Доклад для воспитателей на тему: «Формирование музыкального восприятия детей младшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Шерстнева Карина Борисовна

Формирование  музыкального восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_vospitateley_na_temu.doc83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад для воспитателей на тему:

«Формирование музыкального восприятия детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Музыкальный руководитель МБДОУ д/с №15 «Солнышко»

Шерстнева К.Б.

г. Королёв 2014г

Цель развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста   соотносится с общей целью музыкального образования дошкольников: приобщить детей к музыке и сформировать у них потребность в этом виде искусства. В соответствии с этим в качестве одной из главных задач выступает задача развития музыкальности посредством формирования восприятия доступных стилей и жанров музыки, развития способности эмоционально откликаться на музыку и сопереживать выраженным в ней чувствам, формирования эмоционально-оценочного отношения к музыке  [42, с.87].

Философия определяет понятие «восприятие» как сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающее отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В общей психологии восприятием называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Как форма чувств и способ формирования чувственного образа, восприятие  включает в свою структуру ряд ощущений – простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия. Восприятие, по сути, является совокупностью ощущений, для возникновения которых необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы, способные это воздействие воспринять [5, с.247]. Восприятие как активная деятельность, первый  этап мыслительного процесса, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.

Следует отметить, что психологи и педагоги различают понятия «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие». К примеру, в определении Е.В.Назайкинского «музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен» [40, с.91]. Из этого следует, что музыкальное восприятие понимается как состоявшееся прочувственное и осмысленное восприятие музыки. По мнению Г.А.Прасловой, данный подход к понятию «музыкальное восприятие» соотносится с точкой зрения Д.Б.Кабалевского, который акцентирует внимание на том, что музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль только тогда, когда дети научатся не только ее слушать, но и по-настоящему слышать ее и размышлять о ней [42, с.88]. Праслова считает, что музыкальное восприятие можно охарактеризовать как процесс целостного, образного, эмоционально-осознанного, личностно-осмысленного постижения содержания музыкального произведения.

Исследователи также отмечают, что слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. В разном возрасте это происходит по-разному. Так, восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером и эмоциональностью. Взрослея, дети постепенно начинают воспринимать музыку более осмысленно, соотносить ее с жизненными явлениями и даже определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста, с обогащением их жизненного опыта и развитием речи, восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Восприятие музыки не является врожденным, оно, как и другие виды музыкальной деятельности, подлежит, как говорил Б.М.Теплов, «научению». Развивая эту мысль, Н.А.Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания» [8; 42, с.34].

Современное музыкознание (М.Г.Аграновский, А.Н.Сохор и др.), как уже отмечалось в первом разделе, выделяет два основных компонента развития музыкальности: репродуктивный, связанный с восприятием и анализом существующей музыки, и продуктивный, лежащий в основе создания новой музыки.   С учетом исследуемой проблемы подробнее рассмотрим первый из этих компонентов – репродуктивный.

Как подчеркивает К.В.Тарасова, восприятие и анализ музыки – это наиболее всеобъемлющая музыкальная деятельность [51, с.2]. Она важна и как самостоятельная деятельность слушания и постижения музыки, и как составная часть любого вида музицирования. Музыкальному восприятию, дополняет исследователь, принадлежит ведущая роль в музыкальном развитии детей. Сложность этого эмоционально окрашенного познавательного процесса, включающего восприятие и анализ музыкального произведения, во многом обуславливает тот факт, что до сих пор ни в музыкознании, ни в музыкальной психологии и педагогике нет единого термина для его обозначения. Его называют «музыкальным восприятием», «слушанием музыки», «интеллектуальным восприятием», «отражением человеком музыки», «освоением музыка» и т.д.  

В разработке психологических основ современной теории музыкального восприятия особая роль принадлежит Б.М.Теплову. В своем труде «Психология музыкальных способностей» он рассматривает музыкальное восприятие как интонационно-образное, направленное, прежде всего, на содержательную, смысловую сторону музыки. Вместе с тем Б.М. Теплов подчеркивал, что одна из труднейших педагогических задач при развитии восприятия музыки заключается в сохранении эмоционального отношения при всевозрастающей сознательности.

