Формирование начального лексикона у детей младшего дошкольного возраста
консультация по логопедии (младшая группа)

Арнаутова Людмила Викторовна

Формирование детского лексикона у детей раннего и младшего дошкольного возраста является основой для дальнейшего нормального речевого развития. Любая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий, суженный или, наоборот, неправомерно расширенные понятия и т.п.) затрудняет общение с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр и иных видов совместной деятельности. С появлением первых слов тесно связано формирование таких познавательных психических процессов как восприятие, мышление, воображение, памяти. Поэтому задержка речи влечет за собой отставание и в развитии психики ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arnautova_l.v._na_seminar.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Арнаутова Л.В., учитель-логопед МБДОУ-детский сад №27 «Сказка»

Формирование начального лексикона

 у детей младшего дошкольного возраста

Речь как один из процессов общения возникает и развивается от потребности человека контактировать в социуме. Речь — это один из показателей развития ребенка. Через нее он реализует свои коммуникативные, информативные и познавательные потребности. Развитие речи дошкольников играет большую роль и проходит в течение нескольких возрастных периодов. Начальным и самым главным периодом принято считать возраст от года до четырех лет, когда ребенок осваивает основные правила родного языка. Это происходит посредством общения с окружающими его людьми. Проблема формирования словарного запаса на данный момент занимает одно из главных мест. Вопросы о состоянии словаря детей и о поиске методики для эффективной работы является одним из самых актуальных.

В исследованиях A.A. Залевской  термин «лексикон» рассматривается, как лексический компонент речевой организации человека, динамическая функциональная система, самоорганизующаяся вследствие постоянного взаимодействия между процессом переработки и упорядочения речевого опыта активного субъекта речемыслительной деятельности; как ментальный лексикон, что прямо коррелируется с выявлением особенностей становления глубинной когнитивной структуры у детей и указывает на особые, взаимосвязанные и взаимозависимые, отношения между языковой и когнитивной системами носителей определенного языка.

 Анализ лингвистических исследований позволил А.А. Залевской  выделить единицы лексикона, к которым относятся слова, усваиваемые в первые годы жизни ребенка и обладающие высокой степенью конкретности, эмоциональности, а также способностью выступать в качестве опорных элементов при идентификации более абстрактных и широкозначных слов. Таким образом, под термином начальный детский лексикон следует понимать особую динамическую лексическую систему, формирующуюся параллельно с развитием сознания ребенка. В обыденном сознании процесс овладения языком связывается прежде всего с усвоением его словарного состава, лексики.

Формирование детского лексикона у детей раннего и младшего дошкольного возраста является основой для дальнейшего нормального речевого развития. Любая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий, суженный или, наоборот, неправомерно расширенные понятия и т.п.) затрудняет общение с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр и иных видов совместной деятельности. С появлением первых слов тесно связано формирование таких познавательных психических процессов как восприятие, мышление, воображение, памяти. Поэтому задержка речи влечет за собой отставание и в развитии психики ребенка.

Среди детей младшего возраста особую категорию составляют дети с ограниченным словарным запасом, представляя собой многочисленную, но достаточно неоднородную группу. Главной особенностью речевого развития данной категории детей является выраженная дефицитарность экспрессивного словаря и связанная с ним «задержка речевого развития».  

          Вопросы организации логопедической работы с детьми, имеющими выраженные нарушения речи, достаточно разработаны и представлены в теории и практике логопедии (Е.Ф. Архипова, Т.В. Волосовец, Т.В. Чиркина).

Формирование и обогащение словаря — одна из важнейших задач в системе работы по обучению родному языку в детском саду. Взрослый помогает ребенку освоить полноценное общение, учит его пользоваться разными формами и типами высказывания. Особенности освоения словаря в том, что он неразрывно связан с обогащением знаний об окружающем мире, предметах и явлениях быта, о природе. Пополнение словаря происходит за счет взаимодействия с окружающим миром, во время всех видов детской деятельности, общения. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, так как именно этот период ребенка считаете более благоприятным для его полноценного развития. Ф. А. Сохина считала, «в дошкольном детстве практическое освоение родным языком достигает высокого уровня, а речевое развитие ребенка представляет собой стержень общего психического развития.

