Мастер-класс «Статические упражнения для снятия напряжения у детей»
план-конспект занятия по логопедии

Несмачных Марина Анатольевна

Мастер-класс «Статические упражнения для снятия напряжения у детей»

Цель: познакомить педагогов с новой методикой снятия напряжения и усталости у детей.

Ход

Статическими называются упражнения, при которых есть напряжение мышц, но нет движения тела и конечностей. Мышцы при статической работе выполняют удержание тела или определённых суставов в неподвижном положении. Такие упражнения рекомендуется проводить в группе после или между занятиями.

На занятиях дети малоподвижны, работает малая группа мышц. По окончании занятий необходимо дать детям движения, которые снимут усталость, переориентируют нагрузку на другие мышцы, но не приведут к перевозбуждению. В этом помогут статичные упражнения.

Статичные упражнения развивают:

1. Волевые качества: дети стараются контролировать свое поведение, движения, положение частей тела, добиваются необходимого результата. А подражательный момент помогает им в этом.

2. Развивают внимание: дети сосредоточены, их внимание обращено вовнутрь себя.

3. Многие упражнения развивают равновесие, что развивает вестибулярный аппарат.

4. Координацию движений, ловкость.

5. Некоторые последние упражнения направлены на снятие напряженности, дети учатся расслабляться, следить за дыханием – дети отдыхают.

Перед началом мы снимаем обувь, встаем свободно на ковре. Каждое упражнение имеет свое подражательное название, что помогает детям подключить свое воображение и создает позитивное настроение у детей. Выполнение каждого упражнения подчеркивает ловкость, способность ребенка к спорту, поэтому все дети стараются добиться хорошего результата, обратить на себя внимание. Такое старание необходимо обязательно отмечать поощрением, похвалой. Для слаженности, а так же для концентрации можно считать циклы дыхания сначала до пяти постепенно увеличивая временной отрезок.

1. «Дерево» И.п. стоя, плечи расправлены. Правая нога согнута и упирается в колено левой ноги. Руки прямые вытянуть вверх, сомкнуть в ладонях над головой. (5 циклов глубоких дыханий).

2. «Ласточка» И.п. стоя В: руки развести в стороны, на выдохе наклониться вперед, правую или левую прямую ногу отвести назад. Удержать равновесие.

3. «Пистолет» И.п. стоя В: вытянуть руки вперед, присесть на одной ноге, вытягивая вторую ногу вперед. Удержать равновесие.

Сидя на полу.

4. «Киска» И.п. стоя на четвереньках, как киска. В: вдох, выгибаем спинку – киска сердится – дышим, удерживаем спину выгнутой. Опустить спину, «хвост» кверху, выдох – киска улыбается.

5. «Скамейка» И.п. Руки в упоре сзади, ноги согнуть в коленях В: поднять попу вверх, опора на руках и ногах, лицо смотрит вверх. Удерживаем туловище на весу. Дышим 5 циклов дыхания.

6. «Паучок» Исходя из скамейки, двигаясь на руках и ногах вперёд, как паучок. Опускаем туловище на пол, отдыхаем.

7. «Горка» ногами вперед. И.п. сидя, руки в упоре сзади, ноги вытянуты вперёд, поднимаем туловище. Удерживаем горку. Дышим ровно, глубоко. Опускаем туловище.

8. «Горка» вперёд головой. И.п. лежа на полу. Руки вдоль туловища на полу. В: ноги согнуть в коленях, поднять попу от пола вверх, удержать горку. И.п. отдыхаем. Переворачиваемся на живот.

9. «Улитка» И.п. лежа на животе, руки в упоре под плечами. В: выпрямить руки, прогнуться, «вытянуть» себя за макушку. Улитка ползет: двигаемся, тянем себя вперед на руках 2-3 шага. Отдыхаем – ложимся на пол.

10. «Корзинка» И.п. лежа на полу на животе В: прогнуться на руках, ноги согнуть в коленях, удержать положение, ноги тянутся к голове.

11. «Колечко» И.п. лежа на животе В: руками взять стопы ног, поднять вверх, образуя кольцо. Удержать. Вернуться в и.п. Отдыхаем.

12. «Самолет» И.п. сидя на пятках. В: вытянуть, выпрямить одну ногу назад, руки развести в стороны, как крылья. Удержать положение.

13. «Березка» И.п. лежа на спине. В: поднимаем две ноги вверх, руки в упоре на спине, удерживаем положение несколько секунд.

14. «Пчелка» И.п. сидя на пятках. В: опустить туловище на колени, лоб положить на пол. Руки сзади вверху, шевелим пальцами, гудим.