Такой подход к развитию восприятия музыки, считают специалисты, во многом отвечает лучшим традициям отечественного музыкознания, которые были созданы Б.В.Асафьевым и Б.Л.Яворским, а в дальнейшем развиты в работах Е.В.Назайкинского, Д.Б.Кабалевского, В.В.Медушевского, К.В.Тарасовой, И.Л.Дзержинской, Н.А.Ветлугиной. О.П.Радыновой и в других музыковедческих и психолого-педагогических исследованиях. Е.В.Назайкинский, в частности, писал: «Музыкальное восприятие направлено на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен» [41].

Наиболее адекватным специалисты называют предложенный доктором искусствоведения В.В.Медушевским термин «музыкальное восприятие-мышление», который отражает специфику понятия [30, 31].  В работах ученого утверждается тезис об активной природе этого процесса, определено понятие «адекватное восприятие» музыкального произведения как видение в тексте не только музыкально-языковых, стилистических и духовно-ценностных принципов культуры, но и глубоко личностного смысла. Это положение имеет большое значение для практики музыкального воспитания, помогая правильно оценить высказывания детей о музыке, которую они слушают. В контексте исследования понятие «восприятие музыки», таким образом,  следует рассматривать и как  вид музыкальной деятельности – сложный и чувственный процесс, связанный  с глубокими внутренними переживаниями ребенка.

Особенности музыкального восприятия детей, по мнению Г.А.Прасловой, обусловлены системой детерминант [42, с.88], а именно: самим воспринимаемым музыкальным произведением; музыкальным и жизненным психологическим опытом ребенка; внешними и внутренними (личностными) условиями; характером музыкальной деятельности ребенка.

Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста тесно связано с процессом музыкального мышления, его основными пластами – сознательным и бессознательным. Ребенок, утверждают ученые, откликается на музыку чисто импульсивно, испытывая состояния оживления, возбуждения или покоя. Непременным компонентом таких реакций являются эмоции как мгновенная бессознательная оценка музыки. Однако нельзя не согласиться, что в этом случае бессознательное становится важнейшей составляющей познаваемого художественного смысла музыкального произведения [56].

Музыкальное восприятие является сложным многоплановым психологическим процессом и во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, прежде всего от  типа его нервной системы, общих и музыкальных способностей. Научные исследования свидетельствуют о том, что скоростные возможности нервного реагирования способствуют более быстрому приобретению разнообразных навыков в детском возрасте, в том числе и навыков музыкального восприятия, проявлению творческого начала. Все это необходимо учитывать педагогу в работе по развитию музыкальности у дошкольника в младшем возрасте.

Большое значение для развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста имеет слушание музыки, направленное на восприятие ее характера, образов, требующее  напряженной работы сердца, ума и особого творчества. В основе восприятия музыки, отмечает Б.Л.Яворский, лежит умение мыслить, воспринимать музыку как «членораздельную речь» [61]. Важным условием развития умения мыслить, по его убеждению, является непосредственное эмоциональное восприятие - лишь после него можно переходить к детальному разбору произведений. Поэтому он рекомендовал стимулировать у детей творческий подход к освоению музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности.

Б.В.Асафьев резко выступал против трактовки восприятия как «созерцательного акта». В связи с этим он сформулировал главную задачу педагога: «Уметь возбуждать и дисциплинировать внимание, направляя его на то, что служит одним из основных импульсов музыкального движения: на диалектически развивающийся ход его в сложных формах и на более простые контрастные сопоставления и периодические чередования в формах несложных... воспитать дремлющий инстинкт формы» [1]. В этом плане Б.В. Асафьев предлагал ряд теперь уже общепризнанных педагогических приемов: ознакомление путем «живого» исполнения (а не теоретического анализа) с понятиями «о тождестве и контрасте, о повторяемости или возвращаемости подобного». Через них — «внедрение в сознание» основных музыкальных форм. При этом он рекомендовал использовать терминологию, доступную и понятную ребенку.

Современный музыковед М.П.Тараканов также считает, что в первую очередь важно привить детям элементарные навыки восприятия музыкальных структур, так как для слушателя, лишенного чувства восприятия формы, не ощущающего ее в данном сочинении, музыка «не оканчивается, а прекращается», анализ музыкальных произведений углубляет их эмоциональное восприятие [53, C.129].

