Экологические игры для развития речи
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Подбор игр по экологическому воспитанию с уклоном на развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_igry.docx | 209.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Экологические игры по развитию речи».
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой, но и способствуют речевому развитию детей.
Игра с мячом «Я знаю…»
Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.
Игровые действия:
Ребёнок стоит напротив взрослого. Взрослый с мячом. Родитель бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, ловит мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч взрослому и т.д.
«Птицы, рыбы, звери»
Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.
Игровые действия:
Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
Игра подходит для нескольких игроков (если в семье 2-3 ребёнка) или же 2 игрока: взрослый-ребёнок.
«Угадай, что в руке»
Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.
Игровые действия:
Ребёнок закрывает глаза. Взрослый подаёт ребёнку в руки фрукт, овощ или ягоду.
Ребёнок должен отгадать.
Усложнение игры: Можно попросить ребёнка с закрытыми глазами описать фрукт или овощ, который он держит в руках. Какой фрукт на ощупь (плотный, мягкий, рыхлый, холодный ил тёплый, шершавый или гладкий…)? Какой аромат идёт от фрукта?
«Растения леса, сада, огорода»
Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.
Игровые действия: аналогично игры «Я знаю ...»
«Сад - огород»
Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.
Развивать у детей память, внимание.
Игровые действия:
Взрослый просит ребёнка разложить фрукты и овощи в отдельные корзинки. Назвать их, дать обобщённое понятие (помидор, перец, огурец – это овощи).
«Что это такое?»
Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.
Рассказывать признаки предметов.
Игровые действия:
Ведущий загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.
«Кто где живёт?»
Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.
Игровые действия:
У взрослого картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).
Для этой игры необходимо иметь соответствующие картинки.
«Времена года»
Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.
Игровые действия:
Родитель называет времена года или просит ребёнка перечислить времена года в правильной последовательности. Можно вспомнить с ребёнком основные характерные признаки того или иного времени года.
«Вопрос – ответ»
Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.
Проявлять находчивость, сообразительность.
Игровые действия:
Взрослый задаёт вопросы, а дети отвечают
Вопросы:
1. Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).
2. От чего кошка бегает? (не умеет летать).
3. Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).
4. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).
5. От чего гусь плавает? (от берега).
6. Чем до неба докинешь? (взглядом).
7. По чему собака бегает? (по земле).
8. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).
9. Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).
10. За чем во рту язык? (за зубами)
11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).
«Головоломки»
Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.
Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.
Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.
Игровые действия:
Взрослый предлагает ребёнку отгадать загадки-головоломки:
1. На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?
2. Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
3. На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).
4. В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?
5. На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке?
«Снежный ком»
Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».
Развивать внимание и наблюдательность.
Игровые действия:
Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.
Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок - повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица».
– «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.
«Кого чем угостим?»
Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.
Игровые действия:
Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица – сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.
Игровые действия:
Взрослый предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.
«Кто за кем?»
Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.
Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.
Игровые действия:
Взрослый предлагает ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом (или стрелочкой, если картинки животных расположены на одном листе). Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.
«Что будет, если …?»
Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.
Развивать умения делать выводы и умозаключения.
Игровые действия:
Родитель или ведущий задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например, что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Экологические игры и развитие речи дошкольников"
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. И с помощью игр можно в какой -то мере решить эту проблему....
Консультация для родителей:"Дидактические игры в процессе формирования экологических представлений и развития речи дошкольников"
Консультация для родителей...
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
доклад на педсовете...
«Экологические игры и развитие речи детей» - доклад на педсовете
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресс...
Экологические игры и развитие речи дошкольников
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресс...
Экологические игры и развитие речи дошкольников
Доклад на педсовете...
Методическое пособие для педагогов и родителей эко КЕЙС (экологические игры по развитию речи)
Методическое пособие для педагогов и родителей...
- Мне нравится (1)