Проект "Чтобы лучше говорить, надо с пальчиками дружить"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Сорокина Елена Николаевна

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, дети не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т. п. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc524.5 КБ
Package icon logopedicheskiy_proekt.zip1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Логопедический проект

«Чтобы лучше говорить —

 надо с пальчиками дружить»

                                                        Выполнила:  

                                                                                                   Сорокина Елена Николаевна

                                                                       учитель-логопед

                                                                                                   I квалификационной категории

2018 г.

Проект на тему: «Чтобы лучше говорить – надо с пальчиками дружить»

 «Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».

Н. А.Бернштейн.

Паспорт проекта.

Вид проекта: творческо-информационный.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май)

Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, посещающих логопункт, воспитатели, родители воспитанников.

Образовательная область: познавательно - речевое развитие ребенка, физическое развитие ребенка.

Цель проекта:

- Создать условия для развития мелкой моторики;

- Реализация в учебном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики кистей рук детей.

Задачи проекта:

1. Выявить особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

2. Совершенствовать предметно – развивающую среду для развития мелкой моторики.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшего возраста посредством дидактических игр, игрушек, нетрадиционных приемов.

4. Развивать тактильную чувствительность рук детей, графические навыки, подготовить руки к письму.

5. Систематизировать знания педагогов, родителей по развитию мелкой моторики рук.

Предполагаемый результат:

1. Развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

2. Развитие мелкой моторики, как способ, коррекции речи детей.

Актуальность темы.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину.  И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т. п.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, восприятие, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Продукт проектной деятельности:

1. оформление стенда с фотографиями на тему «Ловкие пальчики».

2. презентация проекта на итоговом педагогическом совете ДОУ.

3. изготовление ящика для песочной терапии.

Реализация проекта проходила в три этапа:

I этап - подготовительный (сентябрь)

1. Изучение:

- научно-методической литературы по теме проекта;

- понятий, касающихся темы проекта;

2. Подбор диагностического материала;

3. Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;

4. Создание предметно-развивающей среды.

II этап – основной (октябрь – май)

Работа выстраивалась в трех направлениях:

1. В совместной деятельности педагога и детей.

В логопедическом кабинете созданы все условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать игры.

Мероприятия:

- использование на логопедических занятиях прищепок, мячей, пуговиц, шнурков, резинок, счетных палочек;

- рисование на песке;

- использование нетрадиционных форм (горох, рис, фасоль, гречка, су-джок мячики, бусы поролоновые);

- использование пальчиковой гимнастики, штриховка предметов, обведение трафаретов, рисование по контору, точкам, клеточкам.

2. С педагогами ДОУ – с помощью проведения консультаций, семинаров-практикумов, бесед.

Мероприятия:

1. «Влияние мелкой моторики руки на развитие речи детей».  Консультация (сентябрь).

2. «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики». Мастер – класс (ноябрь).

3. «Игры с песком». Консультация (январь).

4. «Оригинальные пальчиковые игры».  Консультация (февраль).

5. «Пальчиковые игры для детей малышей».  Папка-передвижка (март).

6. «Самомассаж и массаж пальцев рук». Консультация (апрель).

3. С родителями – с помощью проведения консультаций, семинаров-практикумов, родительских собраний;

Мероприятия:

1.«Чтоб красиво говорить – нужно  с пальцами дружить». Семинар-практикум с презентацией (сентябрь).

 2. «Игры с крупами, как средство автоматизации звуков». Семинар-практикум (декабрь).

3. «Мифы и факты о влиянии мелкой моторики пальцев рук на речь детей». Консультация (февраль).

4.  «Пальчиковые игры на кухне». Папка-передвижка (март).

5. «Сделай букву сам». Выставка поделок из различного материала (апрель).

9. «Ловкие пальчики».  Оформление фотовыставки (май).

III этап – заключительный (май)

 - Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;

- Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи;

- Презентация проекта на итоговом педагогическом совете;

- Размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

Реализация проекта

Работу начала с диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам:

 - диагностический материал для обследования  развития мелкой моторики детей дошкольного возраста;

 - графический диктант;

Проведенное диагностическое обследование в начале учебного года показало, что 70% детей подготовительной группы имеют низкий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук, 10% детей имеют средний уровень и только 20% детей имеют высокий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

Решая задачи развития мелкой моторики, я создала необходимые условия в кабинете. Предметно - развивающая среда в кабинете представлена следующими компонентами:

  • мячи (колючие, массажные);
  • игра – шнуровка для  завязывания  узлов, для переплетения, для шнуровки и привязывания игрушек;
  • прищепки  бельевые – для  развития  координации  движений  пальцев  рук;
  • аппликатор Кузнецова;
  • клавиатура  старого  компьютера, кнопочный  телефон – для  развития  дифференцированных  движений  пальцев  рук;
  • шаблоны - трафареты  по  лексическим  темам – для  обведения, раскрашивания, штрихования;
  • «Пальчиковые шаги»  дорожки для пальчиков;
  • игрушки  из  «киндер-сюрпризов» – для  вытаскивания  из  «сухих  бассейнов»;
  • «сухие  бассейны» – емкости, наполненные  горохом, фасолью, рисом  – для  самомассажа  кистей;
  • грецкие  орехи, каштаны, желуди – для  самомассажа  кистей;
  • мелкая мозаика;
  • разноцветные резинки;
  • пальчиковый театр;
  • пазлы;
  • разрезные картинки;
  • рабочие тетради «прописи»;

В  кабинете  все пособия должны находиться в свободном  доступе, вызывать  у  детей  интерес  и  желание  играть  с  ними.

