Артикуляционная гимнастика
картотека по логопедии (средняя, старшая группа)

Автушенко Полина Андреевна

Артикуляционная гимнастика для разных групп звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_raznyh_grupp_zvukov.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для звука Ш

  1. «Бублик». Зубы вместе, губы округлить, слегка вытянув вперед.
  2. «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.
  3. «Накажем непослушный язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя».
  4. «Чистим верхние зубки». Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов влево - вправо.
  5. «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот и широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз.
  6. «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот и установить язык в форме чашечки.
  7. «Фокус». Улыбнуться, открыть рот и установить язык в форме чашечки, плавно подуть вверх, на нос (на кончик носа можно поместить кусочек ваты).

Упражнения выполняются под счет от 1 до 5, каждое упражнение по 3-5 раз.

Артикуляционная гимнастика для звука Л

  1. «Улыбка». Улыбнуться без напряжения, сомкнуть зубы и губы, удерживать  в таком положении под счет от 1 до 5.
  2. «Заборчик».  Улыбнуться без напряжения, сомкнуть зубы, показать «заборчик» (верхние и нижние зубы).
  3. «Иголочка». Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, и сделать узким, удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. (губами язык не сжимать!)
  4. «Качели». Открыть рот, высунуть язык, поднимать и опускать язык к верхней и нижней губе.
  5. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения вперед- назад.
  6. «Парус». Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы.
  7. «Дятел». Улыбнуться, открыть рот, ударять кончиком языка за верхними зубами «д-д-д».
  8. «Пароход». Слегка  улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и пропеть звук «ы»: ы-ы-ы («пароход гудит»)

Упражнения выполняются под счет от 1 до 5, каждое упражнение по 3-5 раз.

Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц.

1.  «Улыбка». Улыбнуться без напряжения, сомкнуть зубы и губы, удерживать  в таком положении под счет от 1 до 5.

2. «Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать язык.

!не подворачивать нижнюю губу, язык широкий, губы растянуты.

3. «Чистим нижние зубки». Широко открыть рот, широким языком медленно проводим по нижним зубам с внутренней стороны влево-вправо.

4. «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.

5. «Дуем на лопатку». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

6. «Горка». Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой».

7. «Ветерок дует с горки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык горкой, а затем спокойно и плавно подуть посередине языка.

8. «Зубки скатились с горки». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы «горка», проводим верхними зубами по «горке» (зубки скатываются).

Упражнения выполняются под счет от 1 до 5, каждое упражнение по 3-5 раз.

Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

1.  «Улыбка». Улыбнуться без напряжения, сомкнуть зубы и губы, удерживать  в таком положении под счет от 1 до 5.

2. «Заборчик».  Улыбнуться без напряжения, сомкнуть зубы, показать «заборчик» (верхние и нижние зубы).

3. «Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой», зубы вместе.

4. «Бублик». Зубы сомкнуты, округлить и не вытягивать губы.

5. «Накажем непослушный язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить  язычок на нижнюю губу и пошлепать его губами «пя-пя-пя». Пошлепывать губами язык, продвигая его медленно вперед, а затем назад.

6. «Покусаем язычок» («Сделаем массаж язычку»). Улыбнуться, приоткрыть рот, покусывать широкий язык, продвигая его постепенно вперед – назад.

7. «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.

8. «Иголочка». Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, и сделать узким, удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. (губами язык не сжимать!)

9. «Качели». Открыть рот, высунуть язык, поднимать и опускать язык к верхней и нижней губе.

10. «Бульдог - обезьянка». Приоткрыт рот, поместить язык между верхней губой и верхними зубами (Бульдог), далее язык поместить между нижней губой и нижними зубами (Обезьянка).

11. «Толстячки - Худышки». Поочередно надувать и втягивать щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3 – 5 секунд. 

Упражнения выполняются под счет от 1 до 5, каждое упражнение по 3-5 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...