Развитие — изменение, представляющее переход от простого к все более сложному, от низкого к высшему, процесс в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений». И так мы видим, что овладение словарем, по мнению А. Н. Леонтьева, «занимает важное место в общей системе работы о речевому развитию детей и является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значении слов».

При развитии словаря детей дошкольного возраста, принято выделять две стороны: количественный рост словаря ребенка и качественный, что в общем понятии означает овладение ребенком значениями слов. Количественный словарь ребенка зависит от условий жизни и воспитания, так как в литературы данные значительно разнятся между собой. В младшем дошкольном возрасте огромный скачок в развитии словаря обусловлен не только за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов.

 Особенно быстро в словаре ребенка закрепляются существительные и глаголы, гораздо меньшее количество прилагательных. Этот факт можно объяснить, во-первых, условиями воспитания (мало кто при знакомстве обращает внимание ребенка на признаки предмета), во-вторых, характером имени прилагательного, он носит более абстрактный характер. Как можно заметить, дети уже на третьем году жизни владеют довольно обширным словарем, позволяющим им общаться с окружающими. Однако, важна не только количественная составляющая словаря ребенка, но и качественное развитие — развитие значения слов. Так, А. А Потебля хорошо высказался в отношении смысловой природы детских слов: «Значение первых слов у детей есть не действие, не предмет, а чувственный образ. Первые слова очень своеобразны. Для них характерен полисемантизм. Такие первые слова, в сущности, еще не являются словами. Настоящее слово рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет».

 Ребенку сложно познавать окружающий мир самому, для этого ему необходимо постоянное общение со взрослым, который не только покажет новый предмет, явление, понятие ребенку, но и сможет объяснить его. Очень важно при общении с детьми соблюдать данное условие, это поможет им закреплять новые слова и в дальнейшем они смогут пользоваться словами в правильном значении. Важно при общении создавать правильные условия, расширяющие кругозор ребенка и позволяющие правильно пользоваться новыми словами или исправлять ошибки, допущенные ребенком в случае неправильного их понимания. Необходимо задавать ребенку вопросы, мотивировать его на более сложные и развернутые ответы, так как это требует от ребенка все новых и новых знаний.

Также не стоит забывать о играх и упражнениях, позволяющих развивать количественный и качественный словарь ребенка в игре. Во время игры ребенок учится самостоятельно себя контролировать, проявляет себя. Отличительной чертой дидактических игр и упражнений является то, что их процесс направлен на достижение определенных целей и задач, а процесс игры контролируется непосредственно самим взрослым. К примеру, к таким играм относят описание предметов. Игра заключается в том, что взрослый просит ребенка описать предмет, при этом ребенок должен как можно красочней описать данный предмет. Назвать его цвет, форму, признак, на что он поход, придумать с ним действие и рассказать его.

Для организации коррекционно-педагогической работы по формированию начального детского лексикона необходимо создать следующие условия.

 1. Проектирование образовательной среды (в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования). При создании развивающей предметно-пространственной среды, необходимо ориентироваться на:

-требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – вариативность, трансформируемость, безопасность и пр.;

-соблюдение баланса между новым материалом, созвучным современности, и традиционным;

 -полоролевую специфику группы.

Игровая среда группы должна включать игрушки-персонажи, ролевые атрибуты, оборудование для театрализованных (костюмы, ширма), режиссерских (наборы для театра) игр, для игр с телефоном (игрушечные сотовые телефоны) и пр.

2. Подбор игр, которые должны отвечать следующим критериям:

 -адекватность игр содержанию обучения детей начальному детскому лексикону и возрасту детей;

-привлекательность игр для детей;

-современность игр;

-универсальность игр, т.е. возможность использования игр для решения нескольких образовательных и коррекционно-развивающих задач.

