«Логопедический самомассаж как средство формирование здорового образа жизни в ДОУ и семье»
методическая разработка по логопедии

Ширяева Наталия Александровна

На сегодняшний день особенно значимым и необходимым является поиск технологий и способов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. В последнее время  количество детей с теми или иными речевыми нарушениями сильно возрастает. Исходя из чего приоритетным направлением становится решение задач, связанных с сохранением здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Совместно с процессом формирования речи у детей происходит укрепление здоровья, что в наши дни находит отклик в педагогической теории и практики, непосредственно в коррекционной педагогике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shiryaeva_n.a_madou_mashenka.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Машенька»

Мастер- класс на тему:

«Логопедический самомассаж как средство формирование здорового образа жизни в ДОУ и семье»

Подготовила: Учитель – логопед

Ширяева Наталия Александровна

Тамбовская область, Тамбовский район, п. Строитель

2020

На сегодняшний день особенно значимым и необходимым является поиск технологий и способов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. В последнее время  количество детей с теми или иными речевыми нарушениями сильно возрастает. Исходя из чего приоритетным направлением становится решение задач, связанных с сохранением здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Совместно с процессом формирования речи у детей происходит укрепление здоровья, что в наши дни находит отклик в педагогической теории и практики, непосредственно в коррекционной педагогике.

За время своей работы мною были замечены у детей, имеющих речевые нарушения такие особенности:

1)физического развития как: нарушения дыхания и голосообразования; нарушение общей и мелкой моторики; расторможенность и заторможенность мышечного напряжения; повышенная утомляемость; заметное отставание в показателях основных физических качеств: ловкость, сила, скорость; нарушение темпоритмической организации движений.

2) психического развития:  расстройство памяти (в большей степени слуховой); неустойчивость внимания; несформированность мышления; нарушения оптико - пространственного праксиса.

Из особенностей психофизического становления вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях наряду с коррекцией речевых нарушений. А применение здоровъесберегающих технологий способствует системному воздействию, а также достижению более устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Поскольку грамотная и красивая речь является одним из первостепенных факторов всесторонне развитой личности ребенка, от того, насколько она богаче и правильней зависит умение ребенка свободно излагать свои мысли, что влияет на его возможности познания окружающей реальности, взаимодействия с социумом, что в свою очередь отражается на процессе психического развития. Укрепление здоровья дошкольников на занятиях учителя-логопеда я осуществляю, применяя следующую здоровье сберегающую технологию.

Самомассаж - это массаж, который ребенок, страдающий речевой

патологией, выполняет себе сам. Это артикуляционные, динамические упражнения, дающие такой же эффект, как и массаж. Это совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека руками.

При спастичности (повышенного тонуса) – применяется расслабляющий массаж. При гипотонии– стимулирующий. Цель – укрепить мышечный тонус.

Цель логопедического самомассажа:  нормализация мышечного тонуса общей; мимической и артикуляционной мускулатуры; уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата, рук;  снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата; увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; • активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции и движений рук.

Логопедический самомассаж используют с детьми при:

 -- дислалии ;

 -- дизартрии;

 -- моторной алалии;

 -- заикании;

 -- афазии.

Основные правила самомассажа:

• Один сеанс должен длиться около 5-10 минут;

• Каждое движение выполнять около 5 раз;

• Один сеанс может состоять только из нескольких приемов, которые могут

меняться в течение дня;

• Все используемые предметы являются индивидуальными, одноразовыми.

• Перед самомассажем требуется умыть ребенка;

• Дети должны делать самомассаж сами, сначала имея зрительный контроль, а затем и без него.

• Когда дети изучат все приемы, то массаж можно будет проводить под тихую музыку или под стихотворное произведение.

• Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой логопедом схеме: массаж пальцев, головы, мимических мышц лица, губ, языка.

• Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Самомассаж пальцев рук

• Укрепляет сердечную мускулатуру прямой массаж сердца через массаж

левого мизинца руки.

• Речевые зоны активирует массаж указательных пальцев.

• Упражнения, которые способствуют развитию тактильной чувствительности пальцев рук, тем самым улучшая и тактильную чувствительность артикуляционного аппарата, – это сорока ворона, горошины, мячики, ежики, сухие бассейны.

• Упражнения, которые развивают взаимодействие между полушариями в мозге: «Ножки», «Поочередное скрепление пальцев», «Ладонь-кулак».

Самомассаж мышц лица и шеи

 «Я хороший»

Цель: расслабление мышц головы и нормализация кровообращения мышц головы.

Описание: Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волоскам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

«Рисуем яблочки»

Цель: разминание мышц лба круговыми движениями.

Описание: Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

«Грабельки»

 Цель:  расслабление мышц лба.

Описание: Руки расположить на середине лба и граблеобразными движения проводить от середины лба к вискам.

«Рисуем брови»

Цель: расслабление мышц глаз.

Описание: Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

«Рисуем дорожки»

Цель: укрепление мышц щек и губ.

Описание: Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

 «Нарисуем кружочки»

Цель: расслабление мышц щек, нормализация кровообращения мышц щек.

Описание: Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

Массаж мышц лица (губ, щек) – укрепляет круговую мышцу рта, мышцы губ и щек. Повышенный тонус мышц -это спастическая форма дизартрии: активные движения губ и языка затруднены, губы напряжены и плотно сомкнуты, кончик у языка не выражен, спинка у языка изогнута, язык оттянут назад и напряжен. Если делать массаж мышц щек, то мышцы языка будут рефлекторно расслабляться.

На расслабление

Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз).

Учёные (пальцевой душ)

Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).

На повышение

Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями).

Смышлёные (слегка пощипать щёки)

Замечательные (похлопывание ладонями щёки в направлении сверху вниз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Презентация выступления на Городской Конференции от 28 марта 2012 года г.о. Самара "Деятельностный подход к организации образовательного процесса в ДОУ"....

«Проектная деятельность как средство формирования здорового образа жизни»

В нашем саду, мы пытаемся привить детям любовь к здоровому образу жизни, желание заниматься спортом и т.д. Каждый воспитатель проводит большую работу в этом направление....

Опыт работы по теме: «Активный отдых дошкольника как средство формирования здорового образа жизни».

Содержание работы направлено на обучение детей способам укрепления и сохранения  своего здоровья,  на совершенствование двигательных умений и навыков и формирование здорового образа жизни (я...

презентация "Дидактическая игра-средство формирования здорового образа жизни"

презентация о формировании здорового образа жизни у дошкольников...

"Формирование здорового образа жизни у детей в семье"

Ваш ребёнок посещает детский сад. Жизнь его здесь организуется строго на гигиенической основе: он живёт по соответствующему его возрасту режиму, получает рациональное питание, необходимый гигиенически...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...