ты видишь дерево? Оно высокое или низкое? Ствол тонкий или толстый?». Попросите вспомнить ребёнка, где он был вчера,  во что был одет, куда вы вместе ходили, как прошёл его день в детском саду.  

«Назови от 1 до 5»

Идя по улице считайте предметы,  начиная

 «УГАДАЙ ИГРУШКУ»

Цель:  формировать  умение  находить  предмет,  ориентируясь  на  его

основные признаки.

Предлагаем  вниманию  детей  3—4  игрушки.  Дети  называют  их.  Затем

сообщаем,  что  сейчас  будем  рассказывать  об  игрушке,  не  называя  её.  Дети

должны прослушать описание и сказать, что это за игрушка.

Вначале  следует  указывать  на  1—2  признака,  постепенно  их  число

увеличивают до трёх-четырёх.

«КТО ИНТЕРЕСНЕЕ ПРИДУМАЕТ»

Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу.

Оборудование. Флажки, значки.

Описание  игры.  Педагог  произносит  одно  слово  (глагол),  например,

«готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка

готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого

самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у

кого больше фишек, значков.

Примечание.  За  основу  предложения  можно  взять  не  только  глагол.

Педагог  может  назвать  любую  часть  речи  (прилагательное,  наречие  и  т.д.)  в

зависимости от цели занятия.

 «ЧТО НАПУТАЛ НЕЗНАЙКА?»

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к детям приходит Незнайка со своим другом щенком. Незнайка

хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает о щенке, допуская

ошибки и неточности в описании, например: «У щенка красный нос и большие

лапы.  Он  кричит: «Мяу!» Дети  должны  заметить все  неточности  и  ошибки и

исправить их.

 «КТО СУМЕЕТ ПОХВАЛИТЬ»

Цель:  подбирать  определения  к  существительным,  согласовывать

прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Взрослый  объясняет  условия  игры:  «Пьеро  принёс  нам  много  разных

картинок.  Я  вам  буду  их  показывать,  а  вы  —  хвалить  то,  что  нарисовано.

Например,  я  покажу  картинку,  на  которой  нарисован  апельсин.  Можно  так

похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как

можно  похвалить?  (Булочка  мягкая.)  Правильно,  а  тому,  кто  похвалит  лучше

всех, Пьеро подарит картинку».

Лексический материал: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай,

ёжик, лиса, мальчик и др.

Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама

добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ёжик серый, лиса рыжая,

мальчик трудолюбивый и т. п.

 «КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»

Цель: подбирать определения к предмету, явлению.

Взрослый называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как

можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.  

Пальто — тёплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, синее.  

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, весёлая, грустная.  

Мяч — резиновый, круглый, большой, красный.  

Дом  —  деревянный,  кирпичный,  панельный,  высокий,  низкий,  старый,

заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный.

 «СКАЖИ КАКОЙ»

Цель:  называть  не  только  предмет,  но  и  его  признаки  и  действия;

обогащать речь прилагательными и глаголами.

Предлагаем детям ряд заданий:

1.По отдельным признакам узнать предметы; отгадать загадки. «Круглое,

сладкое, румяное — что это?».

2.  Дополнить  словосочетание  словами,  отвечающими  на  вопрос,  какой

предмет по вкусу, цвету: сахар (какой?) - ... белый, сладкий; снег - ..., лимон - ….

 «НА ВЫСТАВКЕ»

Цель: давать описание картины, используя образные слова и выражения.

Взрослый  размещает  на  мольберте  или  в  групповой  комнате  детские

рисунки (желательно тематически подобранные или по  лексическим темам) и

организует выставку. Назначает экскурсовода, который проводит экскурсию по

выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если

ребёнок  в  чём-то  затрудняется,  дети  ему  помогают.  Воспитатель  регулирует

частоту смены экскурсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.

 «ЗАГАДКА»

Цель:  выделять  признаки  предметов,  придумывать  загадки,  используя

образные слова и выражения.

У каждого игрока на столе картинка, перевёрнутая изображением вниз.

Задание: придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим.

Выиграет тот, кто придумает самые интересные загадки, подберёт сравнения,

описания, «красивые» слова для своей загадки.

Вариант игры

Цель:  развивать  воображение,  умение  выразительно  передавать

содержание, характеры с помощью слова.

Взрослый  выбирает  одного-двух  игроков,  которые,  используя  кукол,

шапочки  или  другие  атрибуты,  разыгрывают  какой-либо  эпизод,  диалог  из

литературного  произведения.  Дети  отгадывают,  из  какой  сказки  или  рассказа

этот отрывок. Кто отгадает первым и скажет, что предшествовало этому эпизоду,

и какие действия в произведении за ним последуют, получит право загадывать

следующую загадку. Игра повторяется несколько раз.

 «КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ»

Цель:  выделять  в  художественном  тексте  образные  выражения,

специфические литературные обороты.

Игровое правило: выигрывает тот, кто больше заметит и назовёт сказочных

выражений, образных слов.

Взрослый говорит примерно следующее: «Разные народы живут на земле.

И у каждого народа есть свои сказки. Народные сказки легко можно отличить от

авторских литературных произведений, потому что в них особенные сказочные

слова, песенки. Сейчас я расскажу сказку, которую вы уже знаете. Внимательно

слушайте  и  постарайтесь  заметить  такие  слова».  После  чтения  сказки  дети

называют  специфические  сказочные  выражения.  Каждый  правильный  ответ

отмечается фишкой.

