Консультация для педагогов "Наглядное моделирование как средство развития связной речи старших дошкольников"
консультация по развитию речи
Консультация для педагогов сопровождается мультимедийной презентацией и содержит элементы мастер-класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Наглядное моделирование как средство развития связной речи
старших дошкольников.
Слайд 2.
Ещё Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
Слайд 3.
«Моделирование» - это исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей.
«Модель» - это любой образ какого-либо процесса или явления, используемый в качестве заместителя.
В основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.
Слайд 4.
Использование приема наглядного моделирования:
- вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию;
- Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
- Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.
Слайд 5.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник - елочка, серый кружок - кошка и т. п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.) Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
Слайд 6.
В качестве символов - заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
опорные картинки; символические изображения; геометрические фигуры.
планы и условные обозначения, используемые в них
Слайд 7.
Вот пример применения метода наглядного моделирования с использованием геометрических фигур - сказка «Теремок».
Давайте попробуем вместе определить, какому герою соответствует каждая фигура.
Слайд 8.
К символическим изображениям предметов относятся:
Силуэты, Контуры, Пиктограммы
Слайд 9.
К опорным картинкам относятся:
Предметные картинки, Сюжетные картинки, Серии сюжетных картинок
Слайд 10.
Планы и условные обозначения, используемые в них, также могут быть представлены в разных вариантах.
Например, так может выглядеть план составления описательного рассказа любого времени года либо предмета. Как вы понимаете, данный вариант доступен только для старших дошкольников.
Слайд 11.
Для дошкольников помладше планы и условные обозначения, используемые в них, могут быть представлены:
Мнемотаблицами, Мнемодорожками, Опорными схемами – карточками.
Слайд 12.
А так выглядят блоки-рамки.
Я в своей работе использую именно данную форму наглядного моделирования. Практически к каждой лексической теме в нашей группе имеются рассказы, заколдованные злым волшебником и мы, зная, как обозначается то или иное слово пытаемся расшифровать его. Вот символы обозначения слов!
Сейчас предлагаю вам составить рассказ по теме «Детский сад. Игрушки».
Слайд 13.
Сначала детям предлагается сюжетная картинка. Рассмотрев ее, мы начинаем работу со схемами предложений.
Слайд 14 - 16.
Предлагаю и вам составить рассказ с использованием метода моделирования.
(составление рассказа)
А теперь предлагаю вам составить схемы предложений данного текста, с опорой на картинный материал.
Разобрав текст по серии, переходим к составлению его по сюжетной картинке. Для этого детям предлагается еще раз дать полные ответы на вопросы и выложить схему каждого ответа. Именно этим мы с вами сейчас и займемся.
Слайд 17.
Так как для вас данные символы пока мало знакомы, на экран выведена шпаргалка – обозначение. Итак, начнем.
Куда пришли дети? (Дети пришли в детский сад.)
Что катает Петя? (Петя катает паровозик.)
Что собирают Таня и Ваня? (Таня и Ваня собирают железную дорогу.)
Что строят Катя и Коля? (Катя и Коля строят деревянный дом.)
Нравится ли детям играть с игрушками? (Детям нравится играть с игрушками.)
Итак, у нас получился рассказ. Послушайте его, соотнесите фразы с символами на ваших схемах.
Дети пришли в детский сад. Петя катает паровозик. Таня и Вова собирают железную дорогу. Коля и Катя строят деревянный дом. Детям нравится играть с игрушками
А теперь сами перескажите рассказ по схеме.
Присутствующие выполняют задания. В конце один из слушателей пересказывает рассказ по схеме.
Данный текст является начальным этапом работы в данном направлении. Из темы в тему тексты и формы работы с ними усложняются. Результатом систематической работы по данному направлению станут распространенные предложения, насыщенные всеми частями речи, которые дети составят самостоятельно или без труда выложат схематично, удерживая их в своей памяти. На самом деле, если проводит данную форму работу систематически, то уже через пару месяце можно будет увидеть как легко и просто ребята будут манипулировать данными блок-схмами.
Слайд 18.
По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты.
Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Надеюсь, мой материал будет вам полезен. Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский 2
Что такое моделирование? «Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. «Модель» - это любой образ какого-либо процесса или явления, используемый в качестве заместителя. В основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком. 3
Актуальность Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию; Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. 4
В чем сущность метода моделирования? 5 В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Виды моделей Предметные Геометрические фигуры, Символические изображения предметов Опорные картинки Предметно-схематичные Планы и условные обозначения, используемые в них Блоки – рамки 6
Геометрические фигуры 7
Символические изображения предметов Силуэты, Контуры, Пиктограммы 8
Опорные картинки Предметные картинки, Сюжетные картинки, Серии сюжетных картинок 9
Планы и условные обозначения, используемые в них Сенсорно-графические схемы Предметно-графические схемы Предм ет ? Размер Форма Цвет Фактура Вкус Запах Звук Назначение Солнце Небо Земля Деревья Люди Звери Птицы Время года 10
Планы и условные обозначения, используемые в них Мнемотаблицы Мнемодорожки Опорные схемы - карточки 11
Блок - рамка Картинно-схематическая модель, отражающая временно-пространственные отношения и последовательность развития событий. 12
13 Рассказ по теме «Детский сад. Игрушки»
14 Рассказ по теме «Детский сад. Игрушки»
15 Рассказ по теме «Детский сад. Игрушки»
16 Рассказ по теме «Детский сад. Игрушки»
Блок - рамка 17
С помощью метода наглядного моделирования, дети учатся планировать свою речь. 18
Спасибо за внимание! 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"
консультация...
« Моделирование- как средство развития связной речи дошкольника»
« Моделирование- как средство развития связной речи дошкольника»Дети дошкольного возраста имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связно...

СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, о...

Моделирование как средство развития связной речи дошкольников
В данной консультации педагоги могут актуализировать свои знания и по-новому взглянуть на свою профессиональную деятельность, применив данный метод в работе с воспитанниками....

Консультация для педагогов "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"
Развитие связной речи, овладение родным языком - сложнейшая задача дошкольного образования. Эффективный способ решения проблемы - моделирование, благодаря которому дети учатся обоб...

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников. Консультация для воспитателей ДОУ
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером...

Консультация для педагогов "Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников"
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста...