Для развития умений слушать и воспринимать музыку важную роль играет музыкально-сенсорное восприятие ребенка, которое предполагает развитие у детей восприятия звуков различной окраски и высоты в их различных сочетаниях. Решению этой задачи способствует программно-методическое оснащение процесса музыкального образования дошкольников всех возрастов. В современной практике музыкального развития дошкольников используются как парциальные, так и комплексные программы. Среди современных парциальных программ, ориентированных на развитие музыкального восприятия, можно выделить такие, как «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, «Ладушки» И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева;  «Гармония» Центр «Дошкольное детство»; «Музыка» С.А. Роговой  и другие.

Авторская программа «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой [44] направлена на формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Реализация этой цели, по оценке Г.А.Прасловой, обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, определяющих содержание музыкального образования, а также пересмотром технологии изучения репертуара на основе создания гибкой, спиралевидной, адаптивной модели систематизации музыкальных произведений по разработанным принципам: тематическому, концентрическому (цикличности), контрастного сопоставления произведений, синкретизма, адаптивности[42, с.206].

Основной принцип построения программы – тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). К примеру, тема «Музыка» выражает настроения, чувства, характер людей, является ведущей. Сквозной темой программы, необходимой для понимания детьми сущности музыкального искусства, выражающего определенное эмоциональное содержание.

В настоящее время программа «Музыкальные шедевры» является одной из самых востребованных программ по слушанию и восприятию музыки, поскольку содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей, в том числе и младшего дошкольного возраста, учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада.

В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования основ восприятия музыки. В разделе методических рекомендаций к использованию программы автор рассматривает много общих положений о музыкальности, музыкальном мышлении дошкольника, музыкальной и речевой интонации, о восприятии. Также анализируются методы формирования основ музыкальности у детей: словесный, наглядный и практический. Подбор определенных методов осуществлен в зависимости от возраста детей, поскольку в раннем возрасте в основном через практические и наглядно-зрительные, а затем и наглядно-слуховые методы можно показать определенный характер музыки.

Программа «Гармония», разработанная в Центре «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, ставит одной из главных целей развитие музыкальных способностей детей, в том числе и младшего возраста, посредством слушания и восприятия музыки.

Программа «Музыка» С.А.Роговой предназначена для работы с детьми 4-5 лет в системе дополнительного образования, однако ее методический раздел направлен на развитие музыкальных и общих способностей детей – памяти, воображения, логического мышления. Поэтому программа целиком или частично может использоваться в системе дошкольных образовательных учреждений.

Отметим, что многие педагоги, музыкальные руководители ДОУ активно используют в своей работе «Программу развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств», авторами которых являются К.В. Тарасова, М.Л.Петрова и Т.Г.Рубан [52].

Комплексные программы включают все основные направления музыкального развития ребенка дошкольника. Среди комплексных программ, включающих развитие музыкальности на основе совершенствования восприятия как одно из направлений развития дошкольника младшего возраста, можно выделить программу «Детство», созданную преподавателями кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена – В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, Н.А.Ноткиной, Л.М. Гурович; «Радуга» Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова;  «Из детства в отрочество»  Т.Н. Дороновой и др.

К примеру, содержание раздела программы «Ребенок и музыка» комплексной программы «Детство» в каждой возрастной группе делится на две части: музыкальное восприятие-слушание-интерпретация и музыкальное исполнительство-импровизация-творчество. При этом в каждой части определены основные задачи музыкального руководителя для осуществления музыкального развития детей, конкретизируется содержание музыкального образования детей, даются методические советы по организации музыкального образования дошкольников, представлены уровни освоения программы.

Так, в разделе «Ребенок и музыка» (младший дошкольный возраст) определены следующие задачи: воспитание у ребенка дошкольного возраста  эмоциональной отзывчивости на музыку; активизация слуховой восприимчивости ребенка; развитие активного отношения к музыке в процессе организации музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах, формирования певческих умений, стимулирования творческих умений в музыкальных играх и танцах.

