Игровые приемы на этапе автоматизации звуков в словах и предложениях.
консультация по логопедии

Замотаева Светлана Юрьевна

автоматизация звуков

в словах и предложениях с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon автоматизация звуков 72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приемы на этапе автоматизации звуков

в словах и предложениях.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное удаление недостатков произношения помогут предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи. Но введение нового звука в речь ребенка процесс долгий и утомительный, требующий от логопеда терпения, а от ребенка усердия. В силу того, что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. Поэтому крайне необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью и деятельностью.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях.

Это позволит решить сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям использую различные игровые приёмы.

Условно разделяю приёмы автоматизации поставленных звуков в речь на четыре группы:

•Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;

•Приёмы, предусматривающие использование различных предметов.

Приёмы на основе дидактических, настольно-печатных игр;

•Приёмы с использованием информационно-компьютерных технологий;

Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики. 

Во-первых, нам могут помочь наши пальцы и пальцы ребёнка. Я предлагаю следующие упражнения.

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.

«Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

«Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово.

«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).

«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.

Для упражнений «Колечки», «Крыша», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [с] – «смелый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом (смелый мальчик, смелый котёнок и другие).

«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

«Ладошки».  При произнесении звука, слога, слова нажимать указательным пальцем (пальцы меняются) противоположной руки на подушечки пальцев другой руки или нажимать на кружки, нарисованные на каждом пальце картонной ладони. Сначала отрабатывается правая, затем левая рука, а потом одновременно обе руки.

Самая большая группа приёмов - упражнения с различными предметами.

«Колокольчик». Ребенок называет картинки или проговаривает слоги, слова с автоматизируемым звуком.  Если ребенок произносит слово неправильно – взрослый звенит в колокольчик.

 «Собери пирамидку». Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки в том случае, если правильно проговаривает слоговые ряды, слова.

«Кнопочки». Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и другие). Сколько кнопочек – столько повторов.

«Волшебная веревочка». Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая звук, предложения, чистоговорки.

«Счеты». Ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колесика.

«Раз – шажок, два – шажок».

Ребенок стоит руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов.

Песочные часы. Проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок.

Юла (маленький волчок). Проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.

Массажный мяч. Проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием.

Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).

«Лови – бросай». Взрослый бросает мяч ребенку и говорит слова с заданным звуком. Ребенок бросает мяч обратно и повторяет названное слово. Можно повторять, изменяя слово (в ед. и мн. ч., в уменьшительно – ласкательной форме и т. д.)

Бусинки. Собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р]. Другой вариант, например, красный – «са», желтый – «со», синий – «су», зеленый – «сы». Нанизывая большие бусины, ребенок произносит слог громко, а нанизывая маленькие – тихо.

Прищепки. Цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.

Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет звук (слог, слово) и бросает мяч взрослом.

«Су-джок » 

Ребёнок поочерёдно прокатывает массажное

колечко по пальцу, одновременно отрабатывая речевой материал.  Например, автоматизация звука [ш].

На правой руке:

Этот малыш — Илюша, (на большой палец);

этот малыш — Ванюша, (указательный);

этот малыш — Алёша, (средний);

этот малыш — Антоша, (безымянный);

а меньшого малыша зовут Мишуткою, друзья (мизинец).

На левой руке:

эта малышка — Танюша;

эта малышка — Ксюша;

эта малышка — Маша;

эта малышка — Даша;

а меньшую зовут Наташа.

 «Кубик».

Ребёнок бросает кубик. Выпавшее число укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.

 «Лесенка».

 Игрушка, или шагают пальцы, поднимаясь и спускаясь по лесенке. На каждой новой ступеньке чётко произносится отрабатываемый звук, слог, слово.

«Звуковые дорожки».

 Проводим пальчиком по дорожке, произносим отрабатываемый звук.

«Часы»

 Ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.

«Звенящие баночки».

Каждый звук обозначается своим цветом. Ребёнок берёт квадратик и называет звук соответствующий его цвету, после этого опускает в баночку. Когда все звуки будут названы, баночки превращаются в "звенящие".

