Фонематический слух - одна из составляющих слухоречевого гнозиса
опыты и эксперименты по логопедии (подготовительная группа)

Полный обзор материалов развития фонематического слуха у дошкольников. От неречевых звуков до сложных форм звукового анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematika_1.docx43.21 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Развитие одного из этапов входящего в состав слухоречевого гнозиса.

Фонематические процессы включают в себя:

фонематический слух

фонематическое восприятие

фонематические представления

Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».

Что такое фонематическое восприятие? «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.

Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Исследования лингвистов показали, что уже к двум годам, а точнее к году и семи месяцам, ФС ребёнка оказывается сформированным.

Однако хорошо известно, что речь двухлетнего ребёнка по своему звуковому составу резко отличается от речи взрослого, изобилуя разного рода неправильностями и неточностями. Поэтому мы говорим о необходимости специальных звуковых упражнений для развития фонематического восприятия дошкольников.

Заслуженный учитель РФ, логопед высшей квалификации Т.А.Ткаченко рекомендует в своих методических разработках «переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова только после достижения ребёнком определённого (начального) уровня фонематического слуха, а также сформированности у него произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи».

Целесообразно начать обучать детей действию звукового анализа слов с четырех лет в учебной деятельности – на специальных занятиях.

Роль фонематических процессов в развитии речи

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

У детей дошкольного возраста недоразвитие фонематических процессов препятствует качественному формированию навыков звукового анализа и синтеза и неизбежно влечёт за собой трудности в овладении чтением и письмом.

Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения, поэтому фонематические процессы необходимо развивать!

Проявления нарушения фонематического восприятия

в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.);

неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

В период обучения грамоте дети неизбежно встречаются с трудностями.

При чтении наиболее типичны следующие ошибки:

трудности слияния звуков в слоги и слова;

взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих — шипящих, твёрдых — мягких, звонких — глухих)

побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)

искажение слоговой структуры слов;

слишком медленный темп чтения;

нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма относятся:

замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;

пропуски гласных;

пропуски согласных в их стечении;

слияние слов на письме;

раздельное написание частей одного слова;

пропуски, перестановки слогов;

орфографические ошибки.

Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях

Исправление недостатков звукопроизношения у детей начинается с постановки у них точного, тонко дифференцированного произнесения звукосочетаний, одновременно у них развивается фонематическое слух. Понятно, что без полноценного восприятия фонем, без чёткого их различения невозможно и их правильное произнесение.  Вот почему, если при логопедическом обследовании устанавливается нарушение фонематического слуха, то, прежде всего, следует начать работу по его развитию.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые ставятся (или исправляются и вводятся в самостоятельную речь обучающегося). Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая направленность позволяет добиваться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия. Ведь неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Этапы развития фонематического восприятия

1. Развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Упражнения включают задания на распознание:

звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);

звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);

действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).

Проводятся игры на узнавание голосов товарищей и голосов других людей, мелодий.

Слушаем тишину

Найди звук

Угадай, что звучало

Шумелки

Извлекаем звуки из всего

2. Развитие речевого слуха.

Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;

Например, взрослый предлагает ребенку сказать МЯУ громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично воспроизводятся следующие звукоподражания: МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т. п.

Взрослый даёт ребенку 2 кружка – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания

баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан.

Различение слов, близких по звуковому составу;

канава-канава-какао-канава

буфет-букет-буфет-буфет

дудка-будка-будка-дудка

Дифференциация слогов;

та-ка-па

ка-на-па

ва-ма-на

мак-бак-так

ток-тук-так

дам-дом-дым

моток-каток-поток

будка-дудка-утка

тыква-буква-будка

Дифференциация фонем;

3. Развитие навыка элементарных форм звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определённую последовательность:

Введение понятия речевой звук;

Введение понятия «гласный звук»;

Определение количества звуков в ряду гласных;

Определение места в ряду гласных (первый гласный, последний гласный, в середине слова – кит, дом, мак);

Дифференциация понятий «гласный – согласный звук»;

Выделение согласного звука в конце слова (порядок знакомства с согласными определяется появлением звуков в онтогенезе, их сохранностью в детской речи);

Выделение первого согласного звука из стечения согласных;

Анализ и синтез обратного слога – АП;

Анализ и синтез прямого слога – МА;

Определение первого согласного из слогослияния.

4. Развитие сложных форм звукового анализа и синтеза.

Определение количества и последовательности звуков в слове.

Использование приёмов наглядного моделирования на занятиях по формированию фонематического восприятия.

Одним из вспомогательных средств обучения дошкольников являются зрительные символы гласных и согласных звуков. Данные символы позволяют в наглядной и доступной форме представить абстрактные понятия, которыми являются звуки.

C:\Users\Татьяна\Downloads\Ткаченко символы звуков.JPG

Разные авторы предлагают различные символы звуков, в том числе гласных. По мнению Т.А. Ткаченко согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому для их обозначения необходимо использовать зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Использование системы, разработанной Ткаченко, облегчает работу по развитию фонематического восприятия и обучению навыков звукового анализа и синтеза.

Использование различных схем, моделей и символов (характеристика гласных – согласных звуков, звуковой – буквенный домик, модели слова, символы звуков) помогают детям дифференцировать различные понятия: слово, звук, часть слова, буква, предложение.

Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа

- необходимо соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ;

- соблюдать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане, по представлению;

- соблюдать последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа.

Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на 2 больших периода:

- формирование навыков элементарного анализа;

- обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.

Первый период состоит из частей:

- выделение звука из слова, т е определение наличия данного звука в слове;

- определение первого звука в слове, определение последнего звука в слове;

- нахождение места звука в слове, исходя из 3-х позиций (начало, середина, конец слова).

 

Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу:

- сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;

- далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;

- затем умственное действие переходит в речевой план – ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;

- и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

Работа по возрастным группам

Дети до 3-х лет

Весь комплекс игр и упражнений с неречевыми звуками. Звуки, которые окружают нас в быту (дома и на улице), звуки природы, звуки музыкальных инструментов, звуки человеческой речи (в конце учебного года). Знакомство детей со всем многообразием этих звуков, их узнавание и различение. Сочетание зрительного образа и звука.

Дети 3-4 года

Повторяем комплекс игр и упражнений с неречевыми звуками.

Знакомство с гласными звуками. Это звуки, которые можно петь, тянуть голосом, а еще кричать. Можно спеть часть куплета хорошо знакомой детской песенки с помощью звука А. Тем самым вы акцентируете внимание ребенка на звуке.

ААА – так мама укачивает ребенка

ООО – у девочки болит зуб

УУУ – так воет волк

ИИИ – так упрямится ослик

ЭЭЭ – что натворил кот

ЫЫЫ – так гудит пароход

Вводим дыхательные упражнения с гласными звуками.

Поём гласные звуки и их сочетания:

АО, ОА, АИ, ИА, АУ, УА, ИО

АОИ, ИОА, УИО, ЭОИ, УАИ

Называем слова и показываем картинки, которые начинаются на гласные звуки.

Можно предложить детям назвать слова, где они слышат заданный звук.

Знакомство с согласными звуками раннего онтогенеза: М, Н, П, Б, В, Ф, К, Г, Д, Т.

Дети 4-5 лет

Включаем весь материал двух возрастных периодов, повторяем. Материал по неречевым звукам повторяется поверхностно. Дети вспоминают о звуках, которые можно петь, тянуть голосом и выкрикивать.

На этапе проговаривания слов хлопками делим слово на части.

Можно попробовать поиграть в игру «Слоговые бусы». Вспомнить и назвать слово на заданный слог.

Выделение ударного гласного в начале слова.

Облако, аист, удочка, иглы.

Можно попробовать ввести условное обозначение гласных звуков по Т.А. Ткаченко. Буквами еще не оперируем.

Вводим слоговые цепочки, состоящие из согласных раннего онтогенеза:

ма-на-ва

та-ка-па

фа-ха-ка

Анализ простейших звукосочетаний:

АО, ИУ, ЭИ и т д.

Дети 5-6 лет

Повторяем весь предыдущий материал. Вводим понятие гласный и согласный звук, а также общепринятые условные обозначения: красный квадрат – гласный звук, зеленый – мягкий согласный, синий – твердый согласный.

Формируем аналитико-синтетическую деятельность на звуковом материале.

Усложнение слоговых цепочек.

Подбор слов на определенный звук с опорой на картинку.

Упражняем детей в полном звуковом анализе слов типа: ум, ус, ах, ох, мак, дом, сом, кот.

Дети 6-7 лет

Кратко, бегло повторяем материал по неречевым звукам, вспоминаем какие бывают звуки речи: гласные, согласные, чем они отличаются. Как мы их обозначаем.

На всех этапах проводим дыхательные упражнения с гласными звуками.

Осуществляем полный звуковой анализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Режим дня – одна из составляющих сохранения и укрепления здоровья детей»

Статья предназаначена для родителей, будущих мам и молодых педагогов дошкольных учреждений....

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Фонематический слух — одна из главных составляющих речевого развития.

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Чаще всего, несформированность фонематического слуха отражается в виде...

Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"

Аннотация.      Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной раб...

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....