Инфографика - наглядный метод работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР.
статья по логопедии (старшая группа)

Романенкова Татьяна Сергеевна

В коррекционно-логопедической работе применяются разнообразные способы, методы, приемы, техники.  Самым распространённым в педагогическом процессе является метод наглядного обучения. Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. В педагогике этот метод относится к древнейшим средствам обучения, но даже сейчас, в современном образовании, в соответствии с требованиями ФГОС, он не теряет своей актуальности. С интенсивным развитием информационных технологий человечество получает все больше возможностей быстро и качественно собирать и представлять информацию. В этом помогает инфографика.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инфографика - наглядный метод работы по развитию монологической  речи у старших дошкольников с ОНР.

Первостепенной задачей в логопедической работе является развитие связной речи. Связное высказывание является развёрнутым изложением определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно и образно. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Монологическая речь — это развернутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Монологическая речь — это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь «монолог» как целое. Все вышесказанное позволяет подойти к проблеме развития связного монологического высказывания в недрах диалогической речи. Это одна из существенных задач изучения связности речевого высказывания детей дошкольного возраста.

Монологическая речь — это относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его (если слушатели не знали раньше о предмете высказывания). Монологическая речь является активным и произвольным видом речи (говорящий должен иметь содержание и уметь в порядке произвольного акта построить на основе внеречевого содержания свое высказывание).

Наконец, А.А. Леонтьев отмечает, что это организованный вид речи, каждое высказывание говорящий заранее планирует или программирует). Поэтому, подчеркивает ученый, эти особенности монологической речи показывают, что она требует специального речевого воспитания. Произвольность устной монологической речи предполагает умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые бы наиболее точно и полно передавали замысел говорящего.

 Владение связной монологической речью — одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п.), которые должны и могут быть учтены в процессе целенаправленного речевого воспитания. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значимые части, связанные между собой.

Как показывают данные исследований логопедов, психологов и педагогов, к началу школьного обучения уровень сформированности лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР значительно отстает от нормы, самостоятельная связная монологическая речь у младших школьников долгое время остается несовершенной. Это создает детям дополнительные трудности в процессе обучения. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. При пересказе текстов дети с ОНР ошибаются при передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья.

В коррекционно-логопедической работе применяются разнообразные способы, методы, приемы, техники. Все они, безусловно, способствуют профилактике и коррекции нарушений речи у детей. Самым распространённым в педагогическом процессе является метод наглядного обучения. Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. В педагогике этот метод относится к древнейшим средствам обучения, но даже сейчас, в современном образовании, в соответствии с требованиями ФГОС, он не теряет своей актуальности. С интенсивным развитием информационных технологий человечество получает все больше возможностей быстро и качественно собирать и представлять информацию. В этом помогает инфографика.

Инфогра́фика (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. γραφικός — письменный, от γράφω — пишу) — это графический способ подачи информации, данных и знаний. Инфографика — это визуальное представление информации. Используется там, где сложную информацию нужно представить быстро и чётко. Она появилась более 25 лет назад на страницах зарубежных массовых периодических изданий. От переизбытка информации в нашем современном образовании появилась потребность кратко и интересно излагать учебный материал. Согласно статистике, 90 % информации, которую мы помним, основывается на визуальном восприятии, поэтому можно легко понять, почему такое простое и наглядное средство визуализации данных, как инфографика, выделяется среди других средств обучения. То есть инфографика, как метод обучения, способствует лучшему запоминанию информации. Инфографика наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет познавательную роль, служит инструментом познания. Основная цель инфографики — совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации простыми образами, а также передача данных в кратком и необычном виде. Принципы создания инфографики:

 ‒ актуальность,

 ‒ лаконичность,

‒ образность,

‒ последовательность,

‒ эстетичность.