 «Повтори столько раз, сколько… »,  логопед хлопнет в ладоши, стукнет палочкой, ударит мячом об пол, отложено палочек или косточек на счетах.

«Сухой бассейн».

Коробка с крупой. В крупу зарыты мелкие игрушки в названиях, которых есть автоматизируемый звук. Ребёнок вылавливает игрушку из бассейна и называет её.

 «Вертушка».

Картинки, на которых изображён предмет, содержащий автоматизируемый звук раскладываются по кругу. Ребёнок запускает вертушку. Пока вертушка крутится, ребёнок произносит изолированный автоматизируемый звук. Вертушка останавливается, показывает стрелочкой на картинку. Ребёнок называет предмет, изображённый на картинке.

 «Шарик».

Произнося слоги или слова, ребенок перекладывает из одной руки в другую теннисный мячик.

«Большой, маленький».

Ребенок выкладывает поочередно дорожку из больших и маленьких фигурок, одновременно проговаривая слоги или слова. Выкладывая большую фигурку – ребенок говорить громко, выкладывая маленькую – говорит тихо.

Выкладывая дорожку  из ракушек и камешек, ребёнок с удовольствием произносит слоги с автоматизируемым звуком.

Приёмы на основе дидактических, настольно-печатных игр.

 «Улитка».  Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальцем по спирали - домику улитки.

«Лабиринт».  По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальцем, проговаривая предложения, чистоговорки.  На данной «дорожке» имеются «пробелы», которые сигнализируют ребенку сделать остановку и сделать вдох.

  «Дорожки». До картинки добегаем и слово называем.

 «Ромашка». Собрать лепестки ромашки к её сердцевине. Назвать картинку, изображённую на лепестке.

 «Поезд». К паровозу прикрепить вагоны с картинками - предметами, содержащими автоматизируемый звук. Проговорить слова.

 «Назвать слова по сюжетной картинке». Ребёнок должен назвать слова по сюжетной картинке.

 «Рыбалка». Ребенок вылавливает удочкой картинки, называет свой улов, четко проговаривая автоматизируемый звук. Все картинки подобраны на конкретные звуки.

«Солнышко».

Закрепить правильное произношение звука в словах, упражнять в определении позиции звука в слове. Перед детьми лежит солнышко. И картинки с автоматизированным звуком. Дети украшают солнышко, картинкой называя ее. Затем закрывают глаза, а педагог убирает картинку. Дети определяют, какой картинки не стало, и определяют позицию звука в слове.

По такому же принципу  проводятся игры: «Украсим елочку», «Собери бусы», «Узелки», «Соберем цветочки», «Собери яблочки», «Напоем куклу чаем».

«Лото».

Все карточки делятся между детьми. Начинает один из детей, выкладывая карточку, произносит, что на ней нарисовано: «У меня чайник и чайки». Другой ребенок подбирает подходящую карточку: «А у меня чайка и черепаха». Выигрывает тот ребенок, у которого заканчиваются карточки.

Игра «День-ночь»

Выкладываются 6-8 картинок с автоматизируемым звуком. Ребёнок называет картинки. Наступает «ночь» - ребёнок закрывает глаза. Во время «ночи» убирается какая-нибудь картинка или добавляется новая или картинки меняются местами. Наступает «день» - ребёнок открывает глаза. Он должен назвать, что изменилось?

 «Составление предложений с помощью фланелеграфа».

Дети отбирают себе персонажей (мама, папа, дедушка, бабушка) и предметные картинки с определенным звуком. Ребенок берет своего героя, подводит к картинке и составляет предложение, включая героя и картинку. Ребенок может включить сразу несколько героев. Выигрывает тот, кто составит самое длинное предложение.

 «Соседи».

Перед детьми раскладывается по 3 карточки в несколько рядов с определенным звуком. Ребенок должен без ошибок назвать всех соседей. (Жаба между жирафом и жуком, жаворонок между жасмином и лужами. Когда все картинки будут названы, первый столбик передвигается и игра повторяется. Если автоматизируется звук л, берется слово «около» и картинки выкладываются в ряд).

 «Договаривание предложения по картинке».

«Придумай предложение».

