Этиология тяжелых речевых нарушений и их дифференциальная диагностика
презентация по логопедии

Гарифуллина Айсина Рамилевна

В данной работе я затрагиваю тему трудностей дифференциальной диагностики различных форм заболевний, приводящих к тяжелым нарушениям речевой функции, максимально подробно описываю причины и характер особенностей, возникающих при: алалии, дизартрии, РДА, задержке псического развития, нарушениях слуховой функции. Изложение научного материала в виде таблиц. схем позволяет сделать восприятие доступным для широкой аудитории читателей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этиология тяжёлых речевых нарушений и их дифференциальная д иагностика Презентацию подготовила учитель-логопед 1й квалификационной категории Гарифуллина А. Р .

Слайд 2

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевой период жизни. Тяжёлые степени алалии выражаются полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более лёгких формах наблюдаются зачатки речи характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмами , затруднениями в овладении навыков чтения и письма. Алалия подразделяется на сенсорную и моторную.

Слайд 3

Неблагоприятная неврологическая или психопатологическая наследственность; Поздние беременности, которым предшествовали прерывание беременности, мертворождения; Угроза прерывания беременности, патологические роды: гипоксия, асфиксия плода; Возраст родителей от 30 до 40 лет. Социальные факторы, соматическая ослабленность и билингвизм могут лишь утяжелить течение алалии, но не вызывают её. Э тиология алалии

Слайд 4

У мальчиков алалия встречается в 2 раза чаще, чем у девочек .

Слайд 7

Моторная алалия- недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарём и грамматическим строем языка, при достаточно сохранном понимании речи. В основе моторной алалии лежит расссройство или недоразвитие аналитико- синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми. Причина моторной алалии- поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брокка ) и его проводящих путей.

Слайд 8

Сенсорная алалия – недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов. У ребёнка наблюдается нарушение понимания речи окружающих несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. Причина- поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей.

Слайд 9

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых).

Слайд 10

Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Слайд 11

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет.

Слайд 12

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психоречевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Слайд 13

Дизартрия – расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.

Слайд 14

В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Слайд 15

Дифференциальная диагностика центрального и периферического параличей Признак 1. Локализация поражения Центральные двигательные нейроны (моторная зона КГМ, внутренняя капсула, ствол, боковые столбы спинного мозга ). Периферические двигательные нейроны (передние рога спинного мозга, корешки, сплетения, нервы к мышцам).

Слайд 16

Дифференциальная диагностика центрального и периферического параличей Признак 2. Активные движения: Центральный- ограничены или отсутствуют . Периферический- ограничены или отсутствуют . 3. Сила мышц: Центральный- снижена. Периферический –снижена. 4. Мышечный тонус: Центральный- повышен ( спастичность ). Периферический –снижена.

Слайд 17

Дифференциальная диагностика центрального и периферического параличей Признак: 5. Рефлексы Центральный- повышены. Периферический- снижены или отсутствуют. 6. Клонусы: Центральный- выявляются. Периферический- отсутствуют. 7. Патологические рефлексы: Центральный- выявляются. Периферический –отсутствуют.

Слайд 18

Дифференциальная диагностика центрального и периферического параличей Признак: 8. Атрофия мышц Центральные- отсутствует или умеренно выражена. Периферические- резко выражена, развивается рано. 9. Фасцикуляции Центральные- отсутствуют. Периферические- возможны (особенно при поражении передних рогов). 10. Синкинезии Центральные- выявляются. Периферические- отсутствуют.

Слайд 19

Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера ) - психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4:1).

Слайд 20

Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью.

Слайд 21

Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении

Слайд 22

Ухудшение слуха у детей с каждым годом приобретает глобальный характер. У малышей от 2 до 6 лет на 1000 человек приходится практически 20% детей. Это крайне высокая цифра, которая имеет тенденцию расти, а не уменьшаться.

Слайд 23

Нарушение слуха – это снижение способности человека улавливать звуки окружающей среды в частичном или полном объёме. Некоторое понижение возможности воспринимать и понимать звуки называется тугоухостью, а полная потеря способности слышать – глухотой.

Слайд 24

Классификация нарушений слуха у детей выглядит следующим образом: • Кондуктивная тугоухость, характеризующаяся поражением звукопроводящего аппарата. Это патологическое состояние объясняется тем, что слуховой аппарат человека не способен воспринимать шепот и низкую речь собеседника.

Слайд 25

• Нейросенсорная тугоухость включает в себя такие нарушения слуха, как сеновральную тугоухость, слуховую нейропатию , а также центральные расстройства слуха. Причины образования этих патологических состояний носят инфекционную природу. К их появлению в основном могут привести такие заболевания малыша в первые годы жизни, как краснуха, менингит.

Слайд 26

• Слуховая нейропатия возникает в результате недоношенности плода, а также под влиянием наследственных факторов. У детей с подобным нарушением слуха полностью нарушено восприятие речи. К центральным расстройствам слуха ведут поражения головного мозга, при этом ребенок может обладать нормальным слухом, но вести себя как слабослышащий. Это объясняется поражением центральной нервной системы у детей.

Слайд 27

Элективный мутизм – психологическое отклонение детей, преимущественно от 3 до 9-летнего возраста, которое характеризуется избирательностью вербальной реакции – в одних ситуациях дети сопровождают свою деятельность речью, а в других - нет.

