Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР III уровня, стертая форма дизартрии
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Конспект индивидуального логопедического  занятия  с  ребенком  среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР  III уровня, стертая форма дизартрии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_boyarintsevoy_n.i.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического  занятия  с  ребенком                                           среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением:                      ОНР  III уровня, стертая форма дизартрии

Тема: Автоматизация звука    С

Цели и задачи: Закреплять навык четкого произношения звука  С в слогах, словах, фразах.

        Развивать фонематическое восприятие и навыки слогового анализа. Развивать общую и мелкую моторику.

        Вовлекать ребенка в активную речевую и познавательную деятельность.                                                                                       Оборудование: игрушки: собака, санки, игрушечная посуда (тарелка, миска), куклы (мальчик, девочка); предметные картинки: мясо, колбаса, салат; пейзаж: зимний сад; картинки-символы для артикуляционной гимнастики, схема анализа артикуляции, металлофон.

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие общей моторики.  Общее расслабление.  (Формировать координацию движений рук и ног. Научить ребенка регулировать свой мышечный тонус: напрягать и расслаблять определенные группы мышц.)    Логопед приглашает ребенка выйти на коврик и совместно выполнить движения.

Идем, идем мы по сугробам,                               По сугробам, по сугробам.

Поднимай повыше ногу.      

Проложи другим дорогу.                                  

Ребенок с напряжением высоко поднимает  ноги, сгибая в коленях.                  

Очень долго мы шагали,            

Наши  ноженьки устали,            

Наши рученьки устали.

Расслабляет ноги, встряхивает ноги, расслабляет руки, встряхивает руки (руки, ноги – словно ватные, слабые, вялые).

Сейчас сядем, отдохнем              

И ладошки разотрем

2. Самомассаж  мимической мускулатуры. (Снять напряжение с мышц лица.)                    

Мы ладошки растираем                  

И лицо обогреваем,              

Растираем лобик тоже,            

Теплым стать ему поможем.  

Щечки, губки, подбородок разотрем,                                  Дружно губки пожуем.                

Там живет наш язычок,            

Пусть погреется дружок.

Ребенок выполняет соответствующие тексту движения: лёгкими массажными движениями поглаживает лоб, нос, щёки, губы, подбородок.                                          

3. Артикуляционная гимнастика  (Совершенствовать артикуляционную моторику: умение принимать и  удерживать позу, переключаться с одного артикуляционного движения на другое.) Ребенок  выполняет статические и динамические артикуляционные упражнения под комментирующую речь логопеда. 

1. «Улыбка»   

Губки наши потянулись,      

Широко нам улыбнулись.                

2. «Лопаточка» (широкий язык на нижней губе).                          

 Язычок пошел гулять,                                    

На крылечке отдыхать.                                    

 3. «Язычок замерз, спрятался за зубы» (широкий  распластанный язык удерживать на нижней губе, спрятать за нижние зубы).                                                         4. «Почистим зубы»                       

Стал язычок плясать,                            

Зубки наши не узнать.                                    

5. «Сердитый язык»                                       

С языком случилось что-то,                        

Он толкает зубы.                                          

6. «Горка»                                         

 Спинка языка сейчас,                            

Станет горочкой  у нас!                              

7. Подули на «горку»   

4. Объявление темы (Вырабатывать длительную, плавную, направленную воздушную струю. Совершенствовать мимические движения. Учить  передавать эмоции: удивление, задумчивость, радость. Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.)

Ребенку предлагается картинка: на синем фоне белые сугробы в виде силуэтов девочки, мальчика, собаки, прикрытые бумажными снежинками.

– Сколько снега намело, сдуй снег. Сделай вдох и подуй на снежинки, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой.  Ребенок сдувает снежинки.   

– Что ты увидел?    (Я увидел сугробы).      

- Удивись, какие высокие сугробы! Задумайся, на кого похожи сугробы?                                                        – Догадался, обрадовался! Ребенок выполняет соответствующие тексту мимические движения. Передает  эмоции: удивления, задумчивости, радости.                                                                                

 - На кого похож последний сугроб?   (На собаку).                                                         

 – Правильно, смотри: вот собака  (выставляется игрушка).                                

 – Скажи, какой звук я выделила голосом? (Логопед произносит слово, длительно выделяя голосом звук  С: сссобака).   (Звук С).

- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно говорить звук С.

5. Произношение изолированного звука С (Закрепить правильное произношение  изолированного звука С.  Учить управлять своим голосовым аппаратом, изменять силу голоса.)

- Спой песенку водички.  (Вдох, на выдохе  – с-с-с….. ребенок длительно произносит изолированный звук  С).

- Теперь произнеси звук С тихо, громче, громко. (Ребенок произносит изолированный звук  С  тихо, громче, громко.) 

- Накачай насос. (Вдох, на выдохе отрывисто произносит 5 раз звук С.)

6. Анализ артикуляции  звука С   (Закрепить знание правильной артикуляции звука С.)

- Расскажи, как правильно произносится звук С. Ребенок рассказывает, как правильно произносится звук  С по схеме: губы, зубы, язык, голосовые связки, воздушная струя.  Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов. Зубы сближены. Язык «горочкой». (Кончик языка загнут и упирается в нижние                                                  передние зубы. Спинка языка поднимается.) Посередине языка «желобок», по которому проходит узкая  холодная воздушная струя. «Горлышко не дрожит» (голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.)

