"Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребёнка"
консультация

Корчигина Надежда Владимировна

 "Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребёнка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultats.docx2.31 МБ
Файл profilaktika_rechnar_u_detey_ml.vozrasta.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Профилактика речевых нарушений

у детей  младшего  дошкольного возраста

     Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Снижение уровня языковой культуры общества в целом накладывает отпечаток на развитие речи детей. Маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

     Начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с 3-х летнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные патологии, что способствует их ранней коррекции.

      К 3-м годам в норме:  словарь ребёнка включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространенные предложения, его общение со взрослым становится речевым. Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление в этом возрасте еще несовершенно: нет чистоты звучания шипящих, звуков [р], [л], наблюдается перестановка звуков. Обычно эти особенности исчезают к 4-5 годам жизни.

     Для профилактики речевых нарушений у детей, важно развивать общие речевые навыки.

-Развитие правильного дыхания

     Дыхательная гимнастика: поможет научить ребенка правильно дышать.

Дуть в дудочки, дуть на ватные шарики, надувать воздушные шары. «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть.  Подуть на легкий шарик, плавающий в воде.

- Развитие мелкой моторики

   «Способности детей на кончиках их пальцев», - говорил Сухомлинский. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику. Кроме упражнений в стихотворной форме полезно использовать игры с бусинами, мелкими камешками, крупой, горохом, задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование, обводка, штриховка, раскрашивание. Мелкая моторика развивается в быту постоянно: учим затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться.

-Развитие артикуляционной моторики

    Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями.

1. Максимально открывать и закрывать рот

2. Растягивать губы в улыбочку

3. Вытягивать губы трубочкой

4. «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, покачался на качелях: вверх-вниз, снова спрятался в домик»

5. Худышки-толстячки. Втягивать в себя щеки и надувать и т.д.

- Развитие чувства ритма

    Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

 Формирование умения двигаться в такт с музыкой. Формированию и тренировке умения способствуют упражнения утренней гимнастики, повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах (бубны, барабаны, погремушки), пение, исполнение песенок на клавишных инструментах.

- Развитие понимания речи

    Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Иногда взрослые поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.    

    Речь у ребенка зарождается только в процессе совместной со взрослым предметной деятельности, тогда, когда в его сознании слово, которое произносит взрослый, связывается с предметом, действием или признаком, которое оно обозначает.  Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог.

   Используйте каждый час, каждую минутку, проведенную вместе с ребенком. По дороге в магазин описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина - она красная, она большая, идет собака - она маленькая, добрая, красивая. Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.

- Развитие слухового внимания и фонематического слуха

• «Угадай, что звучит» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.

• «Угадай, чей голос» Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал

• «Узнай музыкальный инструмент» Взрослый показывает как звучат музыкальные инструменты (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.

• Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают

    Телевизор, компьютер, телефон, планшет прочно вошли в нашу жизнь. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей: ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит,  не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, это занятие таит в себе серьёзные  проблемы.

И самая главная и актуальная проблема - отставание в развитии речи.

     Чаще говорите с ребенком, обсуждайте разные вопросы: что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.).  

Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье.   Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться.

   Помните, общение с родителями через разнообразные виды совместной с ними деятельности, ребенок усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий – происходит социализация личности, формируется и развивается её субъективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2021 год. Консультация для родителей: «Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»

Консультация для родителей:«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»...

«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»

laquo;Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»...

«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»

Своевременное и правильное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его обучения в школе....

Консультация для родителей. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка.

laquo;Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»...

Взаимодействие специалистов и семьи в формировании правильной речи ребенка

Взаимодействие специалистов и семьи в формировании правильной речи ребенка.Проблема содружества нашего центра и семьи не нова, сегодня она носит творческий характер благодаря дифференцированному ...