К сожалению, инфографику воспринимают как визуализированную статистику — цифры, проценты, анализ. Так каким же образом инфографику связать коррекционно-логопедической работой с детьми? В этом случае работает принцип «дети не любят читать, они любят смотреть и участвовать». Использование этого метода помогает организовать интересное логопедическое занятие, а также повысить уровень мотивации дошкольников к выполнению конкретных заданий. При помощи инфографики, к примеру, один графический рисунок можно легко отразить в большой рассказ. Этот уникальный подход в подаче информации может быстрее привлечь внимание детей и способствовать размышлению, развитию монологической речи, составлению рассказов и быстрому запоминанию дидактического материала. Для создания инфографики используются различные компьютерные программы (работа оффлайн) и сервисов (работа онлайн), но самые популярные и простые в использовании: PowerPoint ActivInspire Infogr.am Piktochart.com Prezi.com Datawrapper.de

В коррекционно-логопедической работе самая востребованная техника инфографики — мнемо, способствующая быстрому запоминанию информации и воспроизведение путём образования ассоциаций. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений и развития связной речи по опорным картинкам и схемам. Современные информационно-коммуникативные технологии помогают усовершенствовать это направление работы и способствуют созданию интерактивных плакатов. Выбрав вид мнемотехники (квадраты, дорожки, таблицы) и с помощью компьютерной программы или сервиса можем создать удобное дидактическое пособие, причем абсолютно бесплатно. Применение интерактивной инфографики активизирует дошкольников, возбуждает их внимание и делает занятие более интересным. Инфографика наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет еще и познавательную, служит инструментом познания. Коррекционный процесс проходит увлекательно, зрелищно, в форме игры, что особенно важно для детей с нарушениями речи, так как для них характерна быстрая утомляемость. Интерактивные мнемоматериалы очень яркие и эстетически оформлены, а интерактивность переходов или подачи инфографики повышает мотивацию детей к обучению.

С целью выявления уровня развития связной речи у старших дошкольников с ОНР на констатирующем этапе мы использовали методику О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, где исследовались уровни развития речи старшего дошкольного возраста по составлению рассказа, для оценки выполнения заданий использовалась бально-уровневая система [7, с. 68].

По результатам констатирующего этапа мы выявили, что у старших дошкольников с ОНР в экспериментальной и контрольной группах связная речь в большинстве своем находится на низком уровне (экспериментальная – 60 %, контрольная 40 %).

Получив данные результаты, мы на формирующем этапе разработали систему логопедической работы по развитию связной речи который включает в себя комплекс заданий, направленное на составление рассказов с использованием инфографики с учетом следующих условий: правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, т.к. характерные недостатки детских рассказов – короткие нераспространенные бессоюзные предложения, часто незаконченные, повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз. Помогает детям овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений, обозначающим отношение предметов по месту и времени, а также причинно – следственные связи. Кроме того, учить их пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень обобщения.

Работу начали с более легкого задания с мнемоквадрата. Для этого детям дали одиночные картинки, которые обозначали одно слово, словосочетание или простое предложение и дети, называя предмет, описывали его и задавались такие вопросы, как что здесь изображено? Какого цвета этот предмет? Большинство детей с заданием справились. После выполненного задания мы усложняли работу на мнемодорожку, чтобы дети составляли небольшой рассказ из двух, четырех предложений с помощью ряда картинок. При выполнении данного задания некоторые дети испытывали трудности при составлении предложений по заданным картинкам. Детям, которые затруднялись при составлении предложений, были заданы наводящие вопросы. После того как дети усвоили мнемоквадрат и мнемодорожку мы предоставили мнемотаблицу, который усложняется в количестве предметных картинок. Рассмотрев данные картинки из мнемотаблицы, испытуемый должен составить расширенный содержательный рассказ. При выполнении данного задания дети немножко затруднялись, им понадобилась время для обдумывания, но они справились.

После проделанной работы по развитию связной речи у детей экспериментальной группы были выявлены следующие результаты: высокий уровень никто не показал, средний уровень – 60 % и низкий уровень – 40 %. У детей контрольной группы высокий уровень никто не показал, средний уровень показали 80 % детей, низкий – 20 %.

Положительная динамика развития связной речи убедительно доказала эффективность использования предложенной нами системы логопедической работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР.

  1. Дондокова, И. Б. Инфографика в коррекционно-логопедической работе / И. Б. Дондокова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 106-107. —
  2. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
  3. Андреева Е.В., Архипова С.Н. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 28-31;
    URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2054 (дата обращения: 08.11.2020).

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников....

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

Материал из опыта работы по теме:"Использование метода ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников"

Творческие способности подразумевают   наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является  умение перено...

Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В.     А...

Инфографика - наглядный метод работы по развитию речи у старших дошкольников с ОНР.

В коррекционно-логопедической работе применяются разнообразные способы, методы, приемы, техники. Все они безусловно способствуют профилактике и коррекции нарушений речи у детей. С интенсивным раз...