Картотека практических заданий по формированию грамматического строя речи (по лексическим темам).
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Батманова Ольга Анатольевна

Картотека практических заданий по формированию грамматического строя речи (по лексическим темам).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Практические задания

по формированию

грамматического   строя речи

(по лексическим темам)

Тема. ОВОЩИ

Цели. Образование мн.ч. существительных; употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе.

1) Правильно называть один овощ и много овощей и наоборот

Огурец — ... (огурцы)

Помидор — ... (помидоры)

Кабачок — ... (кабачки)

Баклажан — ... (баклажаны)

Тыква — ... (тыквы)

Репа — ... (репы)

Луковица — ... (луковицы

Обратить внимание на слова «картофель», «морковь», «лук», «чеснок», «капуста» — в ед. и мн. ч. они звучат одинаково.

2) Изменить слова по образцу

Растет — растут

Зреет — ... (зреют)

Зеленеет— ... (зеленеют)

Спеет — ... (спеют)

Цветет — ... (цветут)

Краснеет — ... (краснеют)

Сажает — ... (сажают)

Копает — ... (копают)

Окучивает — ... (окучивают)

Рыхлит — ... (рыхлят)

Поливает — ... (поливают)

Убирает — ... (убирают)

Тема. ОВОЩИ

Цели. Употребление существительных ед. и мн. ч. в винительном падеже; употребление глаголов прошедшего времени.

1)        Нарисовать 3—4 вида овощей в количестве «один» и «много». С левой стороны листа нарисовать по одному овощу, с правой — по несколько.

Ответить на вопрос: что ты нарисовал(а)?

(Слева я нарисовал огурец, а справа я нарисовал огурцы.)

2)        Изменить слова, отвечая на вопросы.

Что делал? Что делала? ... Что делали ?

Сажают — . (сажал) (сажала) ... (сажали)

Копают — . (копал)  ... (копала) ... (копали)

Поливают -... (поливал) ... (поливала) ... (поливали)

Рыхлят — ... (рыхлил) ... (рыхлила) ... (рыхлили)

Окучивают— ... (окучивал) ... (окучивала) ... (окучивали)

Собирают — ... (собирал) ... (собирала) ... (собирали)

 

Тема. ФРУКТЫ

Цели. Употребление существительных ед. и мн.ч. в родительном падеже; уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных.

1) Закончить предложения, вставляя пропущенные слова.

Мама купила фрукты, вымыла и положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного... (яблока). Мы съели все... (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной... (груши). Мы съели все... (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной ... (сливы). Мы съели все ... (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной ... (вишни). Мы съели все ... (вишни).

Перечислить, каких фруктов нет больше на тарелке. (На тарелке нет больше яблок, груш, слив, вишен.)

2) Назвать ласково.

Яблоко — ... (яблочко)        Банан — ... (бананчик)

Лимон — ... (лимончик)        Вишня — ... (вишенка)

Апельсин — ... (апельсинчик)     Мандарин — ... (мандаринчик)

Тема. ФРУКТЫ

Цели. Согласование прилагательных с существительными; образование относительных прилагательных.

1)        Ответить на вопросы: какой? какая? какое?— подбирая
определения к каждому фрукту.

Лимон (какой?) — ... (желтый, сочный, кислый, ...)

Апельсин (какой?) — ... (оранжевый, сочный, сладкий, ...)

Мандарин (какой?) — ... (оранжевый, сочный, ...)

Вишня (какая?) — ...

Груша (какая?) — ...

Яблоко (какое?) — ...

2)Ответить на вопросы                  :

Как называется сок ?

Из яблок — ... (яблочный)

Из лимона — ... (лимонный)

Из винограда — ... (виноградный)

Из абрикосов — ... (абрикосовый)

Из груш — ... (грушевый)

Из апельсинов — ... (апельсиновый

Как называется варенье?

Из яблок — ... (яблочное)

Из груш — ... (грушевое)

Из вишен т— ... (вишневое)

Из малины — ... (малиновое)

Из персиков — ... (персиковое)

Из слив — ... (сливовое)

 

Тема. САД

Цели. Употребление существительных 1-го склонения ед. и мн. ч. в родительном падеже; образование относительных прилагательных.

1)        Закончить предложения.

В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве нет ни одной ...(груши). На деревьях нет ... (груш).

Собрали, сливы. На дереве нет ни одной ... (сливы). На деревьях нет...(слив).

Собрали черешню. На деревьях нет ... (черешен).

Собрали вишню. На дереве нет ни одной ... (вишни).

На деревьях нет...(вишен).

2)        Ответить на вопрос.

Как называется сок из фруктов? (Фруктовый)

Назвать фрукты и сок, который из них получается. (Сок из яблок — яблочный. Сок из груш — грушевый. И т.д.)

Нарисовать 3—4 фрукта и стакан с соответствующим соком. Объяснить, что нарисовал (а).

(Я нарисовал яблоко. Из яблок делают яблочный сок.)

 Тема. ОГОРОД

Цели. Употребление существительных 2-го и 3-го склонений ед. и мн. ч. в родительном падеже; употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

1)        Закончить предложения.

В огороде собирали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет (огурцов). На грядке нет ни одного ... (огурца).

Собрали кабачки. На грядке нет ... (кабачков). На грядке нет ни одного ... (кабачка).

Собрали помидоры. На грядке нет ... (помидор). На грядке нет ни одного ... (помидора).

Собрали морковь. На грядке нет ... (моркови). Собрали фасоль. На грядке нет ... (фасоли).

2)        Изменить глаголы, отвечая на вопросы.

Что делал?        Что делает?

Сажает — ... (сажал)        Сажал — ... (сажает)

Копает — ... (копал)        Копал — ... (копает)

Поливает — ... (поливал)        Поливал — ... (поливает)

Растет — ... (рос)        Рос — ... (растет)

Зреет — ... (зрел)        Зрел — ... (зреет)

Тема. ОСЕНЬ

Цели. Согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе; образование прилагательных от существительных.

1)        Закончить предложения.

Дождь идет, дожди ... (идут).

Лист падает, листья ... (падают).

Цветок вянет, цветы ... (вянут).

Птица улетает, птицы ... (улетают).

Ветер дует, ветры ... (дуют).

Дожди идут, дождь ... (идет).

Листья падают, лист ... (падает).

Цветы вянут, цветок ... (вянет).

Птицы улетают, птица ... (улетает).

Ветры дуют, ветер ... (дует).

2)        Ответить на вопросы.

День, когда идет дождь — какой? — ... (дождливый)

День, когда дует ветер — какой? — ... (ветреный)

Дождик, который идет осенью — какой? — ... (осенний)

Погода, когда часто идут дожди — какая? — ... (дождливая)

Погода, когда часто дуют сильные ветры — какая? — ... (ветреная)

Погода, которая бывает осенью — какая? — ... (осенняя)

Тема. ОСЕНЬ

Цели. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

1) Прослушать предложения и ответить на вопросы.

Наступила золотая осень. Осень какая? (Осень золотая.)