Задача игры – придумать предложение, в котором будет как можно больше слов со звуком Р. Начинаем с предложения из двух слов. Например: Юра играет. Добавляем в него другие слова со зву Р. Радостный Юра играет в барабан. Другие возможные окончательные варианты предложений: Грустный Рома по вечерам красит краской раму. Егор собирает на огороде красные красивые крупные помидоры. Жора утром во дворе рубит дрова топором.

 «Расскажи  рассказ». 

 Ребёнок, рассказывая рассказ цепной структуры, автоматизирует поставленный звук в связной речи.

 «Считалки».

Ребенок отрабатывает речевой материал в стихотворной форме, опираясь на картинки.

 «Артисты».

Детям раздается по одной начальной картинке из каждой серии. Остальные перемешиваются на столе. Открывая по одной картинке, дети спрашивают: «Что здесь изображено?». Каждый ребенок определяет, подходит ему или нет, если подходит,  составляет предложение и забирает. Получив все картинки, ребенок составляет рассказ, выходит на сцену, и пересказывает. Картинки подбираются с учетом автоматизированного звука.

«Загадка».

Перед детьми лежат перевернутые картинки,  в названии которых есть автоматизированный звук. Дети по очереди берут картинку и описывают, остальные, догадываются, о чем идет речь.

Выше перечисленные приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость.

        Из вышесказанного можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием наглядно -  игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.

    ЛИТЕРАТУРА.

1. Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе //Дошкольное воспитание, 2008, №8.

2. Бодраченко И.В. Речевые игры: что это такое и как в них играть // Логопед, 2007г.

4. Бохан О.А. Игровые приемы в коррекции звукопроизношения // Логопед, 2006, № 2.

7. Ерошкина С.Т. Универсальные игровые пособия // Логопед, 2007, № 2.

8. Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. - М., 2004г.

10. Козырева О.А. Лексико-грамматические игры // Логопед, 2004, № 6.

11.Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль, 2001.

12.Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. - М.: «ГНОМ и Д», 2009. 

13. Костылева Н.Ю. Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным // Логопед, 2008, № 2.

14.Кустова О.И. Игровые приемы в обучении грамоте // Логопед, 2004, № 5.

15.Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! - М.: «Вентана- Граф», 2008.

16.Левина Е.В. Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков // Логопед, 2004, № 5.

17.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб, 2003.

18.Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников // Дефектология, 1995, № 3.

19..Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1996. – 192 с.

20.Сергеева Т.В. Игровые рифмовки //Логопед, 2006, № 1.

21.Степанова О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. - М.

22. Смирнова Л.Н.  Мы учим звуки. - М.: «Мозаика-синтез», 2002.  208с.

23.Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М., 2008. – 186 с.

24.Черноусова Ю.В. Автоматизация звуков с помощью игровых приемов // Логопед, 2006, № 5.

25.Чернякова В.Н. Стихотворно - игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2.

26.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.

27.Шигина Г.Ф. Игровой и занимательный материал для логопедических занятий // Логопед. 2005, № 6.

28.Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков // Логопед, 2005, № 5.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками

Одна из проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.Коноваленко С. В. выделила несколько причин ...

Презентация "Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков"

Предлагаемые игровые приемы и задания помогут поддержать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контак...

Консультация для педагогов: «Использование наглядно – игровых приемов на этапе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи»

Консультация для педагогов: «Использование наглядно – игровых приемов на этапе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи»...

«Использование игр и игровых приемов на этапе автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

Каждый логопед в своей работе наверняка сталкивался с необходимостью разнообразить приёмы работы и тем самым удержать внимание детей в процессе занятия. Для детей логопедические занятия по автоматизац...

«Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков речи у дошкольников».

laquo;Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков речи у дошкольников»....

«Использование игр и игровых приемов на этапе автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

 В дошкольном возрасте, игра становится ведущим видом деятельности, не потому что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, а потому что игра вызывает качественные и...

Методическая разработка учителя-логопеда «Использование игр и игровых приемов на этапе автоматизации изолированного звука и в слогах»

Этап автоматизации звуков описан в методике логопедической коррекции по исправлению звукопроизношения, как этап  формирования первичных произносительных умений и навыков.Его цель - научить ребенк...