В планируемую  работу необходимо включать всех участников коррекционно-образовательного процесса в рамках своей компетенции - учителя-логопеда, воспитателей, родителей (законных представителей).

  Формирование начального детского лексикона у детей младшего дошкольного возраста с использованием игры  предполагает следующие направления:

1. Усвоение детьми импрессивной стороны речи. Задачи работы:

 - учить ребенка называть предметы;

 - учить ребенка понимать речевые инструкции;

- учить ребенка понимать просьбы;

- учить ребенка понимать названий действий;

 - учить ребенка понимать вопросы косвенных падежей;

- учить ребенка понимать обиходных действий.

2. Усвоение детьми экспрессивной стороны речи. Задачи работы:

 - учить ребенка дифференцировать на слух звуки некоторых игрушек и инструментов;

 - учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослых;

 - учить ребенка правильно выполнять простые речевые инструкции;

- учить ребенка использовать звукоподражательные слова в конкретной ситуации общения;

 - учить ребенка осваивать некоторые коммуникативные жесты и уметь их применять наряду со словами-предложениями с определенным лексическим значением;

 - учить ребенка накапливать пассивный словарный запас, особенно, по словам-действиям и словам, указывающим на изменение положения предмета в пространстве;

- учить ребенка осваивать ситуативную речь («первые слова»), как по побуждению взрослых, так и по собственной инициативе.

Ожидаемые результаты работы:

 - ребенок дифференцирует на слух звуки некоторых игрушек и инструментов;

- ребенок внимательно вслушивается в речь взрослых;

- ребенок правильно выполняет простые речевые инструкции;

- ребенок использует звукоподражательные слова в конкретной ситуации общения;

 - ребенок осваивает некоторые коммуникативные жесты и умеет их применять наряду со словами-предложениями с определенным лексическим значением;

 - ребенок применяет пассивный словарный запас, особенно, по словам-действиям и словам, указывающим на изменение положения предмета в пространстве;

 - ребенок освоил ситуативную речь («первые слова»), как по побуждению взрослых, так и по собственной инициативе.

 Таким образом, формирование начального лексикона у детей младшего дошкольного возраста — это длительный процесс овладения словарным запасом.  Овладение словарем в дошкольном возрасте имеет большое значение для успешного обучения в школе, поэтому особую значимость приобретает раннее вмешательство специалистов, способное изменить неблагоприятный ход развития ребенка.

Литература:

Гаркуша, Ю.Ф. Особенности логопедической работы с детьми двух-трехлетнего возраста с задержкой речевого развития. [Текст] / Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Просвещение, 2009.

  Гвоздев, А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. [Текст] / А.Н. Гвоздев – М.: Просвещение, 2000.

Гриншпун, Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов // Нарушения речи и голоса у детей[Текст] / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Просвещение, 2005.

Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения: дисс.…канд. пед. наук. [Текст]/О.Е. Громова – М, 2003.

 Громова, О.Е. Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз. / О.Е. Громова – М.: Просвещение, 2007.

Леонтьев А. Н. Становление психологии деятельности / А. Н. Леонтьев. Москва

Потебня А. А. Мысль и язык / А. А. Потебня. М.: Правда, 2014.

Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста пособие для воспитателя дет сада. / Ф. А. Сохина. М.: Просвещение. 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт на тему: «Роль дидактической игры в формировании игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

как удалось установить, введение в процесс обучения дидактические игры способствуют углублению познавательного процесса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений, форм...

Детско-родительский образовательный проект: "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"

"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"...

Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста

Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом. Цвет оказывает на ребенка огромное эмоциональное воздей...

«Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте при взаимодействии педагогов, родит...

«Формирование валеологической культуры детей младшего дошкольного возраста»

В перспективном плане по теме "Формирование валеологической культуры детей младшего дошкольного возраста" подробно описаны цели, основные задачи, предпологаемые резельтаты, содержание и формы работы с...