На небе серые тучи. Тучи какие? (Тучи серые.)

Моросит холодный дождь. Дождь какой? (Дождь холодный.)

Мало светит осеннее солнце. Солнце какое? (Солнце осеннее.)

Желтые листья падают на землю. Листья какие? (Листья желтые.)

 Земля похожа на красивый ковер. На какой ковер? (На красивый ковер.) Почему говорят, что осенью земля похожа на красивый ковер?

2) Назови ласково.

Огурец — ... (огурчик)

Помидор — ... (помидорчик)

Перец — ... (перчик)

Тыква — ... (тыквочка)

Морковь —... (морковочка)

Чеснок — ... (чесночок)

Лук — ... (лучок)

Тема. ПТИЦЫ

Цели. Употребление существительных в дательном падеже; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.

1) Найти ошибку и исправить ее; повторить предложение правильно.

Осенью на юг надо улетать птицы (птицам).

В стаи надо собираться журавли (журавлям).

Улетать в теплые края надо ласточки (ласточкам), стрижи (стрижам),

грачи (грачам).

2) Назвать ласково.

Птица — ... (птичка)

Синица — ... (синичка)

Галка — ... (галочка)

Пингвин — ... (пингвинчик)

Попугай — ... (попугайчик)

Журавль — ... (журавушка)

Сова — ... (совушка)

Ворона — ... (воронушка)

Скворец — ... (скворушка)

Воробей — ... (воробышек

Тема. ОСЕННЯЯ ОДЕЖДА

Цели. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование притяжательных прилагательных.

1) Ответить на вопросы: какой (какая, какое, какие) по цвету?

какой?

шарф — ...

плащ — ...

платок — ...        

какое?        

пальто — ...

платье — ...

какая?

шапка — ...

юбка — ...

кофта — ...

какие?

брюки — ...

рейтузы — ...

варежки — .:.

Нарисовать 3—4 вида одежды. Ответить на вопрос: что ты нарисовал(а)?

(Я нарисовал синий шарф.)

2) Перечислить, чья и какая одежда висит на вешалке в квартире. Ответы записать в тетрадь. (На вешалке висит мамино красное пальто, папин плащ, бабушкин коричневый платок и т. д.)

Тема. ПОДГОТОВКА ЗВЕРЕЙ К ЗИМЕ

Цели. Употребление существительных в родительном и винительном падеже; образование притяжательных прилагательных.

1) Закончить предложение, повторить его полностью.

К зиме все звери готовят себе дома.

Медведь выбирает... (берлогу).

Белка ищет... (дупло).

Лиса роет... (нору).

Волк устраивает... (логово).

Берлога — дом ... (медведя).

Дупло — дом ... (белки).

Нора — дом ... (лисы).

Логово — дом ... (волка).

2) Ответить на вопросы: чей? чья? чьи?

Чья голова ?

Чей хвост ?

Хвост зайца — ... (заячий)

Хвост волка — ... (волчий)

Хвост медведя — ... (медвежий)

Хвост белки — ... (беличий)

Хвост лисы — ... (лисий)

Голова зайца — .(заячья

Голова волка — ... (волчья)

Голова белки — .. (беличья)

Голова лисы — .. (лисья

Голова медведя— ... (медвежья)

Чьи уши ?

Уши зайца — ... (заячьи)

Уши волка — ... (волчьи)

Уши белки — ... (беличьи)

Уши медведя — ... (медвежьи)

Уши лисы — ... (лисьи)

Уши кабана — ... (кабаньи)

Тема. ПОСУДА

Цели. Согласование числительного «два» с существительными; образование относительных прилагательных.

1) Изменить слова по образцу.

Одна чашка — две чашки

Одна ложка — две ... (ложки)

Одна вилка— две ... (вилки)

Один стакан — два ... (стакана)

Один нож — два ... (ножа)

Один бокал — два ... (бокала)

Одна миска — две ... (миски)

Один ковшик — два ...(ковшика)

Одно блюдце — два ...(блюдца)

Одно блюдо — два ...(блюда)

Одно ведро — два ... (ведра)

Нарисовать по два стакана, ножа; по две чашки, ложки; по два ведра, блюдца. Ответить на вопрос: что ты нарисовал(а)? (Я нарисовала два ножа, два стакана и т. д.)

2) Закончить предложение.

Стакан из стекла — ... (стеклянный).

Нож из металла — ... (металлический).

Чашка из фарфора — ... (фарфоровая).

Скалка из дерева — ... (деревянная).

Блюдо из глины — ... (глиняное).

Тема. ПОСУДА

Цели. Согласование числительных «два» и «пять» с существительными в именительном падеже; употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.

1) Назвать правильно.

Два чайника — пять ...

Два ножа — пять ...

Два ковша — пять ...

Две вилки — пять ...

Две поварешки — пять .

Две миски — пять ...

Два ведра — пять ...

Два блюдца — пять ...

Пять чайников — два .

Пять ножей — два ...

Пять ковшей — два ...

Пять поварешек — две

Пять мисок — две ...

Пять ведер — два ...

Пять блюдец — два ...

Нарисовать по пять стаканов, ножей, чашек, ложек, ведер, блюдец. Ответить на вопрос: что ты нарисовал(а)?

(Я нарисовал пять ножей. И т. д.)

2) Изменить слова, ответив на вопрос: что сделали?

Накрывает — ... (накрыли)

Расставляет — ... (расставили)

Моет — ... (вымыли)

Чистит — ... (вычистили)

Составить предложения со всеми этими словами, записать в тетрадь, проговаривая.

 

Тема. ИГРУШКИ

Цели. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода в именительном падеже; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

1)        Назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? — выделяя ведущие признаки предмета (цвет, размер, форму, материал и т.д.).

Мяч — какой? — ... (синий, маленький, круглый, резиновый, ...)

Шар — какой? — ... (красный, большой, круглый, легкий, ...)

Слон — какой? — ... (серый, большой, ушастый, ...)

Мишка — какой? — ... (коричневый, маленький, плюшевый, ...)

Собачка — какая? — ... (черная, лохматая, пушистая ...)

Кукла — какая? — ... (красивая, большая, нарядная ...)

Нарисовать любимую игрушку и рассказать, какая она. Рассказ записать в тетрадь, выучить.

2)        Закончить предложения.

У Тани большая красивая кукла, а у Лены — маленькая ... (куколка).

У Димы есть большая машина, а у Вити маленькая ... (машинка).

Оля собрала большую пирамиду, а Юля маленькую ... (пирамидку).

В магазине Толя купил большой мяч, а Коля — маленький ... (мячик).

Катя построила из кубиков большой дом, а Света — маленький ... (домик).

Аня моет большого пупса, а Маша — маленького ... (пупсика).

 Тема. ИГРУШКИ

Цели. Употребление прилагательных ср. рода в именительном падеже; образование относительных прилагательных.

1)        Прослушать предложение.

У Тани были разные игрушки: большое ведро и маленькое ведерочко, большое блюдце и маленькое блюдечко.

Нарисовать Танины игрушки и рассказать о них, подбирая слова, отвечающие на вопрос: какое?

(У Тани было большое синее пластмассовое ведро. И т. д.)

2)        Ответить на вопросы, повторить словосочетания полностью.

Самолет из бумаги — какой? — бумажный — бумажный самолет

Шарик из стекла — какой? — ... (стеклянный) — ...

Кубик из дерева — какой? — ... (деревянный) — ...

Мяч из резины — какой? — ... (резиновый) — ...

Сумка из кожи — какая? — ... (кожаная) — ...

Машина из железа — какая? — ... (железная) — ...

Колесо из пластмассы — какое? — ... (пластмассовое) — ...

 

Тема. МАГАЗИН

Цели. Употребление существительных ед.ч. в творительном падеже без предлога; образование относительных прилагательных.

1)        Закончить предложение, отвечая на вопрос: чем?

Мама купила утюг. Она будет гладить белье ... (утюгом).

Папа взял пилу. Он будет пилить дрова ... (пилой).

Дедушка принес внуку самокат. Внук доволен ... (самокатом).

Бабушка подарила Соне мишку, Пете — машинку, Васе — пирамидку. Ребята будут играть: Соня ... (мишкой), Петя ... (машинкой), Вася ... (пирамидкой).

Нарисовать игрушки, которые бабушка подарила Соне, Пете и Васе. Ответить на вопрос: чем играют Соня, Петя и Вася?

2)        Ответить на вопрос: какой?

Магазин, где продают игрушки — какой? ... (игрушечный).

Магазин, где продают овощи, — какой? ... (овощной).

Магазин, где продают мясо, — какой? ... (мясной).

Магазин, где продают колбасу, — какой? ... (колбасный).

Магазин, где продают книги, — какой? ... (книжный).

Магазин, где продают цветы, — какой? ... (цветочный).

Магазин, где продают товары для спорта, — какой? ... (спортивный).

 Тема. КНИГА

Цели. Согласование числительных «два» и «пять» с существительными в родительном падеже; согласование прилагательных с существительными.

1) Изменить слова по образцу.

Книга — нет двух книг — нет пяти книг

Сказка — нет двух ... (сказок) — нет пяти ... (сказок)

Потешка — нет двух ... (потешек) — нет пяти ... (потешек)

Раскраска — нет двух ... (раскрасок) — нет пяти ... (раскрасок)

Рассказ — нет двух ... (рассказов) — нет пяти ... (рассказов)

Альбом — нет двух ... (альбомов) — нет пяти ... (альбомов)

Закончить предложение, повторить его полностью, интонационно выделяя последние два слова.

Мы убирали в шкафу книги, а вы не убрали и двух ... (книг).

Мы прочли много сказок, а вы не прочли и двух ... (сказок).

Ребята выучили много потешек, а Петя не выучил и двух ... (потешек).

... (раскрасок).

У Ани есть пять альбомов, а у Оли нет пяти У (альбомов).  

Димы есть пять раскрасок, а у Светы нет пяти .

2) Найти ошибку и исправить ее.

Большой книга — ... (большая книга)

Маленькая рассказ — ... (маленький рассказ)

Интересный сказка — ... (интересная сказка)

Яркий картинка — ... (яркая картинка)

Главная герой — ... (главный герой)

Тема. ЗИМА

Цели. Закрепление падежных окончаний существительных 1-го и 2-го склонений в ед. числе; образование глаголов движения с помощью приставок.

1) Изменить слова, ответив на вопросы.

Что? — зима                                    баба                    снег                           мороз

Нет чего? — ... (зимы)                    (бабы)                (снега)

Рад чему? — ... (зиме)                     (бабе)                 (снегу)

Вижу что? — ... (зиму)                    (бабу)                 (снег)

Доволен чем? — ... (зимой)            (бабой)               (снегом)

Говорю о чем? — ... (о зиме)          (о бабе)               (о снеге)  

2) Сказать «наоборот».

Ушел — пришел.                                            Пришел —…  ушел

Отошел — ... (подошел)                                Подошел - ...(отошел)

Отъехал — ... (подъехал)                             Подъехал - ... (отъехал)

Уехал — ... (приехал)                                     Приехал —…(уехал)

Закончить предложение.

Петя на улицу пришел, а Ваня с улицы ... (ушел).

Один автобус к остановке подошел, а другой от нее ... (отошел).

Коля приехал на каток, а Лена с катка ... (уехала).

Тема. ЗИМА

Цели. Употребление существительных ед. и мн. числа в предложном падеже; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

1) Изменить слова по образцу.

Санки — на санках

Коньки — на ... (коньках)

Лыжи — на ... (лыжах)

Горки — на ... (горках)

Зима — о ... (зиме)

Сосулька — о ... (сосульке)

Снег — о снеге

Каток — о... (катке)

Мороз — о ... (морозе)

Составить словосочетания, ответить на вопросы: на чем? о чем?

Санки — катался — на чем? — ... (катался на санках)

Коньки — катался — на чем? - ... (катался на коньках)
Лыжи — катался — на чем? — ... (катался на лыжах)

Горки — катался — на чем? — ... (катался на горках)

Снег — говорю — о чем? — ... (говорю о снеге)

Каток — думаю — о чем? — ...  (думаю о катке)

Мороз — говорю — о чем? — . .. (говорю о морозе)

Зима — рассказ — о чем? — ... (рассказ о зиме)

Сосулька — стишок — о чем? —        ... (стишок о сосульке)

        Нарисовать санки, лыжи, коньки. Ответить на вопрос: на чем катаются дети зимой?

2) Сказать ласково.

Санки — саночки

Горки — ... (горочки)

Сосульки — ... (сосулечки)

Конек — ... (конечек)

День — ... (денечек)

Ветер — ... (ветерочек)

Каток -  ... (каточек)

Тема. ТРУД  ВЗРОСЛЫХ В ДЕТСКОМ САДУ

Цели. Употребление предложно-падежных конструкций; образование приставочных глаголов.

1)        Найти ошибку и исправить ее.

Повар ставит кастрюлю на плита (на плиту). — Повар ставит кастрюлю на плиту.

Картошку варят в кастрюля (в кастрюле). — ...

Суп наливают в тарелка (в тарелку). — ...

Котлеты жарят на сковорода — (на сковороде). — ...

Чай наливают в чашка — (в чашку) — ...

2)        Изменить слова по образцу, составить с каждым словом
предложение.

Скажу — подскажу        Ставлю — поставлю

Мету — ... (подмету)        Мешаю — ... (помешаю)

Несу — ... (поднесу)        Кладу — ... (положу)

Запомните: положу, но КЛАДУ.

Тема. ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ

Цели. Согласование числительных с существительными; употребление приставочных глаголов движения.

1)        Сказать правильно.

Было две белки — стало пять ... (белок)

Было две лисы — стало пять ... (лис)

Было два зайца — стало пять ... (зайцев)

Было два волка — стало пять ... (волков)

Было два медведя — стало пять ... (медведей)

Было пять белок — осталось две ... (белки)

Было пять лис — осталось две ... (лисы)

Было пять зайцев — осталось два ... (зайца)

Было пять волков — осталось два ... (волка)

Было пять медведей — осталось два ... (медведя)

Составить предложения со словосочетаниями: «две белки», «пять белок», «два зайца», «пять зайцев».

2)        Прослушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать, используя глаголы: «выбежала», «побежала», «убежала».

ЛИСА

Выбежала на полянку рыжая лиса. Подбежала к реке попить водички. А на реке лед. Убежала лиса к себе в нору, только хвост мелькнул.

Кто выбежал на полянку? Куда побежала лиса? Что было потом?

Тема. ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ

Цели. Употребление падежных форм мн. ч. существительных и прилагательных; образование притяжательных прилагательных.

1)Ответить на вопросы словосочетаниями.

Кто? — рыжие белки               белые зайцы                           колючие ежи

Нет кого? — ...

(рыжих белок)

Даю кому? — ...

(рыжим белкам)

Вижу кого? — ...

(рыжих белок)

Доволен кем? — ...

(рыжими белками)

Говорю о ком? — ...

(о рыжих белках)

2)        Изменить слова по образцу.

Нос лисы — лисий нос

Глаза лисы — лисьи глаза

Нос белки — ... (беличий нос)

Глаза белки — ... (беличьи глаза)

Нос зайца — ... (заячий нос)

Глаза зайца — ... (заячьи глаза)

Нос волка — ... (волчий нос)

Глаза волка — ... (волчьи глаза)

Нос медведя — ... (медвежий нос)

Глаза медведя — ... (медвежьи глаза)

Нос ежа — ... (ежиный нос)

Глаза ежа — ... (ежиные глаза)

Лапа лисы — лисья лапа

Лапа белки — ... (беличья лапа)

Лапа зайца — ... (заячья лапа)

Лапа волка — ... (волчья лапа)  

Лапа медведя — ... (медвежья лапа)

Лапа ежа — ... (ежиная лапа)

Тема. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Цели. Употребление существительных ед. и мн. ч. в предложном падеже; образование относительных прилагательных.

1) Рассказать, где живут домашние животные.

Собака живет в ... (конуре)

Корова живет в ... (коровнике)

Свинья живет в ... (свинарнике)

Лощадь живет в ... (конюшне)

Овца живет в ... (хлеву)

Коза живет в ... (хлеву)

Собаки живут в ... (конурах)

Коровы живут в ... (коровниках)

Свиньи живут в ... (свинарниках)

Лошади живут в ... (конюшнях)

Овцы живут в .,. (хлевах)

Козы живут в ... (хлевах)

2) Прослушать рассказ.

Наступила зима. Выпал снег. В лесу на снегу можно увидеть следы многих зверей: следы зайца, лисы, волка, кабана, белки, мыши.

Ответить на вопрос: какие следы можно увидеть зимой на снегу? (Чьи следы?)

(Зимой на снегу молено увидеть заячьи следы, лисьи следы. И т.д.)

 Тема. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Цели. Согласование существительных с собирательными и порядковыми числительными; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов при образовании существительных.

1)        Прослушать рассказ.

В деревне было два пастуха. Оба пастуха пасли скотину. Загонять животных на скотный двор им помогали пятеро ребят. Первыми заходили во двор коровы, вторыми — козы, третьими — овцы.

Ответить на вопросы: Сколько в деревне пастухов? Кто из пастухов пас скотину? Кто помогал пастухам загонять скотину во двор? В каком порядке заходили животные во двор?

Пересказать рассказ полностью, употребляя слова: «два», «оба», «пятеро», «первые», «вторые», «третьи».

2)        Назвать детенышей домашних животных по образцу.

У коровы — теленок — теленочек —- телятки

У козы — ... (козленок) — ... (козленочек) — ... (козлятки)

У лошади — ... (жеребенок) — ...— ...

У свиньи — ... (поросенок) — ... — ...

У собаки — ... (щенок) — ... — ...

У кошки — ... (котенок) — ... — ...

У кролика — ... (крольчонок) — ... —-...

У овцы — ... (ягненок) — ... — ... — ...

Примечание: сначала все детеныши называются в единственном числе, затем во множественном.

 

Тема. ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ

Цели. Употребление падежных форм мн.ч. существительных и прилагательных; образование относительных прилагательных.

1)        Нарисовать в тетради елочные игрушки: синие шары и
разноцветные флажки; ответить на вопросы словосочетания
ми: синие шары и бумажные флажки.

Что? — ... (синие шары и бумажные флажки)

Нет чего? — ... (синих шаров и бумажных флажков)

Радуешься чему? —-... (синим шарам и бумажным флажкам)

Видишь что? — ... (синие шары и бумажные флажки)

Доволен чем? — ... (синими шарами и бумажными флажками)

Говоришь о чем? — ... (о синих шарах и бумажных флажках)

2)        Ответить на вопросы.

Игрушки для украшения елки — какие? — ... (елочные)

Шары из стекла — какие? — ... (стеклянные)

Флажки из бумаги — какие? — ... (бумажные)

Зайцы из пластмассы — какие? — ... (пластмассовые)

Флажки разных цветов — какие? — ... (разноцветные)

Составить предложения со словами-ответам и, например: «У нас много елочных игрушек». Предложения записать в тетрадь, заучить.

 Тема. ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ

Цели. Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.

  1. Нарисовать в тетради две елки: большую — с большими
    игрушками - шишками, желтыми и красными шарами; ма-
    ленькую - с маленькими игрушечками - шишечками, сини-
    ми шариками.
  2. Ответить на вопросы, используя словосочетания и слова:
    «большая елка», «маленькая елочка», «шишки», «шишечки»,
    «желтые и красные шары», «синие шарики».

Какие елки ты нарисовал(а)?

Какие шишки на большой елке и какие на маленькой елочке?

Каких шаров нет на большой елке, а каких — на маленькой елочке?

Какими шарами украшена большая елка и какими — маленькая елочка?

О каких елках ты рассказал (а)?

 

Тема. АТЕЛЬЕ

Цели. Употребление глаголов будущего времени; образование относительных прилагательных.

1)        Изменить слова по образцу, ответив на вопрос.

Принимает — ... (примет)        Сметывает — ... (сметает)

Заказывает — ... (закажет)        Строчит — ... (сострочит)

Сшивает — ... (сошьет)        Выдает — ... (выдаст)

Раскраивает — ... (раскроит)        Получает — ... (получит)

2)        Ответить на вопросы: какой? какая? какое? какие? —
подбирая слова-определения к предметам из меха, шерсти,
шелка, ситца.

Из меха

Шапка — какая? — ... (меховая)

Шуба — какая? — ... (меховая)

Пальто — какое? — ... (меховое)

Воротник — какой? — ... (меховой)

Из шелка

Платок — какой? — (шелковый)

Сарафан — какой? — ...

Халат — какой? — ...

Платье — какое? — ...

Из шерсти

Шарф — какой? — (шерстяной)

Юбка — какая? — ...

Кофта — какая? — ...

Брюки — какие? — ...

Из ситца

Платье — какое? — (ситцевое)

Сарафан — какой? — ...

Белье — какое? — ...

Халат — какой? — ...

Тема. АТЕЛЬЕ

Цели. Употребление глаголов ед. и мн.ч. в 1-ом, 2-ом, 3-ем лице; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

1) Изменить слова по образцу.

Я принимаю — он принимает — они принимают

Я заказываю — он ... (заказывает) — они ... (заказывают)

Я сшиваю — он ... (сшивает) — они ... (сшивают)

Я строчу — он ... (строчит) — они ... (строчат)

Я выдаю — он ... (выдает) — они ... (выдают)

Я получаю — он ... (получает) — они ... (получают)

2) Назвать ласково:

Кофта — ... (кофточка)

Юбка — ... (юбочка)

Майка — ... (маечка)

Шапка — ... (шапочка)

Шарф-... (шарфик)

Халат — ... (халатик)

Сарафан — ... (сарафанчик)

Платок — ... (платочек)

Пальто — ... (пальтишко)

Платье — ... (платьице)

Брюки — ... (брючки)

Носки — ... (носочки)

Нарисовать 3—4 вида одежды. Предметы одежды должны быть большими и маленькими, например шапка — шапочка. Составить предложения по картинкам.

Тема. ЗИМА        

Цели. Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах; употребление приставочных глаголов.

1)        Ответить она вопросы словосочетаниями.

Что? — пушистый снег                         — большой сугроб

Нет чего — ... (пушистого снега)                         — (большого сугроба)

Радуешься чему? — ... (пушистому снегу)        — (большому сугробу)

Видишь что? — ... (пушистый снег)                         — (большой сугроб)

Доволен чем? — ... (пушистым снегом)                    — (большим сугробом)

Говоришь о чем? — ... (о пушистом снеге)        — (о большом сугробе)

Нарисовать большой сугроб и пушистые снежинки, рассказать, что нарисовал(а).

2)        Изменить слова по образцу.

Шел — пришел                    Шел — ушел                  Шел — зашел

Бежал — ... (прибежал)         Бежал — ... (убежал)         Бежал — ... (забежал)

Летел — ... (прилетел)          Летел — ... (улетел)                   Летел — ... (залетел)

Ехал — ... (приехал)                    Ехал — ... (уехал)                   Ехал — ... (заехал)

Тема. ЗИМА

Цели. Согласование существительных с порядковыми и собирательными числительными; употребление приставочных глаголов.

1) Прослушать рассказ, ответить на вопросы, используя слова «первые», «вторые», «трое», «обе», «пятеро».

НА ГОРКЕ

Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Во дворе построили горку. Трое мальчиков с лыжами первыми прибежали на горку. Вторыми пришли две девочки. Обе девочки были с санками. На горке стали кататься пятеро ребят. Всем пятерым было очень весело.

Какое время года наступило? Какой снег выпал?

Что построили во дворе?

Кто первым прибежал на горку?

Кто вторым пришел на горку?

На чем стали кататься две девочки?

Сколько ребят стали кататься на горке?

Нарисовать картинку к рассказу, пересказать его.

2) Составить предложения со словами «бежал», «прибежал», «убежал», «забежал»; записать в тетрадь.

Тема. ПОЧТА

Цели. Согласование притяжательных прилагательных с существительными; образование наречий от прилагательных.

1)        Ответить на вопросы: чей? чья? чье? чьи?

Посылка для бабушки — чья посылка? — ... (бабушкина посылка)

Телеграмма для мамы — чья телеграмма? — ...

Вова купил журнал — чей журнал? — ...

Письмо от Ани — чье письмо? — ...

Света купила открытки — чьи открытки? — ...

Папа выписал газеты — чьи газеты? — ...

Составить предложения со словосочетаниями «бабушкина посылка», «Бовин журнал», «Анино письмо», «папины газеты».

2)        Изменить слова по образцу.

Близкий — близко

Далекий — ... (далеко)

Ловкий — ... (ловко)

Шустрый — ... (шустро)

Тихий — ... (тихо)

Красивый — ... (красиво)

Веселый — ... (весело)

Радостный — ... (радостно)

Скучный — ... (скучно)

Грустный — ... (грустно)

Тема. ПОЧТА

Цели. Употребление существительных с предлогами, противоположными по смыслу; употребление приставочных глаголов.

1) Сказать наоборот.

В ящик — ... (из ящика)

Из ящика — ... (в ящик)

Из конверта — ... (в конверт)

Из газеты — ... (в газету)

В конверт — ... (из конверта)

В газету — ... (из газеты)

На столе — ... (под столом)

Под столом — ... (на столе)

На журнале — ... (под журналом)  

Под журналом — ... (на журнале)

На письме — ... (под письмом)      

Под письмом — ... (на письме)

Составить предложения с этими словосочетаниями.

2) От слов «клеит», «пишет» образовать новые слова при

на —   клеит                на -              пишет

за —                              за -

под -                              под -

С полученными словами составить предложения.

Тема. СЕВЕР

Цели. Согласование притяжательных прилагательных с существительными; образование и употребление притяжательных прилагательных.

  1. Ответить на вопросы словосочетаниями.
    Что? — оленьи рога                       - собачьи

Нет чего? — ... (оленьих рогов) -... (собачьих упряжек)

Радуешься чему? — ... (оленьим рогам) — ... (собачьим)

Видишь что? — ... (оленьи рога)        — ... (собачьи упряжки)

Доволен чем? — ... (оленьими рогами)     — ... (собачьими упряжками)

Говоришь о чем? — ... (об оленьих рогах) — ... (о собачьих упряжках)

Составить предложения со словосочетаниями-ответами.

2) Ответить на вопросы: чей? чья?

Шерсть собаки — чья шерсть? — ... (собачья шерсть)

След оленя — чей след? — ... (олений след)

Нос тюленя — чей нос? — ... (тюлений нос)

Голова волка — чья голова? — ... (волчья голова)

Уши собаки — чьи уши? — ... (собачьи уши)

Копыта оленя — чьи копыта? — ... (оленьи копыта)

Глаза тюленя — чьи глаза? — ... (тюленьи глаза)

Следы медведя — чьи следы? — ... (медвежьи следы)

Тема. СЕВЕР

Цели. Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных; образование прилагательных от наречий.

1) Изменить слова по образцу.

Сильно — сильнее                                                  

Сильный -         сильнейший

Холодно — ... (холоднее)                                      

Холодный... (холоднейший)

Морозно — ... (морознее)                                        

Красивый... (красивейший)
Бело — ... (белее)                                                    

Белый — ., . (белейший)

Тепло — ... (теплее)                        Красиво — ... (красивее)                                          

Теплый —... (теплейший)     Быстрый -        ... (быстрейший)

2) Закончить предложения, отвечая на вопросы.

Зимой на Севере очень холодно, дни стоят (какие?)... (холодные).

На Севере морозно, погода всегда (какая?)... (морозная).

Полярной ночью на Севере темно; и ночи, и дни на Севере (какие?)...(темные).

Собаки везут нарты быстро, собачьи упряжки (какие?)... (быстрые).

Лиса заметает следы очень хитро, лиса (какая?) ... (хитрая).

Охотник поймал оленя ловко, охотник (какой?)... (ловкий).

Нарисовать хитрую лису.

Тема. ТРАНСПОРТ

Цели. Употребление существительных с предлогами в, на, по; употребление приставочных глаголов.

1)Вставить нужное «маленькое слово» (предлог): в, на, по
(читается предложение без предлога, ребенок подбирает нужный предлог и проговаривает все предложение).

Мы спустились ... (в) метро.

Мама садится ... (в) трамвай.

Коля бежит ... (по) дороге.

Автобус едет ... (по) улице.

Поезда идут ... (по) рельсам.

Ребята поедут ... (на) трамвае.

Петя любит ездить ... (на) машине.

Миша пришел ... (на) остановку.

Придумать 3—4 предложения с предлогами в, на, по.

2)закончить предложения, подобрав нужное по смыслу слово.

Одна машина в гараж заехала, а другая из гаража ... (выехала).

Девочка вошла в автобус, а мальчик из автобуса ... (вышел).

Соня пришла домой, а Вася из дома ... (ушел).

Девочки из садика убежали, а мальчики в садик ... (прибежали).

Одни ребята с катка уехали, а другие ... (приехали).

Тема. ТРАНСПОРТ

Цели. Употребление падежных форм существительных и прилагательных в ед. и мн. числе; образование глаголов движения с помощью приставок.

1) Ответить на вопросы словосочетаниями (сначала на все вопросы ответить одним словосочетанием, затем другим т. д.)

Что? — легковая машина        

Нет чего? — ... (легковой машины)                                  Легковые машины

Подхожу к чему? — ... (к легковой машине)                   Грузовой самолет

Наблюдаю за чем? — ... (за легковой машиной)             Спасательный катер

Рассказываю о чем? — ... (о легковой машине)              Товарные поезда

2) Найти ошибку, исправить ее, произнести предложение правильно.

Автобус к остановке отъехал (подъехал).

Мальчики в лодке к берегу отплыли (приплыли).

Самолет приземлился, летчик из самолета вошел (вышел).

Такси подъехало к дому, из него пассажиры вошли (вышли).

Пароход к пристани отчалил (причалил).

Электричка к платформе отошла (подошла).

Пассажир в трамвай вышел (вошел).

Тема. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Цели. Образование глаголов совершенного вида; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

1) Изменить слово, ответив на вопрос: что сделали?

Летают — что сделали? — ... (прилетели, улетели...)

Клюют — что сделали? — ... (склевали ...)

Садятся — что сделали? — ... (сели ...)

Поют — что сделали? — ... (спели ...)

Чирикают — что сделали? — ... (прочирикали ...)

Прослушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать.

ПТИЦЫ

Трудно зимой птицам найти себе корм. Прилетели и сели на деревья красногрудые снегири. Поклевали семена и улетели. Прилетели на это место желтогрудые синички, посмотрели, что нечего клевать, и все улетели.

Что трудно сделать зимой птицам? Что сделали красногрудые снегири? Что сделали желтогрудые синички? Нарисовать картинку к рассказу.

2) Назвать ласково.

Птица — ... (птичка)

Синица — ... (синичка)

Воробей — ... (воробышек)

Ворона — ... (воронушка)

Нарисовать синицу, синичку, воробья, воробышка; составить предложения с этими словами.

Тема. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Цели. Согласование числительных «два» и «пять», «шесть» и «три» с существительными; употребление приставочных глаголов движения.

1)        Изменить слова по образцу.

Две птицы — пять птиц        Шесть птиц — три птицы

Две сороки — пять ... (сорок)        Шесть сорок — три ...

Две синицы — пять ... (синиц)        Шесть синиц — три ...

Две вороны — пять ... (ворон)        Шесть ворон — три ...

Два снегиря — пять ... (снегирей)        Шесть снегирей — три ...

Два воробья — пять ... (воробьев)        Шесть воробьев — три ...

Два клеста — пять ... (клестов)        Шесть клестов — три ...

Два дятла — пять ... (дятлов)        Шесть дятлов — три ...

Составить предложение со словосочетаниями «две синицы», «пять снегирей»; нарисовать к нему картинку.

2)        Назвать противоположные действия, используя приставки: у-, при-.

Прилетели — ... (улетели) Улетели — ... (прилетели)

Прискакали — ... (ускакали) Убежали — ... (прибежали)

Прибежали — ... (убежали)  Ускакали — ... (прискакали)

Тема. ЗИМА (ЗИМНИЙ ЛЕС)

Цели. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование прилагательных от наречий.

1)        Найти ошибку, исправить ее, произнести предложение правильно.

Зимой весь лес покрыт белый пушистый снег.

Тихо в лес. Березы стоят без листья, а елки и сосны зеленый.

Жизнь в зимний лес не останавливается.

На деревьях можно увидеть красногрудых снегирь.

На снегу видны следы заяц, лиса, разных птица.

Следы каких зверей и птиц можно увидеть в зимнем лесу?

Нарисовать зимний лес.

2)        Изменить слова по образцу.

Светло — светлый

Темно — ... (темный)

Далеко — ... (далекий)

Близко — ... (близкий)

Холодно — ... (холодный)

Голодно — ... (голодный)

Морозно — ... (морозный)

Бело — ... (белый)

Тема. ВЕСНА

Цели. Употребление глаголов будущего времени; образование сравнительных степеней прилагательных.

1) Дополнить предложения, подобрав как можно больше слов.

Скоро наступит весна.

Солнце — что будет делать? — будет... (ярче светить, пригревать ...).

Снег — что будет делать? — будет ... (чернеть, таять ...).

На земле проталины — что сделают? — ... (появятся ...).

Ручьи — что сделают? — ... (побегут, появятся, зажурчат ...).

2) Изменить слова по образцу.

Радостный — ... (радостнее)

Светлый — ... (светлее)

Темный — ... (темнее)

Рыхлый — ... (рыхлее)

Свежий — ... (свежее)

Прозрачный — ... (прозрачнее)

Быстрый — ... (быстрее)

Длинный — длиннее

Теплый — ... (теплее)

Яркий — ... (ярче)

Громкий — ... (громче)

Высокий — ... (выше)

истый — ... (чище)

Сильный — ... (сильнее)

Тема. ВЕСНА

Цели. Употребление падежных форм имен существительных во множественном числе; образование сложных слов.

1)Прослушать рассказ, ответить на вопросы предложения
ми из текста, пересказать.

ВЕСНА В ЛЕСУ

Весной тает снег и бегут ручьи. На проталинах появляются первые подснежники. Погода становится все теплее, на ветках деревьев набухают почки. Прилетают грачи. Грачи вьют гнезда на деревьях и выводят птенцов.

Что происходит, когда тает снег?

Что появляется на проталинах?

Какой становится погода?

Где набухают почки?

Кто прилетает весной?

Что делают грачи, когда прилетают?

2)Образовать новые сложные слова.

Лед колет — ... (ледокол)

Сам летает — ... (самолет)

Сам сваливает — ... (самосвал)

Пыль сосет — ... (пылесос)

Лес рубит — ... (лесоруб)

Пол натирает — ... (полотер)

Пешком ходит — ... (пешеход)

Землю копает — ... (землекоп)

Ответить на вопрос: что делает?

Ледокол (что делает?) — лед колет

Самолет (что делает?) — ... (сам летает)

Самосвал (что делает?) — (сам сваливает)

Пылесос (что делает?) — . (пыль сосет)

Лесоруб (что делает?) — ...

Полотер (что делает?) — ...

Пешеход (что делает?) — ...

Землекоп (что делает?) — ...

Тема. СТРОЙКА.

Цели. Согласование прилагательных, образованных от существительных; образование приставочных глаголов.

1)        Назвать предметы, про которые можно сказать, что они сделаны из этого материала.

Деревянный — ... (дом, забор ...)

Деревянная — ... (скамейка, лестница ...)

Деревянные — ... (дома, сараи ...)

Кирпичный — ... (дом, гараж ...)

Кирпичная — ... (стена, башня ...)

Кирпичные — ... (дома, трубы ...)

Нарисовать дом и рассказать, какой он, какие в этом доме стены, двери, окна и т.д.

2)        От данных слов образовать новые слова при помощи
приставок.

по—  строил        по—   клеил        по—       красил

за—                             за —                     за-

вы—                            о —                      вы—

пере—                         пере-                    пере—

Тема. СТРОЙКА

Цели. Согласование числительных и прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; работа над родственными словами (образование существительных суффиксальным способом).

1)        Ответить на вопросы словосочетаниями: «один молодой
строитель», «два умелых маляра», «пять старых плотников»,
«три опытных крановщика», «шесть ловких каменщиков».

Кто? — один молодой строитель

Нет кого? — ... (одного молодого строителя)

Подхожу к кому? — ... (к одному молодому строителю)

Видишь кого? — ... (одного молодого строителя)

Наблюдаю за кем? — ... (за одним молодым строителем)

Рассказываю о ком? — ... (об одном молодом строителе) и т.д.

2)        Изменить слова по образцу (от данных слов образовать
слова со значением «очень маленький»).

Дом — домик

Забор — ... (заборчик)

Двор — ... (дворик)

Кирпич — ... (кирпичик)

Окно — ... (окошечко)

Лопата — ... (лопаточка)

Бочка — ... (бочечка)

Машина — ... (машинка)

Ведро — ... (ведерочко)

Бревно — ... (бревнышко)

Тема. СПЕЦТРАНСПОРТ

Цели. Употребление падежных форм мн.ч. существительных; работа над родственными словами (образование прилагательных от существительных).

1) Послушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать.

МАШИНЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

На улицах наших городов и поселков работает много разных машин. Машины «скорой помощи» нужны для того, чтобы быстро помочь больному или пострадавшему. При тушении пожара нельзя обойтись без пожарных машин. Когда случается авария на дороге или в доме, тогда выезжают аварийные машины. От работы уборочных машин зависит чистота улиц и дорог. Поливочными машинами моют улицы.

Все машины помогают людям.

Где работает много разных машин?

Для чего нужна машина «скорая помощь»?

Без каких машин нельзя обойтись при тушении пожара?

Какие машины помогают устранять аварии?

От работы каких машин зависит чистота улиц и дорог?

Какие машины моют улицы?

Перечислите, какие машины помогают людям.

Нарисовать любую машину-помощницу.

2) Изменить слова по образцу.

Молоко — (молоковоз)        Молоковоз — ...(возит молоко)

Мука — ...        Муковоз — ...

Лес — ...        Лесовоз — ...

Бензин — ...        Бензовоз — ...

Цемент        Цементовоз — ...

3 неделя

Тема. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ

Цели. Употребление глаголов будущего времени; работа над родственными словами.

1) Прослушать рассказ, ответить на вопросы по тексту.

ВЕСНОЙ В ПОЛЕ

Наступила весна. Снег на полях растаял. Скоро начнется время полевых работ. Трактористы будут готовить землю к весеннему севу. Полеводы удобрят землю, посадят рассаду овощей, посеют пшеницу и рожь, проведут посевные работы в срок, и урожай богатый будет. Не зря в народе говорят: весенний день год кормит.

Какое время года наступило?

Что произошло со снегом на полях?

Что будут делать трактористы?

Что сделают полеводы?

Что нужно сделать, чтобы урожай был хорошим?

Объяснить, что значит: весенний день год кормит.

2) Подобрать родственные слова.

Весна — (весенний, ...)

Трактор — (тракторист, тракторный ...)

Поле — (полевод, полевой ...)

Сад — (садовод, садовый ...)

Овощи — ... (овощевод, овощной ...)

Тема. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ

Цели. Употребление повелительного наклонения глаголов; образование приставочных глаголов.

1)        Изменить слова по образцу (дать указание, что надо делать).

Копает — копай

Поливает — ... (поливай)

Сажает — ... (сажай)

Раздает — ... (раздай)

Идет— ... (иди)

Рыхлит — ... (рыхли)

Собирает — ... (собирай)

Помогает — ... (помогай)

Составить предложение с каждым словом.

2)        Изменить слова по образцу.

Ехал — поехал — заехал — выехал

Шел — ... (пошел) — ... (зашел) — ... (вышел)

Копал — ... (покопал) — ... (закопал) — ... (выкопал)

Вел — ... (повел) — ... (завел) — ... (вывел)

Тема. ТКАНИ

Цели. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование прилагательных от существительных суффиксальным способом.

1)Ответить на вопросы словосочетаниями: «ситцевая рубашка, «фланелевый халат», «шерстяное платье», «драповое пальто» (обратить внимание детей, что слово пальто не изменяется и всегда звучит одинаково — пальто).

Что? — ситцевая рубашка        Что?

Нет чего? — ... (ситцевой рубашки)        Фланелевый халат

Рад чему? — ... (ситцевой рубашке)        Шерстяное платье

Вижу что? — ... (ситцевую рубашку)        Драповое пальто

Доволен чем? — ... (ситцевой рубашкой)

Говорю о чем? — ... (о ситцевой рубашке)

Составить предложения со словосочетаниями: «нет ситцевой рубашки», «фланелевому халату», «шерстяным платьем», «о драповом пальто».

2)Ответить на вопросы: какой? какая? какое? какие?— подбирая слова-определения к предметам одежды из драпа, фланели, шерсти, шелка, ситца.

Из драпа        

Куртка — ... (драповая)...

Комбинезон — ...

Пальто — ...

Брюки — ...

Из фланели

Юбка—...         Рубашка — ...

Платье — ...     Халат — ...    

Из шерсти…..  Из ситца…..

Тема. ОДЕЖДА

Цели. Употребление падежных форм мн. ч. существительных; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

1)        Изменить слова по образцу.

Шелковая кофта — шелковые кофты

Нет шелковой кофты — ... (нет шелковых кофт)

Рад шелковой кофте — ... (рад шелковым кофтам)

Вижу шелковую кофту — ... (вижу шелковые кофты)

Доволен шелковой кофтой — ... (доволен шелковыми кофтами)

Говорю о шелковой кофте — ... (говорю о шелковых кофтах)

Аналогично изменить словосочетания: «ситцевое платье — ситцевые платья», «шерстяное пальто — шерстяные пальто».

Повторить: слово «пальто» не изменяется и всегда звучит одинаково.

2)        Назвать ласково.

Шапка — ... (шапочка)

Кофта — ...

Рубашка — ...

Юбка — ...

Халат — ...

Сарафан — ...

Комбинезон — ...

Платье — ...

Пальто — ...

Брюки — ...

Шорты — ...

Рейтузы — ...

Носки — ...

Нарисовать 3—4 вида одежды (кофта — кофточка и т.д.); рассказать, что нарисовал(а).

Тема. АТЕЛЬЕ

Цели. Употребление глаголов будущего времени; образование наречий от прилагательных.

1)        Ответить на вопросы: что сделает? что будет делать?

Заказывает — что будет делать? — ... (будет заказывать)

Выбирает — что будет делать? — ... (будет выбирать)

Шьет — что будет делать? — ... (будет шить)

Выкраивает — что сделает? — ... (выкроит)

Пришивает — что сделает? — ... (пришьет)

Примеряет — что сделает? — ... (примерит)

Составить предложения со словами и словосочетаниями «будет заказывать», «будет выбирать», «будет шить», «выкроит», «пришьет», «примерит».

2)        Закончить предложение, ответив на вопрос: как?

Шуба теплая. Зимой в шубе — как? — ... (тепло).

Комбинезон удобный. В комбинезоне гулять — как? — ... (удобно).

Платье украшено яркой вышивкой.  Вышивка на платье выглядит — как? — ... (ярко).

Сарафан легкий. Летом в сарафане — как? — ... (легко).

Брюки чистые. Брюки выстирали — как? — ... (чисто).

Тема. ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Цели. Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах; употребление приставочных глаголов.

1) Прослушать рассказ, ответить на вопросы предложениями из текста, пересказать.

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

Весной первыми прилетают черные грачи. На деревьях появляется много грачиных гнезд. Вьют гнезда грачи на вершинах высоких деревьев. Грачи раньше других птиц выводят птенцов.

Какие птицы первыми прилетают весной? Где появляется много грачиных гнезд? Где грачи вьют свои гнезда? Когда выводят своих птенцов грачи? Нарисовать картинку к рассказу.

2) От слов «летит», «поет» образовать новые слова при помощи приставок.

при-  летит            с— поет

под-                        за—

за—                       про-        

пере—

с -

Составить предложения с полученными словами.

ТЕМА - ПРОФЕССИИ

Цели. Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида; образование сравнительной степени прилагательных.

1) Образовать новые слова, оветив на вопрос: что делает?

Сшил — что делает? — ... (шьет)

Положил — что делает? — ... (кладет)

Построил — что делает? — ... (строит)

Починил — что делает? — ... (чинит)

Составить предложения с данными и образованными словами.

2) Изменить слова по образцу.

Добрый — добрее

Умный — ... (умнее)

Смелый — ... (смелее)

Быстрый — ... (быстрее)

Опытный — ... (опытнее)

Красивый — ... (красивее)

Теплый — ... (теплее)

Тема. ПРОФЕССИИ

Цели. Употребление существительных в дательном падеже; образование относительных прилагательных.

1)        Прослушать предложение, найти ошибку, исправить ее, повторить предложение правильно.

Кастрюля нужна повар (повару).

Пила нужна плотник (плотнику).

Станок нужен токарь (токарю).

Мука нужна пекарь (пекарю).

Кисти нужны художник (художнику).

Топор нужен лесоруб (лесорубу).

Ножницы нужны портной (портному).

Молоток нужен сапожник (сапожнику).

2)        Ответить на вопросы: какой? какая? какие? — подбирая лова-определения к предметам из металла, дерева, стекла, пластмассы

Из металла

Бочка — ... (металлическая)

Кран —... (металлический)

Из стекла

Банка — ...

Стакан — ...

Из дерева

Лопата — ...

Линейка — ...

Из пластмассы

Ведро — ...

Таз — ...

Составить предложения с полученными словами-определениями.

 

Тема. ШКОЛА

Цели. Изменение глаголов по лицам и числам; образование наречий от прилагательных.

1)        Изменить слова по образцу.

Я иду — ты идешь — он идет — они идут

Я пишу — ты ... — он ... — они ...

Я читаю — ты ... — он ... — они ...

Я пою — ты ... — он ... — они ...

Я учусь — ты ... — он ... — они ...

Я рисую — ты ... — он ... — они ...

Я считаю — ты ... — он ... — они ...

Я слушаю — ты ... — он ... — они ...

2)        Закончить предложение, ответить на вопрос: как?

Мальчик — хороший ученик, он учится — как? — ... (хорошо).

Внимательная девочка всегда слушает — как? — ... (внимательно).

Старательные ученики всегда делают уроки - как? - .(старательно).

Прилежные ребята учатся — как? — ... (прилежно).

Тот, кто получает отличные отметки, учится — как? — ... (отлично).

 Тема. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Цели. Употребление существительных в творительном падеже; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

1) Ответить на вопрос: чем? одним словом, затем полным предложением.

Ученики пишут — чем? — ... (ручкой).

В школе рисуют — чем? — .. (карандашом, красками).

На доске пишут — чем? — .. (мелом).

С доски стирают — чем? -... (тряпкой).

2) Назвать ласково школьные принадлежности.

Портфель — ... (портфельчик)

Карандаш — ... (карандашик)

Мел — ... (мелок)

Тряпка — ... (тряпочка)

Альбом — ...

Резинка— ...

Тетрадка — ...

Книга — ...

Нарисовать школьные принадлежности, объяснить, зачем они нужны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.

Конспект  НОД  по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....

Задания для развития лексико-грамматического строя речи по лексическим темам для детей 5 - 6 лет.

Развитие грамматического строя речи детей – постоянный непрерывный процесс. Следить за речью детей нужно не только на занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Данные задания по развитию ...

Практические задания по формированию грамматического строя речи (по лексическим темам)

Практические задания по формированию грамматического строя речи...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Дом» для детей старшей группы для детей с ЗПР

I. Тема: «Составление рассказа- описания с опорой на вопросы педагога» II. Цель: закреплять навыки правильного употребления лексико-грамматических категорий языка в рамках л...

Практические задания по формированию грамматического строя речи

Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В это...

Практические задания по формированию грамматического строя речи ( по лексическим темам )

Практические задания по формированию грамматического строя речи ( по лексическим темам )...