Что такое фонематический слух и его развитие в онтогенезе.
статья по логопедии

Егорова Ольга Александровна

Что такое фонематический слух и его развитие в онтогенезе.

 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Что такое фонематический слух и его развитие  в онтогенезе.


    • Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.
      В логопедическом и психологическом словарях дается определение термину «фонематический слух», как способности человека к анализу и синтезу звуков речи. То есть функцией фонематического слуха является обеспечение восприятия фонем родного языка. Ученые, исследующие фонематический слух по-разному подходят к пониманию его развития, но сходятся в едином мнении о сроках его «первичной » сформированности, говоря , что уже к двум годам фонематический слух становится основой речевого развития дошкольников.
      А.Р. Лурия рассматривает фонематический слух как способность к обобщению в отдельные группы различных звучаний, используя существенные признаки звуков и игнорируя случайные.
      Т.Б. Филичева, Т.В. Туманов рассматривают фонематический слух как способность ребенка к практическим обобщениям понятий о звуковом и морфологическом составе слова.
      По мнению М.Е. Хватцева только при наличии фонематического слуха возможно четкое восприятие звуков речи и смысла отдельных слов.
      В работе Л.Е. Журовой и Д.Б. Эльконина,  под термином «фонематическое восприятие» подразумевается специальное действие по выделению звуков языка и установлению звуковой структуры слова как его единицы.
      Таким образом, по мнению большинства авторов, фонематическое восприятие это особое слуховое умение различать и узнавать фонемы родного языка в речи окружающих, и собственной речи.
      Фонематический слух, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психологической активности ребенка: перцептивную, когнитивную, регулятивную и др. По данным многих авторов,(М.Е. Хватцев , Е.Ф. Архипова , Л. С. Волков , Левина Р.Е ) несформированность восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к речевым нарушениям, к учебной дезадаптации детей дошкольного возраста.
      В онтогенезе уже новорожденные дети проявляют реакцию на звуковые раздражения. Реакцией на звук может быть вздрагивание всем телом, или мигание глазами, или даже изменение частоты дыхания и пульса. Чуть позднее реакция на звуковые раздражения меняется, начиная вызывать задержку или остановку движений ребенка или прекращение крика. Все эти реакции являются врожденными и носят характер безусловных, рефлексов.
      Но уже в конце первого в начале второго месяца жизни у детей начинают образовываться первые условные рефлексы на звуковые раздражители. В это время малыши начинают определять направление звучания сигнала и поворачивают голову в сторону источника звука.
      Немного позднее, на третьем и четвертом месяце жизни, малыши начинают распознавать и разделять звуки однородные звуки но разные по высоте. В возрасте от трех да шести месяцев основную смысловую нагрузку берет на себя интонация. В этом возрасте ребенок развивает способность распознавать звуки по интонации, и интонационно, с помощью голосовых оттенков ,может выразить свои ощущения или переживания. Следующий большой шаг в развитии фонематического слуха приходится на шестой-восьмой месяцы жизни ребенка, когда малыш начинает все лучше и точнее различать звуки, которые его окружают. В это время дети уже способны различать голоса людей и по-разному им отвечать. Так в этом возрасте малыш может верно реагировать на сказанное кем-либо слово, например «часы», указывая на названный предмет. Но при этом его фонематическое восприятие не находится на достаточном уровне , что бы отличить по звучанию слово, от привычно называемого. Так например, если произнести «ки-ки» , то ребенок укажет на тот же предмет. В этот период ребенок узнает слово по его ритмическому рисунку, по общему звуковому образу, а звуки, входящие в состав слова он воспринимает смешано, и поэтому он не замечает если их заменяют на другие,

    близкие по акустическому звучанию звуки.
    На втором году жизни начинает формироваться вторая сигнальная система, с чем и связаны особенность дальнейшего формирования функции слухового анализатора. Осуществляется постепенный переход от обобщенного восприятия фонетической (звуковой) структуры речи к более дифференцированному. Как мы уже рассмотрели выше, на первом году жизни в фонематическом восприятии ребенок опирается на интонационную и ритмическую стороны речи, а на втором году жизни малыш уже более точно распознает звуки речи, и для него уже более важен и понятен звуковой состав слова.
    Формирование фонематического слуха у детей происходит постепенно, в процессе естественного развития.
    В период дофонемного развития (7-11 месяцев) малыш откликаясь на слово, откликается на его интонационную «оболочку», а не на его предметное значение.
    В конце первого года жизни слова уже «привязаны» к предмету и служат орудием общения. И реакция ребенка на слово это уже реакция на его звуковую оболочку, т.е. на входящие в состав слова фонемы.
    Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения, считает А.Н. Гвоздев.
    Н.Х. Швачкин  отмечает, что уже к концу второго года жизни при понимании речи ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.
    В норме, к началу третьего года жизни, ребенок способен различить на слух все звуки родного языка, и , по мнению ученых, исследующих развитие речевого слуха детей, в трех летнем возрасте у нормально развивающихся детей фонематический слух оказывается достаточно сформированным.
    А опираясь на данные исследований А.И. Гвоздева, Левиной Р.Е. и других исследователей детской речи, можно констатировать, что к четырехлетнему возрасту формирование фонематического восприятия ребёнка у нормально развивающихся детей в основном заканчивается, что в этом возрасте он различает на слух все фонематические тонкости речи окружающих его взрослых.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Что такое фонематический слух?

    Что   такое  фонематический  слух? Это  способность  человека  различать  в потоке  речи  различные фонемы  (звуки), из которых...

    Консультирование для родителей "Что такое фонематический слух?"

    Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Если у ребенка плохо развит фо...

    Семинар-практикум для педагогов: "Что такое фонематическй слух и фонематическое восприятие" Картотека игр.

    Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференциров...

    Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие

    В статье дается определение фонематического слуха и фонематического восприятия, рассматриваются этапы формирования фонематического слуха, влияние уровня его  развития на формирование других умени...

    ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?

    Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышим...

    Консультация для родителей "Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?"

    Фонематический слух – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша в...

    Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и чем он отличается от обычного слуха". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед

    Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и чем он отличается от обычного слуха". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед...