Конспект "Чтобы четко говорить надо с пальчиками дружить"
материал (младшая группа)

Земниэкс Ирина Болеславовна

- Закрепить теоритические знания педагогов по развитию мелкой моторики рук дошкольников;

- Содействовать появлению желания участников мастер - класса применять полученные знания в практике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 30»

Еманжелинского муниципального района

Мастер - класс

« Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»

                                                              Воспитатель:

                                                                              Земниэкс И.Б.

«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»
                                              (В. А. Сухомлинский)

Цель мастер-класса:
Познакомить педагогов с опытом работы по теме «Влияние общей и  мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста»

Задачи:
1. Закрепить теоретические знания педагогов   по развитию мелкой моторики рук дошкольников
2. Познакомить    участников       мастер-класса   с   этапами   разучивания   и разнообразными видами пальчиковых игр.
3. Содействовать  появлению желания участников   мастер-класса применять полученные знания в практике.


Оборудование: карандаши, манка,  фасоль,  подносы     макаронные изделия,

мелкие пуговицы,   картинки (с изображением  дороги,  природы),    бусинки, сердечки, тонкие палочки.

Ход мастер-класса:

Активизация участников:
– Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на собрание, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно всегда? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
Спасибо!

Добрый день, уважаемые педагоги, я рада видеть вас на моем  мастер-классе. Тема    моего   мастер – класса     «Чтобы  лучше  говорить,  надо с  пальцами дружить» Цель и задачи вы видите на нашем экране.                            Сухомлинский В.А. сказал    «Ум  ребенка  находится  на кончиках пальцев». Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи,   об одном  из  способов  ее  развития   – пальчиковых играх.
В начале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают?(ответы).
Да,   правильно,   молодцы.   Игры  с    пальчиками   развивают мозг  ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Исследования    учёных   показали,    что    уровень   развития   детской  речи находится   в   прямой   зависимости  от степени   сформированности  тонких движений   пальцев  рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем   быстрее   он  начинает  говорить.   Важно начинать  работу  по развитию мелкой моторики с рождения. Уже   грудному   ребенку   можно  массировать пальчики,   воздействуя   тем   самым   на  активные точки, связанные с корой головного мозга.    В раннем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения сопровождаемые стихотворным текстом.

Сегодня я   предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Уважаемые коллеги, я    попрошу вас    побыть в   роли  детей     дошкольного  возраста и поиграть со мной в пальчиковые игры.

Для начала давайте разогреем ручки

Сначала   я    предлагаю   вам    посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.

1. «Ручки греем» упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.

2. «Колобок» имитируем скатывание колобков.
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем маме помогать.

3. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.

Теперь разогреем пальчики

1. Растирание пальцев - руку сжать в кулак, резко разжать (5 раз)
«Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём» -

2. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок,   вставляем в него  поочерёдно   по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.

3. Одной рукой поддерживать один палец другой руки (начинать с большого) и энергично встряхивать.
«Пальчик крепко я держу
И легонька потрясу».

- Еще   один   способ   развития  мелкой  моторики – пальчиковые  игры с предметами. Они  развивают  мышление,  повышают  эластичность   мышц, вызывают  положительные  эмоции  и  стойкий  интерес  к   деятельности. В качестве   предметов   можно   использовать   массажные мячи,   карандаши, прищепки.

Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.
Карандаш в руках держу,
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли,
И немного пошуршали.

- Сейчас мне нужны два педагога желающие порисовать.

Обычная   крупа   скрывает   в   себе   огромное количество возможностей  по развитию   мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе  и  изготовление   панно.   Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Давайте и мы попробуем:

«Рисуем щепотками снежинки»,
«Рисуем кулачком узоры»

(Молодцы)

При рисовании  и   письме   на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки,  либо  рисовать разными пальцами.  Рисовать можно все, что угодно: линии, домики,  круги, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры.   После   выполнения   каждого   задания   поднос  можно аккуратно встряхнуть,   чтобы  поверхность   опять стала ровной. А мы с вами порисуем стихи.

«Рисуем стихи»

Стихи читает взрослый, а ребенок рисует. (Вы  у меня сейчас дети, я   читаю вам стихи вы рисуете палочками)
«Скворечник»
Мы строим скворечник
У нас есть чертеж,
Чтоб домик наш был
На скворечник похож (М. Гусева.)

«Мой мишка»
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему штанишки.
(рисуем штанишки.)
Надо к ним карман пришить
(рисуем карман.)
И платочек положить.
(Вкладываем в карман платочек.)
(Молодцы хорошо справились с заданием)

В играх с предметами так же можно использовать макароны, нанизывая их на нитку как бусы, фасоль белую и красную, перемешав ее и предложив ребенку перебрать по цвету,   а  так-же предлагаю вам  выбрать из цветных камешков, красные сердечки.

А   сейчас  такое  вам  задание,    называется      оно   «Дополни картинку» - (нужно    выбрать     мелкие    пуговички     изображающие    машинки     или    животных, цветочки, человечков, и дополнить ими картинку с изображением «природы» или «дороги».

Следующий     вид    пальчиковых   игр  – игры-манипуляции.     Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или  с   помощью  взрослого.   Они развивают   воображение:   в каждом   пальчике    ребенок видит тот или иной образ.     Уважаемые      участники,  вы     все   прекрасно    знаете   игры    как «Ладушки-ладушки»,   «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка» и т. п.).        Я все эти игры использую в своей работе.

Для наглядности покажу 2 игры

Безымянный и последний. (загибаем)

 «Заготавливаем капусту»
Мы капусту рубим, рубим!
(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора

 – вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем!
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы капусту солим, солим!
(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)
Мы капусту жмем, жмем!
(энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)
Мы морковку трем, трем!
(рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)

«Изучаем названия пальцев»:
В гости к пальчику большому
(загибаем большой палец)
Приходили прямо к дому

Указательный и средний,
(загибаем указательный и средний)

Безымянный и последний,

(загибаем)

Сам мизинчик-малышок
Показался на порог.

Вместе пальчики друзья
(разгибаем и сгибаем все пальцы)
Друг без друга им нельзя.

Уважаемые педагоги,  я прошу желающих  тоже  поделиться своим личным опытом и показать свою пальчиковую игру!
Я благодарю вас за внимание и вашу активность!  Думаю,   что  мне удалось сегодня   заинтересовать,  вас,  разнообразными    видами   пальчиковых  игр которые развивают мозг ребенка,  стимулируют  развитие речи,    творческие способности,   фантазию детей.     Призываю всех использовать пальчиковые игры   в   работе   с детьми:   в   режимных    моментах   и      образовательной

деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить

В данной статье подобран материал , который поможет укрепить мелкую моторику рук и подготовить руку к письму....

"Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить"

В консультации предложены упражнения для развития пальцев рук дошкольников....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста. «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!»

Цель:•пропаганда педагогических знаний среди родителей;• научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;• показать способы и приёмы проведения пальчико...

Мастер - класс"Чтобы четко говорить надо с пальчиками дружить"

Мастер - класс"Чтобы четко говорить надо с пальчиками дружить"Цель: познакомить педагогов с этапами развития мелкой моторики рук и разнообразными видами пальчиковых игр....