Мастер-класс для родителей воспитанников младших групп и ГКП на тему «Играем с язычком и пальчиками»
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Коник Евгения Игоревна

Представлен практический материал для обучения родителей играм и упражнениям по развитию артикуляционной моторики и речевого дыхания детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_master_klassa.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: знакомство с упражнениями и играми, помогающими развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание и мелкую моторику детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

-   Помочь осознать необходимость проведения с детьми различных игр и упражнений, способствующих развитию речи детей.

- Расширить представления об играх и упражнениях по развитию речи детей 1-3 лет.

- Познакомить с организацией проведения артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений с детьми раннего дошкольного возраста  

Логопед (приветствие): здравствуйте, уважаемые родители! Вашему вниманию будет представлена обучающая презентация, в которой вы увидите игры и игровые упражнения для речевого развития детей раннего возраста. То есть детей от года до трех лет.

Для удобства разбиты на комплексы.

Первый комплекс — это упражнения артикуляционной гимнастики, которые направлены на развитие подвижности языка, губ, щек. проводя такие упражнения 2-3 раза в неделю, вы будете помогать своему ребенку в будущем произносить все звуки родного языка правильно. Проводятся эти упражнения перед зеркалом в паре «взрослый-ребенок». Взрослый показывает-ребенок повторяет.

Второй комплекс — это упражнения для развития правильного речевого дыхания. Хорошо сформированное речевое дыхание поможет вашему ребенку овладеть плавной, спокойной речью, а также правильно произносить отдельные звуки русского языка. Дыхательные упражнения можно проводить ежедневно, но нужно помнить, что они достаточно утомительны для ребенка. Их длительность не должна превышать 2-3 минут.

Также вы увидите интересную игру, которая сочетает в себе легкий массаж лицевых мышц и упражнения артикуляционной гимнастики, которую можно провести в паре «взрослый-малыш».

Четвертый комплекс упражнений – это игры для развития мелкой моторики рук. Уже доказано, что тонкие дифференцированные движения пальцев рук очень тесно связаны с речевым развитием ребенка. проводя такие несложные игры с пальчиками, вы будете способствовать тому, чтобы ваш ребенок в будущем говорил правильно и красиво.

КОМПЛЕКС 1 «Артикуляционная гимнастика».

Упражнения для развития подвижности губ:

  1. «Улыбочка»
    Вы садитесь перед зеркалом и просите малыша улыбнуться Вам. Сильно, сначала не показывая зубы. Удержать улыбку до 3-5 сек. Повторить несколько раз. Далее можно улыбаться, уже показывая зубы, также удерживая улыбку до 5 сек. Несколько повторов.


2. После того, как ребенок научился растягивать губы в улыбку, нужно научить его вытягивать губы вперед «трубочкой». Этому поможет упражнение «Воздушный поцелуй»: поцеловать ладошку и отправить поцелуй маме, подув на ладошку губами, вытянутыми в трубочку.

        3. «Паровозик» (детям дается картинка с изображением паровоза или игрушка)

- вытянуть губы трубочкой и произнести «ту-ту»

- повторить несколько раз.

      4. «Улыбка-трубочка»: когда малыш запомнит, что такое «улыбочка» и «трубочка», можно поиграть в игру чередование: растянуть губы в улыбке- вытянуть вперед и т.д. несколько раз.

     5. «Рыбки разговаривают» (показать картинку с изображением рыбок)

Хлопать губами друг о друга, произносится глухой звук.

Упражнение для щёк

1.  «Воздушный шарик» («Пузырь», «Толстяк»)

- Попросите малыша надуть обе щеки, удержать. Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» . Повторить несколько раз.

Упражнения для языка:

  1. «Бегемот» (направлено на развитие умения широко открывать рот и удерживать его в таком положении несколько секунд)
    - Попросите ребенка широко открыть рот, как открывает пасть бегемот. Удержать в течение 3-5 сек. и закрыть. делаем упражнение плавно, без резких движений.

Можно во время выполнения упражнения высовывать наружу широкий язык. Повторить упражнение 3-5 раз.

2. «Котенок лакает молоко» (детям дается картинка котенка с высунутым язычком, который лакает молоко из миски.)

- Попросите ребенка приоткрыть рот, затем высунуть язычок и сделать им несколько лакательных движений снизу вверх.

3. «Змея» (детям дается картинка змеи с высунутым языком или игрушка). Обращаем внимание на то, какой тонкий и длинный у змеи язык. Она очень любит высовывать его наружу. предложите сделать точно также.

- Приоткрываем рот.

- Вытягиваем острый язык вперед и прячем его обратно в глубь рта.

- Повторить упражнение несколько раз.