Как свидетельствует практика, формирование и развитие у детей младшего дошкольного  возраста музыкального восприятия и всей системы музыкальности может происходить как в условиях организованных занятий, так и стихийно, под влиянием существующего музыкального окружения. Музыкальное восприятие  наиболее эффективно развивается в слушании музыки. В процессе слушания высокохудожественных музыкальных произведений русской и зарубежной классики, образцов народной музыки, песен и пьес современных композиторов дети получают самый большой объем разнообразных музыкальных впечатлений и знаний.

 Слушание как активный процесс музыкального восприятия на занятиях в детском саду проходит, как правило, в двух формах: как самостоятельная музыкальная деятельность детей и как составная часть других видов деятельности. Прослушивание (в фортепианном, оркестровом или вокальном исполнении) и элементарный анализ музыкального произведения неизменно предшествует работе над ним в любом виде детского музицирования.

Организуя слушание музыки, педагоги используют последовательность работы над произведением, которую Н.Л.Гродзенская образно называла «схемой сонатного аллегро» (См. таблицу 4). По оценке К.В.Тарасовой, эта схема не всегда выдерживается музыкальными педагогами полностью. Отдельные ее звенья, такие, как вступительное слово, повторное слушание, могут отсутствовать, однако последовательность этапов, как правило, сохраняется [51, с.4].  Внимание детей направляется сначала на образно-содержательную сторону произведения в целом, и только после этого анализируются отдельные его части и средства музыкальной выразительности.

Таблица 4

Последовательность этапов работы над произведением

в процессе восприятия музыки

п/п

Этап

Содержание работы

1

Вступление

Короткое вводное слово

2

Экспозиция

Слушание произведения

3

Разработка

Анализ, разбор произведения

4

Реприза

Повторное слушание музыки на новом, более высоком, сознательном и эмоциональном уровне

5

Кода

Повторение, закрепление музыки в памяти

Как видно из таблицы, усложнение предлагаемых детям музыкальных произведений идет по следующим направлениям: от пьес с преобладанием изобразительных моментов  к пьесам с доминированием выразительности; от малых по объему, простых по форме и музыкальным образам к все более сложным; от содержащих одну ведущую тему к контрастным и далее по линии смягчения контрастности и появления полутонов настроений.

Задачи, которые ставятся перед детьми, тоже идут по нарастающей: от простых - определить общее настроение, характер музыки, действовать в соответствии с ним («кукла спит – кукла танцует») до сложных - услышать средства музыкальной выразительности, представить, о чем может «рассказывать» музыка. Если вначале слушание проходит как синтетическая деятельность (слушание и игровые моменты, слушание и восприятие игрушек, картинок соответствующего содержания), то затем оно постепенно становится все более свободным, самостоятельным и внутренним процессом.

Практика показала, что интонационно-слуховой опыт у детей младшего дошкольного возраста уже достаточен для элементарного определения настроения музыкального произведения и даже его жанра. Большинство детей слышат контрастность настроения музыкального произведения, могут определить  жанр, дифференцировать песню и танец. С каждым годом показатели по этим признакам, как правило, улучшаются, что свидетельствует о возрастающем уровне их общего и музыкального развития. Разнообразнее становятся и определения, которые дети дают прослушанной музыке, у большинства из них появляются обобщенные названия жанра  и его подвидов – танец, вальс или полька, прослеживается очевидная связь между ответами и полученном на занятиях музыкальном опыте. Таким образом, развитие восприятия идет путем накопления количества музыкальных впечатлений, новых знаний о музыке, расширения музыкального словаря.

Следует отметить, что уже второй год занятий приводит к значительному скачку в развитии у детей младшего дошкольного возраста музыкального восприятия. К концу пятого года жизни восприятие музыкальных произведений  у детей, по сути, приближается к адекватному. Интонационное слушание музыки (план «ближайших» замечаний) становится более полным и богатым. Главный же результат заключается в появлении развернутой интерпретации (план «дальнейших» значений), связанной с жизненным опытом  и личностными особенностями детей.