Мною разработаны и изготовлены следующие пособия: игры на развитие мелкой моторики: «Солнышко из лент», «Мозаика из пуговиц», «Шнуровка», изготовлен и оборудован центр «Песочный ящик».

Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Поэтому мною составлены игровые комплексы, включающие следующие виды деятельности:

1. Картотека упражнений с мячом  су-джок.

2. Картотека пальчиковых упражнений по Н.В.Нищевой.

3. Экологические физминутки.

4. Графический диктант.

5. Пальчиковые упражнения для малышей.

Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная работа родителей и педагогов.

Поэтому моей задачей было повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, разъяснить, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

С целью знакомства родителей с особенностями развития детей старшего дошкольного возраста в сентябре  провела семинар-практикум  с презентацией на родительском собрании «Чтоб красиво говорить – нужно  с пальцами дружить».  В декабре - семинар-практикум «Игры с крупами, как средство автоматизации звуков».

Результативность

Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. К концу года все дети научились ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, усовершенствовались их умения действовать по словесным инструкциям и самоконтроль. Значительно повысился уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление. Улучшились память и речь. Дети к концу учебного года успешно прошли диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. Совместными усилиями педагогов, специалистов и родителей удалось добиться положительной динамики.

Результаты диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук  детей подготовительной группы на начало и конец учебного года представлены в диаграмме:

Результаты диагностического обследования

уровня сформированности навыков развития

мелкой моторики и координации движений рук

детей подготовительной группы  в 2017 – 2018 учебном году.

В ходе работы над проектом:

  • Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.
  • Систематизирован материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры).
  • Подготовлены рекомендации  и буклеты  для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников.

Заключение

Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с дефектами в речи,  во взаимодействии с родителями способствует снятию умственной усталости, напряжения, улучшению произношения многих звуков, а значит, развивает речь ребенка.

Список  литературных  источников:

Беззубцева  Г.В., Андриевская  Т.Н.  Развиваем  руку  ребенка, готовим  ее  к  рисованию  и  письму. – М. 2003г.

Коноваленко  В.В., Коноваленко  С.В.  Артикуляционная  и  пальчиковая  гимнастика. – М. 1998г.

Кормилицына  Е.С.  Игры  с  бельевыми  прищепками.// «Дошкольная  педагогика» –  2006г. № 5, с. 64 – 65.

Ткаченко  Т.А.  Физкультминутки  для  развития  пальцевой  моторики  у  дошкольников  с  нарушениями  речи. – М. 2001г.

Цвынтарный  В.В.  Играем  пальчиками – развиваем  речь. – М. 2003г.

Информационные ресурсы

http://www.boltun-spb.ru – Логопедический сайт для заботливых родителей.

http://proigrushku.ru – Детские игрушки и развивающие игры.

Приложение:

Выставка фотографий «Ловкие пальчики».

Пособия по развитию мелкой моторики:

                       

     

  

                                           

                                                                 

             

       

       

           

           

         

 J:\проект\фото ловкие пальчики\SAM_9513.JPG    J:\проект\Фото\SAM_9508.JPG

 J:\проект\фото ловкие пальчики\SAM_9512.JPG                                           

J:\проект\фото ловкие пальчики\SAM_9509.JPG

Конкурс «Сделай букву сам»

                     

     

 

           

            

                 

                     

                        

                                   



Предварительный просмотр:

В  ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ   ВЛИЯНИЕ  ПАЛЬЦЕВ  РУК

НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ?

Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.

Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Вспомните, сейчас даже в детские сады стали приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

К сожалению, о проблемах детей с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. И главная задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже со второй недели жизни ребенка можно начинать работу с кистями рук. Самое легкое упражнение – легкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка – центр развития речи. Ее стимуляция необходима для речевого аппарата малыша. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово своего ребенка. Помимо ладошки, очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать другие, чтобы разнообразить ежедневные упражнения.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься с детьми как в детском саду, так и дома.

 

  • Упражнения с прищепками:

«Разноцветные прищепки»

Разноцветные бельевые прищепки – это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания/сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус…

«Котенок»

Бельевой прищепкой (проверьте на своих руках, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 

Сильно кусает котенок-глупыш,

                      Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

                                         Но я же играю с тобою, малыш,

             А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

«Прищепки на веревке»

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько разноцветных и разных по размеру прищепок. На каждый ударный слог ребенок прицепляет прищепку к веревке: 

                     «Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку».

 

  • Пальчиковые бассейны

                                                    («Сухой аквариум»)

Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной и другими), песком, солью. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий: «Найди спрятанный предмет (маленькую игрушку)», «Найди фигуру по образцу», «Найди фигуру и назови ее». Игры проводятся ежедневно по 3—5 минут.

 

  • Пальчиковый массаж

Упражнения с мячиками

Существует большое количество различных приспособлений для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. И малышей, и старших дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений, сопровождая действия словами, например: 

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат?».

Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых детям предметов – карандаша, катушки, грецкого ореха. С этими предметами можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием двустиший, четверостиший, скороговорок и чистоговорок.

Упражнения с карандашом

    Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть примерным научу

Упражнения с грецким орехом

1.           Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

«Я катаю мой орех, 

Чтобы стал круглее всех».

       2.     Ребенок держит в одной руке два грецких ореха и вращает их один вокруг другого.

  • Гимнастика для пальчиков

Развитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимнастика с использованием различных предметов: игрушечного волчка, резинки для волос, бусинки.

Упражнения с волчками

Это игрушка, приводимая в движение пальцами руки и вращающаяся вокруг своей оси. Для запускания волчка требуется особый двигательный навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами волчков, ребенок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти.

Упражнение «Резиночка»

Упражнения с резинками направлены на повышение упругости ручной мускулатуры. Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360° – сначала в одну, потом в другую сторону Упражнение выполняется сначала одной, потом второй рукой.

Игры с бусинками

Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук. Ребенку предлагают для нанизывания на веревочку бусины с дырочкам разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз–рука».

 

  • Игра «Мозаика»

Идея мозаики заключается в составлении целого изображения из мелких частей. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. 

  • Игры-шнуровки

По-настоящему зашнуровать ботинок –  дело довольно сложное. Можно для начала потренироваться на плоском домике или игрушечном башмаке. В таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создает оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму и для развития усидчивости. Первые простые шнуровки для малыша можно сделать самостоятельно. Потребуются плотный картон, дырокол и разноцветные шнурки. Проделайте дыроколом несколько отверстий в картоне. Покажите ребенку, как сквозь них можно протаскивать шнурок. Пусть малыш потренируется на одной или на двух дырочках. Если ребенку удалось попасть в дырочку, обязательно похвалите его за первый успех. В дальнейшем задания можно усложнять, создавая с помощью дырокола контур несложного рисунка.

 

  • Создание картин из макарон и круп

(гречки, проса, фасоли, риса, гороха, семечек)

Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики. Красиво и необычно выглядят макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить  –  получится фантастическая композиция. Чтобы выполнить ее аккуратно, нужны умелые и ловкие руки, ведь удержать в пальцах маленькую макаронину нелегко. Еще труднее – нанести на нее клей и поместить в нужное место на «холсте».

 

  • Криотерапия

Криотерапия – одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов, первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. Криотерапия проводится по следующей схеме: одна процедура через 1-2 дня в течение месяца. Продолжительность игр со льдом следует постепенно увеличивать с 5 секунд до минуты. Для малышей до 3 лет безопаснее использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев, и ребенок не поранится. Пусть малыш погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные пластмассовые или деревянные фигурки, пересчитывает шарики, ощупывая их пальцами. Ребята постарше могут строить из ледяных кубиков замки, выкладывать узоры, как из мозаики. Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски, или порисовать красками на кусочках льда.

 

  • Контрастотерапия

Контрастотерапия – это использование контрастных ванн для кистей рук. Горячая вода – 45°С, холодная – 16-18С. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. Проводится 10 сеансов продолжительностью до 5 минут.

 

Таким образом, игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют игровую и учебно-практическую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Чтоб красиво говорить надо с пальцами дружить"

Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)....

Родительское собрание "Чтобы лучше говорить, надо с ручками дружить

Показать важность работы по развитию мелкой моторики, обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики, педложить сделать игруш...

Чтобы лучше говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику.

Известно, что кисть руки по наличию акупунктурных зон не уступает уху и стопе, поэтому развивая мелкую моторику пальцев рук, мы тем самым развиваем интеллект и речь ребёнка....

Логопедический проект «Чтобы лучше говорить - надо с пальчиками дружить»

Проект  по развитию мелкой моторики у детей с ОНР...

Мастер - класс"Чтобы четко говорить надо с пальчиками дружить"

Мастер - класс"Чтобы четко говорить надо с пальчиками дружить"Цель: познакомить педагогов с этапами развития мелкой моторики рук и разнообразными видами пальчиковых игр....

Конспект "Чтобы четко говорить надо с пальчиками дружить"

- Закрепить теоритические знания педагогов по развитию мелкой моторики рук дошкольников;- Содействовать появлению желания участников мастер - класса применять полученные знания в практике...