Консультация для родителей. Гласные звуки и буквы.
статья по логопедии (старшая группа)

Газарян Татьяна Александровна

Статья адресуется заинтересовааным родителям, желающим грамотно закреплять материал о своими детьми  по теме "Гласные звуки и буквы" В коррекционных группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи знакомство со звуками происходит поэтапно – от простого к сложному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

                               Консультация для родителей.

                              ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ

В коррекционных группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи знакомство со звуками происходит поэтапно – от простого к сложному.

В самом начале логопед знакомит детей с такими понятиями как: «звук», «слово», «предложение». Происходит знакомство детей с вербальными (речевые звуки, издаваемые людьми) и невербальными звуками (шумы вокруг нас: звуки природы, звуки издаваемые предметами…)

Ребёнок учиться различать звуки, которые он слышит. Будь-то проезжающая машина, пение птиц, игра на музыкальных инструментах.

 А может это мама позвала его к обеду? На этом этапе знакомства со звуками, ребёнок также учиться ориентироваться в пространстве (откуда доноситься звук), изменять свой голос (от низкого к высокому, шёпотная речь).

В этот период, я рекомендую поиграть с детьми дома в следующие игры:

  • Игра «Молчанка» (слушай звуки вокруг себя);
  • Игра «Звучащие предметы» (ребёнок слушает звуки: шелест бумаги, стук молотка, звук льющейся воды и т.д.);
  • Игра «Волшебные мешочки» (в мешочках зашиваются разнообразные крупы. Ребенок различает мешочки по звуку);
  • Игра на музыкальных инструментах;
  • Игра «Какой предмет звучит громче» (Взрослый стучит по предметам мебели).
  • Игра «Кто меня позвал?» (Родители меняя силу голоса, зовут своего ребёнка. Ребёнок угадывает).

Помните, что невербальные звуки могут звучать лишь в том случае, когда человек с ними взаимодействует (стучит в дверь, шелестит листочками бумаги, льёт воду в стакан, гремит посудой).

После того как ребёнок усвоил, что такое звук, логопед переходит к изучению гласных звуков.

Гла́сные звуки — тип звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создаётся существенных препятствий, соответственно, нигде над гортанью не создаётся сколько-нибудь существенного воздушного давления (определение гласных звуков взято с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Гласные)

Существует всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Мы познакомились уже с тремя: А У И

Гласные звуки при произнесении не встречают преград и произносятся только с помощью голоса. Это правило мы с детьми запоминаем.

Правило о звуках: Звуки мы слышим и произносим!

Звуки ребёнок увидеть не может, но чтобы лучше его запомнить необходимо ввести определённый символ изучаемого звука.

Символы гласных звуков:

У- маленький красный круг (когда мы произносим звук [У], наши губы похожи на маленький красный круг);

А – большой красный круг (когда мы произносим звук [А], наши губы похожи на большой красный круг);

О – красный вертикальный овал;

И – красная тоненькая улыбочка;

Э – красный горизонтальный овал;

Ы – красная широкая улыбка.

Вы уже поняли, что символы гласных звуков соответствуют артикуляционному укладу губ при произношении соответствующего гласного звука. Красный цвет символизирует цвет наших губ.

Гласные звуки умеют петь и поются с голосом!

Все звуки живут в буквах (обозначаются буквами).

Уу  Аа  Оо  Ии Ээ  ы

Буквы бывают большие и маленькие (кроме буквы «Ы» - она никогда не стоит в начале слова).

Правило о буквах: Буквы мы видим и пишем!

В период знакомства детей с гласными звуками, рекомендую поиграть дома в следующие игры:

  • Игра «Поймай звук» (Пример: хлопни в ладоши, когда услышишь звук А, среди звуков, слогов, слов);
  • Игра «Какой гласный слышишь в начале слова» (в конце слова: яйцо, весы, нитки, палка…; в середине слова: мышь, кит, стол, лук, шар, кекс…)
  • Игра «Подбери слово к заданному звуку» (Пример: назови слово со звуком И: игла, диск, лист, изба…)

Мы изучаем буквы и звуки одновременно. Часто родители замечают, как сложно порой ребёнку запомнить буквы.

В помощь вам будут следующие приёмы, как лучше запомнить гласные буквы:

- Выучить стих про букву

У – сучок в любом лесу, ты увидишь букву У;

А- ножка, ножка и черта, получилась буква А;

О – на огурец похожа, он овальный, буква тоже;

И- буква и наискосок примеряла поясок, снизу вверх его тянула, к правой ножке пристегнула;

Э – буква Э с открытым ртом и большущим языком;

Ы – а бедняжка буква Ы ходит с палочкой, увы!

- Упражнение «На что похожа буква?» (проявите фантазию и вы поймёте на что же может быть похожа буква, где ребёнок мог её видеть. Пример: А – электрический столб; И – покосившийся забор; У – значок «Учебная машина»…)

- Выложите букву из бросового материала (из фасоли, пуговиц, счётных палочек, сделайте букву из проволочки).

 Вот и всё, что вам нужно знать о гласных звуках. Это не сложно))))

Учитесь и играйте вместе со своим ребёнком, вспоминайте своё детство.

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Гласные звуки и буквы"

Цель: обобщение знаний о гласных звуках и буквах....

Путешествие в Страну гласных звуков и букв.

Занятие по подготовке детей  к обучению грамоте....

Конспект НОД по обучению грамоте "Гласные звуки и буквы"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе. Обобщение пройденного материала по гласным звукам и буквам. Закрепить правильное произношение глас...

Материал для родителей "Учим гласные звуки и буквы"

Данный материал предназначен родителям. Он поможет родителям при закреплении знаний по обучению грамоте, а занимательные упражнения вызовут интерес у детей....

Материал для родителей "Учим гласные звуки и буквы"

Данный материал предназначен родителям. Он поможет родителям при закреплении знаний по обучению грамоте, а занимательные упражнения вызовут интерес у детей....

Консультация для родителей "Изучаем звуки и буквы"

В консультации представлена информация о звуках русского языка, о особенностях изучения звуков с детьми на занятиях с логопедом. Даны конкретные рекомендации о закреплении работы по формированию навык...