15. «Поза младенца» сидя на полу на четвереньках, калачиком, голова на полу, руки вдоль туловища, глаза закрыты. Дышим глубоко.

Эти упражнения не стоит давать все сразу, необходимо разучивать, постепенно добавляя одно новое. Каждое новое упражнение вызывает радостные эмоции у детей. Но заканчивать «Веселую гимнастику» всегда стоит пчелкой и позой младенца. Эти позы оказывает огромное успокаивающее действие на центральную нервную систему ребенка, дарит ребенку чувство безопасности.

Таким образом, если научить ребенка с детства воздействовать на своё эмоциональное состояние с помощью движений физического тела и дыхания, он вырастит уравновешенной физически и психически здоровой личности.

Статические упражнения для мелкой моторики рук

1.  «Кольцо»

Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 10.

Упражнение выполняется 3 раза.

Педагог показывает, как выполнять упражнение. При выполнении упражнения ребенком взрослый следит за положением большого и указательного пальцев.

2. «Коза»

Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 2—3 раза под счет до 10.

При первом выполнении показ воспитателя обязателен. Педагог может помочь ребенку правильно расположить пальцы. Далее ребенок действует самостоятельно.

3. «Три богатыря»

Поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 8.

Ребенок должен удерживать три пальца вместе в   напряженном состоянии.

4.  «Заяц»

Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 10.

Показ воспитателя обязателен. При первом выполнении упражнения педагог может помочь ребенку правильно расположить пальцы. Далее ребенок выполняет упражнение самостоятельно. 

5. «Солдатики» (упражнение для пяти пальцев).

Удерживать вытянутые напряженные пальцы руки под счет до 10.

Упражнение выполняется ребенком 1 раз.

6. «Вилка»

Вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный), расставленные врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Упражнение выполняется 1 раз под счет до 10.

Статические артикуляционные упражнения

Этот комплекс упражнений поможет подготовить артикуляционный аппарат ребенка к овладению сложными звуками русского языка. Каждое упражнение следует повторять 3 - 5 раз. 

«Окошко» – широко открыть рот, как при произнесении звука «А».

«Улыбка» – широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты).

«Трубочка» – губы вытянуть вперед, как при произнесении звука «У».

«Заборчик» – отвести верхнюю губу вверх, а нижнюю – вниз, обнажив сжатые зубы.

«Лопатка» – рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу.

«Иголочка» – рот открыт, губы в улыбке. Высунуть изо рта вперед острый, как жало, язык.

«Чашечка» – рот открыт. Широкий язык высунуть изо рта, поднять кверху, придав ему форму ковша.

«Горка» – рот приоткрыт. Из положения «лопатка» широкий язык согнуть и упереть его кончик в нижние передние зубы.

«Толстячок» – рот закрыт. Щеки надуть.

«Худышка» – губы сомкнуть. Щеки втянуть.

При выполнении ребенком статических артикуляционных упражнений взрослому рекомендуется играть на ксилофоне (звуки «до-ре-ми», «ми-ре-до»), дав задание малышу удерживать артикуляционную позу, пока звучит музыка. Когда музыка замолкает, малыш отдыхает – закрывает рот и придают лицу нейтральное выражение.

Артикуляционные упражнения можно делать не только под музыку, но и под счет: «Раз-два-три – от-дох-ни!» Когда взрослый говорит, ребенок удерживает артикуляционную позу. Когда взрослый замолкает, ребенок отдыхает.

Темп музыки и счета, сопровождающий выполнение статических артикуляционных упражнений, зависит от возраста дошкольника: чем старше ребенок, тем медленнее должен быть темп.

В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому они должны выполняться под счет «раз-два» (понадобятся метроном или барабан).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл staticheskie_uprazhneniya.docx18.72 КБ
Файл staticheskie_uprazhneniya.pptx2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Статические упражнения для снятия напряжения у детей»

Цель: познакомить педагогов с новой методикой снятия напряжения и усталости у детей.

Ход

Статическими называются упражнения, при которых есть напряжение мышц, но нет движения тела и конечностей. Мышцы при статической работе выполняют удержание тела или определённых суставов в неподвижном положении. Такие упражнения рекомендуется проводить в группе после или между занятиями.

На занятиях дети малоподвижны, работает малая группа мышц. По окончании занятий необходимо дать детям движения, которые снимут усталость, переориентируют нагрузку на другие мышцы, но не приведут к перевозбуждению. В этом помогут статичные упражнения.

Статичные упражнения развивают:

1. Волевые качества: дети стараются контролировать свое поведение, движения, положение частей тела, добиваются необходимого результата. А подражательный момент помогает им в этом.

2. Развивают внимание: дети сосредоточены, их внимание обращено вовнутрь себя.

3. Многие упражнения развивают равновесие, что развивает вестибулярный аппарат.

4. Координацию движений, ловкость.

5. Некоторые последние упражнения направлены на снятие напряженности, дети учатся расслабляться, следить за дыханием – дети отдыхают.

Перед началом мы снимаем обувь, встаем свободно на ковре. Каждое упражнение имеет свое подражательное название, что помогает детям подключить свое воображение и создает позитивное настроение у детей. Выполнение каждого упражнения подчеркивает ловкость, способность ребенка к спорту, поэтому все дети стараются добиться хорошего результата, обратить на себя внимание. Такое старание необходимо обязательно отмечать поощрением, похвалой. Для слаженности, а так же для концентрации можно считать циклы дыхания сначала до пяти постепенно увеличивая временной отрезок.

1. «Дерево» И.п. стоя, плечи расправлены. Правая нога согнута и упирается в колено левой ноги. Руки прямые вытянуть вверх, сомкнуть в ладонях над головой. (5 циклов глубоких дыханий).

2. «Ласточка» И.п. стоя В: руки развести в стороны, на выдохе наклониться вперед, правую или левую прямую ногу отвести назад. Удержать равновесие.

3. «Пистолет» И.п. стоя В: вытянуть руки вперед, присесть на одной ноге, вытягивая вторую ногу вперед. Удержать равновесие.

Сидя на полу.

4. «Киска» И.п. стоя на четвереньках, как киска. В: вдох, выгибаем спинку – киска сердится – дышим, удерживаем спину выгнутой. Опустить спину, «хвост» кверху, выдох – киска улыбается.

5. «Скамейка» И.п. Руки в упоре сзади, ноги согнуть в коленях В: поднять попу вверх, опора на руках и ногах, лицо смотрит вверх. Удерживаем туловище на весу. Дышим 5 циклов дыхания.

6. «Паучок» Исходя из скамейки, двигаясь на руках и ногах вперёд, как паучок. Опускаем туловище на пол, отдыхаем.

7. «Горка» ногами вперед. И.п. сидя, руки в упоре сзади, ноги вытянуты вперёд, поднимаем туловище. Удерживаем горку. Дышим ровно, глубоко. Опускаем туловище.

8. «Горка» вперёд головой. И.п. лежа на полу. Руки вдоль туловища на полу. В: ноги согнуть в коленях, поднять попу от пола вверх, удержать горку. И.п. отдыхаем. Переворачиваемся на живот.

9. «Улитка» И.п. лежа на животе, руки в упоре под плечами. В: выпрямить руки, прогнуться, «вытянуть» себя за макушку. Улитка ползет: двигаемся, тянем себя вперед на руках 2-3 шага. Отдыхаем – ложимся на пол.

10. «Корзинка» И.п. лежа на полу на животе В: прогнуться на руках, ноги согнуть в коленях, удержать положение, ноги тянутся к голове.

11. «Колечко» И.п. лежа на животе В: руками взять стопы ног, поднять вверх, образуя кольцо. Удержать. Вернуться в и.п. Отдыхаем.

12. «Самолет» И.п. сидя на пятках. В: вытянуть, выпрямить одну ногу назад, руки развести в стороны, как крылья. Удержать положение.

13. «Березка» И.п. лежа на спине. В: поднимаем две ноги вверх, руки в упоре на спине, удерживаем положение несколько секунд.

14. «Пчелка» И.п. сидя на пятках. В: опустить туловище на колени, лоб положить на пол. Руки сзади вверху, шевелим пальцами, гудим.

15. «Поза младенца» сидя на полу на четвереньках, калачиком, голова на полу, руки вдоль туловища, глаза закрыты. Дышим глубоко.

Эти упражнения не стоит давать все сразу, необходимо разучивать, постепенно добавляя одно новое. Каждое новое упражнение вызывает радостные эмоции у детей. Но заканчивать «Веселую гимнастику» всегда стоит пчелкой и позой младенца. Эти позы оказывает огромное успокаивающее действие на центральную нервную систему ребенка, дарит ребенку чувство безопасности.

Таким образом, если научить ребенка с детства воздействовать на своё эмоциональное состояние с помощью движений физического тела и дыхания, он вырастит уравновешенной физически и психически здоровой личности.

Статические упражнения для мелкой моторики рук

1.  «Кольцо»

Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 10.

Упражнение выполняется 3 раза.

Педагог показывает, как выполнять упражнение. При выполнении упражнения ребенком взрослый следит за положением большого и указательного пальцев.

2. «Коза»

Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 2—3 раза под счет до 10.

При первом выполнении показ воспитателя обязателен. Педагог может помочь ребенку правильно расположить пальцы. Далее ребенок действует самостоятельно.