4. «Часики» (детям дается картинка с часами. Такая же картинка, но цветная появляется на слайде)

- Улыбнуться, открыт рот

- Тянуться кончиком языка то к левому уголку рта, ток правому.

- Взрослый в это время произносит «тик-так, тик-так».

5. «Цоканье лошадки» (детям дается картинка или игрушка лошади)

- Приоткрыть рот и совершать цокающие движения язычком, приклеивая и отрывая его от верхнего неба.  

6. «Вкусное варенье». представьте, что Вы с ребенком ели варенье, но вымазали верхнюю губу. Варенье надо облизнуть:

- Улыбнуться, приоткрыть рот

- Широким язычком облизывать верхнюю губу из стороны в сторону.

КОМПЛЕКС 2: упражнения, сочетающие массаж лицевых мышц и артикуляционные упражнения.

Выполняется в паре: мама-ребенок. Малыш стоит лицом к маме, мама находится так, чтобы ее лицо было напротив лица ребенка. По ходу произнесения текста мама совершает чистыми руками легкие поглаживающие движения частей лица, озвучиваемых в тексте стихотворения, от центра к периферии.

Подбородочек-малютка,
Щечки, щечки,
Носик, губки.
А за губками – язык (показать друг другу высунутый язык)
С нами он дружить привык.
Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница -
Мамочка все смотрит

И не налюбуется!

КОМПЛЕКС 3: упражнения для развития речевого дыхания

1.«Подуем на снежинку» (листочек, цветочек и т.д).

Положить на ладонь ребенку тонкую легкую снежинку, вырезанную из салфетки (бумаги или деланную из ваты). Ребенок дует так, чтобы снежинка слетела с ладони. Обращаем внимание на то, чтобы ребенок не надувал щеки.

2. «Бабочка летает».

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Взрослый держит за ниточку, ребенок дует на бабочку не надувая щек, так чтобы бабочка «полетела». Дуть можно с различной интенсивностью и длительностью.

3. «Играем в собачку»

Покажите малышу, как дышит собачка, если ей жарко или она устала: высуньте язык, дышите шумно, быстро, часто.

4. «Понюхай цветочек»

Имитируем то, как вдыхаем аромат цветка: быстрый вдох носом, длительный выдох чрез рот с произнесением междометия «Ах!»

5. «Мыльные пузыри»

Надувание мыльных пузырей самостоятельно, через трубочку от коктейля.

КОМПЛЕКС: упражнения для развития мелкой моторики рук.

1. «Яичко»

(катаем грецкий орех или массажный шарик между ладошками под текст)

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

2. «Крутись карандаш»

(карандаш должен быть ребристым).

- катание карандаша между ладонями.  Если ребенок не справляется сам, взрослый помогает, прокатывая карандаш по поверхности ладони ребенка своей рукой

3. «Упражнения с прищепками»

- Прищепкой мама аккуратно зажимает по очереди кончики пальцев ребенка. Сначала на одной руке, затем на другой.

-  Мама прищепкой рисует на ладони ребенка различные картинки (домик, солнышко)

- Мама показывает ребенку, как можно открывать прищепку. Затем прищепка дается малышу для самостоятельного действия.

- Можно прицепить прищепку на край коробки или картинку (лучики солнышку, иголки ежику)

Логопед (заключительное слово): вы могли убедиться, что представленные игры и упражнения не требуют от взрослого овладения какими –либо специальными навыками или умениями, длительной подготовки. Они интересны, увлекательны для ребенка. Но самое главное то, что они вносят неоценимую пользу в развитие речи вашего малыша. Желаем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дарите радость детям. Конспект беседы с родителями воспитанников младшей группы

Дарите радость детям. Конспект беседы с родителями воспитанников младшей группыАвтор- разработчик: Т.П. Масленцева, воспитатель первой младшей группы, руководитель клуба «Моя семья» МБДОУ ЦРР Детский ...

Родительское собрание для родителей воспитанников младшей группы Тема: «Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка»

Конспект родительского собрания, цель которого – повышение педагогической компетентности родителей воспитанников. На встрече родители познакомились с понятием «самооценка», получили рекомендации по фо...

Памятка для родителей воспитанников младшей группы детского сада

Памятка для родителей воспитанников младшей группы детского сада...

Тренинг для родителей воспитанников младшей группы «Психологическое здоровье младших дошкольников»

психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны c типом семейного воспитания, и зависит от характера взаимоотношений родителей и детей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей воспитанников младшей группы «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивает...

Консультация для родителей 2 младшей группы №1 «Медвежата» по теме: "Игры для развития речи и мышления детей в возрасте 3-4 лет" 19.01.2023

Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Р...