Слайд 28

Трудности в различении фонематической дислалии и моторной алалии иногда возникают на поздних этапах развития алалии, когда в речи детей выявляются только фонематические нарушения, а нарушения других подсистем языка могут отсутвствовать или быть неярко выраженными. Решающее значение для дифференциального диагноза в таких случаях имеет анамнез и сравнительный анализ параметров неречевой системы. Фонематическая дислалия и моторная алалия

Слайд 29

Наиболее существенным будет обследование нарушений слуховой дифференциации звуков речи; необходимо закрыть лицо экраном, чтобы исключить возможность зрительного восприятия. Алалия и нарушение слуха

Слайд 30

Дети с сенсорной алалией Аудиограмма – N или разноречивые показатели снижения за короткий период. Голос звонкий. Неречевые звуки и шумы различают хорошо. Качество восприятия не зависит от того, насколько близко стоит говорящий, и громкости его голоса. Использование слухового аппарата не улучшает качество восприятия речи. Дети с нарушением слуха Аудиограмма показывает снижение слуха. Голос приглушённый. Снижено восприятие как речевых, так и неречевых звуков. Чем ближе стоит говорящий и громче его голос, тем лучше воспринимается речь. Использование слухового аппарата улучшает восприятие речи.

Слайд 31

При полном отсутствии речи решающее значение имеет сохранность постоянных реакций на обращённую речь у детей с алалией и отсутствие у них типических для детей с аутизмом особенностей поведения при общении. Алалия и РДА

Слайд 32

Алалия Задержа психоречевого развития; прежде всего страдают интеллектуальные процессы, связанные с речевой деятельностью. РДА Могут наблюдаться различные варианты интеллектуального развития: нормальное, ускоренное, резко задержанное и неравномерное, а так же различные степени олигофрении.

Слайд 33

Дифференциальный диагноз облегчается, если дети с алалией обладают экспрессивной речью. В отличие от детей с аутизмом, они в большинстве ситуаций активно используют зачатки речи, как вербальной, так и невербальной.

Слайд 34

Имеют хорошо развитую мимику и жестикуляторную речь.

Слайд 35

Алалия и дизартрия

Слайд 36

У детей с алалией моторный уровень речеобразоания полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет им осуществлять артикуляторный акт. При алалии расстраивается вся система языка, при дизартрии только одна из его подсистем – фонетическая. Расстройства произношения звуков у детей с алалией объясняются нарушением производства фонематических операций – выбора и комбинирования единиц. У детей с дизартрией расстройства произношения звуков вызваны прежде всего нарушениями фонетических операций.

Слайд 37

Произношение звуков у детей с алалией. Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляторного механизма. Характерны преимущественно фонематические нарушения, наиболее ярко проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма. Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное призношение . Произношение звуков у детей с дизартрией. Выраженное нарушение артикуляторного механизма. Преимущественно характерны фонетические нарушения. Изолированные звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение.

Слайд 38

Произношение звуков у детей с алалией. 4 . Разнотипные нарушения произношения звуков: искажения, замены, пропуски. 5. В нарушениях произношения доминируют замены звуков. Произношение звуков у детей с дизартрией. 4.Однотипные нарушения произношения звука (только его искажения, замена либо пропуск). 5. В нарушениях произношения доминируют искажения звуков.

Слайд 39

Произношение звуков у детей с алалией . 4. Разнотипные нарушения произношения звуков: искажения, замены, пропуски. 5. В нарушениях произношения доминируют замены звуков. Произношение звуков у детей с дизартрией . 4.Однотипные нарушения произношения звука (только его искажения, замена либо пропуск). 5. В нарушениях произношения доминируют искажения звуков.

Слайд 40

Произношение звуков у детей с алалией . Искажение небольшого количества звуков. Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков. Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществование искаженной и правильной артикуляции. Произношение звуков у детей с дизартрией . Искажение большого количества звуков. Искажение и сложных и простых по артикуляции звуков. Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение.

Слайд 41

Произношение звуков у детей с алалией . Замены артикуляторно сложных звуков. Непостоянные замены звука. Разнообразные замены звука. Взаимозамены звуков сравнительно часты. Произношение звуков у детей с дизартрией . Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков. Постоянные замены звука. Однообразные замены звука. Взаимозамены звуков сравнительно редки.

Слайд 42

Произношение звуков у детей с алалией. Непостоянные пропуски. Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков. Произношение звуков у детей с дизартрией . Постоянные пропуски. Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

Представлен опыт работы по использованию метода проектов в работе с детьми по развитию коммуникативных способностей....

Обследование состояния психомоторики детей с тяжелыми речевыми нарушениями

Одной из основных задач в комплексном психолого - логопедическом, педагогическом и коррекционном воздействии на детей с тяжелыми  нарушениями является формирование, развитие и коррекция речевой ф...

Обследование состояния психомоторики детей с тяжелыми речевыми нарушениями

Одной из основных задач в комплексном психолого - логопедическом, педагогическом и коррекционном воздействии на детей с тяжелыми  нарушениями является формирование, развитие и коррекция речевой ф...

Использование современных образовательных технологий в процессе работы по подготовке детей с тяжелыми речевыми нарушениями к овладению грамотой

Проблема готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи существует давно. Подготовка к обучению грамоте находится в есной связи со звуковой культурой речи. Если р...

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Педагоггический практико-ориентированный проектКраткая аннотация проекта.Современное образование заставляет педагогов думать о том, как сделать процесс обучения более результативным,  как учить т...

Алгоритм взаимодействия специалистов сопровождения для ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в ДОО.

В презентации описана модель взаимодействия всех участников педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной орган...

Сенсорное развитие детей с тяжелыми речевыми нарушениями

раскрыто значение сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи....