Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы №9 «Цветики»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Актуальность: у детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению внимания ребёнка со смысла речи на её звуковой состав имеет важное значение.

Цель мастер-класса: овладение навыками звукового анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -klass.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы №9 «Цветики»

Развитие навыка звукового анализа у детей

Актуальность: у детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению внимания ребёнка со смысла речи на её звуковой состав имеет важное значение.

Цель мастер-класса: овладение навыками звукового анализа.

Задачи:

  • развитие слухового восприятия, речевого слуха, фонематического восприятия;
  • обучение умению определять место звука в слове;
  • обучение умению подбирать слова с заданными звуками;
  • обучение навыку звукового анализа;
  • закрепление знаний о звуках речи, их характеристиках (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);
  • обучение составлению графических моделей, отражающих количество, последовательность и характеристику звуков в слове.

Участники:

-учитель-логопед высшей квалификационной категории О.С.Янова;

-родители (законные представители) воспитанников, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Ход мастер-класса:

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что произносим - это звуки. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи.

Это необходимо для:

-обучения чтению;

-грамотного письма в школе;

-изучению родного языка.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы. Они обозначаются на схеме красным цветом.

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что, когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.  Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Суп, Сима, сом и др.).

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук К)

- Это какой звук? (звук согласный, глухой, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук К? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук О)

- Это какой звук? (Звук гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук О? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук).

- Звук какой? (Звук – согласный, твёрдый, глухой).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук Т? (Синим квадратиком).

- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

- Какой буквой обозначим звук К? (Буквой К).

- Какой буквой обозначим звук О? (Буквой О).

- Какой буквой обозначим звук Т? (Буквой Т).

- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать, т.е. различать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Уважаемые родители, спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по лепке для детей подготовительной группы «Снегирь»

Мастер-класс по лепке для детей подготовительной группы «Снегирь»...

Мастер-класс "Развитие речи у детей подготовительной группы"

Цель мастер-класса  - повышение родительской компетентности в вопросе развития связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста....

мастер класс по лепке для детей подготовительной группы "Мордовский узор"

Дети знакомятся с пластилинографией. На тарелочке изображают мордовский узор....

Мастер – класс «Развитие логического мышления детей подготовительной группы»

Зачем логика дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этап...

Мастер-класс по оригами для детей подготовительных групп и их родителей

Мастер-класс по оригами для детей подготовительных групп и родителей...

Мастер-класс: Творческое задание для детей подготовительной группы по теме «Весна».

Мастер-класс: Творческое задание для детей подготовительной группы по теме «Весна»....