 «ЗАДУМАЙ СЛОВО»

Цель: систематизировать представления о значении слов, выражать свои

мысли в краткой форме, подбирать слова-названия качеств, предметов, действий.

Ребёнок задумывает слово, которое все знают, но не называет его, а только

рассказывает, что оно обозначает, т. е. какой предмет, что с ним можно делать

или  что  он  делает.  Остальные  участники  игры  отгадывают,  что  это  за  слово,

например:  

он пушистый, лакает молоко, мурлыкает (котёнок);  

он красивый, голосистый, кукарекает (петух);  

она металлическая, ею можно есть суп, кашу (ложка);  

она оранжевая, длинная, вкусная, сочная (морковка);  

оно белое, плывёт по небу (облако).

 «КАКОЕ ЧТО БЫВАЕТ?»

Цель: классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу;

сравнивать  предметы,  сопоставлять;  подбирать  как  можно  больше

наименований, подходящих под заданное определение.

Детям предлагают рассказать Незнайке, что бывает: зелёным  — огурец,

крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки;  

широким — река, дорога, лента, бульвар, улица;  

новым  —  шуба,  валенки,  платье,  пальто,  игрушки,  дом,  автомобиль,

журнал, мебель;  

маленьким — котёнок, мышка, лисёнок, брат, хомячок, мальчик;  

вкусным — конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт;  

пушистым — белка, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф, лиса;  

холодным  —  чай,  снег,  молоко,  лёд,  погода,  ветер,  зима,  комната,

перчатки, солнце, мороженое, сосулька, компот;  

высоким — дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура;  

круглым  —  стол,  мяч,  апельсин,  яблоко,  голова,  лицо,  глаза,  солнце,

помидор.

 «ЧТО ДЛЯ ЧЕГО»

Цель: использовать в речи глаголы в неопределённой форме, конструкции

сложноподчинённого предложения.

Материал:  картинки  с  изображениями  предметов  (реальные  предметы),

которыми  пользуются  при  умывании,  одевании  и  т.  д.  (мыло,  зубная  щётка,

щётка для ногтей, полотенце, зубная паста, заколка, лента для волос, ножницы,

ваза, поднос, кружки, ложки, тарелки, носки, ботинки и т. д.), кукла.

Детей  знакомят  с  куклой.  Рассматривают  с  ними  картинки  (предметы),

называют. Далее кукла показывает картинки по  одной, а дети, не называя их,

говорят, для чего нужен тот или иной предмет (чтобы чистить зубы, чтобы мыть

руки, чтобы причёсываться и т. д.). В дальнейшем кто-то из детей (с завязанными

или закрытыми глазами) отгадывает предмет по его функции и называет его.

 «ИГРАЕМ СО СКАЗКОЙ»

Цель: развивать творческие способности (умение придумывать несколько

вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства).

Для  этой  игры  можно  использовать  сказки  Джанни  Родари  из  цикла

«Сказки,  у  которых  3  конца»:  «Волшебный  барабан»,  «Большая  морковка»,

«Дудочник и автомобиль», «Хитрый Буратино» и другие.

Познакомив детей со сказкой, взрослый обращает их внимание на то, что

сказка не окончена, но писатель придумал три разных финала, для того чтобы

дети  смогли  поиграть  с  этой  сказкой.  Предлагает  послушать  три  варианта

концовки  и  выбрать  тот,  который  больше  понравится,  или  придумать  свою

концовку  и  нарисовать  к  ней  рисунки.  Можно  предложить  детям  придумать

весёлую, печальную или поучительную концовку.

Завершить игру можно выставкой рисунков и детским рассказыванием.

 «НАРИСУЕМ КАРТИНУ СЛОВАМИ»

Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по

смыслу слова и образные выражения.

Взрослый  обращается  к  детям:  «Хотите  стать  необыкновенными

художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда

приготовьтесь  рисовать.  Я  прочту  вам  нежное  стихотворение  о  весне,  а  вы

закройте  глаза  и  попробуйте  представить,  о  чём  я  буду  читать.  Потом

расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы

все смогли мысленно увидеть вашу картину».

Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.

 «ПРИДУМАЙ СКАЗКУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный досуг с родителями и детьми среднего дошкольного возраста. Игра - викторина по ПДД "Ребенок - главный пассажир"

Совместный досуг детей и родителей. Игра - викторина по ПДД "Ребенок - главный пассажир"...

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ ИГРА – ВИКТОРИНА «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Игра викторина в подготовительной группе детского сада на закрепление знаний о сказках, проводится вместе с родителями по командам....

Физкультурное развлечение «Навстречу друг другу». Совместные игры с родителями и детьми младшей группы .

совместное физкультурное развлечение с родителями и детьми младшей группы...

Совместное занятие для родителей с детьми раннего возраста по изготовлению дидактической игры «Весёлый паровозик»

Совместное занятие для родителей с детьми раннего возраста по изготовлению дидактической игры «Весёлый паровозик»...

Памятка для родителей " Совместные игры на кухне с детьми"

Памятка для родителей " Совместные игры на кухне с детьми" ...

Совместные игры для РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ (4-5 лет)

{C}{C}{C}Совместные игры для родителей и детей приносят неоценимую пользу в становлении детского характера и в развитии психики. Игры позволяют родителям передавать детям свой жизненный опыт, учат их ...

Совместные игры для РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ (4-5 лет)

{C}{C}Совместные игры для родителей и детей приносят неоценимую пользу в становлении детского характера и в развитии психики. Игры позволяют родителям передавать детям свой жизненный опыт, учат их быт...