3. «Три богатыря»

Поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 8.

Ребенок должен удерживать три пальца вместе в   напряженном состоянии.

4.  «Заяц»

Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 10.

Показ воспитателя обязателен. При первом выполнении упражнения педагог может помочь ребенку правильно расположить пальцы. Далее ребенок выполняет упражнение самостоятельно. 

5. «Солдатики» (упражнение для пяти пальцев).

Удерживать вытянутые напряженные пальцы руки под счет до 10.

Упражнение выполняется ребенком 1 раз.

6. «Вилка»

Вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный), расставленные врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Упражнение выполняется 1 раз под счет до 10.

Статические артикуляционные упражнения

Этот комплекс упражнений поможет подготовить артикуляционный аппарат ребенка к овладению сложными звуками русского языка. Каждое упражнение следует повторять 3 - 5 раз. 

«Окошко» – широко открыть рот, как при произнесении звука «А».

«Улыбка» – широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты).

«Трубочка» – губы вытянуть вперед, как при произнесении звука «У».

«Заборчик» – отвести верхнюю губу вверх, а нижнюю – вниз, обнажив сжатые зубы.

«Лопатка» – рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу.

«Иголочка» – рот открыт, губы в улыбке. Высунуть изо рта вперед острый, как жало, язык.

«Чашечка» – рот открыт. Широкий язык высунуть изо рта, поднять кверху, придав ему форму ковша.

«Горка» – рот приоткрыт. Из положения «лопатка» широкий язык согнуть и упереть его кончик в нижние передние зубы.

«Толстячок» – рот закрыт. Щеки надуть.

«Худышка» – губы сомкнуть. Щеки втянуть.

При выполнении ребенком статических артикуляционных упражнений взрослому рекомендуется играть на ксилофоне (звуки «до-ре-ми», «ми-ре-до»), дав задание малышу удерживать артикуляционную позу, пока звучит музыка. Когда музыка замолкает, малыш отдыхает – закрывает рот и придают лицу нейтральное выражение.

Артикуляционные упражнения можно делать не только под музыку, но и под счет: «Раз-два-три – от-дох-ни!» Когда взрослый говорит, ребенок удерживает артикуляционную позу. Когда взрослый замолкает, ребенок отдыхает.

Темп музыки и счета, сопровождающий выполнение статических артикуляционных упражнений, зависит от возраста дошкольника: чем старше ребенок, тем медленнее должен быть темп.

В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому они должны выполняться под счет «раз-два» (понадобятся метроном или барабан).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Статические упражнения для снятия напряжения у детей

Слайд 2

Статическими называются упражнения, при которых есть напряжение мышц , но нет движения тела и конечностей . Мышцы при статической работе выполняют удержание тела или определённых суставов в неподвижном положении.

Слайд 3

«Дерево» И.п. стоя, плечи расправлены. Правая нога согнута и упирается в колено левой ноги. Руки прямые вытянуть вверх, сомкнуть в ладонях над головой. (5 циклов глубоких дыханий). «Ласточка » И.п. стоя В: руки развести в стороны, на выдохе наклониться вперед, правую или левую прямую ногу отвести назад. Удержать равновесие. « Пистолет» И.п. стоя В: вытянуть руки вперед, присесть на одной ноге, вытягивая вторую ногу вперед. Удержать равновесие.

Слайд 4

Статические упражнения для мелкой моторики рук

Слайд 5

Статическое упражнение «Кольцо»

Слайд 6

Статическое упражнение «Коза»

Слайд 7

Статическое упражнение «Три богатыря»

Слайд 8

Статическое упражнение «Заяц»

Слайд 9

Статическое упражнение «Солдатики»

Слайд 10

Статическое упражнение «Вилка»

Слайд 11

Статические упражнения (артикуляционная гимнастика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека упражнений для снятия напряжения с глаз, для снятия статического напряжения по дням недели"

Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) значительно расширили возможности человека в его интеллектуальном, профессиональном  и личностном развитии. Однако п...

Статические упражнения для снятия напряжения у детей.

познакомить педагогов с новой методикой снятия напряжения и усталости у детей....

Консультация для педагогов «Статические упражнения для снятия напряжения у детей»

Консультация включает в себя  асаны, которые способствуют снятию напряжения у детей после занятий. Статические упражнения снимут усталось и помогут предотвратить перевозбуждение организма ребенка...

" Статические упражнения для снятия напряжения у детей"

Цель данной консультации: познакомить педагогов с новой методикой снятия напряжения и усталости у детей. А так же дать рекомендации к выполнению некоторых статических упражнений, которые способствуют ...