Результаты проведенных исследований позволяют выявить общую линию развития репродуктивного компонента музыкального развития в дошкольном возрасте. Эта музыкальная способность развивается  в единстве и взаимодействии двух ее основных составляющих: собственно интонационного восприятия и осознания музыки, ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом дошкольника. Первая из них идет от восприятия и осознания ребенком отдельных компонентов музыкальной ткани к их комплексу  и, наконец, к восприятию и сознанию мелодико-интонационной стороны музыки. Вторая – линия интерпретации, внемузыкальных образов и ассоциаций – движется от единичных, сугубо конкретных образов, возникающих под влиянием музыки, к развернутым, ярким картинам и сюжетным рассказам.

Воспринимаемые и осознаваемые дошкольниками первоначально отдельные компоненты  музыкальной ткани, средства музыкальной выразительности становятся для них ориентирами при восприятии музыкального произведения, определении его настроения и характера.

Сложный процесс детского музыкального восприятия предполагает высокий уровень профессионального мастерства слова педагога. По мнению специалистов, речь музыкального руководителя должна быть краткой, яркой, образной и направленной на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Слово педагога о музыке должно разъяснить, раскрыть чувства, настроение, выраженные музыкальными средствами. Даже голос педагога может и должен эмоционально окрашиваться в зависимости от характера произведения.

Чтобы быть воспринятыми детьми, получить эффект воспитательского воздействия на ребенка, педагоги сами должны иметь определенный уровень слушательской и исполнительской культуры, быть хорошо подготовленными в области музыкознания, обладать художественным вкусом. В этом убеждают авторские программы, дневники и конспекты занятий музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений, работающих с дошкольниками [59].

Кроме профессиональных знаний и культуры педагогического труда педагог обязан знать психологические и возрастные возможности детей в области музыкального восприятия, особенности их голосового аппарата. Он также должен умело передать определенную часть своего опыта ребенку и сделать это в такой форме, чтобы музыка стала для ребенка радостным открытием.

Успешная реализация задач по формированию музыкального восприятия у детей младшего дошкольного возраста становится возможной также при создании развивающей предметно-пространственной музыкально-культурной среды дошкольного образовательного учреждения, его обеспеченности необходимыми учебными пособиями и игровыми материалами. Музыкально-культурная среда дошкольного образовательного учреждения является не только важным источником музыкального и культурного развития личности ребенка, но и идейно-ценностной атмосферой культурного становления личности, она определяет духовно-нравственный, творческий и интеллектуальный образ жизни ДОУ. С одной стороны, это пространство музыкально-культурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и культурными предпочтениями. С другой, – это атмосфера педагогических влияний, т.е. создания педагогических условий для развития ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что младший возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения ребенком музыкальной культурой и развития музыкальности на основе формирования музыкального восприятия, умения слушать и слышать музыку. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия лучших образцов музыки, тем успешнее достигается его развитие и духовное становление. Эффективность процесса формирования музыкального восприятия во многом зависит от профессионализма педагога, а также от создания в ДОУ развивающей предметно-пространственной музыкально-культурной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в младшей группе по теме: "Формирование представлений о воде детей младшего дошкольного возраста"

Главной целью данного занятия является формирования представления о воде и ее необходимости в жизни человека у детей младшего дошкольного возраста....

Опыт работы Тема: «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста

- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности; - разрабатывать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации в работу с детьм...

Отчёт по самообразованию по теме: «Формирование сенсорного эталона у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности»

 «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ — ОСНОВА УМСТВЕННОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА».  Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сто...

Презентация для воспитателей детского сада по теме: "Формирование нравственно - патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через народный фольклор"

Презентация рассказывает как выстроить работу с детьми младшего дошкольного возраста по формированию нравственно - патриотических качеств используя народный фольклор....

Опыт работы на тему:«Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА: ИПМ – 1 Сведения об автореИПМ – 2 Условия формирования опыта2.1. Факторы, способствующие формированию опыта2.2. Характеристика дошкольного учрежденияИПМ – 3 Теоретическая интерп...

Консультация для воспитателей по теме: «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей по теме:«Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста».Говорить умеют все, но говорить правильно – единицы. Люди пользуются речью...

Консультация для воспитателей на тему «формирование экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»

В формировании экологической культуры ребёнка-дошкольника важную роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониман...