Консультация
консультация по логопедии (старшая группа)

Гончарова Марина Владимировна

Применение технологии сторителлинга для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технология сторителлинг233.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется коммуникативная функция языка.

В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию связной речи дошкольников. Многие педагоги успешно используют в своей работе техники и технологии, заимствованные из других научных сфер. 

Сегодня я расскажу об одной из форм организации речевой деятельности с детьми, которая была мною апробирована и, по- моему мнению, является интересной и результативной – это сторителлинг.

Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в
переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации
и нахождение смыслов через рассказывание историй».
Истории могут быть как абсолютно фантастическими, так и
приближенными к реальности. Метод сторителлинга разработал глава
крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории,
рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они
увлекательные и интересные.
В настоящее время сторителлинг стал интересен педагогам. Он
назван педагогическим сторителлингом и направлен на разрешение
педагогических вопросов воспитания, развития и обучения дошкольников.
Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический,
активный, цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или
вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только
слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с
детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя
ведущую роль рассказчика.
Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором
рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео,
инфографика) . Когда дети перейдут в подготовительную к школе группу, я
планирую использовать цифровые ресурсы и составлять истории с
помощью них. Это моя перспектива работы.
Активный сторителлинг, в нем педагогом задается основа события,
формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно
вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Применим для
старшего дошкольного возраста.
Говоря о структуре создаваемых историй, стоит отметить, что они
состоят из трёх традиционных частей:
1. Вступление (короткое, постановка вопроса, обозначение
проблемы, которые должны вызвать у слушателя интерес)
2. Развитие события
3. Заключение (короткое)
Наибольший интерес для развития речи на мой взгляд вызывает
активный сторителлинг. Сегодня вашему вниманию я хочу предложить два
варианта организации детской деятельности в данном направлении.
Начнём с конверта –доски. Это плоскостное изображение с помощью пластилина на определённую тему (в качестве самой доски можно использовать доску для лепки).
Немного расскажу о том, как появилась эта конверт-доска. В группе был проект, который был приурочен к тематическому плану, про материки и океаны. И в заключении на занятии  по развитию речи была составлена история про подводный мир, точнее про обитателей подводного мира. Хочу ещё отметить, что сама поверхность была заготовлена, некоторые персонажи были вылеплены заранее, некоторых дети захотели слепить в процессе создания истории. Итак, историю я начала таким образом: «Семья рыбки Элли только что переплыла из одной части Индийского океана в другую. Родители были очень заняты обустройством нового жилища, а маленькая Элли попала в морской детский сад….» Дальше историю продолжили дети. Здесь речевое творчество детей безгранично. В рамках заданной темы,
дети могут самостоятельно вылепить себе персонажа, наделить его
различными свойствами и чертами характера, выразить своё отношение
к поставленной в начале проблеме. Воспитатель выступает в качестве
такого же участника, придумывания истории, как и ребёнок. При
необходимости может направить историю в соответствии со взрослой
целью, помочь закончить историю. Историю по желанию детей или
воспитателя всегда можно изменить, удалить персонажа или, наоборот
добавить нового – для этого всего лишь необходимо воспользоваться
стеком. Когда совместная история составлена, желающие могут её
повторить (пересказать).
Ещё один вид организации детской деятельности, который  пользуется большим интересом у детей – это игра с «кубиками историй». Появились они в Европе несколько лет назад. Изначально игра была предназначена для взрослых (из-за сложности картинок), но она адаптирована и под деятельность в детском саду. Игра состоит из 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок на кубике – это захватывающий неожиданный поворот повествования.C:\Users\Andrei\Desktop\ZvthrlNBito.jpg


Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и
совместной деятельности детей, а также это отличный способ
разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого
ребенка.
В сторителлинге чётко прослеживается дидактический принцип
Минимакса. Например, ребёнок, способный усвоить большее количество
информации, может создавать истории используя рифму или продолжать
историю начиная всегда с одного и того же звука. И напротив, ребёнок,
который раньше с трудом мог выразить свои мысли, создавая истории в
кругу товарищей, находясь в психологически комфортной для себя
обстановке, для начала повторяет фразы, сказанные детьми в предыдущих
играх, а затем начинает самостоятельно продолжать историю. Таким
образом, используя данный интерактивный способ организации детской
деятельности, мы сможем услышать каждого ребёнка в группе и помочь
ему развить грамотную связную речь.
В результате  работы с использованием метода сторителлинг
можно говорить об определенных результатах:
1. Интерес детей к сторителлингу очень высокий, каждый хочет
быть на месте составителя истории.
2. Через составление историй речь детей обогащается,
больше применяется прилагательных, в том числе и
выдуманных, объясняется их значение.
3. Дети становятся активнее на других занятиях (речевой поток,
сказанные поочерёдно фразы в процессе создания истории
переносятся на поочерёдные ответы на других занятиях).
4. Родители проявляют себя активными участниками
образовательного процесса (сочиняют истории дома, зарисовывают
их в формате комиксов). А также имеют важные совместные минуты
общения со своими детьми дома.
Эти мои наблюдения укладываются в рамки ориентиров, к которым мы
должны приблизиться, подходя к порогу обучения в школе, и говорят о
результативности выбранного метода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....