Библиотека учителя-логопеда
статья по логопедии

Жукова Наталья Владимировна

Словотворчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovotvorchestvo.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Словотворчество как важная составляющая

 речевого развития ребенка дошкольного возраста

Н.В.Жукова, учитель-логопед МБДОУ

детский сад ЗАТО Сибирский

       Речь - исторически сложившаяся форма общения. Осваивая родной язык, ребёнок овладевает средством выражения и формирования собственных мыслей, чувств и желаний. Чем внятнее и выразительнее  речь дошкольника, тем легче ему в   самовыражении, тем глубже и богаче его возможности познать действительность.

       Дошкольное образовательное учреждение самое первое и важное звено в общей системе образования, где процесс воспитания и обучения строится согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, где требования к результатам освоения программы предоставлены  виде целевых ориентиров дошкольного образования.  Устная речь детей на этапе завершения дошкольной ступени должна быть сформулирована на таком уровне, чтобы они не испытывали трудности в  установлении контактов со сверстниками и взрослыми. Процесс речевого развития для современного дошкольного образования  есть главная основа воспитания и обучения детей .  Мы, взрослые, очень любим общаться с детьми. Нам нравится слушать, что они говорят, как рассуждают, комментируют услышанное или увиденное.  «Это всегда смешно, интересно, забавно»,- говорят педагоги и родители.

      Создание ребёнком новых слов на основе лексического, грамматического, фонематического  материла родного языка, носит  название  словотворчество.

      Что знаем о словотворчестве? Богатство речи детей зависит от условий и общения с окружающими людьми. К.И. Чуковский говорил: «Начиная с 2-х лет, всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом. Он подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которое выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества.

      Словотворчество не только яркая особенность детской речи, но и одна  самых важных в речевом развитии детей. Обобщать и анализировать свою и чужую речь ребенок начинает с 3-5 лет. Здоровый малыш очень рано проявляет интерес  к звукам родного языка. Старается прислушаться и повторить разнее по сложности слова. Экспериментирует и играет со словом, как с предметом. Изменяя состав слова, ребенок прислушивается к новой комбинации звуков, слов и получает от этого истинное наслаждение. В этом случае ребенку необходима искренняя оценка взрослого.  «Замечательно, какое трудное, интересное слово сказал!» Поддержка взрослого стимулирует ребенка на смелые высказывания, где он охотно будет выражать свои мысли. Напротив, скрытый и подчас неуместный смех любого взрослого, даже близких  родных, вызывает у ребенка смущение, страх, а в дальнейшем боязнь сказать что-либо не так.  Бережно следует общаться с детьми  в том возрасте, чтобы не укрепить неуверенность в своих силах и не травмировать неокрепшую психику ребенка. Пренебрежительное отношение взрослого к речи детей является причиной кона любого творчества.

        Детское словотворчество очень важно поощрять, ведь период его короткий. К пяти годам ребенок усваивает грамматические формы языка, и тогда безвозвратно  исчезают удивительные, наполненные особым смыслом детские слова. В то время как активное словообразование, несомненно, способствует развитию речи и воображения, говорит о творческой личности ребенка.

       После пяти лет у старших  дошкольников появляется критическое отношение к себе и своим ошибкам.  Потому позже большинство детей стесняются и скрывают свои языковые эксперименты. Исчезает детская непосредственность. Однако можно сказать, что не все дети, достигшие критического периода, теряют способность к творчеству. Благодаря поддержке родителей и педагогов и грамотному отношению к детскому слову можно встретить интересные примеры речевого таланта и способностей.

       В умело организованно повседневной жизни детей всегда есть место для литературных вечеров, викторин, заучивания и декламации стихотворений, загадок, разыгрывания потешек и т.д.  Задачей  педагогов является развитие в речи подопечных особых литературных и речевых наклонностей, что дает возможность детям сочинять, выдумывать, соревноваться в свои интеллектуальных и поэтических способностях.

        Литературные викторины, конкурсы на лучшее сочинительство стиха, соревновательные игр Знатоки и другие различные формы работы применяют в свое педагогической деятельности педагоги ДОУ «Солнышко». Результаты и итоги любого мероприятия освещаются в газете «Лапушка», на сайте ДОУ; размещается на стендах и выставках.  Родителям интересно знать, чего достиг ребенок за день, в чем себя проявил. Важно рассказать родителям не только о практических навыках и достижениях в продуктивной деятельности, но и о его речевых находках. Самые интересные детские высказывания опытные педагоги собирают в копилку  и дарят родителям.

          Словотворчество- то уникальное явление. Малейший оттенок грамматической формы угадывается ребенком с налету.  Когда ему необходимо создать то или иное слово, он употребит именно тот суффикс, то окончание, которое усилит форму слова, придавая яркие оттенки детской мысли и образа. Самостоятельно сконструированное ребенком новое слово говорит об успехах освоения родного языка. И если словотворчество отсутствует на определенном этапе, то может послужить  сигналом родителям и воспитателям, что развитие речи ребенка происходит с отклонениями.  В связи с этим важна осведомленность взрослых о словотворчестве и его закономерных механизмах.

          Известный детский писатель К.И. Чуковский приводит в своей книге «От 2 до 5» классические примеры словотворчества.

         В картотеке    детских высказываний  ДОУ «Солнышко» собран богатый материал,  подтверждающий изумительность, забавность и изобретательность детской речи.

         Военные телепередачи интересны мальчикам. Никита, 4 г.:

           «Какой вертолет быстрее? Военный или пассажирный?»

        Лера, 4 г.:  «Как называется сказка?- спрашивает педагог.

                        - «Курочка Коряба».  

Руководитель студии изобразительного искусства Ирина Алексеевна, по мнению воспитанника Вити (4г), может носить имя Ирина Изостудьевна, потому что Ирин много, а Ирина в изостудии одна.

           Коля,3 г., наблюдая каждодневный ритуал – папа бреется, повторяет его движения, водя коробочкой по щекам. На вопрос: «Что ты делаешь?» - отвечает: «Брилом брею!.

           Петя, 3 г.Делится впечатлением о том, как крутили мясо на мясомотьке (мясорубка).

     Антон, 4 г. Любил строить  «электрическую цепь из конструктора. «Что ты делаешь?». «Я строю электрическую цепь. В ней будет две лампочки. Одна будет светить ярче, другая тухлее!»

  Картотека может быть продолжена множеством интересных примеров, которые обогатят речевую копилку не только детского сада, но и семьи. Это является подтверждением того, что взрослые неравнодушны к развитию речи своих детей и стремятся к тому, чтобы они в совершенстве освоили грамматические формы родного языка.

     Не каждый ребенок может стать поэтом, не всякому дано подняться к вершинам ораторского мастерства, но в силах каждого взрослого сделать так, чтобы яркие ростки речевого таланта не были погублены равнодушием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО УТРЕННИКА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ЗПР «БУРАТИНО ИДЁТ В ШКОЛУ» АВТОРЫ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГУСНКОВА Н.И., УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЖУКОВА М.А., УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ДЬЯЧЕНКО Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного утренникадля подготовительной группы с ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы по лексической теме «Библиотека».

В данном конспекте высможете увидеть, как  происходит развитие связной речи детей и включение их в систему социальных отношений через познавательную деятельность....

Библиотека учителя-логопеда

Консультая для родителей...

Библиотека учителя-логопеда

Консультация для родителей...

Библиотека учителя-логопеда

Буклет  для  родителей...