7. Автоматизация звука  С  в слогах    (Закрепить правильное произношение звука С в прямых слогах, развивать слуховое внимание.)                                           

 – Собака заскучала, позовем ее хозяев! Я произнесу слог один раз, а ты повторяй этот же слог два раза и два раза ударяй в металлофон.

Логопед

Ребенок произносит каждый слог  два раза, одновременно ударяя в металлофон

са

со

су

сэ

сы

са – са

со – со

су – су

сэ -  сэ

сы - сы

-  Вот и хозяева (логопед выставляет кукол: мальчика и девочку).  

– Мальчика зовут Саня, а девочку – Соня. (Логопед произносит имена детей, выделяя голосом звук С.)  

- Повтори имена детей, выделяя голосом звук С.  

Ребенок произносит имена «Саня», «Соня», выделяя голосом звук С.  

8. Физминутка      «Снежки» (Развивать мелкую моторику, координацию движений.)

- Поиграем с Саней и Соней в снежки.

Раз, два, три, четыре,                                       

Загибает пальчики, начиная с большого;                      

Мы с тобой снежок слепили,                       

лепит «снежки», меняя положение ладоней;                                              

Круглый,                                                    

показывает круг;                        

Крепкий,                                                      

сцепляет пальцы рук;                                                        

Очень гладкий                                                               

гладит одной ладонью другую;                                                      

И совсем, совсем не сладкий.                             

грозит пальчиком;                                              

Раз – подбросим,                                                 

смотрит вверх, подбрасывает воображаемый  снежок;                                            

Два – поймаем,                                                             

приседает, ловит  воображаемый снежок;                                      

Три – уроним                                                                       

встает, роняет воображаемый снежок;                                                  

И сломаем.

топает ногами.

  9. Упражнение «Снежок».  Профилактика миопии

- Проследи взглядом за снежком: снежок полетел вверх, упал вниз; вверх – вниз; снежок полетел влево – вправо,  влево – вправо.     

Ребенок  следит  взглядом за полётом снежка и выполняет упражнение для глаз.   

10. Автоматизация звука  С  в словах. (Закрепить правильное произношение   звука  С в словах; закрепить навык слогового анализа слов. Упражнять в проговаривании двух-, трехсложных слов.)   

- Посмотри:  на снегу лежат «льдинки», собери их. (Ребенок берет картинку – «льдинку» и делает столько шагов, сколько слогов в слове.) Слова: мясо, салат,  колбаса.  

– Сколько шагов ты сделал?  Какое слово длиннее? (Длинное  слово: «кол-ба-са». В слове «кол-ба-са» три слога, а в словах «мя-со», «са-лат» по два слога.)  

11. Автоматизация звука  С в предложении  (Закрепить правильное произношение   звука  С во фразовой речи; упражнять в практическом употреблении  дательного и творительного падежей имен существительных.)

- Посмотри  на картинки, назови, что любит  собака? (Собака любит мясо, колбасу.)    

- Угости собаку, положи в миску. (Ребенок кладет в миску собаке картинки и говорит: Я дам собаке мясо. Я дам собаке колбасу.)

– Угостим Саню и Соню.          

 – Чем угостим детей? Положи в тарелку. (Я угощу Саню и Соню мясом, колбасой и салатом.)  

– Почему ты не угостил собаку салатом?  (Собака не ест салат, не любит.) 

12. Автоматизация звука С в связной речи. Составление рассказа по демонстрации действий   (Закрепить правильное произношение   звука  С в связной речи.)

– Соня и Саня пошли гулять в сад.  Расскажем о Соне и Сане. Слушай и повторяй за мной.  (Логопед выполняет действия с куклами и рассказывает.)  

а) Ребенок повторяет за логопедом по предложению.

Саня и Соня идут в сад. У Сани санки. Саня катает Соню на санках. За ними бегает собака.

б) Самостоятельный рассказ ребенка.    

– Расскажи сам о Соне, Сане и собаке.

13. Итог занятия (Вызвать желание высказать свое мнение, поделиться впечатлениями.)   

- О ком составили рассказ?  (Мы рассказали о Сане и Соне.)                                 

- Какой звук учились правильно говорить?    (Правильно говорил звук С.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы логопедической работы при стертой формой дизартрии

   Стертая форма дизартрии  является  распространенным  речевым  нарушением  у дошкольников.     В настоящее время стертая дизартрия рассм...

Методические рекомендации логопеда для родителей по коррекции стертой формы дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.

     Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая работа включает в себя неск...

Диагностика стертой формы дизартрии у детей дошкольного возраста

Стертая дизартрия характеризуется неярко выраженным нарушением звукопроизношения, обусловленным недостаточной иннервацией органов артикуляции. Часто стертая дизартрия остаетс вне поля зрения специалис...

Рабочая программа коррекционной развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи при стертой форме дизартрии для детей дошкольного возраста (5-7 лет) на 2021-2022 учебный год

Данная программа включает в себя методические рекомендации по преодолению стертой формы дизартрии у  детей с общим недоразвитием речи. Данная программа может применятся  для совершенствовани...

Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками 5-7 лет со стертой формой дизартрии

Описание материала: в данной методической разработке представлены этапы работы с детьми со стертой формой дизартрии. Материал представляет практический интерес для учителей-логопедов, воспитателей кор...